СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зачет по учебной дисциплине "Естествознание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплект контрольно-измерительных материалов (далее КИМ) предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Естествознание: химия, биология» основной профессиональной образовательной программы.

В результате освоения учебной дисциплины "Естествознание: химия, биология" обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования по специальности умениями и знаниями.

Просмотр содержимого документа
«Зачет по учебной дисциплине "Естествознание"»

Задания для обучающихся при проведении дифференцированного зачета по дисциплине «Естествознание»


Задание № 1.

1. Химическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира. Роль химии в жизни современного общества.

2. Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой природы в биологии. Определение жизни (с привлечением материала из разделов физики и химии). Уровни организации жизни.

3. Решите задачу. Масса "веселящего газа" N2O равна 90 г. Определите объем, который он занимает при нормальных условиях.

4. Решите задачу. Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема круговорота углерода в природе. Название какого процесса должно быть написано на месте вопросительного знака?

Задание № 2.

1. Новейшие достижения химической науки в плане развития технологий: химическая технология – биотехнология – нанотехнология. Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере деятельности общества.

2. История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка – структурно-функциональная (элементарная) единица жизни.

3. Решите задачу. Вычислите массовую долю (в %) кислорода в Са(ОН)2.

4. Решите задачу. Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего.

Элементы: 1) зона всасывания 2) корневой волосок 3) корень

4) клеточное ядро 5) покровная ткань 6) корневая система.

Задание № 3.

1. Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его существования.

2. Строение клетки. Прокариоты и эукариоты – низшие и высшие клеточные организмы. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Поверхностный аппарат. Схематичное описание жидкостно-мозаичной модели клеточных мембран.

3. Решите задачу. Рассчитайте, во сколько раз молярная масса азотной кислоты (HNO3) больше молярной массы аммиака (NH3).

4. Решите задачу. Распределите происхождение болезней, приведённых в списке на инфекционные и неинфекционные

Список болезней человека: 1) туберкулез 2) пневмония 3) инсульт 4) гемофилия 5) дизентерия.

Задание № 4.

1. Простые и сложные вещества. Аллотропия и ее причины.

2. Цитоплазма – внутренняя среда клетки, органоиды (органеллы). Клеточное ядро.

3. Решите задачу. Запишите электронную конфигурацию атомов: Zn, Nb, Au.

4. Решите задачу. Наташа всегда хотела иметь смуглую кожу, как у мамы (доминантный признак (А)). Но кожа у неё светлая, как у папы. Определите генотипы членов семьи по указанному признаку. Ответы запишите в таблицу

Мать

Отец

Дочь




Задание № 5.

1. Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева как графическое отображение Периодического закона.

2. Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации, регуляция химической активности клетки. Структура и функции хромосом. Аутосомы и половые хромосомы.

3. Решите задачу. Определите массовую долю хлорида натрия в растворе, полученном при растворении хлорида натрия массой 25 грамм в воде объемом 350 мл.

4. Решите задачу. Какой растительный пигмент, находящийся на внутренних мембранных структурах, придаёт этому органоиду характерный цвет? Какой процесс протекает в растительных клетках в этом органоиде.

Задание № 6.

1. Периодический закон и система в свете учения о строении атома. Закономерности изменения строения электронных оболочек атомов и химических свойств образуемых элементами простых и сложных веществ.

2. Материальное единство окружающего мира и химический состав живых организмов. Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки. Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов. Неорганические ионы.

3. Решите задачу. Сколько грамм гидроксида натрия содержится в 0,1 М растворе объемом 550 мл.

4. Решите задачу. Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

ГГУЦАЦАГАЦУАЦЦЦ

Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой молекулы РНК, и последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом иРНК.

При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода.

Задание № 7.

1. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

2. Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков. Аминокислоты – мономеры белков. Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ.

3. Решите задачу. Сколько поваренной соли надо растворить в воде массой 2 кг, чтобы получить раствор с массовой долей 20%.

