СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания повышенного уровня. История Древнего мира.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал с тестовыми заданиями по истории.Данные задания составлены на базе обязательного минимума содержания основного общего образования...

Просмотр содержимого документа
«Задания повышенного уровня. История Древнего мира.»

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ

Задание 1. До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать и писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в окружающей природе: они различали до 240 видов пригодных в пищу диких растений, около 100 видов съедобных улиток и более 20 видов съедобных рыб. Почему эти знания были жизненно необходимы австралийцам? Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев знают природу?

Ответ 1. Австралийцы жили среди природы, были очень наблюдательными, прекрасно разбирались в окружающей среде, от этого зависела их жизнь. Так как основным занятием было собирательство, то они хорошо знали все дары природы, которые можно было употреблять в пищу.

Современные люди мало времени проводят на природе, следовательно, хуже ее знают. У них нет особой необходимости изучать повадки хищников, знать съедобные дары природы, так как это не жизненно важно.



Задание 2. Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия. Предположите, каким из арифметических действий люди овладели раньше, чем другим?

Ответ 2. Люди овладели раньше делением, так как все добытое на охоте, собранное в лесу и т. п. надо было разделить между родичами.


Задание 3. Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте. Как выжил этот калека? (Почему он не погиб от голода?) Можно ли на основании этой находки что-либо сказать об отношениях внутри человеческого коллектива?

Ответ 3. Члены первобытных коллективов проявляли заботу друг о друге, помогали немощным, слабым, больным, делили на всех добычу.


Задание 4. Верно ли, что человек каменного века был «царем зверей», но не был «царем природы»? Почему?

Ответ 4. Царь зверей – это охотник, способный (один или в коллективе) добыть любого зверя. Но бороться со стихийными бедствиями (наводнение, пожар, оледенение, засуха) он не может, так что он не царь природы.


Задание 5. Почему люди каменного века заселили гораздо большую часть Земли, чем та, где жили обезьянолюди?

Ответ 5. Применение огня и шитье одежды позволило первобытным людям заселить земли с холодным климатом. Освоение рыбной ловли позволило заселить берега рек и морей.


Задание 6. Как жарили мясо охотники каменного века?

Ответ 6. Мясо пекли на костре, зарыв в золу или в виде шашлыка.


Задание 7. Могли ли охотники каменного века сварить суп без глиняной посуды?

Ответ 7. Суп могли варить в природных углублениях либо в сосудах из коры или кожи, бросая туда раскаленные камни из костра.


Задание 8. Знали ли в каменном веке соль и сахар или чем-то их заменяли?

Ответ 8. Соль добывали из солончаков; их хорошо знали многие травоядные звери. Вместо сахара ели мед либо жевали сахарный тростник.


Задание 9. В чем сходства и различия соседской и родовой общин?

Ответ 9. Соседская община в отличие от родовой общины состояла из отдельных семей, где семьи между собой были связаны не родственными, а соседскими отношениями. Каждая семья имела свой скот, участок земли. В обеих общинах оставалось в совместном пользовании пастбище, река и лес.






Задание 10. Почему вожди и старейшины не нуждались в применении силы? Почему в Египте возникли государства?

Ответ 10. При первобытнообщинном строе существовало равенство и не было эксплуатации. Племенной вождь не нуждался в применении силы, его распоряжения выполнялись беспрекословно, поскольку они были выгодны большинству членов племени. Государство возникло в Египте одно-временно с классами: угнетателям необходимо было держать в повиновении крестьян и рабов.


Задание 11. Где использовался труд «живых убитых»?

Ответ 11. Строили гробницы, пасли стада, ухаживали за садами и виноградниками, обрабатывали поля, обслуживали богачей.


Задание 12. Докажите, что медицина в Древнем Египте достигла высокого уровня.

Ответ 12. Искусство египетских врачей прославилось во многих странах мира. Врачи даже разделялись по специальностям, как в наши дни. Об этом писал Геродот.

Каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей; одни лечат глаза, другие – голову, третьи – зубы, четвертые – желудок, пятые – внутренние болезни.

До нашего времени сохранилось 10 древних папирусов по медицине. В самом подробном из них упоминается около 450 болезней и более 700 лекарств.

Археологи находят в Египте бронзовые медицинские инструменты, а в некоторых мумиях сохранились зубные пломбы.


Задание 13. На одном из берегов Нила на границе с пустыней возвышаются величественные сооружения – пирамиды. Греки причисляли их к семи чудесам света. Почему древние греки возводили пирамиды только на левом берегу Нила и никогда не строили их на правом берегу?

Ответ 13. Египтянам казалось, что солнце каждый вечер умирает, заходя за горизонт. Поэтому запад они считали страной смерти. Левый берег Нила является западным.





