СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по биологии для подготовки к олимпиаде

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада — это крутая возможность проверить свои знания и заработать бонусы при поступлении в вуз.  Предметная олимпиада – это занимательная игра, участники которой должны показать своё умение применять знания в нестандартных ситуациях. Главная цель олимпиады не проверить знания школьника, а чему-то его научить. Это один из методов обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Задания по биологии для подготовки к олимпиаде»


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

1 ТУР –ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2017-2018 гг.)

11 класс

Инструкция по выполнению работы

На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 3 часа (180 мин.). Работа состоит из 2 частей и включает 38 заданий.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время. Желаем успеха!

Часть I.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

Ответом к заданиям 1–25 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

При выполнении заданий 29–32 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами или выберите правильные суждения.

В задании 33 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности в таблицу.

A1. Какой научный метод чаще применяется в изучении физиологии животных?

1) генеалогический

2) цитологический

3) экспериментальный

4) цитохимический

A2. Клетки бактерий и животных сходны по наличию в них

1) нескольких хромосом в кариотипе

2) ядра

3) рибосом

4) митохондрий

A3. Функцию хранения и передачи наследственной информации в клетке выполняют

1) центриоли

2) хромосомы

3) лизосомы

4) комплекс Гольджи

A4. Мейоз не происходит при образовании

1) спор у мхов

2) спермиев у покрытосеменных

3) яйцеклеток у животных

4) дочерних клеток бактерий

А5. Какой из организмов не имеет клеточного строения?

1) кишечная палочка

2) вирус гриппа

3) пеницилл

4) хлорелла

А6. Что происходит в интерфазе жизненного цикла клетки?

1) образование новых ядер в дочерних клетках

2) удвоение ДНК

3) расхождение хромосом к полюсам клетки

4) выстраивание хромосом по экватору клетки

А7. При скрещивании двух растений ночной красавицы с розовыми и белыми (рецессивный признак) цветками получили 50% потомства с белыми цветками. Каковы генотипы родительских форм?

1) ВВ × bb

2) Вb × bb

3) ВВ × Вb

4) Вb × Вb

А8. Соотношение расщепления во втором поколении по фенотипу 9 : 3 : 3 : 1 характерно для скрещивания

1) анализирующего

2) моногибридного

3) дигибридного

4) полигибридного

А9. Вариации признака в пределах нормы реакции характерны для изменчивости

1) генной

2) геномной

3) хромосомной

4) модификационной

А10. Всасывающую функцию у растений выполняют

1) устьичные клетки

2) клетки кожицы листа

3) корневые волоски

4) клетки камбия

А11. Побег – вегетативный орган, образованный

1) стеблем с листьями и почками

2) верхушкой стебля

3) междоузлиями и узлами

4) зачаточными листьями

А12. Оболочка растительной клетки состоит:

1) из белка

2) из липидов

3) из клетчатки

4) из хитиноподобного вещества

А13. Пресноводную гидру относят к типу Кишечнополостные, так как она

1) питается плавающими животными

2) имеет два слоя клеток: эктодерму и энтодерму

3) обитает в пресном водоёме

4) реагирует на действие раздражителей

А14. Особенность внешнего покрова пресмыкающихся – наличие

1) однослойного эпидермиса

2) роговых чешуй

3) хитинового покрова

4) кожных желез

А15. Выберите один, наиболее правильный вариант. В каком отделе кишечника человека происходит расщепление растительной клетчатки

1) двенадцатиперстной кишке

2) толстой кишке

3) тонкой кишке

4) слепой кишке

А16. Выберите один, наиболее правильный вариант. В организме человека облегчает расщепление жиров, усиливает перистальтику кишечника

1) инсулин

2) соляная кислота

3) желчь

4) поджелудочный сок

А17. Среднее ухо заполнено:

1) жидкостью

2) вакуумом

3) воздухом

4) кислородом

А18. Недостаток в организме человека витамина А приводит к

1) кровоточивости дёсен

2) ухудшению зрения

3) уменьшению содержания кальция в костях

4) нарушению углеводного обмена

А19. Результатом внутривидовой борьбы в природе как движущей силы эволюции является

1) ослабление конкуренции между видами

2) появление мутаций у особей

3) естественный отбор

4) приспособленность организмов

А20. Разделение популяций одного вида по срокам размножения может привести к

1) популяционным волнам

2) конвергенции признаков

3) усилению межвидовой борьбы

4) экологическому видообразованию

А21. Биогеографические доказательства эволюции получены в результате изучения

1) филогенетических рядов

2) форм взаимодействия организмов в биоценозах

3) ископаемых переходных форм

4) материковой и островной флоры и фауны

А22. Верны ли следующие суждения об обмене веществ?

А. Пластический обмен представляет собой совокупность реакций расщепления органических веществ в клетке, сопровождающихся выделением энергии.

