СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заглавная буква в именах собственных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Заглавная буква в именах собственных»

1.1 Урок русского языка в 1 классе

Технологическая карта урока


Тема: «Заглавная буква в именах собственных».


Цель: создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён нарицательных; учить применять эти знания подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные» и написанию имен собственных с заглавной буквы.

Задачи:

образовательная: формировать знания о правилах написания; учить использовать полученные знания на практике;

развивающая: содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы

воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

Метапредметные:

познавательные: работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;

коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Оборудование урока: презентация, индивидуальные карточки.

Ход урока

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД





Организационный момент.


–Здравствуйте, ребята!

- Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке

Книжка, ручка и тетрадки!

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и  ….. (внимательным)

Все пиши, не отставая,

Слушай …. (не перебивая)

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё (понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку…. (поднимать)!

Приветствуют учителя.

Выполняют задания.

Личностные: правильно идентифицировать себя с позицией школьника.

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать.





Актуализация знаний. 

Орфографическая разминка







Повторение «Правил красивого письма».

Минутка чистописания

- А сейчас вспомним всё, что мы уже знаем.

  • Сколько букв в русском алфавите?   (33)

  • На какие группы делятся буквы?  (гласные и согласные)

  • Сколько гласных букв? (10)

  • Что мы знаем о гласных? (тянутся, поются)

  • А какими бывают гласные звуки?  ( ударные, безударные)

  • Сколько согласных букв?  (21)

  • Чем они отличаются от гласных?(не тянутся)

  • А какие бывают согласные звуки?  (звонкие и глухие , твердые и мягкие)

  • Какие буквы звука не дают?

  • Запишите :

1. Заглавные

к А и р г Л ф х М

2. Только гласные

о р т и е з ы с м ё ю с я

3. Только согласные

е и м т а о л ш н а д в


Повторяют «Правила красивого письма».











Прописывают буквы А Л и М «носом» в воздухе, «глазами», затем в тетради по образцу.


Личностные: правильно идентифицировать себя с позицией школьника.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать.






Самоопределение к деятельности.


Выберите букву, чтобы запись была верной.(слайд)

1) Мою собаку зовут (Ш,ш)арик.

2) Малыш несёт воздушный (Ш,ш)арик.

Проверка.

  • Какое слово повторяется в 1 и 2 предложении?

  • Можно ли оба слова написать с маленькой или с большой буквы? Почему?

  • Послушайте стихотворение Е. Измайлова про заглавную букву.

(слайд)

Буква обычная выросла вдруг

Выросла выше букв – подруг

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк!

В букве большой – уважения знак!

  • Определите тему нашего урока. Какова тема нашего урока?

  • Как вы думаете, чему будем сегодня учиться на уроке?

Отвечают на вопросы.

Обосновывают выбор.



















Определяют тему урока цель урока.






Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: классифицировать объекты.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной речи.




















































Работа над новым материалом.



Первичное усвоение знаний





























Физкультминутка




Прочитайте стихотворение.

- Прочитайте (вполголоса). Вслух.


Жили-были дед да баба

с маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

называли Жучкой,

А Хохлаткою они

звали собачонку,

А ещё была у них

курица Бурёнка,

А коровушку свою

кликали Мурёнка.

  • Что заметили необычного?

  • Что заставило вас улыбаться? Правильно ли даны клички животным?

(Здесь поэт перепутал все клички)

  • Ребята, зачем человек дает животным клички? Давайте восстановим порядок (слайд).

  • Какой вывод можно сделать? (Кличка животного должна соответствовать внешним особенностям и повадкам животного)

Мишка вылез из берлоги.

1. Беседа

  • Кого называют Бурёнкой? Любую ли корову можно назвать Буренкой? (слайд)

 (Буренка – бурая, серовато-рыжая окраска).

  • Запишите, кого как надо назвать:

собака Жучка

курица Хохлатка

корова Буренка

кошка Мурка

  • Молодцы! У вас все получилось


  • Ребята, а ещё какие слова пишутся слова  пишутся  с  заглавной  буквы?

  • Сейчас мы отгадаем загадки и запишем слова.


1. И у мамы, и у папы есть,

И у дочки есть,  и у внучки есть,

Чтобы его узнать, надо вслух его назвать.(Имя)


2. У мамы, у папы, у дочки  – что одинаково звучит?(Фамилия)


3. В два ряда дома стоят,

Десять, сорок, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят.(Улица)


4. Величав, красив и молод,

     За рекою вырос…….. (Город).  

  • Кто  догадался,  какие  слова  пишутся  с  заглавной  буквы и почему? Запомните:

 Имена, фамилии, клички, города:

Всё с заглавной буквы пишется всегда.

  • А для чего нам нужны все эти знания?  Где мы их можем применить?(в жизни)

  • Какие имена, фамилии, названия городов вы знаете?

Читают. Устанавливают несоответствия









Отвечают на вопросы.













Делают выводы.







Записывают в тетрадь.













Отгадывают загадки





Повторяют правило

Приводят примеры

Личностные: осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

Продолжите предложения:

- Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я повторил …

Узнал …

Ну а в конце нашего урока я предлагаю вам оценить свою работу. Перед вами два смайлика. Если у вас сегодня всё получилось и вам было всё понятно, поднимите зелёный смайлик, ну а если получилось не всё - красный.

Спасибо за урок.




Работают с Листом самооценки.







Определяют свое эмоциональное состояние на уроке («Смайлик успеха» –в Приложении)




















Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: оценка-осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осуществлять итоговый контроль.

Познавательные:

общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Закрепление нового материала.







Физкультминутка












1. Работа по карточкам (Взаимопроверка карточек).

Найди пару.

петух Крикун,

мальчик Крылов

город Валя

фамилия Сивка

тётя Дмитрий

жеребёнок Тула

  • Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы - надо присесть, а если прозвучит слово, которое пишется заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.

 Собака, Мурка, кошка, Милка, Дружок, мама, Маша, груша, учитель, Денис, весна.

3. Работа в парах по карточкам.

-Подчеркните в каждом столбике слово, которое пишется с заглавной буквы.

Фунтик

волк

медведь

Кеша

коза

Пушок

Тузик

Дереза

лиса

Алиса

попугай

свинка


Осуществляют взаимопроверку.















Показывают знак «Работа в паре закончена».

Проговаривают в соответствии с выполненными заданиями правило употребления заглавной буквы в кличках животных

Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи.

Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Познавательные:

общеучебные – уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.









Итог урока.

-О чем мы сегодня говорили на уроке?

-Чему учились?

-Какие слова пишутся с большой буквы?



Отвечают на вопрос.



Личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.









Рефлексия

  • Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

Продолжите предложения:

  • Сегодня на уроке я научился…

  • Сегодня на уроке я повторил …

  • Узнал …


  • Оцените свою работу. Перед вами два смайлика. Если на уроке вам было всё понятно, поднимите зелёный смайлик, а если вам было трудно и непонятно - красный.

  • Спасибо за урок!





Отвечают на вопрос









Определяют свое эмоциональное состояние на уроке







Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: оценка-осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осуществлять итоговый контроль.

Познавательные:

общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!