СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.14  Естествознание

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

Просмотр содержимого документа
«Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета»

Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Краснодарский педагогический колледж»









Комплект оценочных средств

для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

в форме дифференцированного зачета



учебной дисциплины ОУД. 14 Естествознание

по специальности: 44.02.04 Специальное дошкольное образование





















2019






одобрено

Научно-методическим советом

Протокол №___ от __ августа 2019 г.

Утверждаю

Директор ГБПОУ КК КПК

_____________

___августа 2019



Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в рамках учебной дисциплины ОУД. 14 Естествознание разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы 44.00.00 образование и педагогические науки для специальности:

44.02.04 Специальное дошкольное образование

 Настоящий комплект оценочных средств учебной дисциплины ориентирован на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта по дисциплине ОУД. Естествознание с учетом профиля получаемого профессионального образования по специальности: 44.02.04 Специальное дошкольное образование

Организация –разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»


Разработчики:


Согласовано:

ЦМК математических и общих дисциплин

Протокол № 1 от ___ 2019 года.

Председатель ЦМК _____________

Рецензенты:
















СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт контрольно-оценочных средств

4

  1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

5

  1. Оценка освоения учебной дисциплины

8

    1. Формы и методы оценивания

8

    1. Типовые задания для оценки усвоения учебной дисциплины

10

  1. Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине

21

  1. Лист согласования

51

















































  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.14 Естествознание

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

КОС разработаны в соответствии с:

основной профессиональной образовательной программой по специальности: 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах программой общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.14 Естествознание.

В результате освоения учебной дисциплины ОУД.14 Естествознание обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности: 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию:

Таблица 1

Умения:

У1

Приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойства вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, взаимосвязь компонентов живой системы, влияние деятельности человека на экосистемы.

У2

Объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создание биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды.

У3

Выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки; делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы.

У4

Работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях, владеть методами поиска и оценивать достоверность информации.

Знания:

З1

Знать и понимать смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле и электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера.

З2

Знать и понимать вклад великих ученых в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Общие компетенции (ОК):

ОК1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней

устойчивый интерес

ОК2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы

выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них

ответственность

ОК4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку



Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачёт.

  1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций.

Таблица 2

Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции

Показатели оценки результата

Форма контроля и оценивания

Уметь:

У1: Приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойства вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, взаимосвязь компонентов живой системы, влияние деятельности человека на экосистемы.

ОК1:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК4: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК5: Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности


- Поиск информации в научных текстах, исторических источниках, СМИ, Интернете.

- Составление обзоров литературы по вопросам, написание докладов и рефератов


Оценка выполненных работ (докладов, рефератов, обзоров литературы)

У2:Объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создание биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды

ОК1:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК4: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК5: Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК9: Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

- Правильная оценка рабочей ситуации в соответствии с поставленными целями и задачами через выбор соответствующих программ, инструментов.

- Самостоятельность текущего контроля и корректировка в пределах своих компетенций выполняемых работ;

полнота представлений за последствия некачественно и несвоевременной выполненной работы

Оценка за выполненные работы в компьютерных программах.

Самооценка.

ОК1:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК2: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач

ОК3:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК6:Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК8:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Формулирование на основе приобретенных знаний собственных суждений и аргументов по определенным проблемам

Оценка практических занятий, беседа, тестирование

Знания:

З1: Смысл понятий


Естественно-научный метод познания ,электромагнитное поле и электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, белок, ДК/НК, биоразнообразие, клетка, экосистема, биосфера

Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, оценки по результатам выполнения практических работ

З2: Вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира.

Сформированность представлений о вкладе великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира.

Опрос, терминологический диктант, хронологический тест, оценка практических работ. Оценка за выполненные работы











  1. Оценка освоения учебной дисциплины

    1. Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине ОУД.14 Естествознание, направленные на формирование общих компетенций.

Контроль и оценка усвоения учебной дисциплины по темам (разделам)

Таблица 3

Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые

ОК, У, З

Форма контроля

Проверяемые

ОК, У, З

Раздел 1. Физика



Тема 1.2 Молекулярная физика.

Тестовые задания по разделу

У2, ОК1-ОК9, ОК11



Тема 1.3 Термодинамика

Тестовые задания по разделу

У1, У2, ОК1-ОК9, ОК11



Тема 1.5 Колебания и волны

проверочный урок

У1, У2, ОК1-ОК9, ОК11



Тема 1.6 . Вселенная и ее эволюция

проверочный урок

У1, У2, ОК1-ОК9, ОК11



Раздел 2. Общая и неорганическая химия

Тема 2.1 Введение. Химическая картина мира как составная часть естественнонаучной картины мира


Тестовые задания по разделу

У1-У4; З1-З2;

ОК1-ОК9, ОК11



Тема 2.2 Основные понятия и законы химии.

Тестовые задания по разделу

У1-У4; З1-З2;

ОК1-ОК9, ОК11



Раздел 3. Биология

Тема 3.1. Биология - совокупность наук о живой природе.

Тестовые задания по разделу

У1-У4; З1-З2;

ОК1-ОК9, ОК11



Тема 3.2. Клетка

Тестовые задания по разделу

У1-У4; З1-З2;

ОК1-ОК9, ОК11



Раздел 4. Экология

Тема 4.1 Предмет и задачи экологии

проверочный урок

Тестовые задания по разделу

У1-У4; З1-З2;

ОК1-ОК9, ОК11,



Тема 4.3 Биосфера - глобальная экосистема.

проверочный урок

Тестовые задания по разделу

У1-У4; З1-З2;

ОК1-ОК9, ОК11






Дифференцированный зачет

У1-У4; З1-З2; ОК1-ОК9, ОК11

3.2 Перечень практических занятий


Практические занятия

Результаты освоения

(формирование знаний и умений)

Деятельность студентов

1

Практическое занятие Исследование зависимости силы трения от веса тела.


Знать понятия силы трения, силы скольжения. Уметь использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни, Владеть методами поиска.

Составление схемы и сравнительной таблицы по исследованию зависимости силы трения от веса тела.

Выяснить, зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления.

2

Практическое занятие. Изучение зависимости ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело, равенства и противоположности направления сил действия и противодействия.

Знать физические свойства веществ; уметь описывать свойства веществ.


Познакомить с образцами выданных веществ и заполнить таблицу

3

Практическое занятие.

Изучение движения броуновских частиц и диффузии

Знать понятие теплоты и теплового расширения; теплопроводность, тепловое излучение, поток тепла и удельная теплоемкость

Определить степень применения закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых явлениях.


4

Практическое занятие. Изучение работы электродвигателя и явления электромагнитной индукции.

Знать строение электродвигателя и принцип работы

Изучить строение электродвигателя

5

Практическое занятие. Сборка электрической цепи, измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.


Знать работу с амперметром; выработать навыки сборки электрической цепи

Собрать электрическую цепь, начертить схемы электрических цепей

6

Практическое занятие. Изучение колебаний математического маятника.