Б. Хлорофилл растительных клеток улавливает солнечную энергию, которая аккумулируется в молекулах АТФ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А23. Самая низкая биомасса продуцентов характерна для

1) лугов и болот

2) смешанных и хвойных лесов

3) тундры и пустыни

4) тропических лесов

А24. Укажите экологическую проблему, которую считают глобальной для современного человечества.

1) строительство гидроэлектростанций

2) непрерывный рост численности населения Земли

3) акклиматизация растений и животных

4) высыхание мелких водоёмов

А25. Верны ли следующие суждения об обмене веществ и превращении энергии?

А. АТФ образуется в световую фазу фотосинтеза и используется в темновой фазе при синтезе глюкозы.

Б. При гликолизе одной молекулы глюкозы запасается две молекулы АТФ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны




А26. Примерами полового размножения животные являются
A)    почкование гидры 
Б) нерест рыб
B)    деление обыкновенной амебы
Г) регенерация дождевого червя 
Д) партеногенез ящериц
Е) развитие рабочего муравья из зиготы


А27. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот,

1) участвуют в образовании плазматической мембраны

2) входят в состав хромосом

3) участвуют в гуморальной регуляции

4) осуществляют транспортную функцию

5) выполняют защитную функцию

6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме




А28. В нервной системе человека вставочные нейроны передают нервные импульсы

1) с двигательного нейрона в головной мозг

2) от рабочего органа в спинной мозг

3) от спинного мозга в головной мозг

4) от чувствительных нейронов к рабочим органам

5) от чувствительных нейронов к двигательным нейронам

6) из головного мозга к двигательным нейронам




А29. Установите соответствие между характеристикой энергетического обмена и его этапом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАП ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА А) происходит в анаэробных условиях 1) гликолиз

Б) происходит в митохондриях 2) кислородное окисление

В) образуется молочная кислота

Г) образуется пировиноградная кислота

Д) синтезируется 36 молекул АТФ

А30. Установите соответствие между функцией и отделом вегетативной нервной системы, который её выполняет.

ФУНКЦИЯ ОТДЕЛ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ А) повышает частоту сердечных сокращений 1) симпатический

Б) урежает частоту дыхания 2)парасимпатический

В) стимулирует секрецию пищеварительных соков

Г) стимулирует выброс адреналина в кровь

Д) усиливает вентиляцию лёгких

А31. Установите соответствие между характеристикой мышечной ткани и её видом

ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНИ    ВИД  ТКАНИ 
1)    образует  средний    слой кровеносных сосудов   А) гладкая 
2)    состоит из многоядерные клеток — волокон Б) поперечнополосатая
3)    обеспечивает   изменение размера зрачка
4)    образует скелетные мышцы
5)    имеет поперечную исчерченность
6)    сокращается медленно

А32. Установите соответствие между примером биологического явления и формой изменчивости, которую он иллюстрирует.

ПРИМЕР ФОРМА ИЗМЕНЧИВОСТИ

А) появление коротконогой овцы в стаде овец с нормальными конечностями 1) генотипическая

Б) появление мыши-альбиноса среди серых мышей 2) модификационная

В) формирование у стрелолиста разных форм листьев в воде и на воздухе

Г) проявление у детей цвета глаз одного из родителей

Д) изменение размера кочана капусты в зависимости от интенсивности полива

А33. Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.

А) заселение территории мхами и кустистыми лишайниками

Б) появление кустарников и полукустарников

В) появление накипных лишайников на скальных породах

Г) формирование травяного сообщества

Е) формирование лесного сообщества

Часть 2. На вопрос 1 дайте краткий свободный ответ. На вопросы 2- 7 дайте полный развёрнутый ответ. (3 балла за каждое задание)

1. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1.У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Они растут только в первые годы жизни. 5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.

2. Что лежит в основе комбинативной изменчивости организмов? Ответ поясните.

3. Почему эритроциты разрушаются, если их поместить в дистиллированную воду? Ответ обоснуйте.

4. В одной молекуле ДНК нуклеодиды с тимином (Т) составляют 24% от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в %) нуклеотидов с гуанином (Г), аденином (А), цитозином (Ц) в молекуле ДНК и объясните полученные результаты.

5. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?


Матрица ответов на задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
Школьный этап. 2017-18 учебный год. 11 класс


Фамилия ________________________ Шифр________________

Имя ________________________

Отчество ________________________

Класс ________________________

Школа ________________________

Фамилия , имя, отчество учителя _____________________________________________________________

-------------------------------------------------------------------------------------------------



ответы
на задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

Школьный этап. 2017-18 учебный год. 11 класс

Шифр________________

Часть 1. Задания 1-25


25 баллов (по 1 баллу за каждое задание)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Ответ

3

3

2

1

2

2

2

3

4

2

1

2

2

2

2

3

4

2

3

4

4

2

3

2

3


Часть 1. Задания 26-32

26

27

28

29

30

31

32

Ответ









Часть 1. Задание 33


1

2

3

4

5

Последовательность




 


Часть 2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!