Тема занятия: «Семейный бюджет. Как делать сбережения»
Группа : учащиеся 3 класса
Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
развития навыков планирования.
Планируемые результаты:
Предметные :
понимание и правильное использование экономических терминов;
проведение элементарных финансовых расчётов.
Сформировать понятия: бюджет, семейный бюджет, доход, расходы, сбережения
Метапредметные:
умение планировать свою деятельность;
умение работать в группах для достижения общей цели;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Личностные:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
Форма работы:
индивидуальная;
парная;
фронтальная;
групповая.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
Время проведения - 45 минут.
Актуализация знаний и мотивация
Ребята, сегодня у нас внеурочное занятие по финансовой грамотности.
А что такое финансы? А грамотность?
Какого человека можно назвать финансово грамотным?
Нужны ли нам с вами знания по финансовой грамотности в жизни? Где мы можем воспользоваться этими знаниями?
Ориентировочный этап.
Сегодня я узнала грустную историю об одной семье. Посмотрите и послушайте, пожалуйста. (инсценировка )
(звучит музыкальная заставка для сказки)
Ребята, почему Дед и Баба грустят? (Они потратили всю пенсию, им не на что жить)
О чем они забыли? (о семейном бюджете)
А что такое семейный бюджет? Из чего он складывается?
Предлагаю поиграть в игру «Семейный бюджет» (игра «Доходы и расходы)
Поисково-исследовательский этап (13-15 мин)
Вернемся к истории Деда и Бабы. Какой совет мы можем им дать? (копить деньги, тратить разумно)
Тема нашего занятия «Семейный бюджет. Как делать сбережения»
Сегодня мы попробуем помочь Деду и Бабе научиться разумно тратить пенсию и накопить деньги.
Но так как это герои сказочные, то и деньги у них тоже будут сказочные. А какие именно, вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка:
Эта монетка давно не в ходу –
Её отменили в далеком году.
Имя монетки ты в сказке найдешь,
А называют её медный … (грош)
А вы знаете, что такое грош?
Маша уже нашла в толковом словаре, что же такое грош. Послушаем.
Грош – это старинная монета, ходившая на Руси, которая была равна сначала двум копейкам, а позже – половине копейки.
Мы узнали, что такое грош. И вернемся к понятию, что значит «копить деньги»? (ответы детей)
Правильно, это значит, делать сбережения.
Попробуйте объяснить, что такое сбережения? (объяснения детей)
Сбережения – это резервный фонд семьи. Каждая семья старается так спланировать свой бюджет, чтобы доходы превышали расходы, и оставалось какое-то количество избыточных денег.
Эти сбережения нужны на всякий случай. Жизнь полна неожиданностей, в том числе и таких, которые потребуют материальных расходов. Эти сбережения необходимы, чтобы собрать деньги на солидное приобретение.
А наши Дед с Бабой потратили пенсию на товары первой необходимости? (нет)
Какие товары им были нужны в первую очередь? (продукты)
Составим для них продуктовую корзину из необходимых продуктов. У вас на партах лежат рабочие листы. Отметьте «галочкой» те продукты, которые вы считаете самыми нужными и важными для жизни.
(Дети работают в парах, я хожу, смотрю. Один ученик работает на доске.)
Готовы? Назовите товары, которые вы выбрали. (Вызвать одну пару)
Я тоже составила продуктовую корзину с товарами. Давайте теперь посчитаем, хватит ли Деду и Бабе пенсии на покупку всех этих продуктов, если их доход 100 грошей?
(На доске и продукты с ценами, считают)
Какие результаты у вас получились? Хватит или не хватит 100 грошей на все эти товары? (хватит)
Вы, конечно, знаете, что сейчас очень много различных магазинов. И цены на товары в каждом магазине отличаются. Рассмотрите таблицу (слайд). Здесь представлены цены на некоторые товары из супермаркета, рынка и магазина «Троечка». Ответьте на вопросы, используя данные таблицы:
Где можно купить самое дешевое мясо? (на рынке)
Сколько стоит мука в супермаркете?
На какой товар одинаковая цена в супермаркете и в магазине «Троечка»?
Где овощи стоят дороже?
Где самое недорогое растительное масло?
Отлично справились. А теперь давайте посчитаем, сколько Дед с Бабой заплатят грошей за представленные продукты в разных магазинах. Работаем по рядам. 1-й ряд считает, сколько потратят грошей в супермаркете, 2-й ряд – на рынке, а 3-й – в магазине «Троечка». У вас в рабочем листе это задание №2.
