СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение интерактивных методов формирования естественнонаучной грамотности учащихся различных возрастных групп в учреждении дополнительного образования» Методические рекомендации

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации содержат информацию о возможностях применения различных видов интерактивных методов обучения для формирования естественнонаучной грамотности учащихся с примерами заданий.

          Цель методических рекомендаций – оказание методической помощи педагогическим работникам в разработке заданий по формированию естественнонаучной грамотности учащихся с применением современных интерактивных технологий, методов и приемов.

           Методические рекомендации могут использоваться педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, биологии, географии и др.

Методические рекомендации содержат информацию о возможностях применения различных видов интерактивных методов обучения для формирования естественнонаучной грамотности учащихся с примерами заданий.

          Цель методических рекомендаций – оказание методической помощи педагогическим работникам в разработке заданий по формированию естественнонаучной грамотности учащихся с применением современных интерактивных технологий, методов и приемов.

           Методические рекомендации могут использоваться педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, биологии, географии и др.

Просмотр содержимого документа
««Применение интерактивных методов формирования естественнонаучной грамотности учащихся различных возрастных групп в учреждении дополнительного образования» Методические рекомендации»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»



















«Применение интерактивных методов формирования естественнонаучной грамотности учащихся различных возрастных групп в учреждении дополнительного образования»

Методические рекомендации



Рассмотрено на методическом совете

МБУ ДО СЮН

Протокол № __ от _______









Автор: Жидкова А.В., методист













Новокузнецк, 2023



Аннотация

Методические рекомендации содержат информацию о возможностях применения различных видов интерактивных методов обучения для формирования естественнонаучной грамотности учащихся с примерами заданий.

Цель методических рекомендаций – оказание методической помощи педагогическим работникам в разработке заданий по формированию естественнонаучной грамотности учащихся с применением современных интерактивных технологий, методов и приемов.

Методические рекомендации могут использоваться педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, биологии, географии и др.



























Пояснительная записка

На сегодняшний день формирование функциональной грамотности учащихся является одной из приоритетных задач государственной политики в сфере образования Российской Федерации. Одной из составляющих функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность как способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и изменений в нем под влиянием деятельности человека.

По определению естественнонаучной грамотности (в исследовании PISA) – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественнонаучная грамотность предполагает владение учащимся следующими компетенциями:

– научно объяснять явления;

– понимать особенности естественнонаучного исследования;

– научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.

Задания по формированию естественнонаучной грамотности учащихся должны быть направлены на проверку перечисленных выше компетенций и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях, представленных в проблемном ключе, а также способствовать глубокому освоению и продуктивному применению учащимися методов научного познания (наблюдение, измерение, эксперимент, опыт, работа с картографическим материалом, моделирование и других) в повседневной жизни и практической деятельности. Функциональная грамотность также предполагает креативное мышление и владение глобальными компетенциями.

Поэтому задача формирования естественнонаучной грамотности и достижения высоких образовательных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности предъявляет определенные требования к содержанию учебной деятельности на занятии и особым компетенциям педагога.

Для эффективности формирования естественнонаучной грамотности учащихся педагогам рекомендуется уделять внимание проектно-исследовательскому и компетентностному подходу, поисково-исследовательской деятельности учащихся как приоритетной. Действенным способом при формировании естественнонаучной грамотности является применение методов и приемов интерактивного обучения.

Дословный перевод с английского слова "интерактив" означает "взаимный" (inter) и "действовать" (act). Понятие "интерактивный" выражает способность находиться в состоянии диалога, беседы или же взаимодействовать с кем-либо (например, с человеком), а также с чем-либо (компьютером, другими средствами обучения). Таким образом, интерактивная форма обучения представляет собой диалог, при котором осуществляется взаимодействие. Интерактивная технология обучения сегодня является инновацией и требует cущественно изменить традиционную структуру занятия или урока.

