СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания на читательскую грамотность

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания на читательскую грамотность»

Прочтите прошение к правителю: «Всемилостивейший государь».

 

«Понеже труды Вашего Величества в произведении нашего отечества и подданного Вашего всероссийского народа всему свету известны, того ради, хотя мы ведаем, что Вашему Величеству яко самодержцу вся принадлежит, однако ж в показание и знак нашего истинного признания, что весь подданной Ваш народ ничем иным, кроме единых Ваших неусыпных попечений и трудов об оном, и со ущербом дражайшего здравия Вашего положенных, на такую степень благополучия и славы в свете произведён есть, помыслили мы, по примеру древних, особливо ж римского и греческого народов, дерзновение восприять, в день торжества и объявления заключённого Вашего Величества трудами всей России столь славного и благополучного мира, принесть своё прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас яко от верных своих подданных во благодарение титул Отца Отечества, Императора Всероссийского...

Святейший Синод в том с нами согласен.

И тако ожидаем от Вашего Величества милостивого нам невозбранения. Александр Меншиков. Канцлер граф Головкин. Князь Григорий Долгорукой. Князь Дмитрий Кантемир. Барон Пётр Шафиров. Адмирал граф Апраксин. Князь Дмитрий Голицын. Пётр Толстой. Андрей Матвеев».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Следствием подписания упоминаемого в тексте мирного договора стало получение Россией Балтийского побережья от Риги до Выборга.

2) Прошение подписано членами созданного Петром I Сената.

3) Мирный договор, упоминаемый в тексте, завершил Семилетнюю войну.

4) Прошение адресовано Петру I.

5) Упоминаемый в тексте Святейший Синод был создан в конце XVII в.

6) Прошение было написано в 1725 г.

----------------------------------------------------------------------------


Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «Да так-то с полгода жил, да вижу, яко церковное ничто же успевает, но паче молва бывает, — паки заворчал, написав царю многонько таки, чтоб он старое благочестие взыскал и мати нашу, общую святую церковь, от ересей оборонил и на престол бы патриаршеский пастыря православнова учинил вместо волка и отступника Никона, злодея и еретика. А власти, яко козлы, пырскать стали на меня и умыслили паки сослать меня с Москвы, понеже раби Христовы многие приходили ко мне и, уразумевше истину, не стали к прелесной их службе ходить. И мне от царя выговор был: "власти-де на тебя жалуются, церкви-де ты запустошил, поедь де в ссылку опять". Сказывал боярин Петр Михайлович Салтыков. Да и повезли на Мезень, надавали было кое-чево во имя Христово люди добрые много, да все и осталося тут; токмо с женою и детьми и с домочадцы повезли. А я по городам паки людей божиих учил, а их, пестрообразных зверей, обличал. И привезли на Мезень».

Б) «Прежде всего, ни один офицер, ни под каким предлогом не мог являться нигде иначе, как в мундире, а наша форма была очень нарядна, дорога и неудобна для постоянного ношения; затем нам сказали, что офицерам воспрещается ездить в закрытых экипажах, а дозволяется только ездить верхом, либо в санях или дрожках. В довершении того, был издан ряд полицейских приказов, предписывающих всякому носить пудру, косичку... и запрещающих ношение круглых шляп, высоких сапог, панталон, а также завязок на башмаках или culottes; и тут и там следовало носить пряжки, волосы следовало зачесывать назад, а отнюдь не на лоб; экипажам и пешеходам было велено останавливаться на улицах при встрече с императорскою фамилиею; сидящие в экипажах должны были выходить, чтобы отвесить свой поклон».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Современником автора текста был А. Л. Ордин-Нащокин.

2) Во время событий, описываемых в тексте, правил царь Петр I.

3) Автор данного текста был оппонентом действующего патриарха.

4) Данные события происходили после смерти Екатерины II.

5) Данные события происходили в правление Павла I.

6) Дворянское сообщество положительно оценивало происходящие изменения.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

Фрагмент А

Фрагмент Б



---------------------------------------------------------------------------------------

Прочтите отрывок из записок современника.

 

«По прошествии нескольких недель получили мы известие, что _________________ свержен и в ссылку сослан. Сего человека блаженной памяти император Пётр I из самого низкого состояния возвёл на высшие степени чинов и достоинств не за высокие его дарования или знания, но за то, что он по нраву монарха во всех случаях угождать бесподобно снискал его благоволение тем, что он часто брался за дела, которые императору от других невозможными представлены, и старался их произвесть, чего бы они ему не стоили. Сверх того, в особе императрицы... имел он мощную защитницу, и по восшествии её на престол состоял в величайшей знати и силе. По кончине её можно было почитать его регентом империи… Молодого императора взял он к себе в дом и уже обручил его со своею старшею дочерью. Он располагал, что когда будет тестем монарха, то власть его утвердится непоколебимо; а потому и начал пренебрегать всеми знатнейшими в империи чиновниками. Самому императору… не давал он ни малейшей вольности даже в самых малозначащих делах; через это окружавшим молодым господам не трудно было помрачить его в мыслях императора.

Фамилия Долгоруких, уповая скорее достигнуть выгод, ожидаемых от одного из своих, а именно князя Ивана Алексеевича, начинавшего входить в милость к императору, употребила наипаче своего родственника для низвержения ____________________».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Государственный деятель, чьё имя пропущено в тексте, — А. П. Волынский.

2) Государственный деятель, чьё имя пропущено в тексте, сыграл важную роль в победе в Полтавской битве.

3) Молодой император, о событиях царствования которого говорится в тексте, — Павел I.

4) Автор записок отмечает высокие дарования государственного деятеля, чьё имя пропущено в тексте, как главную причину его возвышения.

5) Автор записок отмечает важную роль рода Долгоруких в опале и ссылке государственного деятеля, чьё имя пропущено в тексте.

6) Государственный деятель, чьё имя пропущено в тексте, был инициатором создания Верховного тайного совета.



-----------------------------------------------------------------------------------------

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца Всероссийского, …

Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1. Ни с кем войны не всчинять.

2. Миру не заключать.

3. Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.

4. В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.

5. У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

6. Вотчины и деревни не жаловать.

7. В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного Тайного совета не производить.

8. Государственные доходы в расход не употреблять — и всех верных своих поданных в неотменной своей милости содержать.

А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.

Б) «Расположение, или, как тогда говорили, "горячность", которое подчас публично проявляли к цесаревне гвардейцы, усиливалось ещё и тем, что она казалась им нежной и беззащитной, угнетённой людьми плохими, да к тому ж иностранцами, вроде Бирона или членов Брауншвейгской фамилии.

А между тем в глазах гвардии цесаревна была единственной, у кого в жилах струилась кровь Петра, — да так оно и было! Не только в глазах гвардии, но и народа она была своей, русской.

В гвардейской среде Петра Великого обожали, о нём говорили с восторгом. Списки гвардейцев, тех, кто пошёл ночью года на мятеж, примечательны тем, что состоят на треть из солдат, начавших свою службу ещё при Петре, причём более пятидесяти из них участвовали в Северной войне и Персидском походе.»

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Отрывок относится к началу правления династии Романовых.

2) Условия подписанные императрицей, впоследствии были ею нарушены.

3) Императрица, о которой идет речь в отрывке, была дочерью Петра I

4) Правление данной императрицы характеризовалось засильем иностранцев.

5) В годы правления этой императрицы Российская империя закрепила за собой Крым и Причерноморье.

6) В годы правления этой императрицы был открыт Московский Университет.

 

Фрагмент А

Фрагмент Б




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!