Просмотр содержимого документа
«Задания по лексике в формате презентации»
По лексическому значению определите задуманное слово.
- а) Важнейшая единица языка.
- б) Однокорневые слова, близкие по звучанию, но разные по значению.
- в) Стилистический приём нагнетания синонимов.
- г) Слова, сближающиеся своими значениями в условиях контекста.
- д) Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.
- е) Вид тропа, художественное, образное определение.
В каком примере слово голова используется в прямом значении?
- а) Он у нас всему делу голова.
- б) Голова пехотной колонны.
- в) Он человек с головой.
- г) Надел шляпу на голову.
В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?
- а) крутой кипяток;
- б) крутой подъём;
- в) тяжёлая поклажа;
- г) шёлковая ткань.
Какое значение имеет слово дорога в предложении «Труд - дорога к успеху»?
- а) место, по которому надо пройти или проехать
- б) путешествие, пребывание в пути
- в) образец действий, направление деятельности
- г) полоса земли, предназначенная для передвижения
В каком ряду все слова являются старославянизмами?
- а) власы, агнец, голос
- б) ладья, глас, лодка
- в) брег, един, восходить
В каком ряду во всех словах можно выделить международные словообразовательные элементы?
- а) асимметрия, аквамарин, биограф
- б) могучий, девальвация, мегаполис
- в) вице – губернатор, город, полиглот
- г) дендрарий, гидроплан, спутник
В каком ряду все слова являются терминами?
- а) гидролиз, ладонь, парабола
- б) омонимия, слово, лексикология
- в) строка, оксюморон, синекдоха
- г) метонимия, статика, градация
В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными?
- а) маленький, малец, малюсенький
- б) очи, глаза, гляделки
- в) шествовать, ниспровергнуть, водрузить
В каком ряду все слова являются разговорными?
- а) кассирша, раззява, картофель
- б) охламон, лодырина, дикторша
- в) электричка, cгущёнка, молоко
Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова?
- информационный- информативный;
- многозначность-полисемия;
- регресс-прогресс;
- военный- антивоенный;
- брак ( по расчёту)- брак (заводской)
Найдите разновидности омонимов
а) Защитник вольности и прав
В сем случае совсем не прав. ( А. Пушкин)
б) Лет до ста расти
Нам без старости! (В. Маяковский)
в) Всё перемелется- будет мукой!
Люди утешены этой наукой.
Станет мукою, что было тоской?
Нет, лучше мукой! ( М. Цветаева.)
В каком ряду нет фразеологического оборота?
- а) переступать с ноги на ногу
- б) с ног до головы
- в) ни в зуб ногой
- г) жить на широкую ногу
Какой стилистический приём использовали авторы в названиях своих произведений ?
- « Преступление и наказание»
- « Живой труп»
- « Толстый и тонкий»
- « Война и мир»
- « Мёртвые души»
Какую лексическую группу иллюстрируют выделенные слова?
- Не считай недруга овцой - считай волком.
- Вид - блестящий , а сам - смердящий .
- Глаза – бирюза , а душа – сажа .
В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?
- а) Современная информационная служба даёт возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.
- б) Каждый выпускник школы должен владеть приёмами информационной переработки текстов.
- в) Выступление профессора было чрезвычайно информационным и поэтому очень полезным.
- г) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Подберите ответы на места пропусков.
- а) Данный текст - образец публицистики. Автор употребляет много характерных для этого стиля___________(« небо показалось с овчинку», « видавшая виды», «не дал маху».
- б) Чисто «географические»_________ («пояс тайги», «полоса непогоды») выдают человека , талант которого опирается на глубокие научные познания.
Подберите ответы на места пропусков.
- в) В тексте множество _______(« разгульного хора птиц», «слабенькая, нежная сладь»), ________(берёза «залечила раны», «дерево заплакало»).