Интерактивное обучение предполагает использование такой системы методов и приемов, которая направлена на включение каждого участника в активный процесс освоения знаний, формирование навыков успешного общения, таких как умение слушать, строить диалог, задавать вопросы, работать в команде; развитие умения самостоятельно добывать знания, разделять задачи на более мелкие, определять последствия своего выбора и брать на себя ответственность за результат.

Рекомендуем к рассмотрению некоторые из методов и приёмов интерактивного обучения, направленных на формирование естественнонаучной грамотности на конкретных примерах.

Задания по формированию естественнонаучной грамотности учащихся

с применением интерактивных методов обучения


Cюжетно-ролевая игра.

Адресат: учащиеся начальных и средних классов.

Задачи: научить учащихся выступать в различных ролях на основе имеющихся знаний, выражать свою позицию, влиять на других участников, вести диалог и находить компромисс, решать конфликтные ситуации; развивать креативные способности и т.д.

Условия проведения. Педагог определяет правила игры и обстановку, в которой будет происходить действие, составляет список ролей, формулирует задачи и при необходимости этические установки для каждой роли. Дети выбирают и распределяют роли между собой, проводят предварительную подготовку. Затем наступает время игры, где учащиеся демонстрируют имеющиеся знания, взаимодействуют друг с другом. Они могут попробовать различные варианты и модели поведения и выбрать оптимальный.


Пример cюжетно-ролевой игры «Живой уголок».

Учащимся предлагается ознакомиться с видами домашних питомцев живого уголка, найти информацию об их биологических особенностях, условиях содержания и т.д. в сети Интернет, используя QR-код, размещенный на вольерах.

Затем предлагаются варианты игр: «Экскурсия для одноклассников» (задача экскурсовода – рассказать о питомцах, других участников – задать вопросы по теме); «Тайная жизнь домашних питомцев» (инсценировка по мотивам кинофильма – придумать и показать фрагмент фильма, выступая в роли питомцев: чем занимаются домашние любимцы в отсутствие человека, как общаются между собой и т.д.


Игры на ассоциации.

Адресат: учащиеся начальных и средних классов.

Задачи: развивать память и концентрацию внимания, развивать образное и логическое мышление; формировать умение выделять ключевые понятия; обогащать словарный запас и т.д.

Условия проведения. Игру в ассоциации рекомендуется проводить в начале урока на этапе актуализации полученных ранее знаний или как разминку, а также в конце занятия в качестве формы закрепления изученного на уроке, можно также использовать как игровой момент на этапе изучения нового материала. Правила игры зависят от ее вида: дети садятся в круг и по очереди называют ассоциации к какому-нибудь слову- понятию или угадывают загаданное слово-понятие по ассоциациям.



Примеры игр на ассоциации

Цепочка ассоциаций. Ученики получают пустые карточки и записывают ассоциации на слово, написанное на бланке предыдущим участником. Слова не должны повторяться. Вариант посложнее — необходимо объяснить свои ассоциации.

Например: пишется слово «сосна», следующие участники пишут ассоциации – «шишка», «хвоя», «дерево», «высокое» и т.д. В финале можно предложить задание дать определение или составить майнд-карту к указанному вначале слову, используя как можно больше ассоциаций.

Цветок ассоциаций. Задача учеников — написать как можно больше ассоциаций к одному и тому же слову или предмету.

Например: слово «растение». Учащиеся подбирают ассоциации – «корень», «стебель», «лист», «цветок», «семя», «хлорофилл», «фотосинтез», «кислород» и т.д.

Угадай слово. Класс делится на две группы. По одному человеку из каждой группы становятся ведущими. Они загадывают одно и то же слово и по очереди любым образом пытаются подсказать своей группе, что это за слово, демонстрируя на слайдах или на карточках слова-ассоциации (показывая пантомиму). Задача команды — отгадать загаданное слово. Чья команда быстрее догадывается, та и побеждает.

Например: загадывается животное «белка». Можно подсказывать командам слова-ассоциации «дупло», «орехи», «рыжее», «серое», «прыгать», «летать», «млекопитающее», «грызун» и т.д.

