Методы решения задач части С ЕГЭ по информатике
Гоголев Д.Г.
МАОУ гимназия №1 г. Калининград
Задание С1
=2 then If y=0 then if x+ythen write('принадлежит') Else write('не принадлежит') end . Приведите пример таких чисел x, y, при которых программа неверно решает поставленную задачу. Укажите, как нужно доработать программу, чтобы не было случаев ее неправильной работы. " width="640"
С1: графический способ
Требовалось написать программу, при выполнении которой с клавиатуры считываются координаты точки на плоскости (x, y – действительные числа) и определяется принадлежность этой точки заданной заштрихованной области (включая границы). Область ограничена осью абсцисс, окружностью x 2 +y 2 =2 и прямой x+y=2. Заданные прямая и окружность касаются в точке x=1, y=1. Программист торопился и написал программу неправильно.
var x, y: real;
begin
readln(x,у);
if x*x+y*y=2 then
If y=0 then
if x+ythen
write('принадлежит')
Else
write('не принадлежит')
end .
- Приведите пример таких чисел x, y, при которых программа неверно решает поставленную задачу.
- Укажите, как нужно доработать программу, чтобы не было случаев ее неправильной работы.
С1: графический способ
Требовалось написать программу, при выполнении которой с клавиатуры считываются координаты точки на плоскости (x, y – действительные числа) и определяется принадлежность этой точки заданной заштрихованной области (включая границы). Область ограничена осью абсцисс, окружностью x 2 +y 2 =2 и прямой x+y=2. Заданные прямая и окружность касаются в точке x=1, y=1. Программист торопился и написал программу неправильно.
1. Находим область ограниченную по программе
X 2 +Y 2 ≥2
(-2, 2)
Y≤2 – X
Y≥0
и выбираем точку неудовлетворяющую области, указанной в условии задачи – (-2, 2)
=2) AND (y=0) AND (x+yAND (x=1) then write('принадлежит') Else write('не принадлежит') end . " width="640"
С1: графический способ
2. Анализируем полученную область и вносим дополнительные ограничения:
А) y ≤ 1 или Б) x ≥ 1
И вносим исправления в программу:
var x, y: real;
begin
readln(x, у);
if (x*x+y*y=2) AND (y=0) AND (x+yAND (x=1) then
write('принадлежит')
Else
write('не принадлежит')
end .
Задание С3. «Камешки»
Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат две кучки камней, в первой из которых 6, а во второй – 5 камней. У каждого игрока неограниченное количество камней.
Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок увеличивает в 2, или в три раза число камней в какой-то куче. Выигрывает игрок, после хода которого общее число камней в двух кучах становится не менее 48.
Вопрос : кто выигрывает при безошибочной игре обоих игроков – игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока? Ответ обоснуйте.
С3: построение дерева решений
Σ ≥ 48
5, 6
Х 2
Х 3
Х 2
Х 3
5, 12
15, 6
10, 6
5, 18
I игрок
10, 18
10, 12
30, 6
20, 6
10, 12
15, 12
15, 18
45, 6
45, 6
30, 6
II игрок
5, 36
5, 24
15, 12
10, 12
10, 12
5, 54
5, 36
5, 54
15, 18
10, 18
I игрок
20, 12
10, 24
30, 12
10, 36
II
С3: дерево в виде таблицы
5, 6
5, 6
I игрок
I игрок
II игрок
5, 12
10, 6
II игрок
20, 6
I игрок
10, 12
I игрок
20, 12
II игрок
II игрок
40, 6
30, 12
60, 6
+
20, 12
10, 24
+
20, 18
10, 36
+
15, 12
30, 6
+
30, 12
60, 6
90, 6
45, 12
15, 24
30, 12
15, 36
5, 24
30, 18
10, 12
20, 12
10, 24
15, 24
+
30, 12
5, 48
+
10, 24
10, 36
+
10, 18
5, 36
5, 72
+
20, 18
10, 36
15, 36
30, 18
5, 72
5, 18
15, 6
10, 36
10, 18
5, 108
10, 54
30, 6
15, 18
45, 6
5, 36
15, 12
15, 18
5, 54
Задание С3: «Координатная плоскость»
Два игрока играют в следующую игру. На координатной плоскости стоит фишка. Игроки ходят по очереди. В начале фишка находится в точке с координатами (-2;1).
Ход состоит в том, что игрок перемещает фишку из точки с координатами (х; у) в одну из трех точек (х+4; у); (х; у+3); (х+2; у+2).
Выигрывает игрок, после хода которого расстояние по прямой от фишки до точки с координатами (0;0) не меньше 9 единиц.
Кто выигрывает при безошибочной игре обоих игроков – игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход?
Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока?
Ответ обоснуйте.
Задание С3: «Координатная плоскость»
-2, 1
I игрок
2, 1
II игрок
2, 4
I игрок
II игрок
6, 4
+
2, 7
+
4, 3
4, 6
+
8, 3
+
-2, 4
4, 7
2, 4
6, 5
+
6, 4
+
2, 7
+
0, 3
+
4, 3
4, 6
+
8, 3
+
4, 7
+
6, 5
2, 5
6, 5
+
+
2, 8
+
4, 7
+
9
9
Задание С3: «Сломанный калькулятор»
У исполнителя «Утроитель» имеется всего две команды:
Первая увеличивает число на экране на 1, вторая умножает на 3.
Программой для «Утроителя» служит последовательность команд .
Сколько существует программ, преобразующих число 1 в число 29?
Ответ обоснуйте.
С3: Решение по формуле
x = 3, y = 1
1
1
2
3
1
1+1=2
4
2
5
2
6
7
1+2=3
8
3
9
3
2+3=5
10
5
11
5
12
2+5=7
13
7
14
15
7
16
2+7=9
9
17
9
18
3+9=12
19
20
12
12
21
3+12=15
22
15
23
15
24
25
3+15=18
18
26
27
18
5+18=23
28
23
29
23
С3: Решение с помощью графа (1)
1
3
2
4
3
6
18
4
23
С3: Решение с помощью графа (2)
2+3=5
1+1=2
1+2=3
2
2
1
1
5
5
3
3
3
2
8
3
7
9
5
6
4
2
11
10
1
1
5
1
2
2
12
7
7
13
7
29
14
7
23
2
15
9
28
9
16
23
3
3
3
5
9
19
24
20
23
18
27
21
22
26
17
25
18
18
15
15
12
12
12
9
18
15
3+9=12
3+12=15
3+15=18
5+18=23