Знать колебательное движение нитяного маятника;

уметь определить его период и частоту.

Выяснить зависимость периода и частоты от длины маятника.


7

Практическое занятие. Изучение интерференции и дифракции света.


Знать физическую сущность явлений интерференции, дифракции, дисперсии света; уметь определять результат интерференции и дифракции света по исходным условиям;

Определить длину световой волны различными способами.


8

Практическое занятие. Решение задач по химическим формулам и уравнениям.


Знать структуру модуля. Уметь работать с учебным лабораторным модулем.

Выполнение экспериментов по световым явлениям

9

Практическое занятие. Решение задач на расчет массовой доли вещества в растворе.


Знать принципы решения расчётных задач. Уметь приготовить растворы заданной концентрации.


Приготовление растворов заданной концентрации с помощью технологической карты.

Произвести расчеты по приготовлению растворов заданной концентрации

10

Практическое занятие.

Изучение зависимости скорости химической реакции от различных факторов

Знать основные свойства воды. Уметь работать с учебным лабораторным модулем.

Выполнение опытов по фильтрации и определению физических свойств воды.

11

Практическое занятие. Определение рН раствора солей.

Знать понятия индикаторы, реакция среды (типы) , pH, фильтрат, фильтрование

Определять pH раствора при помощи универсального индикатора.

12

Практическое занятие. Взаимодействие металлов с неметаллами (цинка с серой, алюминия с йодом), растворами кислот и щелочей.

Знать физические свойства кислот. Уметь определять классификацию кислот. Оценивать на основе свойств их хозяйственное значение.

Выполнение простейших опытов по изучению свойств кислот. Составление сравнительной таблицы.

13

Практическое занятие. Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с медью.

.

Уметь анализировать отрывки из художественных произведений, отражающих сюжеты с алкоголем.

Провести анализ художественных сюжетов с химической

точки зрения

14

Практическое занятие. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей


Знать химические свойства кислот и солей

Использование знаний для решения прикладных задач. Составление сравнительной таблицы.

15

Практическое занятие. Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бромной водой.


Знать основные свойства органических веществ. Уметь идентифицировать качественные реакции.

Решение экспериментальных задач. Составление сравнительной таблицы.

16

Практическое занятие. Распознавание пластмасс и волокон


Знать свойства пластмасс и волокон, Уметь определять их классификацию. Оценивать на основе свойств их хозяйственное значение.

Использование знаний для решения прикладных задач. Составление сравнительной таблицы.

17

Практическое занятие. Определение норм рационального питания



Знать понятие рацион, режим питания. Уметь рассчитывать калорийность пищи. Уметь составлять рацион сбалансированного питания.

Составление рациона сбалансированного питания, учитывая состав пищи.

Составление схемы сбалансированного питания для различных групп

18

Практическое занятие.

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Уметь работать с лабораторным оборудованием

Знать строение микроскопа

19

Практическое занятие.

Сравнение строения клеток растений и животных.


Знать основные отличия растительной и животной клетки. Уметь сравнивать органоиды клеток.

Рассматривание растительных и животных клеток в цифровом микроскопе. Составление сравнительной таблицы.

20

Практическое занятие Сравнительный анализ митоза и мейоза.


Знать основные отличия митоза и мейоза

Составление сравнительной таблицы.

21

Практическое занятие Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.


Уметь выявлять сходства зародышей человека и млекопитающих, как доказательство их родства.


Составление сравнительной таблицы.

22

Практическое занятие.

Решение элементарных генетических задач.


Знать основные принципы решения генетических задач.

Владеть методами поиска решений.

Решение генетических задач.

Анализ гибридологического метода исследования.

23

Практическое занятие. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Знать основные направления развития современных биотехнологий

Провести анализ и оценку этических аспектов развития исследований в биотехнологии.

24

Практическое занятие.

Описание особей одного вида по морфологическому критерию

Знать основные параметры морфологического критерия. Уметь описывать видовую принадлежность особей.

Описание особей одного вида по морфологическому критерию с помощью технологической карты.

25

Практическое занятие.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания


Использовать знания о приспособленности организмов, взаимосвязи неживой и живой природы.


Проведение анализа приспособленности организмов в растительном и животном мире. Обобщение результатов действия искусственного отбора.

26

Практическое занятие.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни


Уметь проводить анализ различных гипотез происхождения жизни на Земле

Составление схемы и сравнительной таблицы.

27

Практическое занятие.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Знать понятие антропогенеза, основные этапы развития человека.

Работа с Интернет-ресурсами. Подготовка мультимедиа презентации.

Составление схемы и сравнительной таблицы.

28

Практическое занятие.

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).


Знать основные экологические законы. Уметь составлять экологические цепи и пирамиды.

Сравнительное описание природной экосистемы смешанного леса и агросистемы пшеничного поля

29

Практическое занятие. Решение экологических задач.


Знать основные принципы решения экологических задач. Умение решать экологические задачи.

Решение экологических задач.

30

Практическое занятие. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Знать основные направления глобальных экологических проблем. Уметь проводить оценку последствий деятельности человека в окружающей среде.

Провести анализ конкретных ситуаций и путей их решения.


3.2.1 Критерии оценки результатов выполнения практического занятия

Критериями оценки результатов выполнения практического занятия являются:

-степень реализации цели работы;

-качество оформления отчета;

-степень соответствия результатов работы заданным требованиям.


Оценка выполнения практического занятия

Отметка 5 – «отлично» выставляется, если студент имеет глубокие знания учебного материала по теме практического занятия, показывает усвоение взаимосвязи основных понятий, используемых в работе, самостоятельно выполнил все указания по выполнению практического занятия, смог ответить на контрольные вопросы, даёт правильный алгоритм решения задачи.

Отметка 4 – «хорошо» выставляется, если студент показал знание учебного материала, допускает небольшие неточности при выполнении экспериментальных заданий и расчетов, смог ответить почти полно на все контрольные вопросы.

Отметка 3 – «удовлетворительно» выставляется, если студент в целом освоил материал практического занятия, но затрудняется с выполнением всех заданий практического занятия без помощи преподавателя, ответил не на все контрольные вопросы.

Отметка 2 – «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала практического занятия, не может самостоятельно выполнить задания, не раскрыл содержание контрольных вопросов.




    1. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины

      1. Типовые задания для оценки освоения раздела Физика

Оперативный контроль по разделу Физика

Расчётные задачи по физике

1. На парте лежит учебник. Относительно, каких тел эта книга покоится, относительно каких движется?

2. Вертолет поднимается вертикально вверх. Какова траектория движения точки на конце лопасти винта вертолета в системе отсчета, связанной с винтом?

3. Стюардесса вышла из кабины пилота, прошла по всему самолету и вернулась обратно. Чему равен путь стюардессы в системе отсчета, связанной с самолетом?

4. Турист обошел круглое озеро, радиус которого 150 метров. Чему равен путь, пройденный туристом?

5. Поезд длиной 560 м, двигаясь равномерно, прошел мост длиной 640 м за 2 минуты. Определите скорость поезда.