Мини-исследование

Адресат: учащиеся начальной школы; средних и старших классов. Адресат зависит от сложности проводимой работы.

Задачи: научить собирать и анализировать данные и формулировать на их основе гипотезу, подбирать факты для ее обоснования или опровержения, защищать свою точку зрения; развивать мышление, самоконтроль и взаимоконтроль. Можно использовать на любом занятии.

Виды мини-исследований: по числу участников (индивидуальные, групповые и коллективные); по времени (короткие и длительные), по теме (предметные и межпредметные).

Условия проведения: учащиеся получают вопрос, определяющий предмет исследования и формулировкой проблемы. Составляется план исследования и пути решения проблемы. Этот может быть «Дневник или памятка исследователя» или другие формы.

Проведение исследования включает в себя изучение источников, проведение эксперимента, опытов, опроса, анализ статистических или полученных в ходе исследования данных.

Оформление результатов и подведение итога исследования может быть представлено в форме презентации, буклета, брошюры, стенгазеты, листовки и другой форме, в зависимости от предмета исследования.


Примеры заданий с мини-исследованиями.


Проведение эксперимента.


На рассвете тень проснулась,

Потихоньку потянулась,

Полежала под мостом,

Погонялась за котом,

К десяти часам устала

И короче вдвое стала.

В полдень влезла под забор,

И проникла к нам во двор,

От жары прикрыла грядки,

Со щенком играла в прятки,

А с закатными лучами,

Растянулась за домами

И решив, что спать пора,

Тень исчезла до утра.

М. Лэнг


В этом веселом стихотворении мы узнаем, какие изменения происходят с таким явлением, как тень, в течение суток. Интересно, а зависит ли длина тени от времени года? Давайте попробуем это выяснить! Проведем эксперимент! Вбейте в землю колышек (длинную тонкую палочку) так, чтобы он отбрасывал тень. Измерьте длину отбрасываемой колышком тени линейкой или портняжной лентой. Фиксируйте длину тени в погожие дни в течение трех недель. Старайтесь делать это в одно и то же время суток. Используйте для отметок краску, камешки или колышки поменьше. Какие изменения в длине тени вы заметили? Какой вывод можно сделать в результате этого наблюдения?


Кейс-метод.

Адресат: для учащихся средней и старшей школы.

Задачи: научить применять теоретические знания для решения практических задач; эмоционально вовлечь в решение проблемы; развивать коммуникативные навыки, критическое мышление.

Условия проведения. Обозначается проблемная ситуация, созданная на основе фактов из реальной жизни. Проблемная ситуация может иметь несколько решений и множество альтернативных путей, которые приводят к этому решению. Работа над проблемой может осуществляться в малых группах. После решения, каждая из групп представляет свой вариант решения, после чего подводятся итоги.


Виды кейсов

Метод анализа ситуации. Группы учащихся анализируют представленную ситуацию, находят в ней проблемы и придумывают варианты решения. Затем оценивают предложенные решения и выбирают наилучшее.

Метод инцидентов. Ученики получают неполный кейс — в виде краткого сообщения «Случилось...» или «Произошло...». Задача учащихся — разобраться в проблеме, определить, каких знаний не хватает для принятия решения. Следующая задача – найти необходимые сведения, используя научную литературу, Интернет, консультируясь с педагогом, анализируют их и выносят решение.

Метод разбора деловой корреспонденции (баскет-метод, информационный лабиринт). Это работа с документами. Каждая группа получает одинаковый набор разнородных документов, относящихся к определенной проблеме, человеку или организации — докладные, служебные записки, письма, личные документы и т. д. Задача учащихся на первом этапе — разобрать все эти документы, адресовать правильному исполнителю. На втором этапе они проводят анализ всех документов и определяют, что случилось и как можно решить проблему, то есть выйти из лабиринта.