(работают по рядам, задания в рабочем листе и на экране)
Какие результаты у вас получились? Проверим. (ответы на экране)
Мы с вами увидели, что некоторые товары мы можем покупать там, где дешевле. Но, чтобы зря не тратить свои деньги, важно придерживаться некоторых правил. Выберите советы для похода в магазин. (Дети сначала работают самостоятельно, потом один ученик выбирает советы на экране, дети подчеркивают нужный совет, один у доски, остальные в парах или это задание у каждого)
Кто не согласен с выбранными советами?
Молодцы, ребята! Если вы будете следовать данным советам, то никогда не потратите деньги на ненужный товар и сможете сделать какие-то сбережения.
А смогут ли Дед с Бабой отложить сбережения с пенсии?
Что для этого нужно знать? (знать доходы и расходы) Вспомните, какие у них доходы? Сколько грошей их пенсия на двоих? (100 гр)
Какие могут быть расходы у деда с бабой? (оплата за свет, за воду, за дрова, продукты, одежда…)
Как раз сегодня им пришла квитанция за электроэнергию ( за свет), воду и отопление. Посчитаем, сколько нужно заплатить по квитанции. В ваших рабочих листах найдите задание №3 и посчитайте. Проверим. (на слайде)
Вспомним, сколько грошей Дед с Бабой потратили на продукты. (55 гр)
А по квитанции оплатили …. 35 грошей.
Составим таблицу доходов и расходов Деда с Бабой. (слайд)
Остаются ли лишние гроши с пенсии? (да) Сколько? (10 грошей)
Физминутка
По тропинке леший шел, (Ходьба на месте)
Сундук с золотом нашел.
Стал монеты он считать, (Приседания)
С каждым разом приседать.
Леший охает, устал (Наклоны в стороны, руками держаться за голову).
От того что приседал.
Отгадайте загадку и узнаете, какой предмет поможет хранить деньги.
Чтоб хранить свои доходы.
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. (копилка)
По сколько грошей Дед с Бабой могут откладывать в копилку каждый месяц? (по 10)
Дед с Бабой всегда мечтали побывать на курорте. Они никак не могут решить, какой санаторий выбрать и сколько месяцев им придется копить на поездку. Что такое санаторий?
Поможем им. У вас на столах находится путёвка в один из санаториев. У 1-й группы путевка в санаторий «Пятигорский нарзан».
У 2-й группы – путевка в санаторий «Изумрудный» в п. Шмаковка Приморского края.
У 3-й группы – путевка в пансионат Приморский в г. Геленджик.
(Работа в группах, у каждой группы своя путевка. Дети считают, сколько месяцев нужно копить)
Проверим, что у вас получилось. В какой санаторий путевка дешевле? (Санаторий «Изумрудный» п. Шмаковка) Сколько месяцев на нее откладывать гроши? (7)
Сколько придется копить на путевку в санаторий, мы посчитали. Но понадобятся еще и другие расходы. Например, на транспорт (авиабилеты, поезд, автобус), в санатории будут организованы экскурсии, Баба и Дед, наверняка, захотят купить какие-то сувениры для своих друзей.
Предлагаю вам посчитать дополнительные расходы:
транспорт | 25 грошей |
питание | 5 грошей |
экскурсии | 30 грошей |
сувениры | 20 грошей |
Сколько еще месяцев нужно будет копить, учитывая дополнительные расходы? ( 7 месяцев – путевка + 8 месяцев – доп расходы = 15 месяцев)
Давайте подумаем, могут ли наши герои отказаться от самого необходимого, чтобы откладывать больше денег в копилку? (нет, но можно экономить)
На чем можно экономить? (на коммунальных услугах)
Как можно сэкономить на ком. услугах? (выключать свет в комнате, где никого нет, не включать зря воду и т п)
Правильно. Нельзя отказываться от необходимого, но можно произвести точный расчет затрат на удовлетворение конкретных потребностей.
Рефлексия.
Вспомните нашу сказку. Предлагаю вам придумать конец сказки про Деда и Бабу. (3 мин)
Послушаем, что у вас получилось.
Согласны ли вы с тем, что «правильное ведение хозяйства» - это, прежде всего, умение экономить?
Пригодятся ли вам в жизни знания по семейному бюджету? А как вы можете использовать эти знания?
Ребята, а у вас есть копилки? Делаете ли вы сбережения? Откуда у вас появляются деньги в копилке?
Сегодня вы были очень активными и помогли Деду с Бабой. Я хочу подарить каждому из вас этот счастливый грошик. Положите его себе в копилку, он будет привлекать деньги. У меня тоже есть своя счастливая монетка. Она лежит у меня в кошельке и приносит мне удачу. (показать)