6. При движении моторной лодки по течению реки ее скорость относительно берега 10 м/с, а при движении против течения 6 м/с. Определите скорость течения реки.

7. По двум параллельным железнодорожным путям равномерно движутся два поезда в одном направлении: грузовой со скоростью 48 км/ч и пассажирский со скоростью 102 км/ч. Какова величина относительной скорости поездов?

8. Автомобиль движется навстречу велосипедисту со скоростью 54 км/ч. С какой скоростью движется автомобиль относительно велосипедиста, если скорость велосипедиста 6 м/с?

9. Автомобиль, двигаясь равноускоренно, через 10 с после начала движения достиг скорости 54 км/ч. Найдите ускорение автомобиля.

10. Лыжник равноускоренно съезжает со снежной горки. Скорость лыжника в конце спуска 15 м/с. Время спуска 30 с. Определите ускорение лыжника, если спуск начинается со скоростью 3 м/с.

11. За какое время автомобиль, двигаясь с ускорением 0,4 м/с2, увеличит скорость с 36 км/ч до 72 км/ч?

12. Велосипедист движется под уклон с ускорением 0,4 м/с2. Какую скорость приобретет велосипедист через 15 с, если начальная скорость равна 4 м/с?

13. Лыжник съезжает с горки, двигаясь равноускоренно. Время спуска равно 8 с, ускорение 1,4 м/с2. В конце спуска его скорость 20 м/с. Определите начальную скорость лыжника.

14. При равноускоренном прямолинейном движении скорость моторной лодки увеличилась за 10 с от 6 м/с до 8 м/с. Какой путь пройден лодкой за это время?

15. Какое расстояние пройдет автомобиль до полной остановки, если шофер резко тормозит при скорости 60 км/ч, а от начала торможения до остановки проходит 6 с?

16. Камень брошен с некоторой высоты вертикально вниз с начальной скоростью 2 м/с. Чему будет равна скорость камня через 0,6 с после броска?

17. Систему отсчета, связанную с Землей, можно приближенно считать инерциальной. При каком движении вертолета относительно Земли связанная с ним система отсчета также является инерциальной?

18. Размеры оконного стекла 60 см х 20 см, толщина 5 мм. Какова его масса? Плотность стекла 2500 кг/м3.

19. На два тела действуют равные силы. Первое тело массой 300г движется с ускорением 2 м/с2. Определите массу второго тела если оно движется с ускорением 10 см/с2.

20. Два тела, движущиеся по гладкой горизонтальной плоскости, столкнулись друг с другом. Первое тело массой 500 г стало двигаться с ускорением 1 м/с2, а второе – 1 см/с2. Определите массу второго тела.

21. К пружине длиной 12 см, жесткость которой 500 Н/м, подвесили груз массой 3 кг. Какой стала длина пружины?

22. Определите коэффициент трения между змеей и землей, если змея массой 120 г движется равномерно со скоростью 1 м/с, при этом сила трения равна 0,15 Н.

23. Железобетонная плита размером 4м х 0,5м х 0,25м погружена в воду на половину своего объема. Чему равна архимедова сила, действующая на нее? Плотность воды 1000 кг/м3.

24.Мальчик тянет санки за веревку с силой 50 Н. Пройдя с санками 100 м, он совершил работу 2500 Дж. Найдите угол между веревкой и дорогой.

25. Под действием силы тяги 2000 Н автомобиль движется с постоянной скоростью 72 км/ч. Определите мощность двигателя автомобиля.

26. Заяц массой 5 кг может разогнаться до скорости 60 км/ч. Определите кинетическую энергию зайца.

27. Девочка, масса которой 42 кг, поднялась на второй этаж, который находился на высоте 6 м от поверхности Земли. Определите ее потенциальную энергию.

28. Спортсмен поднял штангу массой 210 кг за 0,5 с на высоту 2 м. Какую мощность он при этом развил?

Ответы

1. Парта; Земля. 2. Окружность. 3. Две длины самолета. 4. 942 м. 5. 10 м/с.

6. 2м/с. 7. 54 км/ч или 15 м/с. 8. 21 м/с. 9. 1,5 м/с2. 10. 0,4 м/с2. 11. 25 с.

12. 10 м/с. 13. 8,8 м/с. 14. 70 м. 15. 50м. 16. 8 м/с. 17. При равномерном прямолинейном движении. 18. 1,5 кг. 19. 6 кг. 20. 50 кг. 21. 18 см. 22.0,125.

23. 2500 Н. 24. 60 градусов. 25. 40 кВт. 26. 694,4 Дж. 27. 2520 Дж. 28. 8,4 кВт.

3.3.2 Рубежный контроль по разделу Физика

Тестовые задания

  1. Сила как физическая величина характеризуется...

А) направлением и точкой приложения

Б) модулем и точкой приложения

В) направлением и модулем

Г) направлением, модулем и точкой приложения

  1. Вес тела – это...

А) сила, с которой тело притягивает Землю

Б) сила, с которой тело действует на опору

В) сила, с которой тело действует на подвес

Г) сила, с которой тело, вследствие земного притяжения, действует на опору или подвес, неподвижные относительно него

  1. В настоящее время принята формулировка I закона Ньютона…

А) тело движется равномерно и прямолинейно, если на него не действуют другие тела или действие их скомпенсировано

Б) сохранение скорости движения тела неизменной при отсутствии внешних воздействий называется инерцией

В) существуют такие системы отсчета, называемые инерциальными, относительно которых поступательно движущееся тело сохраняет свою скорость постоянной (или покоится), если на него не действуют другие тела (или действие других тел скомпенсировано);

Г) I закон Ньютона определяет инерциальные системы и утверждает их существование

  1. Вес тела по своему происхождению относится к….

А) гравитационным силам

Б) силам упругости

В) силам трения

Г) силам тяжести

  1. Формулируется II закон Ньютона так…

А) тело движется равномерно в инерциальной системе, если воздействие других тел не скомпенсировано

Б) ускорение, приобретаемое телом, прямо пропорционально равнодействующей всех сил, действующих на тело, и обратно пропорционально его массе

В) направление ускорения тела совпадает с направлением равнодействующей всех сил, действующих на тело

Г) модуль ускорения тела прямо пропорционален модулю равнодействующей всех сил и обратно пропорционален массе тела

  1. Закон Гука читается так…

А) сила, деформирующая тело, пропорциональна абсолютному удлинению

Б) сила упругости, возникающая при деформации тела, прямо пропорциональна величине абсолютного удлинения

В) действие равно противодействию

Г) сила упругости возникает при изменении формы и размеров твердых тел, а также при сжатии жидкостей и газов.

  1. III закон Ньютона формулируется так…

А) тело движется равномерно и прямолинейно (или покоится), если на него не действуют другие тела (или действие других тел скомпенсировано)

Б) сила упругости, возникающая при деформации тела, прямо пропорциональна величине абсолютного удлинения

В) действие равно противодействию

Г) тела действуют друг на друга силами равными по абсолютному значению, направленными вдоль одной прямой и противоположными по направлению.

