СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи на части

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задачи на части»

ФИО учителя: Хансеверова Светлана Владимировна

ОУ: МБОУ "СОШ № 8" Рузаевского муниципального района

Тема урока: Задачи на части

Класс: 5, уровень базовый

Количество часов: 1 час

Тип урока: комбинированный урок (КУ)

Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Г.В. Дорофеев, И.Ф.Шарыгин, С.Б.Суворова и др.]; под редакцией Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина. – 3-е изд. – М. : « Просвещение», 2018. – 287с. Глава 4 п. 4.3

Планируемые образовательные результаты:

  1. личностные:

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию, отличать гипотезу от факта;

- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  1. метапредметные:

- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

- умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, аргументации;

  1. предметные:

- закрепить умение решать задачи данного типа;

- выработать алгоритм решения задач на части;

- уметь отличать задачи на части от других типов задач;

- точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;

Цели урока:

Деятельностные: - формировать способность использовать полученные ранее знания и приобретённые умения для формулирования нового знания, точно и последовательно выстраивать рассуждения, оценивать собственную деятельность на уроке.

Образовательные:

- знать алгоритм решения задач на части;

- тренировать способность решать задачи на части;

- повторить распределительный закон и закрепить его применение.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Учитель: Здравствуйте ребята! Проверим, все ли готовы к уроку. У вас на партах должны быть все необходимые принадлежности: учебник, тетрадь, ручка, линейка, карандаш и дневник. Все готовы? Мы начинаем.

2. Мотивация к учеб­ной деятельности.

Учитель: Ребята, начать наш урок я решила словами известного венгерского, швейцарского и американского математика Дж. Пойа : "Если вы хотите научиться плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их".

Как вы думаете, почему именно эти слова я выбрала эпиграфом к нашему уроку?

Ученики: Потому, что на уроках математики мы часто решаем задачи.

Учитель: Верно, сегодня мы с вами будем решать задачи. Но вот какие?

Ученики рассматривают слайд и выдвигают свои предположения, приходят к мысли , что на уроке будут решать задачи на части.

Учитель: Да, мы будем решать задачи на части. Как вы считаете, почему именно такие картинки я поместила на слайд? Как они связаны с темой урока? Ученики выдвигают предположения, и все вместе приходят к пониманию того, что все картинки объединены одним словом - рецепт).

Учитель: Действительно, очень часто при приготовлении различных блюд ингредиенты берутся в частях. Сегодня мы с вами продолжим развивать свои умения решать задачи на части, но прежде давайте проведем небольшую разминку.

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проб­ном действии; выявление места и при­чины затруднения.


Учитель: Ребята, какие свойства умножения вы применили, чтобы выполнить действия устно?

Ученики: переместительное, сочетательное и распределительное свойства.

Учитель: Правильно, а для чего вообще нужны нам свойства умножения и деления?

Ученики: Свойства нужны для того, чтобы легче было вычислять.


Ученики: 600 мышц.

Учитель: Ребята, я вас сейчас прошу привести эти шесть мышц в действие, улыбнуться друг другу и с хорошим настроением продолжить работу. Открываем тетради, записываем число и тему урока.

4. Закрепление полученных знаний при решении задач с проговариванием во внешней речи.

Учитель: Я предлагаю вашему вниманию классический рецепт варенья из ягод. Прочитайте его:

Ученики: На 3 части ягод берут 2 части сахара. Сколько килограммов сахара и ягод надо купить, чтобы сварить 15 кг варенья?

Учитель: Как называется такая задача?

Ученики: Это задача на части.

Ученики: Верно, это задача на части. А почему она называется именно так?

Ученики: Потому, что в тексте есть слово "части".

Учитель: Да, в тексте встречается слово "части". Скажите, а с чего начинается решение такой задачи?

Ученики: Мы должны начертить схему.

Учитель: Верно, мы должны начертить схему к задаче. Я уже поработала за вас и приготовила ее, посмотрите на экран, как вы считаете, схема составлена верно?

Ученики: Вы неправильно обозначили части, ягод три части, а сахара две. Учитель: Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны. А кто из вас может решить эту задачу?

Кто-то из учеников рассказывает, как надо решить задачу.

Учитель: Молодцы, а теперь запишите решение задачи самостоятельно в тетради.