4. Решите задачу. При расшифровке генома сирени было установлено, что во фрагменте молекулы

ДНК доля нуклеотидов с цитозином составляет 30%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте количество (в %) в этой пробе нуклеотидов с аденином.

Задание № 8.

1. Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы.

2. Вирусы и бактериофаги. Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Вирусы – возбудители инфекционных заболеваний; понятие об онковирусах. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции.

3. Решите задачу. Сколько воды надо прибавить к раствору массой 3 кг с массовой долей соли (NaCl) 20% для получения раствора с массовой долей 15%.

4. Решите задачу. На рисунке изображён пример, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Какой тип размножения амёбы – половой или бесполый – иллюстрирует данный процесс? Приведите пример аналогичного явления у растений.

Задание № 9.

1. Металлическая связь. Водородная связь. Взаимосвязь кристаллических решеток веществ с различными типами химической связи. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое.

2. Организм – единое целое. Многообразие организмов.

3. Решите задачу. Написать ионные, ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза солей, определить рН раствора соли:

  • Пищевая сода или гидрокарбонат натрия (NaНCO3)

  • Медный купорос или сульфат меди (CuSO4)

  • Нитрит калия (КNO2).

4. Решите задачу. Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего.

Элементы: 1) мякоть листа 2) столбчатая ткань 3) хлоропласт

4) побег 5) клетка 6) лист.

Задание № 10.

1. Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.

2. Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем.

3. Решите задачу. Рассчитайте тепловой эффект реакции:

Fe3O4 (тв) + Н2(г) = Fe (тв) + H2O (г)

4. Решите задачу: В лесном сообществе обитают: гусеницы, синицы, сосны, коршуны. Распределите данные организмы по их положению в пищевой цепи.

Задание № 11.

1. Растворение твердых веществ и газов. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры.

2. Способность к самовоспроизведению – одна из основных особенностей живых организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

3. Решите задачу. Чему равен температурный коэффициент реакции, если при повышении температуры на 30, скорость реакции возросла в 27 раз.

4. Решите задачу. В лесном сообществе обитают: паук, клевер, сова, муха, жаба. Распределите данные организмы по их положению в пищевой цепи. Как скажется на численности мух и пауков сокращение численности жабы? Ответ обоснуйте.

Задание № 12.

1. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.

2. Бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение.

3. Решите задачу. Выведите константу равновесия для реакций:

2NO + O2 ⇄ 2NO2

H2 + J2 ⇄ 2HJ

4. Решите задачу. Распределите происхождение болезней, приведённых в списке на инфекционные и неинфекционные.

Список болезней человека: 1) цинга 2) СПИД 3) бешенство

4) возрастная дальнозоркость 5) фенилкетонурия.

Задание № 13.

1. Понятие о химической реакции. Типы химических реакций.

2. Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии. Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения.

3. Решите задачу. Определите степень электролитической диссоциации, если из 40 молекул 8 распались на ионы.

4. Решите задачу. Андрею всегда хотелось иметь широкий подбородок, как у папы и мамы. Но у него подбородок узкий, как у обеих бабушек (рецессивный признак (а)). Определите генотипы членов семьи по указанному признаку. Ответы запишите в таблицу.

Мать

Отец

Дочь




Задание № 14.

1. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит.

2. Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные представления о гене и геноме.

3. Решите задачу. Количество вещества "веселящего газа" N2O равно 2 моль. Определите его объем при нормальных условиях.

4. Решите задачу. Катя решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё первая группа крови. Катя знает, что у её матери вторая группа крови. Какой группы может быть кровь у отца Кати? Укажите все возможные варианты. Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли Катя быть донором крови для своего отца.

Задание № 15.

1. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

2. Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости.

3. Решите задачу. Вычислите массу соли, образованной при взаимодействии уксусной кислоты массой 12 г с гидроксидом натрия.

4. Решите задачу. Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

ГАГГЦЦГЦУАЦЦААГ

Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой молекулы РНК, и последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом иРНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода.