Задание 14. Египтяне писали умершим письма. В этих письмах они, случалось, упрекали мертвых в совершенных теми уже после смерти недобрых поступках по отношению к живым. Бывало, просили о помощи: например, одна вдова жалуется в письме своему мертвому мужу на двоих негодяев, отнявших у нее дом с обстановкой и прислугой. Вдова просит мужа отомстить обидчикам.

Почему египтяне писали умершим письма?

Ответ 14. Египтяне верили в страну мертвых и посмертное существование человеческой души. По их мнению, сохраняется тесная связь между умершими и живыми. Чтобы мертвые не вредили, а помогали пережившим их близким людям, необходимо было соблюдать похоронные обряды, вспоминать добрыми речами умерших, заботиться об их гробницах.


Задание 15. В гробнице одного из фараонов начертаны такие слова: «Никто еще не приходил оттуда, чтобы рассказать, что там. А потому празднуй прекрасный день, пока ты существуешь. Свершай дела свои на земле по веленью своего сердца… Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно».

О чем здесь идет речь? К чему призывает автор текста? В чем он сомневается?

Ответ 15. Не все жители Египта верили в блаженную жизнь после смерти. Поэтому, считали они, надо использовать все радости земной жизни, пока ты жив.


Задание 16. Китайская империя получила название Поднебесной. Что оно означало?

Ответ 16. Такое название означало, что Китайская империя находится под покровительством неба и, следовательно, является главной на земле.


Задание 17. Какую реку называли «рекой тысячи бедствий» и почему?

Ответ 17. Река Хуанхэ в Китае. Она выходила из берегов, вода обрушивалась на прибрежные поселки, посевы, уничтожая все вокруг.












Задание 18. Ознакомьтесь с текстом.

Наши крысы, наши крысы,

Не грызите вы посевы.

Мы живем у вас три года,

А наград от вас не видно.

Бросим вас, уйдем подальше,

В страны счастья мы пойдем,

В странах счастья, в странах счастья

От кого рыдать начнем?

Вопрос к тексту:

Что означают последние строчки песни?

Ответ 18. Если бедняк-арендатор уйдет от одного богача, то ему все равно придется служить другому

Задание 19. Сравните бумагу, папирус и глиняные таблички. Что удобнее использовать для письма? Докажите.

Ответ 19. Удобнее использовать для письма бумагу. Бумага прочнее папируса, не такая ломкая, ее можно сгибать вдвое, вчетверо, изготавливать из нее тетради; сырье для бумаги – тряпье, древесина – имелось в любой стране. Глиняные книги не боятся огня, но в остальном они сильно уступают бумажным, намного тяжелее и неудобны для переноски.


Задание 20. По данным науки, собака и кошка – древнейшие домашние животные. Любопытно, что южные народы первыми приручили кошку и воздавали ей почести; собака не пользовалась у них таким уважением. Например, в Древнем Египте кошка была священным животным. Человек, нечаянно убивший кошку или даже грубо оттолкнувший ее, рисковал лишиться жизни. Иногда бога солнца Ра изображали в облике огромного кота и обращались к нему со словами: «Ты, великий кот!» Из умерших кошек делали мумии, хоронили их на специальных кладбищах.

В свою очередь, северные народы в древности мало ценили кошку и гораздо больше собаку. Например, в Древней Сибири собаку хоронили с большим почетом: в его могилу клали ожерелье из клыков оленя (это была ценность, которой обладали далеко не все люди). Чем объяснить различие в отношении к кошке и собаке у разных народов?

Ответ 20. Собака у северных охотничьих племен была ездовым животным, охраняла жилище, помогала на охоте. Кошка в странах Древнего Востока защищала земледельцев от грызунов, уничтожавших собранное зерно, а также разносивших опасные болезни.


Задание 21. Двух знаменитых фараонов звали Тутмос III и Хеопс. Могли ли эти владыки Египта что-нибудь знать друг о друге. Обоснуйте вашу мысль.

Ответ 21. Тутмос III жил примерно на 1100 лет позже Хеопса, он мог видеть пирамиду Хеопса и из исторических источников знать о жизни этого фараона.


Задание 22. Известно, что главную роль в гибели Ассирийского царства и разрушении Ниневии сыграли вавилоняне. Мог ли вавилонский царь Хаммурапи участвовать в празднике по случаю этой победы?

Ответ 22. Хаммурапи правил в 1792–1750 гг. до н. э. Ниневия была разрушена в 612 г. до н. э. Вавилонский царь Хаммурапи не мог участвовать в праздновании.


Задание 23. По краткому описанию назовите имя, вспомните, на чьей стороне, по Гомеру, этот бог был в Троянской войне.

а) Лазурнокудрый бог, колебатель земли, бог многомощный, вызывающий бурю на море.

б) Пеннорожденная золотоволосая богиня любви и красоты, «владычица улыбок».

