Занятие элективного курса по русскому языку
Тема : Цитаты и способы цитирования
Романова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Русский язык. Элективное занятие.
Класс: 9
Цели : 1) повторить материал, изученный учащимися о цитатах и дополнить, расширить их знания;
2) дать представление о различных способах цитирования;
3) научить введению в сочинение цитат разными способами.
Оборудование урока : таблицы со схемами постановки знаков препинания при цитировании разными способами; цитаты из произведений А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, И.С.Тургенева; тетради учащихся для творческих работ по литературе с сочинениями для исправления ошибок.
Ход занятия
Организационный момент. Сообщение темы, цели занятия, знакомство с планом предстоящей работы.
Повторение изученного.
- Что такое цитата?
- С какой целью используются цитаты и в каких случаях?
-Что вы знаете о правилах оформления цитат и знаках препинания в предложениях с ними?
3. Слово учителя о цитатах и составление кратких записей – памятки о цитатах: « Правила цитирования».
- Сочинение не следует « перегружать» цитатами, их не должно быть много ( 5- 6).
- Цитировать надо точно, воспроизводить текст слово в слово, поскольку неточно сть цитирования, искажение цитаты - это фактическая ошибка (Ф)
- При цитировании в сокращённом виде вместо пропущенных слов необходимо ставить многоточие; не следует использовать громоздких цитат.
- Цитируемых авторов следует представить, например : великий педагог Ушинский, известный литературовед…, выдающийся критик…
- Цитируя слова персонажей ( особенно в драматических произведениях), обязательно указывайте, кому принадлежит высказывание. Например: Кабаниха, по словам Килигина, « нищих оделяет, а домашних заела совсем».
- Цитаты должны естественно вплетаться в ткань сочинения, они служат подтверждением, развитием мысли автора, а не повторением сказанного.
Анализ примера с ошибкой :
Пушкин призывал своего друга посвятить жизнь родине:
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
Запись в исправленном виде :
Отношения Пушкина с лучшими из его друзей строились на возвышенных чувствах, высоких помыслах. Вот с каким призывом обратился поэт к Чаадаеву:
Мой друг, отчизне посвятим…
- Эмоциональную речь героев произведения нецелесообразно цитировать, т.к. при этом теряется её тональность. Вспомним сцену из «Дубровсого»:
Троекуров, не говоривший по – французски, позвал к себе Машу и сказал ей : «Скажи-ка ты этому мусье, что так и быть – принимаю его только с тем, чтобы он у меня за моими девушками не осмелился волочиться, не то я его, собачьего сына… Переведи ему это, Маша».
Маша покраснела и , обратясь к учителю, сказала ему по-французски, что отецеё надеется на его скромность и порядочное поведение».
Способы цитирования и их иллюстрация схемами и примерами.
А) Точное ( грамматически оформляется, как предложение с прямой речью).
А: «П». «П» ,- а. «П,- а,-п » .
Пример из поэмы «Слово о полку Игореве»:
Князь Игорь – человек смелый, отважный. Отправляясь в поход против половцев, он призывает дружинников честью постоять за свободу родины: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон».
Б) Частичное, выборочное – изложение содержания цитаты с включением отдельных слов и выражений ( грамматически оформляется, как сложноподчинённое предложение с союзом ЧТО).
При этом в главной части предложения следует использовать слова : говорил, заметил, подчеркнул, считал, думал, утверждал, полагал…
Отважный воин, князь Игорь. Отправляясь в поход, призывает дружинников помнить о воинской чести. Он говорит, что лучше погибнуть, чем бесславно сдаться в плен. Он зовёт ратников сесть « на своих борзых коней» и двинуться к дону.
В) Ссылка на цитату без приведения её самой ( грамматически оформляется, как простое предложение с косвенным дополнением).
Князь Игорь отличается смелостью и воинской честью. Об этом свидетельствует его обращение к дружине иперед началом похода.
Г) С помощью вводной конструкции.
Как говорил князь Игорь, «лучше в битве пасть…»
По словам князя Игоря, «лучше в битве пасть…»
Тренировочное упражнение Задание : определить способ цитирования
А) Базаров утверждает: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». (точное цитирование с помощью прямой речи) А: «П».
Б) Базаров называет природу «мастерской» , а человека - «работником» в ней. (частичное, выборочное)
В) По словам Базарова, «природа не храм…» ( вводное словосочетание)
Г) Базаров – человек очень рациональный, об этом свидетельствует его высказывание о природе. ( ссылка на цитату)
6. Самостоятельная работа. Задание : оформить разными способами знаменитое высказывание героя комедии А.С.Грибоедова – Александра Андреевича Чацкого : «Служить бы рад, прислушиваться тошно».
7. Подведение итогов работы.