СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зачёт по теме "Основы экологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачёт по теме "Основы экологии" предназначен для обучающихся 10 класса. Проводится на уроке обобщения и систематизции ЗУН изученной темы. Задания зачёта представлены по двум вариантам. 

Просмотр содержимого документа
«Зачёт по теме "Основы экологии"»

Биология, 10 класс

Зачёт по теме «Основы экологии» Вариант 1


Задание 1. На вопросы 1-10 выберите один правильный ответ


1. К абиотическим факторам окружающей среды относят:

А) рельеф, климат, температуру, свет, влажность, соленость воды;

Б) растительный опад, минеральный состав почвы, влажность;

В) соленость воды, отмершие части водных растений и останки животных, свет;

Г) газовый состав атмосферы, загрязнение почвы, воздуха и воды промышленными отходами.

2.Наиболее эффективно проявляется действие экологического фактора на организм при его значениях:

А) минимальных; В) минимальных и максимальных;

Б) максимальных; Г) оптимальных.

3. Из перечисленных биологических явлений суточным биоритмам подчиняются:

А) открывание и закрывание раковин у морских моллюсков;

Б) изменение температуры тела человека;

В) миграция лососевых рыб на нерест в реки;

Г) изменение склонности к кровотечениям у оперированных больных.

4. Рост численности популяции какого-либо вида может происходить в геометрической прогрессии (экспоненциально):

А) только в лаборатории;

Б) только при полном отсутствии хищников;

В) когда единственным ограничивающим ресурсом является пища;

Г) когда популяция впервые попадает в подходящее местообитание, не занятое другими видами.

5. Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу нейтрализма является совместное существование:

А) волка и зайца-русака; В) человека и кишечной палочки;

Б) лисицы и волка; Г) копытных млекопитающих (в саваннах).

6. Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу комменсализма является совместное существование:

А) акулы и рыбы-прилипалы; В) березы и гриба-трутовика;

Б) актинии и рака-отшельника; Г) коровы и червя-сосальщика.

7. Что из перечисленного является биогеоценозом?

А) лужа после дождя; В) маленький пруд;

Б) капля росы; Г) аквариум с водорослями на космическом корабле.

8. Вторичным консументом в некоторой экосистеме является:

А) тутовый шелкопряд; Б) кукушка; В) мышь-полевка; Г) заяц.

9.Правильно составленная детритная пищевая цепь:

А) ястреб → дрозд → дождевой червь → листовой опад;

Б) листовой опад → дождевой червь → дрозд → ястреб;

В) ястреб → скворец → паук → божья коровка → тля → листья;

Г) листья → тля → божья коровка → паук → скворец → ястреб.



10.Правильно составленная первичная экологическая сукцессия:

А) пожарище → лишайники и водоросли → травы и кустарники → ельник → березняк → дубрава;

Б) скалы → лишайники и водоросли → мхи и папоротники → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник;

В) вырубка → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник;

Г) пустошь → мхи и папоротники → травы и кустарники → смешанный лес → березняк → дубрава.


Задание 2. Закончите предложение.

1. Любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий Среды называется...

2.Термин “экосистема” предложил учёный ....

3. Компоненты экосистемы, синтезирующие органические вещества из неорганических, называются...

4. Биологическую продукцию, которую создают консументы и редуценты в процессе переработки растительной и животной биомассы, называют...

5. Взаимовыгодные отношения между особями разных видов называются...


Задание 3. Экологическая задача


Приводимые ниже средние цифры относятся к нерке – рыбе семейства лососевых, обитающей в реках Канады. Осенью каждая самка откладывает 3200 икринок на гравий в мелких местах. Следующей весной 640 мальков, выведшихся из отложенной икры, выходят в озеро вблизи отмели; уцелевшие 64 серебрянки (мальки постарше) живут в озере 1 год, а затем мигрируют в море. Две взрослые рыбы (уцелевшие из числа серебрянок) возвращаются к местам нереста спустя 2,5 года; они нерестятся и умирают. Подсчитайте процент смертности для нерки за 30 месяцев от выхода из озера до возвращения к местам нереста.