в) Светлоокая Зевсова дочь, мощная в бранях, богиня победы, дарующая мудрость.

г) Главный владыка, всемогущий бог-громовержец, супруг белолокотной Геры.

д) Бурный, кровожадный бог, истребитель народов, стен сокрушитель, кровью покрытый бог войны, мужегубец. Сын Зевса и Геры. Следом за ним несутся его сыновья Деймос и Фобос – Ужас и Страх.

Ответ 23. а) Посейдон; сражался на стороне ахейцев; б) Афродита; сражалась на стороне троянцев; в) Афина Паллада; сражалась на стороне ахейцев; г) Зевс; одинаково помогал и грекам, и троянцам; д) Арес; сражался на стороне троянцев.



Задание 24. Перед отъездом в Трою собрались все предводители войска греков под сенью столетнего платана у алтарей, чтобы принести жертвы богам. Вдруг из-под одного алтаря выполз ужасный змей, красный, как кровь. Змей быстро вполз на платан, где было гнездо с восемью птенцами и самкой. Красный змей проглотил и самку и птенцов, а сам превратился в камень. Как истолковал это прорицание вещий Калхас?

Ответ 24. Он сказал грекам, что девять лет придется осаждать Трою, так как 9 птиц проглотил змей; лишь на 10-й год возьмут греки Трою.


Задание 25. В тот момент, когда троянцы стали теснить греков и битва шла у стены, возведенной ахейцами, Зевс послал знамение.

Над отрядом троянцев вдруг появился орел. Он держал в когтях змею. Извиваясь, ужалила вдруг змея в грудь орла. Вскрикнул звучно орел, уронил змею среди отряда троянцев и быстро скрылся из глаз. Что посоветовал Полидамант Гектору?

Ответ 25. Прекратить бой.


Задание 26. Мать Ахилла Фетида не хотела, чтобы он погиб при Трое. Она отправила его, переодетого девушкой, на остров Скирос. Ахилл жил там среди дочерей царя Ликомеда. Но ахейцы знали, что без Ахилла поход на Трою обречен на неудачу, поэтому на остров Скирос снарядили посольство во главе с хитроумным Одиссеем.

Как среди множества девушек узнать Ахилла, которого всячески скрывали? Одиссей, переодетый купцом разложил бусы и оружие; как только его товары окружили девушки, царь Итаки подал своим воинам условный знак сыграть… Что должны были исполнить воины Одиссея?

Ответ 26. Сигнал военной тревоги.


Задание 27. Назовите любимый вид оружия Париса, сына царя Приама.

Ответ 27. Лук. Парис всегда уклонялся от рукопашного боя.


Задание 28. В поэме Гомера Гектор награждался эпитетом «шлемоблещущий». Из какого металла был изготовлен его шлем?

Ответ 28. Из меди.


Задание 29. Чем занимался в лагере Агамемнона, помимо участия в сражениях, сын Асклепия Махаон? В чем он был весьма искусен?

Ответ 29. Он врачевал раны.


Задание 30. Из какого материала был изготовлен щит Аякса Теламонида?

Ответ 30. Это был щит, «семь сочетавший кож и восьмую из меди поверхность».



Задание 31. Откуда у Гектора бесстрашного прекрасный доспех? В сражении с кем он ему достался и кому принадлежал из ахейцев?

Ответ 31. Гектор победил Патрокла, который вышел на бой в доспехах Ахилла, так как тот долгое время сам не принимал участия в сражениях из-за ссоры с Агамемноном. А доспехи Ахилла – это подарок богов его отцу Пелею.



Задание 32. Кто выковал Ахиллу бесценный доспех?

Ответ 32. Ахилл остался без доспехов накануне решающего сражения, и его мать Фетида попросила бога Гефеста выковать ему за одну ночь доспехи. Гефест, обязанный Фетиде жизнью, охотно выполнил ее просьбу.


Задание 33. При помощи какого оружия Аполлон победил чудовищного Тифона, врага своей матери Латоны?

Ответ 33. С помощью золотых стрел.



Задание 34. Какие семь городов оспаривали право быть родиной великого Гомера?

Ответ 34. Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Пилос, Аргос, Афины.






Задание 35. Иногда смертные отваживались спорить с богами. На всю Лидию славилась искусница Арахна – не было ей равных в мастерстве ткать и вышивать. И вызвала она на состязание не кого-нибудь, а Афину Палладу. Тотчас же предстала перед мастерицей грозная дочь Зевса. Взялись соперницы за работу.

Афина выткала на пурпуре изображения 12 олимпийских богов, а по четырем углам, как бы в назидание Арахне, – сцены тех наказаний, которым подвергались смертные, дерзавшие соперничать с небожителями.

Арахна тоже выткала богов, но только безо всякого к ним почтения. Разгневалась богиня, разорвала тончайшую ткань, созданную мастерицей, и ударила Арахну челноком. В кого превратила Афина Паллада свою соперницу Арахну?