Пример кейса (баскет-метода) «Меню для ежа»

Задание: изучить материалы кейса, обосновать предположение о виде ежа, который попал на станцию юных натуралистов, разработать для него оптимальный рацион и составить смету расходов по содержанию животного. В данном виде кейса содержатся задания по формированию всех компонентов функциональной грамотности.


Материалы кейса.


Научные статьи.

Обыкновенный ёж (Erinaceus europaeus Linnaeus, 1758) в Кемеровоской области

*Н.В. Скалон, *Т.Н. Гагина, **С.Г.Бабина, **Е.С. Булатова

* Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, E-mail: [email protected];

**ГУ ГПЗ «Кузнецкий Алатау», г. Междуреченск. E-mail: [email protected]

Сообщений об обитании ежей на территории Кемеровской области до 1960-х гг. небыло. Первые сведения о находках ежей в Кузбассе относятся к 1963 г., когда в окрестностях г. Новокузнецка у п. Листвяги была найдена самка с новорожденными детенышами. В 1976 г. взрослый еж был пойман в окрестностях г. Прокопьевска. В начале 1980-х ежи стали регулярно встречаться в Горной Шории по долине р. Кондомы. Так, в 1981 г. жители п. Спасск, говорили нам о том, что ежи изредка встречаются поселка. В 1982 г. в 12 км от Спасска нами были отловлены 2 ежа. Позже мы находили ежей в окрестностях п. Кузедеево и г. Таштагол. В 1987 г. ёж был найден нами в

верхнем течение р. Мрассу в 35 км выше п. Усть-Кабырза. В 1984 г. ёж был найден в окрестностях г. Кемерово у п. Южный. С начала 1990-х зверьков стали отмечать у г. Салаира в центральной части Салаирского кряжа. Отдельно стоит единичная находка ежа на левом берегу р.Чулыма у п.Чулым в конце 1980-х гг. (Гагина, Скалон, 1997).

Примерно в это же время еж стал проникать в Кузнецкий Алатау. По опросным сведениям

инспекторов заповедника «Кузнецкий Алатау», первые встречи были зарегистрированы в бассейне р. Средняя Терсь в 1985 г. С этого времени наблюдаются ежегодные встречи, как взрослых, так и молодых животных.

С начала 2000-х гг. ёж стал встречаться в окрестностях г. Кемерово, в левобережной лесостепи, становясь здесь все более обычным, особенно на пригородных садовых участках. Появился он и в северных районах Кемеровской области, как по левому берегу Томи (Юргинский район), так и на

правом берегу (Яшкинский и Яйский районы).

В результате наблюдений, проведенных в июле – августе 2006 г. на территории заповедника (р. Ср. Маганаковая, левый приток р. Средняя Терсь), было отмечено 16 встреч ежей. Ежи регистрировались при прохождении маршрутов постоянно. Среди них встречались как взрослые,

так и молодые особи. 21.07.2006 обнаружено гнездо, в котором находилась самка с пятью молодыми детенышами. 27.07.2006 найден очень крупный самец. Находки ежей в разные годы, а также встречи разновозрастных животных и молодняка свидетельствует о том, что ежи обитают

здесь уже достаточно длительное время, успешно зимуют в условиях горной тайги и размножаются.

Вероятными стациями размножения в заповеднике «Кузнецкий Алатау» являются вторичные березняки, на местах 30-летних вырубок. Именно здесь произошли почти все встречи зверьков в этом году, в том числе взрослой самки и семьи ежей. Здесь хорошо выражен подрост, представленный в основном березой и пихтой. Наличие высокотравья, валежника, множество

больших пней создают прекрасные защитные условия. Гнездо располагалось под большим старым поваленным кедром, выстлано ветошью. Крупный зверек отмечен в припойменном спелом смешанном кедровом лесу, с обилием валежника и густым высокотравьем.

Таким образом, можно заключить, что ежи в заповеднике тяготеют к лиственным и смешанным лесам, произрастающим на местах массовых вырубок. Последние занимают значительные площади в среднем и нижнем течении рек: Верхняя, Средняя и Нижняя Терси, их крупные притоки. Таким образом, значительную часть территории заповедника можно считать

благоприятной для обитания на ней данного вида. До настоящего времени не поступало ни одного сообщения о встречах ежей из северной части заповедника – верхнее и среднее течение р. Кия, где вышеперечисленные биотопы не распространены.