8.Изменение положения тела в пространстве, относительно других тел с течением времени, называется:

А) пройденным путём;

Б) механическим движением;

В) перемещением.

  1. Вектор характеризуется:

А) численным значением:

Б) направлением;

В) скоростью;

Г) точкой приложения

10. Атом становится отрицательным ионом, если …
а) потеряет один или несколько электронов
б) приобретет один или несколько электронов
с) потеряет или приобретет один или несколько протонов
д) потеряет один или несколько нейтронов
11. Электромагнитные волны впервые были обнаружены в 1887 году…

А) Д. Максвеллом                В) Г. Герцем                   
С) М. Фарадеем                    Д) А. Эйнштейном

12. Единственный диапазон электромагнитных волн, воспринимаемый человеческим глазом

А) микроволновое излучение                               В) инфракрасное излучение
С) видимое излучение                                             Д) гамма-излучение

13. Электромагнитная волна …

А) поперечная волна        Б) продольная волна         
С) имеет продольно-поперечный характер

14. Интенсивность электромагнитной волны…

А) пропорциональна частоте                         В) обратно пропорциональна частоте

С) пропорциональна четвертой степени частоты

Д) обратно пропорциональна квадрату частоты

15. В каких единицах измеряется импульс электромагнитной волны?

А) Вт                        В) кгм/с                      С) Дж/м3                  Д) Вт/м2

16. Излучение, которое обладает наибольшей проникающей способностью

А) ультрафиолетовое                             В) рентгеновское                      

С) СВЧ-излучение                                  Д) гамма-излучение

17. Укажите формулу Эйнштейна:
а) Е = m0 v2              б) Е = с m2              с) Е = mv2/2            д) Е = mс2

18. При нагревании тел их масса…
а) увеличивается            б) уменьшается                 с) не изменяется

19. Источником звука является….
А) любое колеблющееся тело       
Б) тела, колеблющиеся с частотой более 20 000 Гц
С) тела, колеблющиеся с частотой от 20 Гц до 20000 Гц
Д) тела, колеблющиеся с частотой ниже 20 Гц

20. Громкость звука определяется…
А) амплитудой колебаний источника звука            
Б) частотой колебаний источника звука
С) периодом колебаний источника звука                
Д) скоростью движения источника звука

21.В каких единицах измеряется длина звуковой волны?
А)  в метрах в секунду                Б) в секундах            С) в Герцах                 Д) в метрах

22. Ультразвуком называются механические колебания с частотой …
А) от 20 до 20000 Гц                Б) выше 20000 Гц              С) ниже 20 Гц    Д) ниже 20000 Гц

23. Чувствительность человеческого уха …
А) одинакова к звукам различной частоты
Б) наибольшая к звукам с частотой от 1000 до 5000 Гц
С) наименьшая к звукам с частотой от 1000 до 5000 Гц
Д) наибольшая  к звукам с частотой от 20 до 20000 Гц

24. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес называется…
а) сила тяжести                          б) сила упругости                   
с) вес тела                                   д) сила всемирного тяготения

25. Сила, с которой Земля  притягивает к себе тела называется…
а) сила тяжести               б) сила упругости                   с) вес тела          
д) сила всемирного тяготения

26. В каких единицах измеряется механическая работа?
а) Ватт                    б) Джоуль                   с) Ньютон                          д) Паскаль

27. В каких единицах измеряется мощность?
а) Ватт                    б) Джоуль                   с) Ньютон                      д) Паскаль

28.Электрическим током называется…
А) упорядоченное движение частиц
Б) направленное движение заряженных частиц
В) направленное (упорядоченное) движение электронов
Г) беспорядочное движение частиц вещества

29. Какая величина равна отношению электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения?
А) сила тока              Б) напряжение          В) сопротивление         

Г) работа тока

30.Сила тока в проводнике…
А) прямо пропорциональна напряжению на концах проводника
Б) прямо пропорциональна напряжению на концах проводника и его сопротивлению 
В) обратно пропорциональна напряжению на концах проводника
Г) обратно пропорциональна напряжению на концах проводника и его сопротивлению

 31.Электрическим током  в металлах называется…
А) упорядоченное движение ионов
Б) направленное движение  ионов и электронов
В) направленное (упорядоченное) движение электронов
Г) беспорядочное движение частиц вещества

 32. Электрическое сопротивление  измеряется в…
А) Амперах                Б) Вольтах                В) Джоулях                     Г) Омах

 33. Сила тока в проводнике…
А) прямо пропорциональна напряжению на концах проводника и его сопротивлению 
Б) обратно пропорциональна напряжению на концах проводника и его сопротивлению
В) прямо пропорциональна напряжению на концах проводника и обратно пропорциональна его сопротивлению
Г) прямо пропорциональна сопротивлению проводника и обратно пропорциональна напряжению

34.  Вольтметр применяют для измерения в цепи …
А) напряжения             Б) силы тока                  В) напряжения и силы тока
Г) работы тока            

35. Силу можно измерить с помощью прибора…
а) динамометра               б) ареометра                с) спидометра              д) весов

36. Из приведенных величин выберите векторную
а) сила                       б) время                   с) путь                    д) плотность

37. Из приведенных величин выберите скалярную
а) сила                       б) скорость                   с) путь                    д) вес тела




3.3.3Типовые задания для оценки освоения Общей и неорганической химии



Оперативный контроль

Вариант 1

Ответить на вопросы:

  1. Наука о составе, строении, свойствах и превращениях веществ

  2. Различные простые вещества, образованные одним элементом

  3. Графическое выражение закона Д.И. Менделеева

  4. Вещества хорошо растворимые в воде

  5. Вещества, растворы которых не проводят электрический ток

  6. Вещество, существенно ускоряющее скорость химической реакции

  7. Какой газ участвует в создании парникового эффекта

  8. В результате, каких процессов образуется озон

  9. Привести примеры бескислородных кислот

Дать характеристику:

  1. Закон сохранения массы

  2. Тонкодисперсные системы, характеристика, классификация

  3. Определение оксидов

  4. Реакции по числу и составу реагирующих веществ

Вариант 2

Ответить на вопросы:

  1. Совокупность атомов, молекул, состоящих из одного или нескольких элементов

  2. Привести примеры аллотропных видоизменений

  3. Горизонтальный ряд элементов в Периодической системе

  4. Смеси, в которых одно вещество в виде частиц равномерно распределено в другом

  5. Содержание растворенного вещества в растворе

  6. Вещества, растворы которых проводят электрический ток

  7. Вещество, существенно замедляющее скорость химической реакции

  8. Самопроизвольное разрушение металлов под влиянием окружающей среды

  9. Привести примеры кислородсодержащих кислот.

Дать характеристику:

  1. Закон постоянства состава веществ

  2. Грубодисперсные системы, характеристика, классификация

  3. Определение кислот с позиции теории электролитической диссоциации

  4. Реакции по использованию катализатора



Оперативный контроль

Вариант 1

1.С какими из перечисленных веществ будет реагировать вода. Запишите уравнение реакций, подпишите типы реакций и названия сложных веществ.