Ответ 35. В паука.


Задание 36. Когда троянцы увидели деревянного коня, оставленного ахейцами, многие опасались, что в этом коне кроется какой-нибудь подвох. Прекрасная Елена знала голоса многих жен ахейских героев. Что предложила предпринять в связи с этим супруга Менелая?

Ответ 36. Она стала окликать находившихся, по ее мнению, внутри коня героев голосами их жен. Елена рассчитывала, что кто-нибудь из них не выдержит и откликнется на зов своей жены.



Задание 37. Все чтили этого бога в Древней Греции: путник, оратор, купец, атлет, воры. Изворотливый и ловкий, носящийся быстро, как мысль, он служил олицетворением юношеской силы. Его призывали перед состязаниями в быстром беге.

Назовите имя бога, о котором идет речь.

Вспомните, не был ли он уличен в каких-нибудь кражах.

Ответ 37. Гермес. Он украл у Зевса скипетр, у Аполлона – золотые стрелы и лук, у Ареса – меч.





Задание 38. Царю Итаки было известно пророчество о том, что тот, кто первым ступит на землю с любого из кораблей, прибывших под Трою, первым и погибнет. Долго никто не хотел сойти на землю, и тогда Одиссей спрыгнул вниз, но не поплатился за это жизнью. Как ему это удалось?

Ответ 38. Одиссей бросил на землю свой щит и прыгнул на него, т. е. сошел не на землю, а на щит. Протесилай сошел с корабля после одиссея и был убит в первом сражении.



Задание 39. Когда Троя была захвачена ахейцами, царь Агамемнон разрешил жителям Трои, оставшимся в живых, покинуть город и взять с собой из имущества что-то одно. Все постарались забрать из обреченного города драгоценности или золото. Только Эней поступил по-другому. Что взял с собой Эней?

Ответ 39. Эней взял с собой маленького сына Аскания и своего отца Анхиза.



Задание 40. Что означает выражение «рог изобилия»? Как оно возникло?

Ответ 40. Рог изобилия – символ богатства. Когда Зевс был младенцем, коза Амалфея, кормившая его своим молоком, однажды зацепилась за дерево и отломила себе рог, который нимфа подобрала, обернула листьями, наполнила плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам и обещал им, что благодаря волшебному рогу они получат все, чего бы ни пожелали.


Задание 41. Кто такой Цербер?

Ответ 41. Цербер – свирепый, бдительный страж. Это трехголовый пес, охранявший вход в царство Аида. Только один Орфей смог своими песнями обмануть этого стража и пройти мимо.



Задание 42. Почему важной заботой воинов было не отдать тела убитых врагам?

Ответ 42. По верованиям греков, души умерших, лишенных погребения, были осуждены на вечные скитания и нигде не находили покоя.



Задание 43. За что два огромных чудовищных змея растерзали жреца Лаокоона и его двух сыновей?

Ответ 43. За то, что он сказал правду о Троянском коне; Афина не хотела, чтобы Лаокоону поверили.


Задание 44. Зачем греки обычно отправлялись в Дельфы перед принятием серьезного решения?

Ответ 44. Чтобы получить предсказание дельфийского оракула – в храм Аполлона.


Задание 45. Однажды на Рождество 10-летнему мальчику Генриху Шлиману родители подарили чудесную книгу – «Илиаду» Гомера. Какую роль сыграл этот подарок в судьбе мальчика и в судьбе Трои?

Ответ 45. Мальчик поверил, что Троя существовала на самом деле. Он сделал целью своей жизни доказать это. Шлиман изучил много иностранных языков, заработал много денег – и приступил к раскопкам. Счастье ему улыбнулось, и он откопал Трою.


Задание 46. Археологи обнаружили, что города на Древнем Крите не имели оборонительных стен. Подумайте, какими двумя причинами это можно объяснить.

Ответ 46. 1) Обладавшие сильным флотом критяне не опасались вражеского вторжения на остров. 2) Весь Крит находился под властью одного царя, не было необходимости каждому городу иметь крепостные стены для защиты от враждебных соседей.


Задание 47. Древнейшие греческие города – Микены, Тиринф, Афины – имели мощные крепостные стены. Чем это можно объяснить?

Ответ 47. Греческие города враждовали между собой. Каждый город во II тыс. до н. э. представлял собой самостоятельное государство: крепостные стены защищали его от воинственных соседей.





Задание 48. Ознакомьтесь с документом. Оцените поступки героев «Илиады».

а) Черное облако скорби покрыло Пелеева сына.

«Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой

Пал он, – и в этой беде я на помощь ему не явился!

Им, как своей головой, дорожил. И его погубил я!

б) Могущий Гектор – защитник Трои, вернулся ненадолго в город, «чтобы увидеть домашних, жену дорогую и сына».