В настоящее время обыкновенный еж является активно расселяющимся видом фауны Кемеровской области. Он заселил большую часть Кузнецкой котловины и интенсивно осваивает горную тайгу Салаира, Горной Шории и Кузнецкого Алатау.

В свое время нами (Гагина, Скалон, 1997) рассматривались разные версии появления ежа в Кемеровской области: уже говорилось об освоении ежами новых территорий, в том числе и горных, писал С.В. Долговых в своих тезисах о распространении ежа обыкновенного в республике Алтай.

По опросным сведениям ежи на Алтае появились в 1970-х гг., т.е. лет на 15-20 позже, чем в Кемеровской области.

Собранные нами сведения подтверждают предположение Гагиной Т. Н. и Скалона Н. В. о расширении ареала обитания вида на восток и о заселении обыкновенным ежом Салаиро –Кузнецкой горной области. Это позволяют пополнить фаунистический список заповедника «Кузнецкий Алатау» новым видом: еж обыкновенный (Erinaceus europaeus L.)


Об уточнении таксономического статуса ежей Кузбасса или старый «новый» вид

22 июня 2020  НОВОСТИ ЗАПОВЕДНИКА

Появление новых видов для конкретной территории – событие всегда знаковое, но не всегда оно связано с полевыми находками. Зачастую подобные сведения обнаруживаются в научных публикациях, Летописях природы (как, например, было с щитомордником – новым видом для заповедника) или систематических сводках.

Так, при ознакомлении с новинками таксономической литературы (Лисовский и др., 2019) наше внимание привлек современный статус ежей, обитающих на территории Кемеровской области. Дело в том, что на сегодняшний день в известных нам публикациях (Булатова, 2006; Скалон и др., 2007) для Кузбасса указан европейский ёж (Erinaceus europaeus L.), в то время как современные зоогеографы и систематики указывают на невозможность его обитания у нас.

Нами были отобраны все фотографии кузбасских ежей, сделанные сотрудниками заповедника, а также предоставленные по нашей просьбе другими людьми и на их основании, при помощи портала rusmam.ru и анализа списка фауны млекопитающих Российской Федерации, представленном в монографии «Млекопитающие России: список видов и прикладные аспекты» был сделан вывод о том, что обитающий на территории Кемеровской области вид является белогрудым ежом – Erinaceus roumanicus Barrett-Hamilton, 1900.

Немаловажно и то, что до недавнего времени в составе вида E. Europaeus включали белогрудых и конколорных ежей, выделенных, затем в самостоятельные виды. Соответственно в литературе применительно к белогрудому ежу ранее использовались все три названия.

Благодаря фотографиям, так же удалось установить, что на сегодняшний день в заповеднике находится крайняя восточная точка встречи указанного вида.

Белогрудый ёж похож на европейского ежа, однако его голова и бока тёмно-бурые, заметно темнее горла и брюшка. Спина и бока, исключая мордочку и лапы, покрыты иглами. Иглы у основания и на концах белые, в середине покрыты чёрными и коричневыми полосами; их длина 2,5—3,5 см. Мех на брюшке коричневый, жёсткий, щетинистый. На груди всегда размытое белое пятно. Уши короткие (менее 3,5 см) округлые, почти невидны из-за меха. Длина тела до 35 см, хвоста 20—39 мм. Масса в зависимости от времени года — 240—1232 г.

Белогрудый ёж распространён от Центральной Европы до Западной Сибири. Северная граница ареала проходит по Беловежской пуще, Московской и Кировской областям. На юге водится на Балканском полуострове, в Малой Азии, в Израиле, на Кавказе, в Иране, северном Казахстане, а также на о. Крит и ряде других средиземноморских островов. В России обитает в средней полосе и на юге, также на Южном Урале.