К, Н2, СО2, ZnO.

2. Задачи по теме «Способы выражения концентрации растворов»

 В 200 г воды растворили 16 г сахара. Определить   (сахара) в полученном растворе.

3. Задачи по теме «Газы»

№ 1. Какую массу имеет кислород объемом 7 л?

№ 2. Найдите массу и число молекул при н.у. для 11.2 л кислорода.

4. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. Расставьте коэффициенты.

Li = LiOH = Li2SO4

5. Дайте характеристику фосфорной кислоты по плану: а) формула; б) наличие кислорода; в) основность; г) растворимость; д) степени окисления элементов, образующих кислоту; е) заряд иона, образуемого кислотным остатком; ё) соответствующий оксид.

6. Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:

Mg + H2CO3 = ……………………

Ag + HNO3 (конц.) = ……………..

H2SO4 + Fe2O3 = ………………….

H2CO3 + Ba(OH)2 = ………………

7. Закончите уравнения качественных реакций на белок, напишите названия этих реакций:

Белок + HNO3(Конц.) — ……………………………

Белок + NaOH + CuSO4 — ………………………….

Вариант 2

1.С какими из перечисленных веществ будет реагировать вода. Запишите уравнение реакций, подпишите типы реакций и названия сложных веществ.

Al Li P2O5 O2

2. Задачи по теме «Способы выражения концентрации растворов»

№ 1. В 300 мл раствора (  = 1,2 г/мл) содержится 72 г NаОН. Определить  (NаОН) в этом растворе.

3. Задачи по теме «Газы»

№ 1. Какой объем занимает азот массой 14 г?

№ 2. Найдите массу и число молекул при н.у. для 5,6 м3 азота.

4. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. Расставьте коэффициенты.

H2O = H3PO4 = Zn3(PO4)2

5. Дайте характеристику кремневой кислоты по плану: а) формула; б) наличие кислорода; в) основность; г) растворимость; д) степени окисления элементов, образующих кислоту; е) заряд иона, образуемого кислотным остатком; ж) соответствующий оксид.

6. Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:

Zn + H2SO4 (разб.) = …………………….

Zn + 2H2SO4 (конц.) = …………………..

НСl+ NaOH = ……………………………

HNO3 + K2CO3 = …………………………

7. Закончите уравнения качественных реакций на катионы. В уравнении обозначьте наблюдаемую реакцию:

Аg+ +Cl- AgCl  Выпадение белого осадка; не раствори­мого в HNO3, но растворимого в конц.
NH3 • Н20:

NH4Cl+ KOH KCl+NH3 +H2O запах аммиак.

Вариант 3

1.С какими из перечисленных веществ будет реагировать вода. Запишите уравнение реакций, подпишите типы реакций и названия сложных веществ.

Ca NaOH SO2 Fe(III)

2. Задачи по теме «Способы выражения концентрации растворов»

№ 1. Сколько граммов соли и воды нужно взять для приготовления 350 мл 12%-го раствора
(  = 1,1 г/мл)?

3. Задачи по теме «Газы»

№ 1. Рассчитайте массу 5л (н.у.) углекислого газа.

№ 2. Найдите массу и число молекул при н.у. для 22.4 мл хлора.

4. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. Расставьте коэффициенты.

Na = NaOH = NaCl

5. Дайте характеристику азотной кислоты по плану: а) формула; б) наличие кислорода; в) основность; г) растворимость; д) степени окисления элементов, образующих кислоту; е) заряб оина, образуемого кислотным остатком; ж) соответствующий оксид.

6. Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:

Ag + HNO3 (разб.) = ………………………….

K2СО3 + СаСl2 = …………………………………

АgNO3 + HCl =…………………………………..

BaCl2 + CuSO4 = …………………………………

7. Закончите уравнения качественных реакций на анионы. В уравнении обозначьте наблюдаемую реакцию:

Ва2+ + S042-  ………………………………….

ОН- (щелочная среда) + индикатор: лакмус ………………………


вопроса

Правильные варианты ответов

1вариант

2 вариант

3 вариант

1

К+Н2О=КОН+Н2 Гидроксид калия (реакция замещения)

СО22О=Н2СО3

угольная кислота (реакция соединения)

ZnO+H2O=Zn(OH) 2

Гидроксид цинка (реакция соединения)

Al+H2O=Al2O3+H2 оксид алюминия (реакция замещения)

2Li+2H2O=2LiOH+H2

гидроксид лития (реакция замещения)

Р2О52О=Н3РО4

Фосфорная кислота (реакция соединения)

Са+Н2О=Са(ОН)22 гидроксид кальция (реакция замещения)

SO2+H2O=H2SO4 сернистая кислота (реакция соединения)

Fe+H2O= Fe2O3+ H2 оксид железа (реакция замещения)

2

=7,4%.

=20%.

Необходимо взять
46,2 г соли и 338,8 г воды.

3

№1. 10г

№ 2. 16г; 3*1023молекул

№1. 11.2л

№ 2. 7кг;

1.5*1026 молекул.

№1. 9,68грамм.

№ 2. 70мг;

6*1020 молекул.

4

2Li+2H2O=2LiOH+H2

2LiOH+H2SO4= Li2SO4+2H2O

2О + Р2О5=2Н3РО4

2H3PO4+3Zn=Zn3(PO4)2+3H2

2Na+2H2O=2NaOH+H2O

NaOH+ HCl= NaCl+H2O

5

а) Р3РО4;

б) кислородосодержащая;

в) трёхосновная;

г) нерастворимая;

д) Н2(+1), О2(-2), Р(+5);

е) РО4 (-3);

ё) Р2О5.

а) Н2SiO3;

б) кислородосодержащая;

в) двухосновная;

г) нерастворимая;

д) Н2(+1), О2(-2), Si (+4);

е) SiO3 (-2);

ё) SiO2.

а) HNO3;

б)кислородосодержащая;

в) односновная;

г) растворимая;

д) Н2(+1), О2(-2), N (+5);

е) NO3 (-1);

ё) N2O5

6

Mg + H2CO3 = MgCO3 + H2

Ag + 2HNO3 (конц.) = AgNO3 + NO2  + H2O

3H2SO4 + Fe2O3 = Fe2(SO4)3 + 3H2O

H2CO3 + Ba(OH)2 = BaCO3  + 2H2O

Zn + H2SO4 (разб.) = ZnSO4 + H2

Zn + 2H2SO4 (конц.) = ZnSO4 + SO2  + 2H2O;

НСl+ NaOH = NaCl+ H2O

2HNO3 + K2CO3 = 2KNO3 + H2O + CO2


3Ag + 4HNO3 (разб.) = 3AgNO3 + NO  + 2H2O,

K2СО3 + СаСl2 = СаСО3  + 2KCl,

АgNO3 + HCl = AgCl  + HNO3,

BaCl2 + CuSO4 = BaSO4  + CuCl2,


7

Белок + HNO3(конц.) — оранжевое окрашивание (ксантопротеиновая реакция)

Белок + NaOH + CuSO4 — фиолетовое окрашивание (биуретовая реакция)