(Записывают решение, учитель по необходимости помогает).

Учитель: Какое важное условие должно выполняться в задачах на части ?

Ученики: Все части, о которых идет речь в задаче, равные.

Учитель: Что необходимо найти при решении задачи на части?

Ученики: Нужно узнать, сколько составляет одна часть.

5. Вторичное ознакомление с новым материал

Учитель: Ребята, как вы считаете, теперь вы всегда сможете определить, является ли данная задача задачей на части? Сейчас мы это выясним. Я предлагаю вам поработать в парах и выбрать из предложенных условий задачи на части.

Учитель: Назовите мне номера задач, которые вы выбрали.

(Ученики, как правило, называются задачи под номерами 2 и 3.)

Учитель: Верно, задачи под номера 2 и 3, действительно являются таковыми. А у меня к вам вопрос: можно ли задачу под номером 5 назвать задачей на части?

Ученики высказывают сове мнение, приходят к выводу, что можно.

Учитель: Действительно, это задача тоже соответствует теме нашего урока. Я не случайно выбрала именно ее. Но вы обратили внимание, что в условии не прописаны части, нам самим нужно их ввести. Эта задача взята мной из книги Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома". Очень много времени и сил потратил главный герой, пока смог ее решить. Мне интересно, а вы справитесь с ее решением? Составим схему.

(По желанию, кто то из учеников может сам выйти к доске и начертить схему, или это делает учитель).

6. Гимнастика для глаз

Учитель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить гимнастику для глаз. Внимательно следите за объектами на экране.


7. Первичное закреп­ление с проговари­ванием во внешней речи.

Учитель: Да ребята, за окном поздняя осень, последний лист опал с нашего дерева, на улице холодно. Я предлагаю вам утеплиться решая следующую задачу

Ученик выходит к доске, составляет схему и решает задачу, ученики и учитель по необходимости ему помогают.

Учитель: Продолжить наш урок я хочу словами известного ученого А. Эйнштейна: "Как бы машина хорошо ни работала, она может решать все требуемые от нее от задачи, но она никогда не придумает ни одной". Я предлагаю составить задачу по заданной схеме.

Учащиеся предлагают свои формулировки, решают задачу по схеме в тетрадях.

Учитель: Молодцы ребята, составлять задачи у вас получается не хуже, чем их решать.

8. Самостоятельная работа (в тестовой форме)

Учитель: Ребята, а сейчас я хочу понять, насколько хорошо вы научились решать задачи на части. Я снова предлагаю вам поработать в парах, пересядьте за компьютеры (можно использовать планшеты с заранее загруженным тестом), и выполнить задания теста. Компьютер сам оценит вашу работу.

Ученики пересаживаются за компьютеры и выполняют работу в парах в оболочке

"Конструктор тестов easy Quizzy". Учитель помогает, если у учащихся возникают вопросы.

После решения задач теста компьютер сам выставляет оценку, если правильно решены все задачи, то выставляется "5", если две задачи "4", одна - "3". По завершении работы ребята возвращаются на свои места.

9. Информация о домашнем задании.

Учитель: Я предлагаю вам поработать соавторами учебника и самим составить условия двух задач с явно и неявно заданными частями, решить их, оригинальность оформления приветствуется.

X. Рефлексия учебной деятельно­сти на уроке.

Учитель: Подведем итог работы на уроке.

  • С каким типом текстовых задач вы работали сегодня на уроке?

- Ребята, скажите, как вы поняли, на какие две группы можно разделить все задачи на части?

Что важно помнить? Что в этих задачах важно найти обязательно?

  • Что использовали при решении задач на части?

  • Помогает ли схема в решении задач на части?

  • Оцените свою деятельность на уроке, дорисуйте своему смайлику улыбку.



  • Молодцы ребята, вы все сегодня замечательно работали. Спасибо за урок!



Литература:


  • Дорофеев Г.В. Математика, учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений. – М.: « Просвещение» 2018. Глава 4 п. 4.3

  • «Школа 2000…» Математика, 5 – 6 классы: Методические материалы к учебникам математики Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон // Составитель Л.Г. Петерсон –М.: УМЦ «Школа 2000…», 2003. – 240с.


Приложение:


1. Презентация

2. Тест в оболочке easyQuizzy

3. Карточки с задачами (раздаточный материал).



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!