СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задержка речевого развития (ЗРР)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития относится к «дизонтогенезу по типу задержанного развития, что характеризуется замедленным темпом формирования вербальной речи с временной фиксацией на более ранних возрастных этапах».

 (Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. Астапов В.М.,\ М.:\1994г.)

 

«Развитие речи ребенка при ЗРР отличается от нормального только своими темпами, закономерности же формирования лексико-грамматических структур в импрессивной и экспрессивной речи соответствуют нормальному онтогенезу. Характер использования грамматических структур детьми с ЗРР соответствует уровню речевого развития нормального ребенка, младшего по возрасту. Дети с ЗРР способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями, что мало доступно детям с ОНР».

(Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для  логопеда. 1998г.)

«В анамнезе детей с ЗРР не содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход развития. В этих случаях обращает на себя внимание, прежде всего, обратимая динамика речевой недостаточности.

У детей с ЗРР характер речевых ошибок менее специфичен, чем при ОНР. Преобладают ошибки типа смешения продуктивной и непродуктивной форм множественного числа («стулы», «листы»), унификация окончаний родительного падежа множественного числа («карандашов», «птичков», «деревов»).  У этих детей отстает от нормы объем речевых навыков, для них характерны ошибки, свойственные детям более младшего возраста.

Несмотря на определенные отклонения от возрастных нормативов (в особенности в сфере фонетики), речь детей обеспечивает ее коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором поведения. У них более выражены тенденции к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условиях свободного общения, что позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу». 

(Логопедия. \ под ред. Л.С.Волковой. 2-е изд.1995г.\)

 

«Вопросы отграничения ОНР от временных обратимых состояний, трактуемых обычно как задержка речевого развития, неодинаково разрешаются различными исследователями. Некоторые авторы, понимая под ОНР недостаточную сформированность всех языковых систем, включают в это понятие и более обратимые состояния. Однако диалектический подход к проблеме речевых нарушений у детей делает необходимым разграничение различных нарушений речевого развития, прежде всего в зависимости от динамики их проявления и преодоления. Наблюдения показывают, что часть детей, имеющих на определенном  возрастном этапе несформированность всех сторон речи, при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект и в дальнейшем успешно обучаться в массовой школе. Другая же часть детей, имевших в дошкольном возрасте сходные речевые нарушения, даже после систематических логопедических занятий в ряде случаев оказываются не в состоянии полностью преодолеть свою речевую недостаточность и в дальнейшем, обучаясь в условиях специальной школы для детей с речевыми расстройствами, продолжают иметь в течение ряда лет выраженные речевые нарушения. Вероятно, механизмы возникновения и структура речевой недостаточности не одинаковы у детей, имевших в младшем дошкольном возрасте внешне сходные речевые дефекты, но различную динамику последующего формирования речи.

Необходимость отграничения ОНР от ЗРР возникает в младшем дошкольном возрасте, когда отмечаются позднее начало речи и замедленный темп ее развития. Наиболее точное разграничение этих состояний возможно в процессе обучающего логопедического воздействия. Одним из важных диагностических критериев является возможность усвоения ребенком грамматических норм родного языка.  На 1 уровне речевого развития ребенок с ОНР почти полностью не понимает грамматических изменений слов. При ЗРР ребенок часто достаточно хорошо понимает обращенную речь, в том числе и значение грамматических изменений слов; у него отсутствуют смешения в понимании значений слов, имеющих сходное звучание. В ходе становления речи при ЗРР отсутствуют нарушения структуры слов и аграмматизм, столь характерные и стойкие как у детей с ОНР».

(Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн.для  логопеда. 1998г.)

Просмотр содержимого документа
«Задержка речевого развития (ЗРР)»

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития относится к «дизонтогенезу по типу задержанного развития, что характеризуется замедленным темпом формирования вербальной речи с временной фиксацией на более ранних возрастных этапах».

 (Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. Астапов В.М.,\ М.:\1994г.)

 

«Развитие речи ребенка при ЗРР отличается от нормального только своими темпами, закономерности же формирования лексико-грамматических структур в импрессивной и экспрессивной речи соответствуют нормальному онтогенезу. Характер использования грамматических структур детьми с ЗРР соответствует уровню речевого развития нормального ребенка, младшего по возрасту. Дети с ЗРР способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями, что мало доступно детям с ОНР».

(Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для  логопеда. 1998г.)

«В анамнезе детей с ЗРР не содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход развития. В этих случаях обращает на себя внимание, прежде всего, обратимая динамика речевой недостаточности.

У детей с ЗРР характер речевых ошибок менее специфичен, чем при ОНР. Преобладают ошибки типа смешения продуктивной и непродуктивной форм множественного числа («стулы», «листы»), унификация окончаний родительного падежа множественного числа («карандашов», «птичков», «деревов»).  У этих детей отстает от нормы объем речевых навыков, для них характерны ошибки, свойственные детям более младшего возраста.

Несмотря на определенные отклонения от возрастных нормативов (в особенности в сфере фонетики), речь детей обеспечивает ее коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором поведения. У них более выражены тенденции к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условиях свободного общения, что позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу». 

(Логопедия. \ под ред. Л.С.Волковой. 2-е изд.1995г.\)

 

«Вопросы отграничения ОНР от временных обратимых состояний, трактуемых обычно как задержка речевого развития, неодинаково разрешаются различными исследователями. Некоторые авторы, понимая под ОНР недостаточную сформированность всех языковых систем, включают в это понятие и более обратимые состояния. Однако диалектический подход к проблеме речевых нарушений у детей делает необходимым разграничение различных нарушений речевого развития, прежде всего в зависимости от динамики их проявления и преодоления. Наблюдения показывают, что часть детей, имеющих на определенном  возрастном этапе несформированность всех сторон речи, при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект и в дальнейшем успешно обучаться в массовой школе. Другая же часть детей, имевших в дошкольном возрасте сходные речевые нарушения, даже после систематических логопедических занятий в ряде случаев оказываются не в состоянии полностью преодолеть свою речевую недостаточность и в дальнейшем, обучаясь в условиях специальной школы для детей с речевыми расстройствами, продолжают иметь в течение ряда лет выраженные речевые нарушения. Вероятно, механизмы возникновения и структура речевой недостаточности не одинаковы у детей, имевших в младшем дошкольном возрасте внешне сходные речевые дефекты, но различную динамику последующего формирования речи.

Необходимость отграничения ОНР от ЗРР возникает в младшем дошкольном возрасте, когда отмечаются позднее начало речи и замедленный темп ее развития. Наиболее точное разграничение этих состояний возможно в процессе обучающего логопедического воздействия. Одним из важных диагностических критериев является возможность усвоения ребенком грамматических норм родного языка.  На 1 уровне речевого развития ребенок с ОНР почти полностью не понимает грамматических изменений слов. При ЗРР ребенок часто достаточно хорошо понимает обращенную речь, в том числе и значение грамматических изменений слов; у него отсутствуют смешения в понимании значений слов, имеющих сходное звучание. В ходе становления речи при ЗРР отсутствуют нарушения структуры слов и аграмматизм, столь характерные и стойкие как у детей с ОНР».

(Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн.для  логопеда. 1998г.)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!