Аg+ +Cl- AgCl  Выпадение белого осадка; не раствори­мого в HNO3, но растворимого в конц.
NH3 • Н20:

NH4Cl+ KOH KCl+NH3 +H2O запах аммиака


Ва2+ + S042-  BaS04 Выпадение белого осадка, нерастворимого в кислотах:

ОН- (щелочная среда) + индикатор: лакмус синее окрашивание




Рубежный контроль по разделу Химия


3.3.4 Задания в тестовой форме по Органическая химия


I вариант


  1. Гомологический ряд алкинов описывается общей формулой:

а) СnН2n

б) СnН2n+1

в) СnН2n+2

г) СnН2n-2

  1. Гомологический ряд спиртов описывается общей формулой:

а) СnН2n+1СООН

б) СnН2n+1ОН

в) СnН2n+1СОН

г) СnН2n+1Сl

3. Природным сырьём для получения метана является:

а) природный газ

б) нефть

в) каменный уголь

г) попутный нефтяной газ

  1. Двойная связь С=С имеется в следующих соединениях:

а) алкенах

б) альдегидах

в) алкинах

г) аминах

  1. Тройная связь С≡С имеется в следующих соединениях:

а) алкенах

б) альдегидах

в) алкинах

г) аминах

  1. В бензоле связи углерод – углерод:

а) π – Связи

б) двойные

в) одинарные

г) полуторные (ароматические)

  1. Какие углеводороды имею общую формулу СnН2n-2

а) алкены

б) циклоалканы

в) алкины

г) алкадиены

8. Какие соединения образуются при расщеплении жиров:

а) этанол

б) глицерин

в) этиленгликоль

г) стеариновая кислота

9. Какое вещество является изомером глюкозы:

а) сахароза

б) фруктоза

в) лактоза

г) рибоза

10. Какие вещества относятся к амфотерным:

а) амины

б) белки

в) аминокислоты

г) углеводы

11. Нарушение конфигурации структуры белка:

а) полимеризация

б) этерификация

в) денатурация

г) конденсация

  1. Характеристика белков, структура.


II вариант


  1. Гомологический ряд алкенов описывается общей формулой:

а) СnН2n

б) СnН2n+1

в) СnН2n+2

г) СnН2n-2

  1. Циклическая молекула С6Н6 является представителем ряда:

а) алканов

б) ароматических углеводородов

в) алкинов

г) алкенов

  1. Двойная связь связь С=С имеется в следующих соединениях:

а) алкенах

б) альдегидах

в) алкинах

г) аминах

  1. В ацетилене связи углерод – углерод:

а) одинарные

б) полуторные (ароматические)

в) тройное

  1. В этилене связи углерод – углерод:

а) одинарные

б) двойной

в) полуторные (ароматические)

  1. среди перечисленных процессов превращения углеводородов отберите те, которые дают продукты реакции с большим числом углеродных атомов, чем имеется в природных молекулах:

а) ароматизация

б) гидрирование

в) полимеризация

г) димеризация

  1. Какие соединения образуются при расщеплении белков:

а) глюкоза

б) муравьиная кислота

в) аминокислоты

г) амины

8. Реакция «серебряное зеркало» характерно для:

а) алканов

б) фенола

в) альдегидов

г) жиров

9. Реакция образования сложных эфиров:

а) гидрирование

б) полимеризация

в) этерификация

г) конденсация

10. К растительным полисахаридам относят:

а) крахмал

б) хитин

в) гликоген

г) целлюлоза

11. К природным полимерам относят:

а) белки

б) аминокислоты

в) моносахариды

г) спирты

  1. Характеристика жиров, классификация.


III вариант


  1. Гомологический ряд алканов описывается общей формулой:

а) СnН2n

б) СnН2n+1

в) СnН2n+2

г) СnН2n-1

  1. Соединение СН≡С-С2Н5 является представителем ряда:

а) алканов

б) ароматических углеводородов

в) алкинов

г) алкенов

  1. Связь углерод-углерод в этилене образуется за счет:

а) двух π – связей

б) двух σ – связей

в) двух р – связей

г) одной σ – связи и одной π - связи

  1. Образование полиэтилена из этилена – результат реакции:

а) гидрирования двойной связи

б) гидрогенизация

в) полимеризация

г) изомеризация

  1. из перечисленных признаков выберите те, которые характерны для изомеров:

а) свойства одинаковые

б) свойства различные

в) химическое строение одинаковое

г) химическое строение различное

6. При расщеплении сахарозы образуется:

а) 2 молекулы глюкозы

б) глюкоза и галактоза

в) фруктоза и галактоза

г) глюкоза и фруктоза

7. К высшим непредельным карбоновым кислотам относят:

а) олеиновая

б) пальмитиновая

в) стеариновая

г) линолевая

8. К ароматическим спиртам относят:

а) углеводы

б) жиры

в) фенолы

г) бензол

9. В реакцию полимеризации вступает:

а) этан

б) этилен

в) октан

г) фенол

10. Какой спирт является медицинским:

а) пропанол

б) бутанол

в) метанол

г) этанол

11. 40% раствор метаналя в воде:

а) фенол

б) формалин

в) бензол

г) глицерин

  1. Характеристика аминокислот, их свойства.



3.3.5.Типовые задания для оценки освоения разделов Биология

Рубежный контроль по разделу Биология

3.3.6 Задания в тестовой форме по разделу Биология с основами экологии



  1. Одно из положений клеточной теории –

1)

при делении клетки хромосомы способны к самоудвоению

2)

новые клетки образуются при делении исходных клеток

3)

в цитоплазме клеток содержатся различные органоиды

4)

клетки способны к росту и обмену веществ


2.

О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них:

1)

Ядра

2)

пластид

3)

оболочки из клетчатки

4)

вакуолей с клеточным соком


3.

Ферментативную функцию в клетке выполняют:

1)

белки

2)

липиды

3)

углеводы

4)

нуклеиновые кислоты


4.

Главным компонентом ядра являются:

1)

рибосомы

2)

хромосомы

3)

митохондрии

4)

хлоропласты


5.

Значение энергетического обмена в клеточном метаболизме состоит в том, что он обеспечивает реакции синтеза:

1)

Ферментами

2)

Витаминами

3)

Молекулами АТФ

4)

Нуклеиновыми кислотами



6.

Мейоз отличается от митоза наличием:

1)

интерфазы

2)

веретена деления

3)

четырех фаз деления

4)

двух последовательных делений


7.

При партеногенезе организм развивается из:

1)

зиготы

2)

вегетативной клетки

3)

соматической клетки

4)

неоплодотворенной яйцеклетки


Парные гены гомологичных хромосом называют:

8.


1)

аллельными

2)

сцепленными

3)

рецессивными

4)

доминантными


9.

У собак черная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) – над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип черной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног.

1)

AaBb

2)

aabb

3)

ААBb

4)

AABB


10.

Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной:

1)

носит обратимый характер

2)

передается по наследству

3)

характерна для всех особей вида

4)

является проявлением нормы реакции признака


11.

