СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Что такое подвиг"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Что такое подвиг"»

Занятие в кадетском классе «Что такое подвиг?»

-Ребята! Поколение молодых сегодня часто обвиняют в бездуховности, отсутствии идеалов. Я твёрдо знаю, что это не так. Да, смена поколений – это нередко смена интересов, взглядов. Но в сердце, в характере каждого есть то, что переходит из поколения в поколение и остаётся навечно.

Чтобы определиться с темой нашего занятия и его основными терминами, предлагаю отгадать кроссворд. (Задание групповое для каждого ряда) (Приложение 1: Кроссворд)

Качества характера, которые вы отгадали в кроссворде, объединяют всех нас и позволяют, несмотря ни на что, верить в ставшие крылатыми слова Максима Горького о том, что «В жизни всегда есть место подвигу». Тема нашего классного часа «В нашей жизни всегда есть место подвигу» В одноимённом рассказе М. Горького главная героиня говорит: «В жизни… всегда есть место подвигам... Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяя или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...»

– Как вы понимаете эти слова? Что такое подвиг? Подвиг – важное по своему значению действие, совершённое в трудных, опасных условиях; самоотверженный героический поступок.

Работа в парах. На листочках запишите 5 качеств характера, которыми должен обладать герой.

Очень много человеческих качеств заложено в этом маленьком слове: храбрость, решительность, отвага, бесстрашие, человеколюбие, патриотизм, высоконравственность, готовность к самопожертвованию, умение мгновенно принять главное в жизни решение, ответственность и т.д.

-А теперь вам будут предложены действия человека: вам надо будет выбрать: подвиг или обычный поступок:

Спасти утопающего,

вытащить из огня,

помочь малышу,

задержать преступника,

донести сумку старушке,

навестить больного товарища,

слетать в космос,

испытать на себе действие новой вакцины,

разбить клумбу у школы.

-Чаще всего люди совершают подвиги в военное время. - Назовите фамилии людей, совершивших, по вашему мнению, подвиг (ответы детей)

-Ребята, давайте вспомним подвиг Романа Филипова.

Родился 13 августа 1984 года в Воронеже. Отец Николай Серафимович Филипов — военный лётчик, был штурманом на Су-24. Мать Елена Викторовна — медсестра. Младшая сестра — Маргарита.

В 2001 году окончил среднюю общеобразовательную школу № 85 Воронежа. Хорошо учился, увлекался спортом, мечтал стать лётчиком. Проходил обучение в Армавирском центре Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова. На 4 курсе перевёлся в филиал в Борисоглебске и продолжил учёбу в Борисоглебском учебном авиационном центре подготовки лётного состава имени В. П. Чкалова.

С 2006 года служил в 187-м гвардейском штурмовом авиационном полку (войсковая часть № 13984), в селе Черниговка Приморского края. Прошёл все должности от старшего лётчика до заместителя командира эскадрильи штурмового авиаполка Восточного военного округа, откуда и был откомандирован в расположение авиационной группы ВКС России в Сирии, где принимал участие в военных операциях в качестве командира звена штурмовиков Су-25СМ]. Филипов был лётчиком-асом штурмовой авиации, неоднократно принимал участие во всероссийских военных манёврах «Авиадартс», где в 2013 году занял второе место среди штурмовиков. Являлся военным лётчиком первого класса, в общей сложности налетал 1300 часов и совершил около 80 боевых вылетов.

Последний бой

3 февраля 2018 года при выполнении облёта зоны деэскалации «Идлиб» для контроля режима прекращения огня ведущий в паре российский штурмовик Су-25СМ под управлением майора Филипова вблизи города Серакиб был сбит выстрелом из переносного зенитного ракетного комплекса, предположительно, системы «Стингер». Лётчик попытался удержать самолёт в воздухе и доложил, что атакован ракетой, после чего катапультировался. На земле пилот попал в окружение боевиков и погиб в последовавшем за этим бою: отстреливаясь от нападавших из пистолета Стечкина, был тяжело ранен, а затем подорвал себя гранатой со словами «Это вам за пацанов!» Ведомый командира звена штурмовиков поддерживал командира огнём с воздуха, выполнил несколько атак, отработал по машинам, которые приближались к оливковой роще, где был Роман. Уничтожил два автомобиля и покинул зону только по аварийному остатку топлива.

Ответственность за поражение из ПЗРК взяли на себя боевики террористической организации «Джабхат Фатх аш-Шам» (известная ранее как «Джебхат ан-Нусра») и повстанческой «Сирийской свободной армии» (группировка «Джайш ан-Наср» в её составе). Ответным высокоточным ударом российских военных в данном квадрате было уничтожено три десятка боевиков, с последующим проведением зачистки территории подразделениями специального назначения Сирийской арабской армии при поддержке ВКС России с целью эвакуации тела лётчика и деталей самолёта. С этой же целью были проведены и спецоперации российскими и турецкими спецслужбами.

