СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по лексике в формате презентации

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания по теме "лексика" в формате презентации

Просмотр содержимого документа
«Задания по лексике в формате презентации»

По лексическому значению определите задуманное слово.    а) Важнейшая единица языка.  б) Однокорневые слова, близкие по звучанию, но разные по значению. в) Стилистический приём нагнетания синонимов.  г) Слова, сближающиеся своими значениями в условиях контекста. д) Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.  е) Вид тропа, художественное, образное определение.

По лексическому значению определите задуманное слово.

  • а) Важнейшая единица языка.
  • б) Однокорневые слова, близкие по звучанию, но разные по значению.
  • в) Стилистический приём нагнетания синонимов.
  • г) Слова, сближающиеся своими значениями в условиях контекста.
  • д) Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.
  • е) Вид тропа, художественное, образное определение.
В каком примере слово голова используется в прямом значении?   а) Он у нас всему делу голова. б) Голова пехотной колонны.  в) Он человек с головой.  г) Надел шляпу на голову.

В каком примере слово голова используется в прямом значении?

  • а) Он у нас всему делу голова.
  • б) Голова пехотной колонны.
  • в) Он человек с головой.
  • г) Надел шляпу на голову.
В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?   а) крутой кипяток;  б) крутой подъём;  в) тяжёлая поклажа; г) шёлковая ткань.

В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

  • а) крутой кипяток;
  • б) крутой подъём;
  • в) тяжёлая поклажа;
  • г) шёлковая ткань.
Какое значение имеет слово дорога в предложении «Труд - дорога к успеху»?   а) место, по которому надо пройти или проехать б) путешествие, пребывание в пути  в) образец действий, направление деятельности  г) полоса земли, предназначенная для передвижения

Какое значение имеет слово дорога в предложении «Труд - дорога к успеху»?

  • а) место, по которому надо пройти или проехать
  • б) путешествие, пребывание в пути
  • в) образец действий, направление деятельности
  • г) полоса земли, предназначенная для передвижения
В каком ряду все слова являются старославянизмами?    а) власы, агнец, голос  б) ладья, глас, лодка в) брег, един, восходить

В каком ряду все слова являются старославянизмами?

  • а) власы, агнец, голос
  • б) ладья, глас, лодка
  • в) брег, един, восходить
В каком ряду во всех словах можно выделить международные словообразовательные элементы?    а) асимметрия, аквамарин, биограф  б) могучий, девальвация, мегаполис  в) вице – губернатор, город, полиглот  г) дендрарий, гидроплан, спутник

В каком ряду во всех словах можно выделить международные словообразовательные элементы?

  • а) асимметрия, аквамарин, биограф
  • б) могучий, девальвация, мегаполис
  • в) вице – губернатор, город, полиглот
  • г) дендрарий, гидроплан, спутник
В каком ряду все слова являются терминами?   а) гидролиз, ладонь, парабола б) омонимия, слово, лексикология в) строка, оксюморон, синекдоха г) метонимия, статика, градация

В каком ряду все слова являются терминами?

  • а) гидролиз, ладонь, парабола
  • б) омонимия, слово, лексикология
  • в) строка, оксюморон, синекдоха
  • г) метонимия, статика, градация
В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными?   а) маленький, малец, малюсенький  б) очи, глаза, гляделки  в) шествовать, ниспровергнуть, водрузить

В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными?

  • а) маленький, малец, малюсенький
  • б) очи, глаза, гляделки
  • в) шествовать, ниспровергнуть, водрузить
В каком ряду все слова являются разговорными?    а) кассирша, раззява, картофель  б) охламон, лодырина, дикторша  в) электричка, cгущёнка, молоко

В каком ряду все слова являются разговорными?

  • а) кассирша, раззява, картофель
  • б) охламон, лодырина, дикторша
  • в) электричка, cгущёнка, молоко
Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова?    информационный- информативный;  многозначность-полисемия;  регресс-прогресс;  военный- антивоенный;  брак ( по расчёту)- брак (заводской)  

Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова?

  • информационный- информативный;
  • многозначность-полисемия;
  • регресс-прогресс;
  • военный- антивоенный;
  • брак ( по расчёту)- брак (заводской)

 

Найдите разновидности омонимов    а) Защитник вольности и прав  В сем случае совсем не прав. ( А. Пушкин)  б) Лет до ста расти  Нам без старости! (В. Маяковский)  в) Всё перемелется- будет мукой!  Люди утешены этой наукой.  Станет мукою, что было тоской?  Нет, лучше мукой!  ( М. Цветаева.)

Найдите разновидности омонимов

а) Защитник вольности и прав

В сем случае совсем не прав. ( А. Пушкин)

б) Лет до ста расти

Нам без старости! (В. Маяковский)

в) Всё перемелется- будет мукой!

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?

Нет, лучше мукой! ( М. Цветаева.)

В каком ряду нет фразеологического оборота?    а) переступать с ноги на ногу  б) с ног до головы  в) ни в зуб ногой  г) жить на широкую ногу

В каком ряду нет фразеологического оборота?

  • а) переступать с ноги на ногу
  • б) с ног до головы
  • в) ни в зуб ногой
  • г) жить на широкую ногу
Какой стилистический приём использовали авторы в названиях своих произведений ?    « Преступление и наказание»  « Живой труп»  « Толстый и тонкий»  « Война и мир»  « Мёртвые души»

Какой стилистический приём использовали авторы в названиях своих произведений ?

  • « Преступление и наказание»
  • « Живой труп»
  • « Толстый и тонкий»
  • « Война и мир»
  • « Мёртвые души»
Какую лексическую группу иллюстрируют выделенные слова?    Не считай недруга овцой - считай волком.  Вид - блестящий , а сам - смердящий .  Глаза – бирюза , а душа – сажа .  

Какую лексическую группу иллюстрируют выделенные слова?

  • Не считай недруга овцой - считай волком.
  • Вид - блестящий , а сам - смердящий .
  • Глаза – бирюза , а душа – сажа .

 

В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный? а) Современная информационная служба даёт возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.  б) Каждый выпускник школы должен владеть приёмами информационной переработки текстов.  в) Выступление профессора было чрезвычайно информационным и поэтому очень полезным.  г) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?

  • а) Современная информационная служба даёт возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.
  • б) Каждый выпускник школы должен владеть приёмами информационной переработки текстов.
  • в) Выступление профессора было чрезвычайно информационным и поэтому очень полезным.
  • г) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Подберите ответы на места пропусков. а) Данный текст - образец публицистики. Автор употребляет много характерных для этого стиля___________(« небо показалось с овчинку», « видавшая виды», «не дал маху». б) Чисто «географические»_________ («пояс тайги», «полоса непогоды») выдают человека , талант которого опирается на глубокие научные познания.

Подберите ответы на места пропусков.

  • а) Данный текст - образец публицистики. Автор употребляет много характерных для этого стиля___________(« небо показалось с овчинку», « видавшая виды», «не дал маху».
  • б) Чисто «географические»_________ («пояс тайги», «полоса непогоды») выдают человека , талант которого опирается на глубокие научные познания.
Подберите ответы на места пропусков.   в) В тексте множество _______(« разгульного хора птиц», «слабенькая, нежная сладь»), ________(берёза «залечила раны», «дерево заплакало»).

Подберите ответы на места пропусков.

  • в) В тексте множество _______(« разгульного хора птиц», «слабенькая, нежная сладь»), ________(берёза «залечила раны», «дерево заплакало»).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!