В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений:

1)

скрещивают особей двух чистых линий

2)

скрещивают родителей с их потомками

3)

кратно увеличивают набор хромосом

4)

увеличивают число гомозиготных особей


12.

У насекомых с полным превращением:


1)

Личинка похожа на взрослое насекомое

2)

за стадией личинки следует стадия куколки

3)

во взрослое насекомое превращается личинка

4)

Личинка и куколка питаются одинаковой пищей


13.


К какому критерию вида относят область распространения северного оленя?

1)

экологическому

2)

генетическому

3)

морфологическому

4)

географическому


14.

Исходным материалом для естественного отбора служит:

1)

борьба за существование

2)

мутационная изменчивость

3)

изменение среды обитания организмов

4)

приспособленность организмов к среде обитания


15.

Направляющий фактор эволюции –

1)

дрейф генов

2)

видообразование

3)

естественный отбор

4)

географическая изоляция



16.

Формирование приспособленности у организмов происходит в результате:

1)

освоения видом новых территорий

2)

прямого воздействия среды на организм

3)

дрейфа генов и увеличения численности гомозигот

4)

сохранения отбором особей с полезными признаками


17.

К социальным факторам антропогенеза относят:

1)

прямохождение

2)

появление речи

3)

мутационный процесс

4)

борьбу за существование


18.

Наибольшую концентрацию ядовитых веществ в экологически загрязненной наземно-воздушной среде можно обнаружить у:

1)

хищников

2)

древесных растений

3)

травянистых растений

4)

травоядных животных



19.

Гидролитическое расщепление высокомолекулярных веществ в клетке происходит в:

1)

лизосомах

2)

рибосомах

3)

хлоропластах

4)

эндоплазматической сети


20.

Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными и белыми цветками (неполное доминирование)?

1)

25%

2)

50%

3)

75%

4)

100%


21.

Человек, в отличие от животных, услышав слово, воспринимает:

1)

высоту составляющих его звуков

2)

направление звуковой волны

3)

содержащийся в нем смысл

4)

степень громкости звука


22.

Какой из перечисленных ароморфных признаков позволил млекопитающим освоить разнообразные среды обитания?

1)

теплокровность

2)

гетеротрофное питание

3)

легочное дыхание

4)

рефлекторная нервная деятельность



23.

Главный признак живого –

1)

движение

2)

увеличение массы

3)

обмен веществ

4)

распад на молекулы


24.

О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них:

1)

ядра

2)

пластид

3)

оболочки из клетчатки

4)

вакуолей с клеточным соком


25.


Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в её состав молекулами:

1)

гликогена и крахмала

2)

ДНК и АТФ

3)

белков и липидов

4)

клетчатки и глюкозы


26.

Мейоз отличается от митоза наличием:

1)

интерфазы

2)

веретена деления

3)

четырёх фаз деления

4)

двух последовательных делений


27.

К автотрофным организмам относят:


1)

мукор

2)

дрожжи

3)

пеницилл

4)

хлореллу

28.


Метод изучения наследственности человека, в основе которого лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения, называют:

1)

генеалогическим

2)

близнецовым

3)

гибридологическим

4)

Цитогенетический


29.

Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию:

1)

защитную

2)

каталитическую

3)

аккумулятора энергии

4)

транспорта веществ

30.

Организмы, которым для нормальной жизнедеятельности необходимо наличие кислорода в среде обитания, называют:

1)

аэробами

2)

анаэробами

3)

гетеротрофами

4)

автотрофами


31.

При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью со­ставили 25%. Каковы генотипы родителей?

1)

АА х аа;

2)

Аа х АА;

3)

Аа х Аа;

4)

АА х АА.


32.

Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида:

1)

географическому

2)

генетическому

3)

морфологическому

4)

экологическому


33.

Пример внутривидовой борьбы за существование

1)

соперничество самцов из-за самки

2)

“борьба с засухой” растений пустыни

3)

сражение хищника с жертвой

4)

поедание птицами плодов и семян


34.

Приспособленность организмов к среде обитания – результат:

1)

стремления особей к самоусовершенствованию

2)

проявления конвергенции

3)

методического отбора

4)

взаимодействия движущих сил эволюции


35.

У человека в связи с прямохождением:

1)

сформировался свод стопы

2)

когти превратились в ногти

3)

срослись фаланги пальцев стопы

4)

большой палец противопоставляется остальным


36.

К абиотическим факторам среды относят:

1)

подрывание кабанами корней

2)

нашествие саранчи

3)

образование колоний птиц

4)

обильный снегопад


37.

Причинами смены одного биогеоценоза другим являются:

1)

сезонные изменения в природе

2)

изменения погодных условий

3)

колебания численности популяций одного вида

4)

изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов


38.

Матрицей для трансляции служит молекула:

1)

тРНК

2)

ДНК

3)

рРНК

4)

иРНК


39.

Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:

1)

митоза

2)

мейоза

3)

оплодотворения

4)

Опыление



40.

Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

1)

клеточный

2)

популяционно-видовой

3)

биогеоценотический

4)

биосферный



41.

Значение митоза состоит в увеличении числа:

1)

хромосом в половых клетках

2)

молекул ДНК в дочерних клетках

3)

хромосом в соматических клетках

4)

клеток с набором хромосом, равным материнской клетке



42.

Какие гаметы имеют особи с генотипом ааВВ?

1)

ааВ

2)

ааВВ

3)

аВВ

4)

аВ


43.


Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с желтыми и 50% – с зелеными семенами (рецессивный при­знак).

1)

АА х аа

2)

Аа х Аа

3)

АА х Аа

4)

Аа х аа



44.

В профазе митоза не происходит:

1)

растворения ядерной оболочки

2)

формирования веретена деления

3)

удвоения ДНК

4)

растворения ядрышек


45.

Какую теорию сформулировали немецкие ученые М. Шлейден и

Т. Шванн?

1) эволюции

2) хромосомную

3) клеточную

4) онтогенеза


46.

Запасным углеводом в животной клетке является:

1) крахмал

2) гликоген

3) хитин

4) целлюлоза


47.

Сколько хромосом в половых клетках плодовой мухи дрозофилы, если в её

соматических клетках, содержится 8 хромосом?

1) 12

2) 10

3) 8

4) 4


48.Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки-хозяина

осуществляют:

1) бактериофаги

2) хемотрофы

3) автотрофы

4) цианобактерии

49. Половое размножение организмов эволюционно более прогрессивно, так

как оно:

1) способствует их широкому распространению в природе

2) обеспечивает быстрое увеличение численности

3) способствует появлению большого разнообразия генотипов

4) сохраняет генетическую стабильность вида

50. Как называют особей, образующих один сорт гамет и не дающих

расщепления признаков в потомстве?

1) мутантными

2) гетерозисными

3) гетерозиготными

4) гомозиготными

51. Как обозначаются генотипы особей при дигибридном скрещивании?

1) BbBb х AaAa

2) AaBb х AaBb

3) AaAA х BbBb

4) AAaa х BBbb


4. Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине

4.1. Вопросы к дифференцированному зачету

  1. Вода и ее роль в природе. Химические свойства воды.