Задание № 16.

1. Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды, кислоты, основания, соли. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Понятие о гидролизе солей.

2. Влияние мутагенов на организм человека.

3. Решите задачу. Вычислите объем водорода, необходимого для взаимодействия с 6 л. азота (при н.у.) для получения аммиака.

4. Решите задачу. При расшифровке генома вишни было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля нуклеотидов с тимином составляет 40%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте количество (в %) в этой пробе нуклеотидов с цитозином.

Задание № 17.

1. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора.

2. Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

3. Решите задачу. Найдите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля углерода в нем составляет 80%, а массовая доля водорода  20 %. Относительная плотность данного газа по водороду равна 15.

4. Решите задачу. На опушке леса живёт и взаимодействует множество растений, животных, грибов и микроорганизмов. В группу входят гадюка, дождевой червь, жаворонок, ястреб-перепелятник и растительный опад. Распределите данные организмы по их положению в пищевой цепи. Как скажется на численности хищных птиц сокращение численности жаворонков?

Задание № 18

1. Металлы и неметаллы. Металлы. Общие физические и химические свойства металлов, обусловленные строением атомов и кристаллов и положением металлов в электрохимическом ряду напряжений. Общие способы получения металлов.

2. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.

3. Решите задачу. При сгорании 2,3 г вещества образовалось 4,4 г CO2 и 2,7 г  H2O. Плотность паров этого вещества по водороду равна 23.

4. Решите задачу. Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наименьшего.

Элементы: 1) мышечная клетка 2) белая планария

3) кожно-мышечный мешок 4) митохондрия 5) мышечная ткань

6) кристы.

Задание № 19.

1. Сплавы: черные и цветные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.

2. Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции.

3. Решите задачу. Какой объем сернистого газа получится при сгорании 1 кг серы? (н.у.)

4. Решите задачу. Распределите происхождение болезней, приведённых в списке на инфекционные и неинфекционные.

Список болезней человека: 1) сибирская язва 2) дифтерия

3) серповидно-клеточная анемия 4) ангина 5) рахит.

Задание № 20.

1. Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Окислительно-восстановительные свойства неметаллов.

2. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции в соответствии с синтетической теорией эволюции (СТЭ). Генетические закономерности эволюционного процесса.

3. Решите задачу на нахождение массовой доли продукта реакции от теоретически возможного: При взаимодействии этаналя массой 22 г с водородом получили этанол массой 20 г. Рассчитайте массовую долю выхода продукта реакции.

4. Решите задачу. В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака.

В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у членов которой встречается косоглазие.

Фрагмент родословного древа семьи

Используя предложенную схему, определите, доминантным или рецессивным является данный признак и сцеплен ли он с половыми хромосомами.

Задание № 21.

1. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода.

2. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

3. Решите задачу. Какая масса воды и растворенного вещества понадобится для приготовления 10 %-ного раствора массой 400 г?

4. Решите задачу. Настя всегда хотела иметь полные губы, как у мамы (доминантный признак (А)). Но у неё губы тонкие, как у папы. Определите генотипы членов семьи по указанному признаку. Ответы запишите в таблицу.

Мать

Отец

Дочь




Задание № 22.

1. Понятие изомерии. Виды изомерии: структурная (углеродного скелета, положения кратной связи или функциональной группы), пространственная. Многообразие органических соединений.

2. Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

3. Решите задачу. Вычислите молярную концентрацию раствора, если масса растворенного гидроксида натрия равна 80 г, а объем раствора 2,5 л.

4. Решите задачу. Составьте фрагмент молекулы белка, включающих следующие аминокислоты:

Лейцин – валин – изолейцин

Задание № 23.

1. Углеводороды. Предельные и непредельные углеводороды. Строение углеводородов, характерные химические свойства углеводородов. Представители углеводородов: метан, этилен, ацетилен, бензол. Применение углеводородов в органическом синтезе. Реакция полимеризации.

2. Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас.

