Занятие кружка «Юные экологи и краеведы»
Три тайны жизни
Цель: сформировать у учащихся первоначальные представление об экологии как науке; раскрыть связи между живой и неживой природой; взаимоотношения внутри живой природы; показать как влияние антропогенной деятельности может изменить природу; формирование экологического сознания- понимание роли человека.
1. Организационный момент.
Формулировка цели занятия.
Понятие о науке. Экология- наука, которая изучает связи между живой и неживой природой; взаимоотношения внутри живой природы и между природой и человеком.
3. Путешествие во времени и пространстве.
Руководитель кружка. Познакомимся с легендой о племени, которое называло себя « Дети Солнца».
«Племя жило на своих землях много лет назад, так много, как песчинок в горсти песка, что сосчитать их невозможно. Оно владело бескрайними лесами, полями, лугами, долгое время люди жили привольно и спокойно. Но однажды заметили, что там, где раньше бурлили прозрачные и быстрые, как олень, реки, застыли мутные воды, там, где когда- то была плодородная пашня, простирается безжизненная пустошь. А там, где когда- то царила красота и гармония в природе, стало голо и уныло. Тогда старейшин из старейших созвал племя и обратился к нему со словами: «Беда к нам пришла от того, что мы забыли древние секреты жизни. Нам нужны смелые и благородные люди, которые найдут разгадку тайны и помогут нам выжить.»
И вышли тогда вперед юноши и девушки. И было их столько, сколько вас сейчас в классе и были они того же возраста, как и вы.
Старейшин из старейших отвел их в отдаленное урочище, где еще зеленели деревья, вода была еще чистой, птицы еще радовали слух своим пением. Там в укрытой ветвями пещере. Он показал им волшебную лодку. (Картина реки с лодкой).
«Вы отправитесь вниз по реке, - сказал старейший из старейших, - и по пути познаете 3 тайны жизни. Эти знания должны помочь вам вернуть красоту и гармонию в природе. Лодка будет двигаться то медленно, то быстро в поисках истины. Вы даже будете превращаться в различные живые существа.
Каждому из отправившихся в путь дал старейших по каменной шкатулке, а в ней было 3 разноцветных бусинки (желтая, зеленая, красная), 4 белых и шелковый шнур .
На своем пути вы трижды подвергнетесь испытанию. Внимательно следите за тем, что случится с вами. Эти превращения помогут вам понять, каким образом, 3 тайны жизни связаны между собой и составляют единое целое.
Как только вы будете готовы к тому, чтобы познать очередную тайну жизни, нанижите на шнур белую бусину, и тайна раскроется вам. Белые бусины соединяют между собой цветные, вместе составляют единое целое- саму жизнь.
Молодые путешественники отправились по реке. Вдруг река сделала неожиданный поворот, и путешественники увидели красиво цветущий луг (показать картину или слайд), услышали музыку.
Путешественники решили, что они готовы познать 1 тайну жизни, и нанизали на шелковый шнур белую бусинку. (Учащиеся нанизывают бусинки). Они почувствовали, что их ноги увязли в почве, и превратились в растения луга: одуванчик, ромашку, клевер, мятлик...Путешественникам пришлось несколько часов прожить жизнь растений, а потом они снова превратились в учащихся.
Фронтальная беседа с учащимися
- Какие вы еще знаете растения этого природного сообщества?
- Значение для растений факторов неживой природы (абиотических ) : температуры, воды, света, почвы, ветра.
Солнце- источник тепла, энергии, света;
Почва - источник минеральных веществ и воды.
Ветер помогает распространять семена.
1 тайна- во взаимосвязи живой и неживой природы.
Путешественники нанизали желтую бусинку на шнур- как символ этой связи. Поплыли дальше и увидели дубраву. Пришло время второй белой бусинки, они ее нанизали и почувствовали, что их руки деревенеют, ноги вязнут в почве, становясь могучими корнями дерева. Каждый из молодых людей стал деревом этого леса, каждый из них почувствовал, что в его листве, коре находят пищу, убежище другие организмы. Через некоторое время произошло обратное превращение деревьев в людей.
Фронтальная беседа
- Рассказать об обитателях дубравы.
- Какие связи существуют между ними?
- Нарисовать пищевые цепи из продуцентов, консументов, редуцентов.
Они познали 2 тайну - взаимоотношения между живыми организмами.
Путешественники нанизали зеленую бусинку- символ связей внутри живой природы и поплыли дальше вниз по течению реки. Река вынесла их в открытое море. Настало время третьей белой бусинки. Они нанизали ее и почувствовали, что их руки стали белыми крыльями. Люди превратились в прекрасных морских птиц- чаек (слайд или картина). Они услышали крик птиц. Эти птицы лишь на несколько секунд садились на воду передохнуть и вновь кружились и кружились.
Увидели темное пятно, но не придали этому значение. Крылья у птиц вымазались черной грязью (нефтью).
Путешественники вновь стали людьми. А благодаря чайкам познали
3 тайну - связи человека с природой.
Ведь это по его вине погибли птицы. И нанизали третью бусинку- как символ связи человека с природой.
Но только человек обладает разумом. От его действий будет зависеть, изменится к лучшему или худшему окружающая природа.
4. Закрепление материала.
Путешественники нанизали последнюю белую бусинку, появился старейший из старейших. Он сказал: «Вы познали третью тайну жизни»
А теперь завяжите крепким узлом шелковый шнур и пусть этот узел никогда не развязывается: пусть эти 3 тайны будут крепко связаны в вашем ожерелье и составят единое целое.
- Что означают 3 бусинки на вашем ожерелье? Давайте еще раз переберем их по очереди.
Желтая- символ связи живой и неживой природы. Пусть на все растения луга поливаются только чистые, а не кислотные дожди; ветер несет только чистое дыхание, а не ядовитую пыль с заводов; почва будет питательной и плодородной.
Зеленая- символ связей внутри живой природы. Пусть всегда растут могучие дуби и другие растения, а рядом с ними обитают различные живые существа.
Красная- символ связи человека (антропогенный фактор) и природы. Пусть действия человека в природе будут строго обдуманными и неопасными для нее.
Но самое главное испытание впереди. Настало время вернуться к людям нашего племени и вместе с ними восстановить плодородие почвы, чистоту воздуха, воды, разнообразие растений и животных.
Восстановить те хрупкие природные связи, которые были разрушены по вине человека.
Вот такая существует легенда!