Там подбежала навстречу ему Андромаха супруга…

Стиснула руку, и слово сказала, и так говорила:

«Сжалься над нами и в бой не иди, оставайся на башне,

Чтоб сиротою не сделать ребенка, вдовою – супругу!»

Ей, отвечая, сказал шлемоблещущий Гектор великий:

«Я бы стыдился троянцев и длинноодеждных троянок,

Если б вдали оставался, как трус, уклоняясь от боя.

Знаю и сам хорошо – и сердцем, и духом я знаю:

День придет, – и погибнет священная Троя.

Но сокрушает мне сердце не столько грядущее горе

Жителей Трои… сколько твое!

Пусть же, однако, умру я и буду засыпан землею

Раньше, чем громкий услышу твой вопль и позор твой увижу!»

в) Брошенное Гектором копье попало в щит Ахиллеса, но… отскочило в сторону. Никому из людей не дано было пробить щит, выкованный Гефестом! Тем временем следившая за поединком богиня Афина подала Ахиллесу его копье. А Гектору вернуть копье было некому. Нанес ему Ахиллес смертельный удар. Привязал он за ноги мертвое тело к колеснице и погнал коней.

Черная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи…

На стену быстро взошла и, взглянув, увидела: по полю

Гектора прочь волокли от стены быстролетные кони.

г) «Вспомни, подобный богам Ахиллес, об отце твоем милом!

Так же, как я, стоит на пороге он старости скорбной.

Знает, однако, по крайней он мере и слышит, что жив ты,

Радуясь этому сердцем, надеждой всегда преисполнен

Милого сына увидеть пришедшим домой из-под Трои».

Вспомнил Ахиллес свою судьбу, ожидавшую его раннюю смерть под стенами Трои.

Плакать тогда об отце захотелось Пелееву сыну.

С кресла стремительно встал он и за руку поднял Приама.

Тронутый белой его бородой и седой головою:

«О злополучный! Как много ты горестей сердцем изведал!

Так овладей же собой, без конца не круши себя скорбью…»

Отдал Ахиллес престарелому Приаму убитого сына.

На время похорон противники заключили перемирие.

Ответ 48. а) Ахиллес признал свою вину; б) Гектор – патриот; в) Ахиллес был в страшном гневе за убийство друга, проявил жестокость к врагу; г) Ахиллес был тронут словами Приама, проявил гуманность к врагам, человеколюбие.



Задание 49. Почему греки изображали богиню победы крылатой?

Ответ 49. Победа может улететь от того, кто не сумеет удержать ее.


Задание 50. Греки особенно почитали бога Зевса и бога Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря. С чем это связано?

Ответ 50. В долине Нила почти не бывает дождей, а море не играло в жизни египтян столь большой роли, как в жизни населения Греции.


Задание 51. Как и знатные люди, олимпийские боги равнодушны и безучастны к горестям и страданиям простых людей. Боги завистливы, жестоки и коварны. Приведите из «Илиады» и «Одиссеи» примеры коварства и мстительности богов.

Ответ 51. Афина приняла вид брата Гектора и коварно уговорила его сражаться с Ахиллом. Посейдон безжалостно преследовал Одиссея.


Задание 52. Подобно знати, олимпийские боги большую часть времени бездельничают и пируют, за исключением Гефеста, занятого кузнечным делом. Боги ссорятся друг с другом, сквернословят, а случается, воруют и дерутся. Приведите примеры из мифов.

Ответ 52. Гермес украл у Аполлона коров. Зевс, рассердившись на свою жену богиню Геру, подвесил ее между небом и землей и три дня хлестал молниями. Когда бог-кузнец Гефест попытался заступиться за мать, Зевс так толкнул его, что тот упал с Олимпа на землю и навсегда остался хромым.


Задание 53. Дан перечень из четырех слов: Крит, Минос, Кносс, Микены. Три из них связаны между собой по смыслу, а четвертое выпадает из общего ряда. Объясните, какое слово лишнее. Здесь есть два ответа.

Ответ 53. 1) Лишнее – Минос. Это имя человека, а все остальные – географические названия. 2) Лишнее слово – Микены. Минос – царь Крита, его дворец находится в Кноссе.


Задание 54. Ознакомьтесь с документом.

СОЛОН О СЧАСТЛИВОМ ЧЕЛОВЕКЕ
(рассказ древнегреческого историка Геродота)

Солон, путешествия, приехал к царю Лидии Крезу, тому самому, который славился своим богатством. Царь показал ему свои огромные богатства и спросил у гостя, встречал ли Солон счастливейшего на свете, думая, что тот назовет его имя. Солон же назвал имя афинянина Телла: «Этот Телл жил в цветущее время родного города. У него были сыновья, пользующиеся добрым именем. Ему довелось увидеть, как у всех них также родились дети. Он имел имущество, в котором было все необходимое. Он погиб со славой, храбро сражаясь за отечество. Афиняне устроили ему погребение на месте гибели за государственный строй. Так они оказали ему высокую честь».

