Пояснительная записка
к дидактическому материалу по теме:
«Самостоятельное обучение
решению простых задач на движение»
Одно из ключевых мест в программе по математике для 4-го класса занимают задачи на движение. Программа предусматривает решение задач на движение в одном направлении: на встречное движение и движение в противоположных направлениях. Но, чтобы научиться решать составные задачи на движение, ученик должен усвоить связь между величинами – скоростью, временем и расстоянием, то есть научиться решать простые задачи на движение. Предлагаемый дидактический материал разработан на основе технологии Р.Г. Хазанкина «Обучение математике на основе решения задач», методики «Обмена заданиями» М.А. Мкртчяна и передового педагогического опыта.
Для формирования умения и навыка решать простые задачи на движение я использую следующий комплекс заданий:
Обучающая карточка (ОК) «Сам себе учитель» (трех видов).
Карточки – задания (КЗ) к каждой обучающей карточке (в двух вариантах).
Тестовые задания (в двух вариантах).
Зачет по теме.
Работа с этим комплексом заданий осуществляется следующим образом. На первом уроке по теме «Скорость, время, расстояние» ученики по ОК-1, работая в паре, на основе задачи усваивают понятие «скорость» и способ ее нахождения по известным расстоянию и времени движения. Затем по плану, данному в ОК-1, они совместно решают подобную задачу, которая тоже дана в ОК-1. После того как учитель проверил решение, ученики приступают к самостоятельной работе с КЗ-1. Карточки-задания представлены в двух вариантах, по 2 задачи в каждом. Более слабые ученики решают одну задачу из этой карточки. Затем ученики работают в парах. Каждый по очереди исполняет роль учителя и объясняет напарнику задачи своей карточки-задания (КЗ-1) по плану, изложенному в обучающей карточке (ОК-1).
Для закрепления понятия «скорость» я предлагаю учащимся объяснить, как понимать следующие выражения: «скорость самолета 700 км/ч», «легковая машина едет со скоростью 60 км/ч», «пешеход проходит 5 км за 1 час» и другие.
Далее по учебнику ученики усваивают понятие «средняя скорость движения» и закрепляют умение находить ее по известным расстоянию и времени движения. Работу можно проводить и устно, и письменно, включая дополнительный материал.
На этом работа по новой теме заканчивается, и ученик приступают к работе над пройденным материалом.
На последующих уроках таким же образом идет работа по обучению решению задач на нахождение расстояния и времени движения. Для этого используются обучающие карточки 2,3 и карточки-задания 2,3.
Работа с обучающими карточками (ОК) и карточками-заданиями (КЗ) позволяет формировать у школьников способность самостоятельно овладевать знаниями и умениями, воспитывать у них потребность в постоянном самообразовании.
После усвоения связи между величинами – скоростью, временем и расстоянием, я предлагаю детям тестовые задания. Они представлены в двух вариантах и позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину уровня усвоения данной темы. Тестовые задания дают возможность скорректировать дальнейшую коллективную и индивидуальную работу с учащимися.
Специфика обучения в начальной школе такова, что многие умения и навыки являются базовыми и должны быть усвоены каждым учеником. Поэтому современные технологии обучения предполагают постоянное, отслеживание динамики формирования умений и навыков, что способствует оптимизации обучения, позволяет своевременно корректировать работу с учащимися. Для организации такой работы учителю необходимо иметь достаточное количество материала для тренинга и мониторинга.
Поэтому на следующем этапе работы над простыми задачами на движение я провожу зачет, который является одновременно и тренингом, и средством контроля и диагностики умений, навыков. А также данный зачет, что не менее важно, является средством формирования учебной мотивации учащихся.
Для проведения этого зачета использую следующий учебный материал:
Индивидуальные зачетные листы – это карточки с задачами. В третьем варианте задачи с буквенными величинами.
Классный оценочный лист – это своеобразная диагностическая карта, которая наглядно отображает, кто из детей усвоил или не усвоил эту тему. Оценочный лист вывешивается на классном стенде и заполняется самими учащимися по мере прохождения зачета (закрашивается ячейка, приклеивается наклейка и т.д.).
Как проводится зачет.
Для зачета на уроке отводится время. Каждый ученик работает в своем темпе. Он выполняет зачет до тех пор, пока не покажет стопроцентный результат. Срок сдачи зачета не ограничен. Оценки за неудачную работу не выставляются. Ученику предоставляется возможность еще доработать эту тему. Зачет выставляется только за ту работу, которая была выполнена без единой ошибки.
Дети, сдавшие зачет, подходят к стенду, на котором находится классный оценочный лист и отмечают свои достижения. Они рады, что теперь «умеют это». Им нравится демонстрировать свои знания и достижения, а не отметки. Дух соревнования мобилизирует учащихся. Ученики не испытывают от зачета стресса, так как он не констатирующий, а формирующий. Пустое место в классном оценочном листе для слабого ученика, означает, что рано или поздно (каждому свой срок), он заполнит свою заветную ячейку в классном оценочном листе. Когда оценочный лист полностью заполнится, ученики могут рядом с названием «Я умею это!» приписать «Все умеют это!». Так как классный оценочный лист представляет собой рисунок дорожного перекрестка, ученик сдавший зачет, становится «участником дорожного движения». Размещая свое «транспортное средство на дороге», он еще и повторяет правила, изученные на занятиях по ОБЖ. Параллельно с выполнением заданий, описанных выше, ученики на каждом уроке упражняются в составлении и решении занимательных задач на движение. На одном из уроков закрепления проводится игра «Выручи царевну».
В конечном итоге, выполняя такой комплекс заданий, учащиеся хорошо справляются с контрольной работой по данной теме. Это позволяет каждому ученику более успешно продвигаться по ступенькам усвоения более сложных знаний и умений. Такая работа способствует развитию у школьника самостоятельности, внимания, любознательности и значительно повышает интерес к предмету.