Зачётная работа по теме: «Класс Насекомые» 7 класс
Вариант №2
1.1. Как называют специалиста-биолога (см. фото), который занимается изучением внешнего строения животных?
1) анатом
2) этолог
3) физиолог
4) морфолог
1.2. Объясни свой ответ с использованием названия науки по изучению этих животных.
_____________________________________________________________________________
2.1. Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите тип симметрии животного. _________________________________________________________________
2.2. Укажите среду обитания животного. ___________________________
2.3. Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с самой крупной. Используйте слова и словосочетания из предложенного списка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:
1) Насекомые 2) Животные 3) Жесткокрылые
4) Членистоногие 5) Семиточечная божья коровка
Царство | Тип | Класс | Отряд | Вид |
| | | | |
2.4. Какое значение имеет это животное в жизни человека? Укажите одно значение.
____________________________________________________________________________
3. Известно, что яблонная плодожорка - это ночная бабочка, опасный вредитель плодовых культур. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.
1)Бабочка предпочитает температуру воздуха выше 16°С.
2) Крылья яблонной плодожорки покрыты мелкими серыми чешуйками.
3) Летают бабочки плодожорки в сумерках, днём прячутся в кроне дерева.
4) Яйца у бабочки уплощённые, мелкие, полупрозрачные, с зеленоватым оттенком.
5) Гусеницы прогрызают ходы в плодах яблони, груши, персика и абрикоса.
6) Тёмно-серая бабочка с размахом крыльев 18-20 мм, длиной тела 10 мм
4.1. Определите тип питания организмов, приведённых в перечне.
ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗМОВ:
пырей ползучий
пресноводная гидра
спирогира
носорог
баобаб
опёнок
Запишите цифры, под которыми указаны организмы в списке, в соответствующую ячейку таблицы.
Ответ в каждую ячейку запишите в виде последовательности цифр, в порядке их возрастания.
Автотрофный тип питания | Гетеротрофный тип питания |
| |
4.2. Какой тип развития характерен для яблонной плодожорке, изображённой на рисунке 1?
Обоснуйте свой ответ. ______________________________________________________
5. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Животное | Органы |
Большой прудовик | легкое |
Божья коровка | |
5.1. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1. трахея
2. кожа
3. жабры
4. воздушный мешок
__________________________________________
5.2. Какую функцию выполняет данный орган божьей коровки? _______________
6. Схема какой системы органов животных показана на рисунке?
1 ) пищеварительная
2) выделительная
3) нервная
4) кровеносная
7.1. Установите соответствие между насекомым и типом его развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НАСЕКОМЫЕ
А) домашняя муха
Б) майский жук
В) клоп-солдатик
Г) стрекоза коромысло
Д) бабочка павлиний глаз
Е) таракан
ТИП РАЗВИТИЯ
1) с полным превращением
2) с неполным превращением
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7.2. Приведите по три примера животных, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.
8. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого их цифровые обозначения. Запишите в текст номера выбранных ответов, а затем запишите получившуюся последовательность цифр
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ
Тело большинства насекомых состоит из ___________ (А) отделов. На голове у насекомых находится ___________ (Б) усика. На груди имеются три пары ног и крылья. Дыхание взрослых насекомых происходит с помощью хорошо развитых ___________ (В). В связи с этим у насекомых ___________ (Г) не участвует в переносе кислорода и углекислого газа. Насекомые — самый крупный по числу видов класс животных.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) один 2) два 3) три 4) четыре 5) жабра
6) лёгочный мешок 7) трахея 8) кровь
9.1. Для капустной белянки характерен следующий цикл развития
1) яйцо — - личинка — - куколка — - взрослое насекомое
2) яйцо — - куколка — - личинка — - взрослое насекомое
3) взрослое насекомое — - яйцо — - личинка
4) взрослое насекомое — - личинка — - куколка — - яйцо
__________________________________
9.2. Насекомые — самый распространённый и многочисленный класс животных.
Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее четырёх особенностей.
________________________________________________________________________
10. Верны ли суждения о развитии насекомых?
А. В постэмбриональном развитии насекомые с полным превращением проходят стадии развития: личинка → куколка → взрослое насекомое.
Б. Разное питание личинок и взрослых особей того или иного вида насекомых исключает конкуренцию между ними.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Изучите график зависимости роста насекомого от продолжительности жизни (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — длина насекомого (в см)).
Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость с 14 по 22 день развития личинки насекомого?
1) резко увеличивается в размере, после чего наступает плавное увеличение роста
2) равномерно растёт в течение всего времени
3) не изменяет своих размеров
4) резко увеличивается в размере, после чего рост прекращается.
12. Используя содержание текста «Кузнечик певчий» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) На какой стадии развития кузнечика появляются крылья?
2) Кто из кузнечиков издаёт «стрекотанье» и какие «инструменты» они для этого используют?
3) К какому отряду относится кузнечик и сколько у него пар конечностей?
КУЗНЕЧИК ПЕВЧИЙ
Кузнечик певчий – наиболее типичный представитель семейства Длинноусые, отряда Прямокрылые. У этих насекомых удлинённое тело, характерные прямые крылья и сильные, длиннее остальных, задние ноги. Благодаря таким ногам они прекрасно прыгают.
У кузнечика развитие происходит с неполным превращением, и насекомое постепенно с рядом линек приближается к взрослой форме, зачатки крыльев увеличиваются, и при последней линьке кузнечик становится крылатым. Стрекотанье кузнечиков мы начинаем слышать лишь в июле, когда они становятся взрослыми, так как звуковой аппарат помещается у них на крыльях.
Чаще всего заметить кузнечика очень сложно, поскольку окраска тела обеспечивает ему надёжную маскировку. Они ловко маскируются: зелёный – в зелёной траве; бурый – ближе к обочинам дорог. Помочь делу может отчасти способность кузнечика производить известное стрекотанье. Прислушиваясь к нему и понемногу осторожно подвигаясь к источнику звуков, можно обнаружить сидящего где-нибудь самца кузнечика.
Обычно «песни» кузнечиков лучше всего слышны тихим тёплым вечером. Для стрекотания большинство самцов-кузнечиков трутся ногами о самые толстые прожилки на своих надкрыльях, подобно тому, как скрипач водит смычком по струнам скрипки. На груди кузнечика сверху помещаются 2 пары крыльев. Их надкрылья являются довольно плотными, снабжены множеством жилок, поразительно напоминающих жилкование листьев.
Каждый вид кузнечиков издаёт свой, только ему присущий звук. Многие учёные могут даже определить, к какому виду принадлежит кузнечик, просто вслушиваясь в его стрекот. Чем быстрее самец-кузнечик потирает ногами о крылья, тем выше издаваемый звук. Кузнечик, медленно работающий ногами, производит лишь низкое гудение. У самцов-кузнечиков есть несколько поводов для «песен»; вероятно, самый важный из них – это привлечение внимания самок. Учёные даже ставили опыт, проигрывая запись «песни» самца-кузнечика самкам, которые при этом немедленно приходили в волнение.
Кроме частей тела, производящих звуки, у кузнечиков имеются образования, воспринимающие звуки, – органы слуха. Они расположены на голенях передних ног в виде двух продольных щелей, помещающихся с боков верхней части голеней, недалеко от сочленения их с бедрами.