Вопрос к тексту:

Что ценил Солон выше всего: честь или богатство?

Ответ 54. Солон выше всего ценил честь. Его внимание привлекал Телла, который воспитал сыновей, пользующихся добрым именем. Телл не был богат, имел только необходимое имущество. Он храбро сражался за свое отечество и отдал за него жизнь.


Задание 55. Однажды спартанский мальчик, пока отец обедал, украл у него лисенка и спрятал под плащом. Лисенок страшно царапал ему живот, но мальчик все терпел, боясь быть выпоротым. Лисенок успел прогрызть ему большую дыру в животе. Мальчик умер в тот же день. Какою особенностью спартанского воспитания можно объяснить этот случай?

Ответ 55. Мальчиков в Спарте воспитывали выносливыми, сильными, готовыми терпеть лишения. Наказан мог быть мальчик не за воровство, а за то, что попался на воровстве.



Задание 56. Ознакомьтесь с произведением.

…А Ксеркс,

Увидев бездну бедствий, зарыдал.

Близ берега морского, на холме

Сидел он так, что видел войско все.

Одежды разорвавши на себе

И громко возопив, он приказал

Пехоте всей немедленно бежать.

Вопросы к произведению:

  1. О каком событии идет речь? 2) Когда оно произошло?

Ответ 56. 1) Саламинская битва. 2) 480 г. до н. э.


Задание 57. Ознакомьтесь с произведением.

Тот, кого я теперь, лежа на земле, храню,

Если бы, львом именуясь, он не был мне равен и духом,

Я над могилой его лап не простер бы своих.

Вопросы к произведению:

1) Кому из царей была воздвигнута статуя льва с данной надписью?

2) В честь какого сражения был поставлен этот памятник?

Ответ 57. 1) Спартанскому царю Леониду. 2) Фермопильское сражение, 480 г. до н. э.


Задание 58. Ознакомьтесь с отрывками документов. Установите последовательность деятельности Солона по преобразованию государства.

1) Когда Солон устроил государство таким, как сказано, образом, к нему стали то и дело обращаться с докучливыми разговорами о законах, одни пункты порицая, а другие расспрашивая. Ввиду этого он, не желая ни изменить их, ни навлекать на себя вражды, оставаясь в своем отечестве, предпринял путешествие в Египет отчасти по торговым делам, отчасти из любознательности, сказав, что не вернется в течение 10 лет…

2) Солон был первым, кому принадлежало изобретение назвать отмену долгов «сисахфией». Эту политическую меру он пустил в ход первою, предложив отменить существующие в данное время долги, а впредь запретив обеспечивать ссуду личной кабалой. …Большинство говорит, что сисахфия была отменой вообще всех долговых обязательств, и с этим более согласуются его стихотворения. Именно Солон в них выражает свою гордость тем, что с земли, прежде заложенной, снял

Столбов поставленных он много долговых –

Рабыня прежде, ныне же свободная…

3) Во-вторых, Солон, желая оставить все высшие должности, как это и было раньше, за состоятельными людьми, а остальное управление, в котором народ не имел участия, распределить между всеми, принял имущественную расценку граждан… Он сам подтверждает за собой значение этого дела в следующих выражениях:

Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен,

Не сократил его прав, не дал и лишних зато;

Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством

Славился, – чтоб никаких им не чинилось обид.

Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,

И никому побеждать не дал право других…

4) Так как в то время неравенство между бедными и богатыми достигло наибольшей остроты, то государство находилось в совершенно неустойчивом положении и, казалось, могло стать прочно и избавиться от смуты только при том условии, если установится тирания. Надо иметь в виду, что весь народ был в долгу у богатых, так как или обрабатывал у них землю, платя за это шестую часть урожая, – эти люди назывались шестидольниками и фетами, – или, делая займы, подлежали личной кабале у своих кредиторов, причем одни были рабами на родине, другие были продаваемы на чужбину…

5) Вот тут-то наиболее благоразумные из афинян, видя, что Солон – единственный человек, не причастный ни к каким злоупотреблениям, и что он с богатыми не был сообщником в их несправедливостях, но и не испытывал тяжелого положения бедняков, просили его заняться общественными делами и прекратить раздоры…

Ответ 58. Последовательность деятельности Солона по преобразованию государства: 5, 4, 5, 2, 3, 1.






Задание 59. Определите, о каких событиях рассказывается в исторических источниках, расставьте их в последовательности.

1) Видишь курган у Фокидской скалы?

То могила трех сотен

Лакедемонян, что здесь бились с войсками мидян

И полегли далеко от родного им края, ослабив

Сопротивленьем своим грозную силу войны.

