СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к занятию элективного курса по русскому языку в 9 классе «Подготовка к написанию сочинения на этическую тему»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация сопровождает занятие элективного курса по русскому языку "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  на этическую тему (задание 15.3)"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к занятию элективного курса по русскому языку в 9 классе «Подготовка к написанию сочинения на этическую тему»»

Сочинение – рассуждение. Искусство. (задание 15.3) Учитель русского языка и литературы МКОУ Морозовская СОШ Гончарова Ирина Ивановна

Сочинение – рассуждение.

Искусство.

(задание 15.3)

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Морозовская СОШ

Гончарова Ирина Ивановна

Человек бывает человеком только благодаря размышлению.    Пьер Буаст

Человек бывает человеком только благодаря размышлению.

Пьер Буаст

Выразительно прочитайте высказывания известных людей,  определите тему высказываний: Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.  Д. Дидро Искусство есть заражение чувствами других людей.  Л.Н. Толстой   Дело художника — рождать радость.  К.Г. Паустовский

Выразительно прочитайте высказывания известных людей, определите тему высказываний:

  • Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. Д. Дидро
  • Искусство есть заражение чувствами других людей. Л.Н. Толстой  
  • Дело художника — рождать радость. К.Г. Паустовский
Тема: Сочинение – рассуждение. Искусство (задание 15.3). Человек бывает человеком только благодаря размышлению.    Пьер Буаст Дело художника — рождать радость.  К.Г. Паустовский

Тема:

Сочинение – рассуждение.

Искусство (задание 15.3).

Человек бывает человеком только благодаря размышлению.

Пьер Буаст

Дело художника — рождать радость.

К.Г. Паустовский

Интерактивный музей Речеведения

Интерактивный музей Речеведения

Маршрут виртуальной квест-экскурсии. Касса музея . Зал практической лингвистики Зал речеведения Библиозал Портретная галерея Творческая мастерская

Маршрут виртуальной квест-экскурсии.

  • Касса музея .
  • Зал практической лингвистики
  • Зал речеведения
  • Библиозал
  • Портретная галерея
  • Творческая мастерская
Касса музея Дайте определение изобразительно-выразительным средствам: эпитет, метафора, сравнение, фразеологизм. 2. Что такое стилистические синонимы? 3. Расскажите о правописании приставок 4. Какие виды подчинительной связи в словосочетаниях вы знаете? 5. Назовите средства связи в ССП

Касса музея

  • Дайте определение изобразительно-выразительным средствам: эпитет, метафора, сравнение, фразеологизм.

2. Что такое стилистические синонимы?

3. Расскажите о правописании приставок

4. Какие виды подчинительной связи в словосочетаниях вы знаете?

5. Назовите средства связи в ССП

Зал практической лингвистики

Выполни самостоятельно тест по тексту.

1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.

2) И вдруг купол над ней зацвёл звёздами.

3) Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

4) Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.

2.Из предложений 33 36 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от  звонкости последующего согласного.

3.Замените разговорное слово  «рвануться»  в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом.

4.Замените словосочетание  «звёздный свет», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. 

5. В предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной  связью.

И вдруг купол над ней зацвёл звёздами,(1) и откуда-то с высот,(2) нарастая,(3) ширясь и крепчая,(4)полилась музыка. Она даже знала,(5) что это музыка Чайковского,(6) и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу,(7) подстерегающую их.

Проводим взаимопроверку 1. 3 2. Разлилась 3. Встать 4. Свет звезд  5. 1  Оцениваем Каждый правильный ответ – 1 балл

Проводим взаимопроверку

  • 1. 3
  • 2. Разлилась
  • 3. Встать
  • 4. Свет звезд
  • 5. 1

Оцениваем

  • Каждый правильный ответ – 1 балл
Зал красноречия  Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому. Платон

Зал красноречия

Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому. Платон

Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно- следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.  Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.

Рассуждение

это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-

следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.

Основная коммуникативная цель

рассуждения – убедить, объяснить.

Зал красноречия  Соберите опорную схема сочинения-рассуждения . 1 группа: составьте схему на доске, отобрав нужные понятия 2 группа: выберите нужные определения композиционных частей  Тезис – это утверждение, которое требуется доказать это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис Аргументы – Вывод - подведение итогов рассуждения

Зал красноречия

Соберите опорную схема сочинения-рассуждения .

