СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие элективного курса по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение материала о способах цитирования.

Просмотр содержимого документа
«Занятие элективного курса по русскому языку»

Занятие элективного курса по русскому языку

Тема : Цитаты и способы цитирования

  • Романова Елена Анатольевнаучитель русского языка и литературы

Разделы:  Русский язык. Элективное занятие.

Класс: 9

Цели : 1) повторить материал, изученный учащимися о цитатах и дополнить, расширить их знания;

2) дать представление о различных способах цитирования;

3) научить введению в сочинение цитат разными способами.

Оборудование урока : таблицы со схемами постановки знаков препинания при цитировании разными способами; цитаты из произведений А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, И.С.Тургенева; тетради учащихся для творческих работ по литературе с сочинениями для исправления ошибок.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Сообщение темы, цели занятия, знакомство с планом предстоящей работы.

  2. Повторение изученного.

- Что такое цитата?

- С какой целью используются цитаты и в каких случаях?

-Что вы знаете о правилах оформления цитат и знаках препинания в предложениях с ними?

3. Слово учителя о цитатах и составление кратких записей – памятки о цитатах: « Правила цитирования».

- Сочинение не следует « перегружать» цитатами, их не должно быть много ( 5- 6).

- Цитировать надо точно, воспроизводить текст слово в слово, поскольку неточно сть цитирования, искажение цитаты - это фактическая ошибка (Ф)

- При цитировании в сокращённом виде вместо пропущенных слов необходимо ставить многоточие; не следует использовать громоздких цитат.

- Цитируемых авторов следует представить, например : великий педагог Ушинский, известный литературовед…, выдающийся критик…

- Цитируя слова персонажей ( особенно в драматических произведениях), обязательно указывайте, кому принадлежит высказывание. Например: Кабаниха, по словам Килигина, « нищих оделяет, а домашних заела совсем».

- Цитаты должны естественно вплетаться в ткань сочинения, они служат подтверждением, развитием мысли автора, а не повторением сказанного.

Анализ примера с ошибкой :

Пушкин призывал своего друга посвятить жизнь родине:

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Запись в исправленном виде :

Отношения Пушкина с лучшими из его друзей строились на возвышенных чувствах, высоких помыслах. Вот с каким призывом обратился поэт к Чаадаеву:

Мой друг, отчизне посвятим…

- Эмоциональную речь героев произведения нецелесообразно цитировать, т.к. при этом теряется её тональность. Вспомним сцену из «Дубровсого»:

Троекуров, не говоривший по – французски, позвал к себе Машу и сказал ей : «Скажи-ка ты этому мусье, что так и быть – принимаю его только с тем, чтобы он у меня за моими девушками не осмелился волочиться, не то я его, собачьего сына… Переведи ему это, Маша».

Маша покраснела и , обратясь к учителю, сказала ему по-французски, что отецеё надеется на его скромность и порядочное поведение».

  1. Способы цитирования и их иллюстрация схемами и примерами.

А) Точное ( грамматически оформляется, как предложение с прямой речью).

А: «П». «П» ,- а. «П,- а,-п » .

Пример из поэмы «Слово о полку Игореве»:

Князь Игорь – человек смелый, отважный. Отправляясь в поход против половцев, он призывает дружинников честью постоять за свободу родины: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон».

Б) Частичное, выборочное – изложение содержания цитаты с включением отдельных слов и выражений ( грамматически оформляется, как сложноподчинённое предложение с союзом ЧТО).

При этом в главной части предложения следует использовать слова : говорил, заметил, подчеркнул, считал, думал, утверждал, полагал…

Отважный воин, князь Игорь. Отправляясь в поход, призывает дружинников помнить о воинской чести. Он говорит, что лучше погибнуть, чем бесславно сдаться в плен. Он зовёт ратников сесть « на своих борзых коней» и двинуться к дону.

В) Ссылка на цитату без приведения её самой ( грамматически оформляется, как простое предложение с косвенным дополнением).

Князь Игорь отличается смелостью и воинской честью. Об этом свидетельствует его обращение к дружине иперед началом похода.

Г) С помощью вводной конструкции.

Как говорил князь Игорь, «лучше в битве пасть…»

По словам князя Игоря, «лучше в битве пасть…»

  1. Тренировочное упражнение Задание : определить способ цитирования

А) Базаров утверждает: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». (точное цитирование с помощью прямой речи) А: «П».

Б) Базаров называет природу «мастерской» , а человека - «работником» в ней. (частичное, выборочное)

В) По словам Базарова, «природа не храм…» ( вводное словосочетание)

Г) Базаров – человек очень рациональный, об этом свидетельствует его высказывание о природе. ( ссылка на цитату)

6. Самостоятельная работа. Задание : оформить разными способами знаменитое высказывание героя комедии А.С.Грибоедова – Александра Андреевича Чацкого : «Служить бы рад, прислушиваться тошно».

7. Подведение итогов работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!