Изображение зверя с косматою гривой увидя,

Знай, что воздвигли его в честь Леонида вождя.

2) «Вперед, сыны Эллады, устремитесь в бой!

Освободите алтари родных богов,

Детей и жен своих. Ведь бой идет за все!..»

Сперва в бою держалось войско варваров.

Когда ж в теснине корабли персидские

Столкнулись, весла сокрушая тяжестью,

Друг друга клювами бодая медными,

Тут ни защиты не было, ни помощи…

3) Боги!

Постановили совет и народ.

Предложение внес Фемистокл, сын Неокла, из дема Фреарии.

Город вверить Афине, покровительнице Афин, и всем другим богам, дабы они охраняли и защищали от варваров страну. Сами же афиняне и иностранцы, живущие в Афинах, пусть перевезут детей и женщин в Трезену (под покровительство Питфея), архегета страны. А стариков и имущество пусть перевезут на Саламин…

4) Персы… победив ионийцев в морском сражении, осадили Милет с суши и с моря, подведя различные осадные машины, и подкопали стены города. Полностью город был взят на шестом году после начала восстания… Жители города были обращены в рабство…

5) В центре боевого строя, где со стороны варваров стояли персы и саки, победило войско царя. Одержав победу, персы прорвали строй афинян и погнали их в глубь материка. Но на обоих флангах победа была на стороне афинян и платейцев. Победив противника, они не стали преследовать бегущих варваров, а, сомкнув оба фланга, вступили в бой с теми варварами, которые прервали центр, и в этой стычке афиняне победили. Обращенных в бегство персов афиняне преследовали и убивали, пока не достигли моря. Здесь они потребовали огня и кинулись на корабли…

Вопрос к документам:

Почему эллины победили?

Ответ 59. 1 – битва при Фермопилах; 2 – Саламинский бой; 3 – оставление Афин; 4 – восстание в Милете; 5 – Марафонская битва. (4, 5, 1, 3, 2.)

Эллины одержали победу благодаря своему воинскому искусству, сплоченности, патриотизму.


Задание 60. Ознакомьтесь с документом.

ГЕРОДОТ. ИСТОРИЯ

Окончив боевое построение после того, как выпали счастливые пред-знаменования, афиняне быстрым шагом по данному сигналу устремились на варваров. Расстояние же между обоими противниками было не меньше 8 стадий. При виде подходящих быстрым шагом врагов персы приготовились отразить атаку. Поведение афинян показалось персам безумным и даже роковым, так как врагов было немного и притом они устремились на персов бегом без прикрытия конницы и лучников. Так думали варвары. Афиняне бросились на врагов сомкнутыми рядами врукопашную и бились мужественно. Ведь они первыми из всех эллинов, насколько мне известно, напали на врагов, не устрашившись вида мидийского одеяния и воинов, одетых по-мидийски. До сих пор даже ведь одно имя мидиян приводило в страх эллинов.

Вопросы к документу:

О каком сражении идет речь? Чем оно закончилось? Подумайте, что послужило такому результату.

Ответ 60. Речь в документе идет о Марафонском сражении. Оно закончилось победой греков. Этому способствовали: мужество, храбрость, самоотверженность греческих воинов, патриотизм; полководческий талант Мильтиада; помощь жителей соседнего города Платеи.


Задание 61. На основе надписи, сделанной на гробнице, в честь победителей в Марафонской битве, определите главную причину победы греков над персами.

Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава.

Здесь поразили они гордые персов войска.

Пешими поднялись против Азии конницы сильной,

Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать.

Ответ 61. Мужество греческих воинов.


Задание 62. В спартанских домах всегда были крепкие запоры на дверях. В домах же илотов спартанцы запрещали запоры и снимали ручки с дверей. Почему существовали такие различия?

Ответ 62. Спартанских мальчиков плохо кормили, они сами должны были добывать себе пропитание; юноши-спартанцы днем прятались, ночью умерщвляли сильных илотов, боясь их восстания.


Задание 63. Однажды Иисус Христос учил народ подле храма в Иерусалиме. Враги Иисуса подвели к нему женщину, которую обвиняли в том, что она изменила своему мужу. Они сказали: «Учитель! Что нам делать с этой женщиной? Древний обычай велит нам побивать таких камнями. А ты что скажешь?» Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать его, он сказал им: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Они услышали это и, будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и та женщина. Иисус сказал ей: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» Она отвечала: «Никто, Господи!» Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Подумайте, в чем смысл этого рассказа? Насколько человек вправе осуждать других людей?

Ответ 63. Из текста следует, что каждому человеку надо дать возможность покаяться, устыдиться своих дурных поступков, исправиться. Выражение «бросать камень» стало крылатым, имеет смысл: обвинять.

Людей, не совершивших в своей жизни дурных поступков, очень мало. Поэтому не следует осуждать других, потому что сам грешен.


