Сочинение – рассуждение.
Искусство.
(задание 15.3)
Учитель русского языка и литературы
МКОУ Морозовская СОШ
Гончарова Ирина Ивановна
Человек бывает человеком только благодаря размышлению.
Пьер Буаст
Выразительно прочитайте высказывания известных людей, определите тему высказываний:
- Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. Д. Дидро
- Искусство есть заражение чувствами других людей. Л.Н. Толстой
- Дело художника — рождать радость. К.Г. Паустовский
Тема:
Сочинение – рассуждение.
Искусство (задание 15.3).
Человек бывает человеком только благодаря размышлению.
Пьер Буаст
Дело художника — рождать радость.
К.Г. Паустовский
Интерактивный музей Речеведения
Маршрут виртуальной квест-экскурсии.
- Касса музея .
- Зал практической лингвистики
- Зал речеведения
- Библиозал
- Портретная галерея
- Творческая мастерская
Касса музея
- Дайте определение изобразительно-выразительным средствам: эпитет, метафора, сравнение, фразеологизм.
2. Что такое стилистические синонимы?
3. Расскажите о правописании приставок
4. Какие виды подчинительной связи в словосочетаниях вы знаете?
5. Назовите средства связи в ССП
Зал практической лингвистики
Выполни самостоятельно тест по тексту.
1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.
2) И вдруг купол над ней зацвёл звёздами.
3) Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.
4) Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.
2.Из предложений 33 – 36 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости последующего согласного.
3.Замените разговорное слово «рвануться» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом.
4.Замените словосочетание «звёздный свет», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
5. В предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
И вдруг купол над ней зацвёл звёздами,(1) и откуда-то с высот,(2) нарастая,(3) ширясь и крепчая,(4)полилась музыка. Она даже знала,(5) что это музыка Чайковского,(6) и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу,(7) подстерегающую их.
Проводим взаимопроверку
- 1. 3
- 2. Разлилась
- 3. Встать
- 4. Свет звезд
- 5. 1
Оцениваем
- Каждый правильный ответ – 1 балл
Зал красноречия
Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому. Платон
Рассуждение
– это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-
следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.
Основная коммуникативная цель
рассуждения – убедить, объяснить.
Зал красноречия
Соберите опорную схема сочинения-рассуждения .
1 группа: составьте схему на доске, отобрав нужные понятия
2 группа: выберите нужные определения композиционных частей
Тезис –
это утверждение, которое требуется доказать
это доказательства, факты,
подтверждающие выдвинутый тезис
Аргументы –
Вывод -
подведение итогов рассуждения
Композиция сочинения 15.3
15.3. Как Вы понимаете значение слова … ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое …» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
1 аргумент - пример
из прочитанного текста
Вывод
Тезис -
определение
понятия
2 аргумент - пример
из жизненного опыта
Фразы – связки:
- При введении аргументов в сочинение, помимо слов
во-первых, во-вторых, можно использовать такие фразы:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте…
Докажем эту мысль на примерах из текста... Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение могу сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
Библиозал
Есть много путей
Творенье может пережить творца:
В современном искусстве,
Творец уйдет, природой побежденный,
Где есть и любовь,
Однако образ, им запечатленный,
И высокие чувства.
Веками будет согревать сердца.
Простой обыватель
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
Живёт, как умеет,
И смертное меня не тронет тленье.
Художник по-своему
Мир лицезреет. М. Львовский
Микеланджело
Лексическая работа со словарями
- Проведите исследование различных источников, найдите определение понятия «искусство».
- Подберите возможные
- синонимы к слову,
- прилагательные,
- глаголы
Составляем кластер
Картинная галерея
В.А.Моцарт
А.С.Пушкин
М.И.Глинка
Творческая
мастерская
Мое мнение
1. Достигли ли вы целей,
поставленных в начале урока?
2. Чему вы научились?
3. Продолжите фразу «На уроке мне…»
Домашнее задание.
Напишите сочинение-рассуждение по тексту,
с которым вы работали на уроке, используя все полученные материалы.
Использованные ресурсы:
Фон - http://elenaranko.ucoz.ru/
Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько, 2017
Образовательный блог «По уши в ОГЭ и ЕГЭ» http://uchimcauchitca.blogspot.ru/