6 февраля 2018 года тело погибшего лётчика было доставлено на подмосковный военный аэродром Чкаловский.

Утром 8 февраля на аэродроме Чкаловский состоялась церемония прощания, после чего гроб с телом героя был доставлен спецбортом военно-транспортной авиации в Воронеж.

Прощание родных, близких, сослуживцев и жителей города с Романом Филиповым прошло в Доме офицеров в Северном жилом районе Воронежа. В траурных мероприятиях принял участие главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Сергей Суровикин.

Прослушивание песни Сергея России «Это вам за пацанов»

https://vk.com/audios54615042?q=%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D0%B2%D0%B0%D0%BC%20%D0%B7%D0%B0%20%D0%BF%D0%B0%D1%86%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2

-У некоторых ребят подвиг связывается с физической силой, отвагой, мужеством, которые можно проявить только в боях и сраженьях. Можно ли совершить мужественный поступок в мирное время? (Ответы учащихся).

Вот примеры из мирной жизни:

-10-летний школьник Миша Ермонов из села Майорка Алтайского края спас утопающего мальчика. Юный спасатель награжден нагрудным знаком МЧС России. Этой высокой награды удостаиваются, как правило, спасатели-профессионалы.

- 12-летний Стас Слынько проснулся ночью от треска горящей мебели и запаха дыма. Мать в то время была на работе в ночную смену. Он закричал: «Мы горим!» и побежал в детскую, где спала 5-летняя сестра. Он схватил ее, завернул в одеяло, открыл окно и выбил москитную сетку. Кинул вниз сестру и выпрыгнул сам. Следом выпрыгнула тётя. Профессиональные спасатели говорят, что оказавшись в огне, ребенок действовал предельно точно и смело. Станиславу Слынько вручена медаль «За отвагу на пожаре».

-Но, ребята, следует отличать подвиг от необдуманных и глупых поступков, например, если молодой человек бросается с моста или перебегает перед идущим поездом на спор с "друзьями", то здесь нет положительного социального эффекта. Это риск, который ни кому не нужен. Это не подвиг.

-Также следует отличать многолетний или напряженный пусть и добросовестный труд от подвига. Подвиг совершается быстро. Это не многолетний труд. Это не длительный напряженный и неэффективный труд. В некоторых случаях подвижник жертвует своей жизнью для того, чтобы спасти других, а то и многих. В этом значение социальной эффективности.

-В сложных человеко-машинных системах, например, в авиации, подвиг в случае нештатных ситуаций основан на знании техники и ситуации.

Основной лозунг подвига: "Действовать не напряженно или опасно, а действовать эффективно".

- Наверное, каждый задумывался о том, сможет ли он совершить подвиг? Хватит ли у него смелости, пожертвовать собой ради кого-то?

-Как должен вести себя человек после того, как совершил подвиг? Он должен ждать награды, слов благодарности от спасенных? (Нет.)

- Ребята, мы сегодня говорили о подвиге. Героями не рождаются, ими становятся по велению совести. Меня очень радует то, что еще существуют такие героические профессии как спасатели, пожарные, полицейские и солдаты, которые дают возможность людям проявлять высокие нравственные качества и спасать жизнь, попавшим в беду.

-Подумайте и ответьте на вопросы: - В каких ситуациях вам приходилось проявлять смелость, мужество? - Как вы развиваете свою волю, целеустремленность, смелость? Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются не обязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь.

- Ребята, героями быть – это очень почетно. Но не каждому в жизни доведется им стать. Не стоит думать: «Ах, как бы мне совершить подвиг и прославиться?». Кто так думает, тот не герой, а человек, желающий славы. Помните о том, что мы должны любить своих ближних и заботиться о них повседневно. Особенно о тех, кто в этом нуждается. Помогать больным, защищать слабых и невиновных– это в какой-то степени тоже маленький повседневный подвиг.

-Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги. - О чем мы сегодня говорили? (О подвигах). - Какие качества присущи человеку, способному на героический поступок? Сейчас мне хочется узнать, о чем вы задумались после услышанного сегодня? Что вас взволновало? Вам было интересно? И мне. Вы очень мне помогли. Я благодарю вас за это. Мне хочется верить, что в каждом из вас живет герой. Всего доброго, ребята.


Кроссворд

По вертикали:

3. психологическая установка и поведение, решительность при возникновении опасности противостоять страху и идти на оправданный риск ради определенной цели (смелость)

4.  храбрость, бесстрашие, синоним доблести.(отвага)

5.  человек исключительной смелости и доблести (герой)

По горизонтали:

1. духовное достоинство человека, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями.(честь)

2. доблестное действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях; форма выражения подвижничества.(подвиг)





Штурмовик Су-25СМ «Роман Филипов»





Качества характера, которыми должен обладать герой











Качества характера, которыми должен обладать герой











Качества характера, которыми должен обладать герой














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!