Задание 64. Однажды противники Иисуса стали упрекать его такими словами: «Почему ученики твои едят хлеб грязными руками? Разве они не знают, что, по нашим обычаям, перед едой надо тщательно мыть руки?»

В другой раз Иисус привел своих учеников во двор храма Бога Яхве в Иерусалиме. Главный жрец сказал ему: «Кто позволил тебе войти в это чистое место и смотреть на эти святыни, когда твои ученики даже не вымыли ног своих?» Иисус ответил жрецу: «Я и мои ученики, о ком ты сказал, что они нечисты, мы омылись в живой воде, которая нисходит с небес».

Как вы думаете, почему ученики Иисуса Христа не соблюдали элементарных правил гигиены? Что означают слова Иисуса о живой воде?

Ответ 64. Первые христиане были из низших слоев населения (бедняки, нищие, калеки и др.), они, возможно, не были знакомы с элементарными правилами гигиены и у них не было соответствующих условий для купания и т. д.

Выражение «живая вода» имеет переносный смысл. Кто принял веру в Бога, тот омыл себя этой верой как живой водой. Ответ Иисуса главному жрецу может означать, что истинная вера (которую Иисус образно называет живой водой) – это обладание душевной чистотой, внутреннее содержание человеческой личности важнее любого обычая.


Задание 65. Иисус говорил своим ученикам: «Слушайте меня все и разумейте. Ничто входящее в человека извне не может осквернить его; но что исходит из него, то и оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит!»

Что означают эти слова Иисуса? Справедливы ли они?

Ответ 65. Христианами была провозглашена и полностью сохранила свое значение нравственная идея: каждый человек несет личную ответственность за свои дела, мысли и намерения. Только они, а не внешние обстоятельства могут его либо унизить (оскверняют человека дурные поступки, злоба, зависть, черствость, коварство и т. д.), либо возвысить. Иначе говоря, если кто-то вел себя в отношении тебя подло, оскорбил тебя, то это марает не тебя, а того человека.


Задание 66. Живший в III в. Киприан был епископом в одном из африканских городов. С негодованием и болью он писал, что перед кровожадными взорами тысяч зрителей разыгрываются бои, в которых «убивают человека в удовольствие человеку», что убийство превратилось в искусство, а убийц прославляют. «Что может быть более бесчеловечным, более жестоким?» – с возмущением спрашивает Киприан.

О каких зрелищах писал Киприан? Почему христиане осуждали эти любимые римской публикой зрелища?

Ответ 66. Это были гладиаторские бои. Древняя заповедь запрещала убивать человека. Христиане провозгласили ценность каждой человеческой личности вне зависимости от национальной принадлежности, положения в обществе и пола; всякому открывался путь к спасению, к вечной жизни в царстве небесном. При таких религиозных воззрениях казалось преступным убивать себе подобных ради забавы праздной толпы.


Задание 67. Подтвердите существующее мнение о том, что Нерон «наихудший император», а Траян – «лучший из императоров Рима».

Ответ 67. Император Нерон был зловещей фигурой среди римских императоров. Увлекался театром, играл в пьесах, при этом в зале находились доносчики, следившие за поведением зрителей, они брали на заметку тех, кто не одобрял актера-императора. По ночам выступал в роли главаря грабителей, избивал сенаторов. С особой жестокостью относился к рабам. В поджоге Рима обвинил неповинных христиан, которые поклонялись не статуям императоров, а верили в Бога. Не щадил своих близких (жену и мать). Унижал и устрашал тех, кто мог иметь собственное мнение. Нерон стремился любыми средствами укрепить свою единоличную власть.

Траян прекратил политические убийства, запретил доносы. Перестали преследовать за неосторожное слово или обидную для императора шутку, «каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает».


Задание 68. Ознакомьтесь с документом.

ИЗ «ЗАКОНА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ О КОЛОНАХ»

…Постановляем, колон должен быть прикреплен к земле. Дети колонов не могут переселиться в другую деревню и должны быть навсегда прикреплены к земле, которую однажды их отцы взяли для обработки… Можно заковать в цепи как рабов, так и колонов, которые замышляют бегство.

Вопрос к документу:

Чьи интересы защищали законы?

Ответ 68. Законы защищали интересы рабовладельцев. Им было выгодно прикрепить детей колонов к земле, которую взяли их отцы, чтобы те обрабатывали землю, платили налоги, приносили доход.


Задание 69. Почему пала Западная Римская империя?

Ответ 69. После разделения Римской империи вторглись германские племена. Римское войско было наемным, состояло, в основном, из галлов и германцев, которые в любой момент могли перейти на сторону противника. Трусливый и нерешительный император Гонорий казнил лучшего военачальника Стилихона. Рабы оказали помощь готам, открыв ворота города.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!