Биология, 10 класс

Зачёт по теме «Основы экологии» Вариант 2


Задание 1. На вопросы 1-10 выберите один правильный ответ


1. К биотическим факторам окружающей среды относят:

А) растительный опад, минеральный состав почвы, влажность;

Б) соленость воды, отмершие части водных растений и останки животных, свет;

В) гибель растений и животных от инфекций, вызванных микроорганизмами;

Г) газовый состав атмосферы, загрязнение почвы, воздуха и воды промышленными отходами.

2. Экологические факторы воздействуют на живые организмы:

А) одновременно и совместно друг с другом;

Б) одновременно и изолированно друг от друга;

В) совместно друг с другом, но в определенной последовательности;

Г) изолированно друг от друга и в определенной последовательности.

3. Из перечисленных биологических явлений годичным биоритмам подчиняются:

А) изменение склонности к кровотечениям у оперированных больных;

Б) открывание и закрывание раковин у морских моллюсков

В) изменение температуры тела человека;

Г) миграция лососевых рыб на нерест в реки.

4. В популяции, состоящей из постоянно размножающихся особей, численность будет увеличиваться при следующей возрастной структуре:

А) одинаковое соотношение младших, средних и старших возрастных групп;

Б) младших возрастных групп меньше, чем средних и старших;

В) средних возрастных групп больше, чем младших и старших;

Г) младших возрастных групп больше, чем средних и старших.

5. Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу конкуренции является совместное существование:

А) вороны и синицы; В) канадской и европейской норок;

Б) березы и гриба-трутовика; Г) человека и человеческой аскариды.

6. Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу мутуализма является совместное существование:

А) актинии и рака-отшельника; В) коровы и червя-сосальщика;

Б) жгутиковых простейших и термитов; Г) копытных млекопитающих (в саваннах).

7. Что из перечисленного является экосистемой, но не является биогеоценозом?

А) широколиственный лес; Б) пень в широколиственном лесу;

В) поляна в широколиственном лесу; Г) луг рядом с широколиственным лесом.

8. Первичным консументом в некоторой экосистеме является:

А) сокол; Б) лисица; В) олень; Г) уж.

9. Правильно составленная пастбищная пищевая цепь:

А) листья → тля → божья коровка → паук → скворец → ястреб;

Б) ястреб → скворец → паук → божья коровка → тля → листья;

В) листовой опад → дождевой червь → дрозд → ястреб;

Г) ястреб → дрозд → дождевой червь → листовой опад.


10.Правильно составленная вторичная экологическая сукцессия:

А) пожарище → лишайники и водоросли → травы и кустарники → ельник → березняк → дубрава;

Б) скалы → лишайники и водоросли → мхи и папоротники → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник;

В) вырубка → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник;

Г) пустошь → мхи и папоротники → травы и кустарники → смешанный лес → березняк → дубрава.



Задание 2. Закончите предложения.


1. Компоненты экосистемы, потребляющие готовые органические вещества называются...


2. Совокупность пространства, занимаемого популяцией, используемых ею ресурсов и ритма их потребления в экосистеме называется ...


3. Организмы, обитающие в условиях с бедными ресурсами и выживающие в них благодаря специальным приспособлениям, образно называются ...


4. Соотношение природных процессов, приводящих к длительному существованию экосистемы без существенных изменений, называется ...


5. Взаимоотношения между организмами, занимающими сходные экологические ниши, нуждающиеся в одинаковых ресурсах и средах обитания, но относящихся к разным видам проявляются в форме...


Задание 3. Экологическая задача


Приводимые ниже средние цифры относятся к нерке – рыбе семейства лососевых, обитающей в реках Канады. Осенью каждая самка откладывает 3200 икринок на гравий в мелких местах. Следующей весной 640 мальков, выведшихся из отложенной икры, выходят в озеро вблизи отмели; уцелевшие 64 серебрянки (мальки постарше) живут в озере 1 год, а затем мигрируют в море. Две взрослые рыбы (уцелевшие из числа серебрянок) возвращаются к местам нереста спустя 2,5 года; они нерестятся и умирают. Подсчитайте процент смертности для нерки за 12 месяцев жизни в озере.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!