СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему "Семейный бюджет. Как делать сбережения"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка включает в себя конспект занятия по теме "Семейный бюджет. Как делать сбережения". Занятие разработано на основе сказки "Курочка Ряба"

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему "Семейный бюджет. Как делать сбережения"»

Тема занятия: «Семейный бюджет. Как делать сбережения»

Группа : учащиеся 3 класса

Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

развития навыков планирования.

Планируемые результаты:

Предметные :

  • понимание и правильное использование экономических терминов;

  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Сформировать понятия: бюджет, семейный бюджет, доход, расходы, сбережения

Метапредметные:

  • умение планировать свою деятельность;

  • умение работать в группах для достижения общей цели;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Личностные:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

Форма работы:

  • индивидуальная;

  • парная;

  • фронтальная;

  • групповая.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.

Время проведения - 45 минут.



Актуализация знаний и мотивация

Ребята, сегодня у нас внеурочное занятие по финансовой грамотности.

А что такое финансы? А грамотность?

Какого человека можно назвать финансово грамотным?

Нужны ли нам с вами знания по финансовой грамотности в жизни? Где мы можем воспользоваться этими знаниями?

  1. Ориентировочный этап.

Сегодня я узнала грустную историю об одной семье. Посмотрите и послушайте, пожалуйста. (инсценировка )

(звучит музыкальная заставка для сказки)

Ребята, почему Дед и Баба грустят? (Они потратили всю пенсию, им не на что жить)

О чем они забыли? (о семейном бюджете)

А что такое семейный бюджет? Из чего он складывается?

Предлагаю поиграть в игру «Семейный бюджет» (игра «Доходы и расходы)

  1. Поисково-исследовательский этап (13-15 мин)

Вернемся к истории Деда и Бабы. Какой совет мы можем им дать? (копить деньги, тратить разумно)

Тема нашего занятия «Семейный бюджет. Как делать сбережения»

Сегодня мы попробуем помочь Деду и Бабе научиться разумно тратить пенсию и накопить деньги.

Но так как это герои сказочные, то и деньги у них тоже будут сказочные. А какие именно, вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка:

Эта монетка давно не в ходу –

Её отменили в далеком году.

Имя монетки ты в сказке найдешь,

А называют её медный … (грош)

А вы знаете, что такое грош?

Маша уже нашла в толковом словаре, что же такое грош. Послушаем.

Грош – это старинная монета, ходившая на Руси, которая была равна сначала двум копейкам, а позже – половине копейки.

Мы узнали, что такое грош. И вернемся к понятию, что значит «копить деньги»? (ответы детей)

Правильно, это значит, делать сбережения.

Попробуйте объяснить, что такое сбережения? (объяснения детей)

Сбережения – это резервный фонд семьи. Каждая семья старается так спланировать свой бюджет, чтобы доходы превышали расходы, и оставалось какое-то количество избыточных денег.

Эти сбережения нужны на всякий случай. Жизнь полна неожиданностей, в том числе и таких, которые потребуют материальных расходов. Эти сбережения необходимы, чтобы собрать деньги на солидное приобретение.

А наши Дед с Бабой потратили пенсию на товары первой необходимости? (нет)

Какие товары им были нужны в первую очередь? (продукты)

Составим для них продуктовую корзину из необходимых продуктов. У вас на партах лежат рабочие листы. Отметьте «галочкой» те продукты, которые вы считаете самыми нужными и важными для жизни.

(Дети работают в парах, я хожу, смотрю. Один ученик работает на доске.)

Готовы? Назовите товары, которые вы выбрали. (Вызвать одну пару)

Я тоже составила продуктовую корзину с товарами. Давайте теперь посчитаем, хватит ли Деду и Бабе пенсии на покупку всех этих продуктов, если их доход 100 грошей?

(На доске и продукты с ценами, считают)

Какие результаты у вас получились? Хватит или не хватит 100 грошей на все эти товары? (хватит)

Вы, конечно, знаете, что сейчас очень много различных магазинов. И цены на товары в каждом магазине отличаются. Рассмотрите таблицу (слайд). Здесь представлены цены на некоторые товары из супермаркета, рынка и магазина «Троечка». Ответьте на вопросы, используя данные таблицы:

  1. Где можно купить самое дешевое мясо? (на рынке)

  2. Сколько стоит мука в супермаркете?

  3. На какой товар одинаковая цена в супермаркете и в магазине «Троечка»?

  4. Где овощи стоят дороже?

  5. Где самое недорогое растительное масло?

Отлично справились. А теперь давайте посчитаем, сколько Дед с Бабой заплатят грошей за представленные продукты в разных магазинах. Работаем по рядам. 1-й ряд считает, сколько потратят грошей в супермаркете, 2-й ряд – на рынке, а 3-й – в магазине «Троечка». У вас в рабочем листе это задание №2.