1 группа: составьте схему на доске, отобрав нужные понятия

2 группа: выберите нужные определения композиционных частей

Тезис –

это утверждение, которое требуется доказать

это доказательства, факты,

подтверждающие выдвинутый тезис

Аргументы

Вывод -

подведение итогов рассуждения

Композиция сочинения 15.3 15.3.  Как Вы понимаете значение слова  … ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему  «Что такое …» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:  один пример- аргумент приведите   из прочитанного текста, а  второй –   из Вашего жизненного опыта. 1 аргумент - пример из прочитанного текста Вывод Тезис - определение понятия 2 аргумент -  пример из жизненного опыта

Композиция сочинения 15.3

15.3. Как Вы понимаете значение слова  … ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему  «Что такое …» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:  один пример- аргумент приведите   из прочитанного текста, а  второй –   из Вашего жизненного опыта.

1 аргумент - пример

из прочитанного текста

Вывод

Тезис -

определение

понятия

2 аргумент - пример

из жизненного опыта

Фразы – связки: При введении аргументов в сочинение, помимо слов во-первых, во-вторых, можно использовать такие фразы: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте…   Докажем эту мысль на примерах из текста...   Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...     Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом, ...  Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение могу сказать, что ... Мы убеждаемся в том, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ...

Фразы – связки:

  • При введении аргументов в сочинение, помимо слов

во-первых, во-вторых, можно использовать такие фразы:

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте…

Докажем эту мысль на примерах из текста... Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 

  •  

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

Таким образом, ... 

Итак, ...

Следовательно, ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение могу сказать, что ...

Мы убеждаемся в том, что ...

Обобщая сказанное, ...

Из этого следует, что ...

Библиозал Есть много путей Творенье может пережить творца:  В современном искусстве, Творец уйдет, природой побежденный,  Где есть и любовь, Однако образ, им запечатленный,  И высокие чувства. Веками будет согревать сердца.  Простой обыватель Я тысячами душ живу в сердцах  Всех любящих, и, значит, я не прах,  Живёт, как умеет, И смертное меня не тронет тленье.   Художник по-своему Мир лицезреет. М. Львовский Микеланджело 

Библиозал

Есть много путей

Творенье может пережить творца: 

В современном искусстве,

Творец уйдет, природой побежденный, 

Где есть и любовь,

Однако образ, им запечатленный, 

И высокие чувства.

Веками будет согревать сердца. 

Простой обыватель

Я тысячами душ живу в сердцах 

Всех любящих, и, значит, я не прах, 

Живёт, как умеет,

И смертное меня не тронет тленье.  

Художник по-своему

Мир лицезреет. М. Львовский

Микеланджело 

Лексическая работа со словарями Проведите исследование различных источников, найдите определение понятия «искусство». Подберите возможные синонимы к слову, прилагательные, глаголы

Лексическая работа со словарями

  • Проведите исследование различных источников, найдите определение понятия «искусство».
  • Подберите возможные
  • синонимы к слову,
  • прилагательные,
  • глаголы
Составляем кластер

Составляем кластер

Картинная галерея  В.А.Моцарт А.С.Пушкин М.И.Глинка

Картинная галерея

В.А.Моцарт

А.С.Пушкин

М.И.Глинка

Творческая мастерская

Творческая

мастерская

Мое мнение 1. Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока?  2. Чему вы научились?  3. Продолжите фразу «На уроке мне…» Домашнее задание.  Напишите сочинение-рассуждение по тексту, с которым вы работали на уроке, используя все полученные материалы.

Мое мнение

1. Достигли ли вы целей,

поставленных в начале урока?

2. Чему вы научились?

3. Продолжите фразу «На уроке мне…»

Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение по тексту,

с которым вы работали на уроке, используя все полученные материалы.

Использованные ресурсы:  Фон - http://elenaranko.ucoz.ru/  Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько, 2017  Образовательный блог «По уши в ОГЭ и ЕГЭ» http://uchimcauchitca.blogspot.ru/

Использованные ресурсы:

Фон - http://elenaranko.ucoz.ru/

Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько, 2017

Образовательный блог «По уши в ОГЭ и ЕГЭ» http://uchimcauchitca.blogspot.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!