В отличие от европейского и амурского ежей данный вид встречается в разнообразных ландшафтах — от полупустынь до альпийских лугов на высоте до 1100 м над уровнем моря. Избегает сплошных высокоствольных лесов. Предпочитает опушки лиственных лесов, берега каналов и речные долины, лесополосы, обочины полей, а также всякого рода окультуренные ландшафты — посёлки, приусадебные участки, скверы и парки. Активен в ночное время суток. Для отдыха самцы используют естественные укрытия; гнездо из листьев, мха, сена и веточек строится только на время зимовки. Продолжительность спячки зависит от климатических условий, возраста и количества жировых запасов зверька; в среднем она длится с ноября по конец марта. За спячку белобрюхий ёж теряет до 35 % массы тела, поэтому, чтобы перезимовать, ёж должен весить не менее 600 г, иначе он погибнет во время спячки.

Основу питания белогрудых ежей составляют насекомые (жуки, прямокрылые, уховёртки, гусеницы); предпочитает различные виды жужелиц. Довольно часто поедает слизней, улиток, мокриц, дождевых червей, а также ягоды (земляника, клубника, малина, шелковица), мох, желуди, семена злаков и подсолнечника, грибы. Не брезгует падалью. На севере в рационе увеличивается доля позвоночных — амфибий, ящериц, мелких грызунов.

Заповедник «Кузнецкий Алатау» выражает благодарность коллегам из рабочей группы проекта «Млекопитающие России» за великолепный портал и изданную монографию. И всем, кто прислал фотографии ежей. Так же мы призываем все природоохранные организации нашего региона обновить свои таксономические списки.


Алексей Самуленков, Иван Треньков.

Пресс-центр заповедника "Кузнецкий Алатау"


Описание инцидента.

Весной 2021 года на Станцию юных натуралистов принесли ежей.

Нам рассказали, что осенью, убирая на даче траву, триммером случайно зарубили ежиху, а трех ежат пожалели, забрали в городскую квартиру, где они прожили всю зиму, свободно передвигаясь по квартире.

Кормили ежат кошачьим кормом, покупали тараканов и других насекомых.

Отдать их решили потому, что

- не смогли их приручить,

- с наступлением весны ежи начали метить территорию, портить мебель и вещи,

- затраты на покупку корма возросли.


Информация из сети Интернет

Ежики едят:

- сухой кошачий корм, яйца куриные и перепелиные, мясной фарш, червей, тараканов, мышей (голышей).

- клубнику, киви, яблоко, банан, морковь.

Стоимость кошачьего корма 25 р. за 1 пакетик

Стоимость таракана – 3р. за 1 шт.



Вывод: таким образом, представленные в разработке примеры заданий с использованием интерактивных методов способствуют формированию естественнонаучной грамотности учащихся за счет вовлечения в активную мыслительную, творческую деятельность, создания проблемных ситуаций, актуализации совместного их решения на основе индивидуального опыта и знаний участников.

































Список литературы

  1. Буряк М.В., Шейкина С.А. Функциональная грамотность. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. https://clck.ru/32hJom

  2. Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1/ Ковалёва Г.С., Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г., под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. - М.; СПб.: Просвещение, 2020. - 95 с.

  3. Кайрис Г.И. Мастер-класс "Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе"/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/master-klass-effektivnye-priiomy-raboty-po-formiro.html

  4. Чудинова Е. В. Окружающий мир. 2-4 классы: методика проведения и оценки контрольно-диагностических работ: пособие для учителя / Е.В. Чудинова, Д.В. Коханович. Серия «Оценка образовательных результатов в начальной школе» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 60 с.

https://files.lbz.ru/authors/nsh/7/files/matrica1-4.pdf

5. Интерактивные методы обучения в современной педагогике. Примеры и рекомендации по использованию./ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://niidpo.ru/blog/interaktivnyie-metodyi-obucheniya-v-sovremennoy-pedagogike-primeryi-i-rekomendat












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!