(работают по рядам, задания в рабочем листе и на экране)

Какие результаты у вас получились? Проверим. (ответы на экране)

Мы с вами увидели, что некоторые товары мы можем покупать там, где дешевле. Но, чтобы зря не тратить свои деньги, важно придерживаться некоторых правил. Выберите советы для похода в магазин. (Дети сначала работают самостоятельно, потом один ученик выбирает советы на экране, дети подчеркивают нужный совет, один у доски, остальные в парах или это задание у каждого)



Кто не согласен с выбранными советами?

Молодцы, ребята! Если вы будете следовать данным советам, то никогда не потратите деньги на ненужный товар и сможете сделать какие-то сбережения.

А смогут ли Дед с Бабой отложить сбережения с пенсии?

Что для этого нужно знать? (знать доходы и расходы) Вспомните, какие у них доходы? Сколько грошей их пенсия на двоих? (100 гр)

Какие могут быть расходы у деда с бабой? (оплата за свет, за воду, за дрова, продукты, одежда…)

Как раз сегодня им пришла квитанция за электроэнергию ( за свет), воду и отопление. Посчитаем, сколько нужно заплатить по квитанции. В ваших рабочих листах найдите задание №3 и посчитайте. Проверим. (на слайде)

Вспомним, сколько грошей Дед с Бабой потратили на продукты. (55 гр)

А по квитанции оплатили …. 35 грошей.

Составим таблицу доходов и расходов Деда с Бабой. (слайд)

Остаются ли лишние гроши с пенсии? (да) Сколько? (10 грошей)

Физминутка

По тропинке леший шел, (Ходьба на месте)

Сундук с золотом нашел.

Стал монеты он считать(Приседания)

С каждым разом приседать.

Леший охает, устал (Наклоны в стороны, руками  держаться за голову).

От того что приседал.



Отгадайте загадку и узнаете, какой предмет поможет хранить деньги.

Чтоб хранить свои доходы.

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине. (копилка)


По сколько грошей Дед с Бабой могут откладывать в копилку каждый месяц? (по 10)

Дед с Бабой всегда мечтали побывать на курорте. Они никак не могут решить, какой санаторий выбрать и сколько месяцев им придется копить на поездку. Что такое санаторий?

Поможем им. У вас на столах находится путёвка в один из санаториев. У 1-й группы путевка в санаторий «Пятигорский нарзан».

У 2-й группы – путевка в санаторий «Изумрудный» в п. Шмаковка Приморского края.

У 3-й группы – путевка в пансионат Приморский в г. Геленджик.

(Работа в группах, у каждой группы своя путевка. Дети считают, сколько месяцев нужно копить)

Проверим, что у вас получилось. В какой санаторий путевка дешевле? (Санаторий «Изумрудный» п. Шмаковка) Сколько месяцев на нее откладывать гроши? (7)

Сколько придется копить на путевку в санаторий, мы посчитали. Но понадобятся еще и другие расходы. Например, на транспорт (авиабилеты, поезд, автобус), в санатории будут организованы экскурсии, Баба и Дед, наверняка, захотят купить какие-то сувениры для своих друзей.

Предлагаю вам посчитать дополнительные расходы:

транспорт

25 грошей

питание

5 грошей

экскурсии

30 грошей

сувениры

20 грошей

Сколько еще месяцев нужно будет копить, учитывая дополнительные расходы? ( 7 месяцев – путевка + 8 месяцев – доп расходы = 15 месяцев)

Давайте подумаем, могут ли наши герои отказаться от самого необходимого, чтобы откладывать больше денег в копилку? (нет, но можно экономить)

На чем можно экономить? (на коммунальных услугах)

Как можно сэкономить на ком. услугах? (выключать свет в комнате, где никого нет, не включать зря воду и т п)

Правильно. Нельзя отказываться от необходимого, но можно произвести точный расчет затрат на удовлетворение конкретных потребностей.

  1. Рефлексия.

Вспомните нашу сказку. Предлагаю вам придумать конец сказки про Деда и Бабу. (3 мин)

Послушаем, что у вас получилось.

Согласны ли вы с тем, что «правильное ведение хозяйства» - это, прежде всего, умение экономить?

Пригодятся ли вам в жизни знания по семейному бюджету? А как вы можете использовать эти знания?

Ребята, а у вас есть копилки? Делаете ли вы сбережения? Откуда у вас появляются деньги в копилке?

Сегодня вы были очень активными и помогли Деду с Бабой. Я хочу подарить каждому из вас этот счастливый грошик. Положите его себе в копилку, он будет привлекать деньги. У меня тоже есть своя счастливая монетка. Она лежит у меня в кошельке и приносит мне удачу. (показать)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!