3. Решите задачу. При взаимодействии этанола массой 13,8 г с оксидом меди получили альдегид массой 9,24 г. Рассчитайте массовую долю выхода продукта реакции.

4. Решите задачу. Варя решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё вторая группа крови. Варя знает, что у её матери тоже вторая группа. Какой группы может быть кровь у отца Вари? Укажите все возможные варианты. Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли Варя быть донором крови для своей тёти, у которой третья группа крови?

Задание № 24.

1. Нефть, газ, каменный уголь – природные источники углеводородов.

2. Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере.

3. Решите задачу. Выведите простейшую формулу вещества, содержащего Na (массовая доля 43,2 %), С (11,3%), О (45,5%).

4. Решите задачу. На рисунке изображен нуклеотид, являющийся мономером клеточного полимера. Назовите часть нуклеотида, обозначенную на рисунке цифрой 1.

Как называется клеточный полимер, мономером которого является указанный нуклеотид? Какие функции в клетке выполняют эти полимеры?

Задание № 25.

1. Кислородсодержащие органические вещества. Спирты, карбоновые кислоты и сложные эфиры: их строение и характерные химические свойства. Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры.

2. Экологические факторы, особенности их воздействия. Экологическая характеристика вида.

3. Написать молекулярные ионные уравнения реакций:

a) Na2S + ZnCl =

б) Na2CO3 + ВаСl2 =

в) BaCl2 + Н24 =

4. Решите задачу. Составьте фрагмент молекулы белка, включающих следующие аминокислоты:

Аланин – глицин – серин

Задание № 26.

1. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.

2. Понятие об экологических системах. Цепи питания, трофические уровни.

3. Решите задачу. Построить всевозможные изомеры для данных формул, рассчитать процентный состав углерода и водорода. С6Н14 С8Н18

4. Решите задачу. Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

ГЦУГААГАЦАГААГЦ

Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой молекулы РНК, и последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом иРНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода.

Задание № 27.

1. Азотсодержащие органические соединения. Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков. Химические свойства белков.

2. Биогеоценоз как экосистема. Биоценоз и биотоп как компоненты биогеоценоза.

3. Решите задачу. Какой объем водорода необходимо затратить на превращения этаналя массой 22 кг в этанол.

4. Решите задачу. При расшифровке генома картофеля было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля нуклеотидов с цитозином составляет 20%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте количество (в %) в этой пробе нуклеотидов с тимином.

Задание № 28.

1. Генетическая связь между классами органических соединений.

2. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

С2Н2  СН3ОН С2Н5ОН  СН3СООН  СН3СООСН3

4. Решите задачу. На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Какой тип размножения эвглены зелёной – половой или бесполый – иллюстрирует данный процесс? Приведите пример аналогичного явления у растений.

Задание № 29.

1. Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы – главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека.

2. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Основные направления воздействия человека на биосферу.

3. Написать ионные, ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза солей, определить рН раствора соли:

  • Хлорид алюминия (AlCl3),

  • Железный купорос или сульфат железа (II) (FeSO4),

  • Кальцинированная сода или карбонат натрия (Na2CO3)

4. Решите задачу. В пресноводном водоёме и мелководной акватории живёт и взаимодействует множество водорослей, водных растений, животных и микроорганизмов. Рассмотрите группу, в которую входят скопа, нитчатые водоросли, личинка стрекозы, головастик, сазан. Распределите данные организмы по их положению в пищевой цепи. Как скажется на численности сазана увеличение численности нитчатых водорослей?

Задание № 30.

1. Химия в быту. Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

2. Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агроценозов).

3. Решите задачу. Напишите уравнения реакции, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. Уравнения написать в ионном и молекулярном виде:

Магний  оксид магния  хлорид магния  гидроксид магния  сульфат магния

4. Решите задачу. При расшифровке генома томата было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля нуклеотидов с цитозином составляет 15%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте количество (в %) в этой пробе нуклеотидов с аденином.



15


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!