Тема «Общение».
Тип урока: комбинированный урок.
Цели: сформировать представление о содержании, целях и средствах общения, способствовать осмыслению учащимися своего опыта общения со сверстниками, людьми старшего и младшего поколения, развивать умения анализировать, делать выводы, давать нравственную оценку конкретных ситуаций, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения, создать условия для рефлексии и совершенствования учащимися собственных коммуникативных навыков: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли,
воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуру речи,
коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей и зависимостей между объектами.
Оборудование: учебник, презентация, рабочие листы с заданиями.
Основные понятия: общение, речь, устная речь, письменная речь, речевое общение, неречевое общение, средства общения, культура общения.
Ход урока: I. Организация начала урока.
План:
Будем называть слова.
Будем выполнять задания.
Будем работать с учебником.
Будем отвечать на вопросы.
Будем делать записи в тетради.
Речевая разминка. II. Проверка изученного ранее
Карточка
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся..
Задание. Реши примеры, найденные ответы расположите в порядке возрастания и узнайте тему урока.
4 : 2 = 2
27 : 9 = 3
32 : 4 = 8
20 : 5 = 4
8 * 6 = 48
81 : 9 = 9
7 * 4 = 28
О | Б | Щ | Е | Н | И | Е |
2 | 3 | 4 | 8 | 9 | 28 | 48 |
Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить, каковы цели нашего урока.
План:
Общение.
Средства общения. Виды общения.
Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Правила общения.
Цели:
узнать, что такое «общение»,
узнать, какие бывают средства и виды общения,
узнать, чем отличается общение со сверстниками, старшими и младшими,
узнать правила общения.
IV. Усвоение новых знаний.
1. ОБЩЕНИЕ.
Рассказ учителя.
(Слайд)
ОБЩЕНИЕ – это взаимные деловые и дружеские отношения людей.
(Запись в тетради)
( Слайд)
З адание 1. Есть такое выражение «Человек моего круга». Кто входит в твой круг общения? Изобрази его схематично, поместив в разные сектора этого круга основных партнёров по общению. Чем больше ты общаешься с кем- то, тем больше должен быть сектор круга общения с этим партнёром.
З адание 2. Джонатан Свифт в своей книге о путешествиях Гулливера писал о том, что в стране Лапуте люди решили отказаться от языка, а слова заменить самими вещами. К каким последствиям для общения привела эта затея? Укажи не менее трёх последствий.
1)____________________________________________________________________
2)____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
Работа с учебником .
(Слайд)
Что происходит в ходе общения?
1. Обмен информацией.
2. Получение информации и о самом себе.
3. Развитие самого человека.
(Запись в тетради)
2. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
Рассказ учителя.
(Слайд)
Главным средством, общения людей является - речь.
(Запись в тетради)
(Слайд)
(Запись в тетради)
Задание 5. Издавна люди придумывали различные способы передачи информации помимо обычной речи. Укажи не менее трёх «азбук», с помощью которых люди общаются, не прибегая к словам.
(Слайд)
(Запись в тетради)
Работать с учебником.
Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 69-70 и назовите виды неречевого общения.
(Слайд)
(Запись в тетради)
Дополнительный материал
Язык жестов (Приложение 1)
3. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ, СТАРШИМИ И МЛАДШИМИ.
Беседа.
Почему со сверстниками легче общаться, чем со старшими или младшими?
Что помогает общению со старшими?
Что облегчает общение с теми, кто младше тебя?
Какие рекомендации можно записать в общий, универсальный рецепт общения?
4. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ.
Притча о языке
Один король приказал своему слуге: *
- Принеси мне такое кушанье, вкуснее которого нет на свете!
Слуга пошёл на рынок и купил язык. Попробовал его король и пришел в восторг от прекрасно приготовленного блюда.
Через некоторое время король вызвал к себе слугу и приказал доставить ему самое горшее из всех блюд, какие есть в мире. Слуга снова пошел на рынок и купил... язык.
Я требовал, чтобы ты принес самое горшее блюдо, а ты снова принес язык, - рассердился король.
Ваше величество! - сказал слуга. - На свете нет ничего приятнее умных слов и ничего горше дурных слов. Все дело в языке...
Задание 3. Расставь по порядку от самого важного (1) до менее важного (8) умения и качества, влияющие на общение.
Умение слушать, доброжелательность, наблюдательность, владение интересной информацией, умение выражать своё мнение, умение понять другого человека, вежливость, настойчивость в доказательстве своей правоты.
1. ___________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________
6. ___________________________________________________________________
7. ___________________________________________________________________
8. ___________________________________________________________________
(Слайд)
(Слайд)
Правила общения
Проявляйте искренний интерес к собеседнику
Старайтесь открыто признавать достоинства других людей, хвалите их
Будьте доброжелательны, приветливы, улыбайтесь
Будьте хорошим слушателем
Говорите о том, что интересно собеседнику
Проявляйте уважение и терпимость (толерантность) к людям
Постарайтесь искренно встать на место другого человека
Не критикуйте человека при посторонних
V. Закрепление знаний.
Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.
общение, речь, устная речь, письменная речь, речевое общение, неречевое общение, средства общения, культура общения.
Фронтальный опрос:
Что такое «общение»?
Какие бывают средства и виды общения?
Чем отличается общение со сверстниками, старшими и младшими?
Каковы правила общения?
Задание 2. Читая каждую вторую букву или знак препинания, вы узнаете высказывание Пифагора о поступках человека.
аситраотшувюикрркасспилтыввирдд, капчщецлмолв гешкзав — идтелябнлизя.
Ответ: _________________________________________________________________
Задание 3. Двигаясь от 1 до 23, вы сможете прочитать предложение.
д-4, т-7, а-5, е-9, о-11, ч-8, о-16, к-14, з-3, а-15, е-6, б-17, щ-18, с-1, в-12, е-13, л-10, о-2, е-19, с-20, т-21, в-22,о-23.
Ответ: _________________________________________________________________
VI.Обобщение и систематизация знаний.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
1. Рефлексия.
2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
3. Домашнее задание. Выучить записи в тетради.
7