СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание на естественнонаучную грамотность

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задание на естественнонаучную грамотность»

Задание на развитие естественнонаучной грамотности обучающихся 10-11 классов

 «Сцепление генов»

Составитель: Хасанова Айгуль Ахсановна

учитель биологии

МОБУ СОШ с.Абзаново МР Зианчуринский район Республики Башкортостан

Предмет: Биология (генетика).

Курс: Общая биология.

Класс: 10-11.

Цель: Развитие естественнонаучной грамотности учащихся при изучении раздела «Основы генетики» в курсе общей биологии.  

Сцепление генов

При изучении закономерностей наследования, открытых Менделем, гены находились в различных парах гомологичных хромосом и наследовались независимо. Но для любого организма характерно видовое постоянство, парность и индивидуальность хромосом в кариотипе. Признаков у организма намного больше, чем хромосом. У человека насчитывают 23 пары (46) хромосом. Генов от 100 тыс. до 1 млн. В каждой хромосоме находится много генов. Гены наследуются сцепленно с хромосомой. Гены, локализованные в одной хромосоме, образуют группу сцепления. В гомологичных хромосомах находятся одинаковые гены, и группу сцепления составляют две гомологичные хромосомы. Число групп сцепления равно гаплоидному числу хромосом. У человека 23 группы сцепления (46 хромосом). У мухи дрозофилы 4 группы сцепления (8 хромосом).

Наследование генов, локализованных в одной хромосоме, называется сцепленным наследованием.

Закономерности сцепленного наследования были изучены в 20-хгодах нашего столетия Томасом Морганом на мухах дрозофилах.

Гены, находящиеся в одной хромосоме, сцеплены не абсолютно. Во время мейоза при конъюгации гомологичные хромосомы обмениваются частями. Это явление называют кроссинговером. Кроссинговер может произойти в любом участке хромосомы. Чем дальше расположены друг от друга локусы в одной хромосоме, тем чаще между ними может происходить обмен участками.

Задание 1.

ВЫБЕРИТЕ ОДИН ВАРИАНТ ОТВЕТА

Задание 1  Гены называются сцепленными, если

1) находятся в одной хромосоме

2) находятся в разных хромосомах

3) находятся в негомологичных хромосомах

4) отвечают за развитие одного и того же признака

Деятельность: Выбор одного ответа.

Ответ: 1. Находятся в одной хромосоме

Критерии оценивания: 1 балл

1) Какие гены образуют группу сцепления?

Задание 2. Верными является утверждения

Выбери три верные утверждения. (Запиши их номера в порядке возрастания.)

1. Хромосомную теорию наследственности сформулировал Т. Морган.

2. Сцепление гена нарушается во время оплодотворения

3. Хромосомную теорию наследственности сформулировал Г. Мендель.

4. Число групп сцепление равно диплоидному набору хромосом

5. Группу сцепления составляют хромосомы, содержащиеся в одной гамете.

6.Новые комбинации генов образуется в результате кроссинговера



Лист ответов. 

Деятельность выбор трех ответов из шести

Ответ: 156

Критерии оценивания Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит


биологических ошибок – 2 балла

Ответ включает в себя один – два из названных выше элементов, ИЛИ ответ 1 балл

включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические

ошибки, Ответ неправильный 0 балл

Задание 3 Установите, в какой последовательности были открыты законы генетики. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) закон единообразия гибридов первого поколения
2) закон расщепления
3) закон сцепленного наследования
4) закон независимого наследования

Деятельность: установление последовательности

Ответ: 1243

Критерии оценивания: выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если в последовательности цифр допущена одна ошибка (переставлены местами любые две цифры), 0 баллов во всех остальных случаях.

Умения. Естественнонаучные:

1. Использовать естественнонаучные знания для решения реальных жизненных задач.

2. Актуализировать знания, использовать их для принятия решения.

3. Использовать школьные знания для объяснения и прогнозирования явлений окружающего мира.

4. Представлять естественнонаучную информацию в контексте решаемой задачи.

5. Использовать разные типы выявления информации: ознакомительный, поисковый, ориентировочный, формулировать информационно и доказательно насыщенное суждение, заключение, выводы.

Общеучебные: 1. Уметь на основе точной информации из текста давать качественную интерпретацию (делать выводы, заключение, обобщение, сравнение и др.). 2. Уметь работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать информацию, соединять их в общую и т.п.).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!