СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по экологии "Три тайны жизни"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по экологии "Три тайны жизни" можно использовать во внеурочной деятельности, на уроках, для школьников 5-6 класса. Цель: сформировать у учащихся первоначальные представление об экологии как науке; раскрыть связи между живой и неживой природой; взаимоотношения внутри живой природы; показать как влияние антропогенной деятельности может изменить природу; формирование экологического сознания- понимание роли человека

Просмотр содержимого документа
«Занятие по экологии "Три тайны жизни"»

Занятие кружка «Юные экологи и краеведы»


Три тайны жизни

Цель: сформировать у учащихся первоначальные представление об экологии как науке; раскрыть связи между живой и неживой природой; взаимоотношения внутри живой природы; показать как влияние антропогенной деятельности может изменить природу; формирование экологического сознания- понимание роли человека.

1. Организационный момент.

Формулировка цели занятия.

  1. Понятие о науке. Экология- наука, которая изучает связи между живой и неживой природой; взаимоотношения внутри живой природы и между природой и человеком.

3. Путешествие во времени и пространстве.

Руководитель кружка. Познакомимся с легендой о племени, которое называло себя « Дети Солнца».

«Племя жило на своих землях много лет назад, так много, как песчинок в горсти песка, что сосчитать их невозможно. Оно владело бескрайними лесами, полями, лугами, долгое время люди жили привольно и спокойно. Но однажды заметили, что там, где раньше бурлили прозрачные и быстрые, как олень, реки, застыли мутные воды, там, где когда- то была плодородная пашня, простирается безжизненная пустошь. А там, где когда- то царила красота и гармония в природе, стало голо и уныло. Тогда старейшин из старейших созвал племя и обратился к нему со словами: «Беда к нам пришла от того, что мы забыли древние секреты жизни. Нам нужны смелые и благородные люди, которые найдут разгадку тайны и помогут нам выжить.»

И вышли тогда вперед юноши и девушки. И было их столько, сколько вас сейчас в классе и были они того же возраста, как и вы.

Старейшин из старейших отвел их в отдаленное урочище, где еще зеленели деревья, вода была еще чистой, птицы еще радовали слух своим пением. Там в укрытой ветвями пещере. Он показал им волшебную лодку. (Картина реки с лодкой).

«Вы отправитесь вниз по реке, - сказал старейший из старейших, - и по пути познаете 3 тайны жизни. Эти знания должны помочь вам вернуть красоту и гармонию в природе. Лодка будет двигаться то медленно, то быстро в поисках истины. Вы даже будете превращаться в различные живые существа.

Каждому из отправившихся в путь дал старейших по каменной шкатулке, а в ней было 3 разноцветных бусинки (желтая, зеленая, красная), 4 белых и шелковый шнур .

На своем пути вы трижды подвергнетесь испытанию. Внимательно следите за тем, что случится с вами. Эти превращения помогут вам понять, каким образом, 3 тайны жизни связаны между собой и составляют единое целое.

Как только вы будете готовы к тому, чтобы познать очередную тайну жизни, нанижите на шнур белую бусину, и тайна раскроется вам. Белые бусины соединяют между собой цветные, вместе составляют единое целое- саму жизнь.

Молодые путешественники отправились по реке. Вдруг река сделала неожиданный поворот, и путешественники увидели красиво цветущий луг (показать картину или слайд), услышали музыку.

Путешественники решили, что они готовы познать 1 тайну жизни, и нанизали на шелковый шнур белую бусинку. (Учащиеся нанизывают бусинки). Они почувствовали, что их ноги увязли в почве, и превратились в растения луга: одуванчик, ромашку, клевер, мятлик...Путешественникам пришлось несколько часов прожить жизнь растений, а потом они снова превратились в учащихся.

Фронтальная беседа с учащимися

- Какие вы еще знаете растения этого природного сообщества?

- Значение для растений факторов неживой природы (абиотических ) : температуры, воды, света, почвы, ветра.

Солнце- источник тепла, энергии, света;

Почва - источник минеральных веществ и воды.

Ветер помогает распространять семена.

1 тайна- во взаимосвязи живой и неживой природы.

Путешественники нанизали желтую бусинку на шнур- как символ этой связи. Поплыли дальше и увидели дубраву. Пришло время второй белой бусинки, они ее нанизали и почувствовали, что их руки деревенеют, ноги вязнут в почве, становясь могучими корнями дерева. Каждый из молодых людей стал деревом этого леса, каждый из них почувствовал, что в его листве, коре находят пищу, убежище другие организмы. Через некоторое время произошло обратное превращение деревьев в людей.

Фронтальная беседа

- Рассказать об обитателях дубравы.

- Какие связи существуют между ними?

- Нарисовать пищевые цепи из продуцентов, консументов, редуцентов.

Они познали 2 тайну - взаимоотношения между живыми организмами.

Путешественники нанизали зеленую бусинку- символ связей внутри живой природы и поплыли дальше вниз по течению реки. Река вынесла их в открытое море. Настало время третьей белой бусинки. Они нанизали ее и почувствовали, что их руки стали белыми крыльями. Люди превратились в прекрасных морских птиц- чаек (слайд или картина). Они услышали крик птиц. Эти птицы лишь на несколько секунд садились на воду передохнуть и вновь кружились и кружились.

Увидели темное пятно, но не придали этому значение. Крылья у птиц вымазались черной грязью (нефтью).

Путешественники вновь стали людьми. А благодаря чайкам познали

3 тайну - связи человека с природой.

Ведь это по его вине погибли птицы. И нанизали третью бусинку- как символ связи человека с природой.

Но только человек обладает разумом. От его действий будет зависеть, изменится к лучшему или худшему окружающая природа.

4. Закрепление материала.

Путешественники нанизали последнюю белую бусинку, появился старейший из старейших. Он сказал: «Вы познали третью тайну жизни»

А теперь завяжите крепким узлом шелковый шнур и пусть этот узел никогда не развязывается: пусть эти 3 тайны будут крепко связаны в вашем ожерелье и составят единое целое.

- Что означают 3 бусинки на вашем ожерелье? Давайте еще раз переберем их по очереди.

Желтая- символ связи живой и неживой природы. Пусть на все растения луга поливаются только чистые, а не кислотные дожди; ветер несет только чистое дыхание, а не ядовитую пыль с заводов; почва будет питательной и плодородной.

Зеленая- символ связей внутри живой природы. Пусть всегда растут могучие дуби и другие растения, а рядом с ними обитают различные живые существа.

Красная- символ связи человека (антропогенный фактор) и природы. Пусть действия человека в природе будут строго обдуманными и неопасными для нее.

Но самое главное испытание впереди. Настало время вернуться к людям нашего племени и вместе с ними восстановить плодородие почвы, чистоту воздуха, воды, разнообразие растений и животных.

Восстановить те хрупкие природные связи, которые были разрушены по вине человека.

Вот такая существует легенда!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!