  2. Теория А.М. Бутлерова, основные положения.

  3. Растворы как физико-химические системы.

  4. Растворение твердых веществ и газов. Способы выражения концентрации растворов.

  5. Органические вещества. Алкины. Фенол.

  6. Органические кислоты, классификация, строение.

  7. Органические вещества. Алканы, алкены, строение.

  8. Понятие о жесткости воды. Основные загрязнители воды.

  9. Состав и строение атмосферы.

  10. Понятие об озоновом слое. Меры по охране озонового слоя.

  11. Бензол, строение, свойства.

  12. Классификация и строение спиртов, примеры.

  13. Сложные эфиры. Строение, получение, роль.

  14. Понятие о неорганических кислотах, классификация, примеры.

  15. Понятие об основаниях, классификация, примеры.

  16. Аминокислоты, строение, роль в живых организмах. Примеры.

  17. Дисперсионные системы, их характеристика.

  18. Неорганические вещества клетки, классификация, характеристика.

  19. Белки, строение, функции.

  20. Жиры, строение, функции.

  21. Моносахариды, строение, функции.

  22. ДНК – строение, функции.

  23. РНК – строение, функции.

  24. Витамины, классификация, функции.

  25. Гормоны, классификация, функции.

  26. Ферменты, классификация, функции.

  27. Дисахариды, строение, функции.

  28. Сравнительная характеристика агрегатного состояния воды.

  29. Полисахариды, строение, функции.

  30. Амины. Анилин, строение, свойства.

  31. Уровни организации живой материи, их краткая характеристика.

  32. Свойства (критерии) живых систем. Краткая характеристика.

  33. Строение и функции органоидов животных клеток.

  34. Особенности строения растительной клетки.

  35. Неклеточные формы жизни. Особенности строения.

  36. Деление клеток (мейоз). Фазы мейоза. Биологическое значение мейоза.

  37. Деление клеток (митоз). Фазы митоза, краткая характеристика. Биологическое значение митоза.

  38. Половое размножение у растений. Значение двойного оплодотворения.

  39. Половое размножение у животных.

  40. Эмбриональный период развития организма.

  41. Постэмбриональный период развития организма. Направления развития. Влияние факторов среды на развитие.

  42. Фотосинтез, его стадии. Роль фотосинтеза в природе.

  43. Анаболизм. Синтез белка, его этапы.

  44. Катаболизм. Синтез АТФ. Этапы.

  45. Первый закон Менделя, его обоснование.

  46. Наследственность организмов.

  47. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

  48. Мутации, виды, роль мутаций.

  49. Модификационная изменчивость, виды изменчивости. Привести примеры.

  50. Классификация наследственных заболеваний.

  51. Приспособленность организмов. Виды приспособленности.

  52. Селекция растений и животных. Методы селекции.

  53. Третий закон Менделя.

  54. Главные направления эволюции.

  55. Движущие силы эволюции.

  56. Второй закон Менделя.

  57. Характеристика экосистем, биогеоценоз. Привести примеры.

  58. Абиотические и биотические факторы среды. Понятие о биосфере.

  59. Естественные сообщества живых организмов. Трофические связи в сообществах.

  60. Принципы рационального природопользования.

  61. Работа и мощность. Определение, единицы измерения, условия совершения работ.

  62. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

  63. Принципы действия тепловых машин.

  64. Силы трения. Понятия коэффициента трения.

  65. Сила упругости, закон Гука. Виды деформации.

  66. Вес тела. Невесомость. Примеры.

  67. Кинетическая потенциальная Энергия. Закон сохранения энергии.

  68. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона.

  69. Сила тяготения. Сила тяжести.

  70. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением.

  71. Третий закон Ньютона. Примеры.

  72. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы. Инертность.

  73. Молекулы и атомы. Дискретное состояние вещества.

  74. Броуновское движение. Диффузия. Силы межмолекулярного взаимодействия.

  75. Тепловое движение атомов и молекул. Температура.

  76. Понятия фазы вещества и агрегатного состояния. Примеры.

  77. Процессы испарения, конденсации, кипения. Зависимость кипения от внешнего давления.

  78. Постоянный электрический ток. Сила тока.

  79. Переменный ток. Электрогенератор. Получение и передач энергии.

  80. Электрическое поле. Напряженность электрического поля.

  81. Электрическое напряжение и сопротивление.

  82. Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи.

  83. Электрические заряды и их взаимодействия. Закон Кулона.

  84. Проводники и изоляторы.

  85. Магнитное поле тока. Электромагнитная индукция.

  86. Электромагнитные волны. Излучение и свойства ЭМВ.

  87. Свет как электромагнитная волна. Скорость света и методы её измерения.

  88. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.

  89. Принципы радиосвязи. Телевидение.

  90. Первое и второе начало термодинамики.


4.2. Критерии оценивания по результатам текущего, рубежного и итогового контроля

Пояснительная записка


Оценка умений и знаний студентов по естествознанию происходит в ходе текущего, рубежного и итогового контроля. Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные программой по дисциплине "Естествознание". Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения теоретических занятий – устный опрос, тестирование, проверочная работа, практическое занятие. Рубежный контроль осуществляется после изучения ключевых тем курса естествознания в форме контрольной работы. Обучение учебной дисциплине завершается итоговым контролем в форме дифференцированного зачета.

Формы и методы текущего, рубежного и итогового контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.

Обязательные пункты при осуществлении текущего, рубежного и итогового контроля по дисциплине "Естествознание":

  1. Текущий контроль проводится ежеурочно в форме: устного ответа, оценки выполнения практического задания (решения задачи), докладов, сообщений, тестовых заданий, выполнения практических работ.

  1. Рубежный контроль проводится в форме контрольной работы по изученной теме. Контрольная работа включает стандартные ключевые задачи по контролируемой теме и задание повышенной сложности.

  1. Итоговый контроль (аттестация) обучающихся по дисциплине «Естествознание» проводится в форме дифференцированного зачета (тестирование).

К зачету допускаются обучающиеся, имеющие положительные оценки по всем контрольным работам, включенным в рубежный контроль и отчитавшиеся по всем лабораторным и практическим работам, содержащимся в курсе «Естествознание».

4.2.1 Критерии оценок

При оценивании письменных и устных ответов обучающихся преподаватель придерживается следующих критериев.

  • Оценка "5" - ответы на вопросы даны в полном объеме, все задачи решены верно.

  • Оценка "4" - ответы на вопросы даны в полном объеме, все задачи решены верно, но допущены неточности или несущественные ошибки при оформлении документов.

  • Оценка "3" - ответы на вопросы даны, все задачи решены, но допущены существенные ошибки и неточности.

  • Оценка "2" - ответы на вопросы не даны, задачи не решены.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно









5. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ


Дополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год

Дополнения и изменения комплекту КОС на 2019-20 учебный год по дисциплине ОУД.14 Естествознание

В комплекте КОС внесены следующие изменения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнения и изменения в комплекте КОС обсуждены на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин

__________________________________________________________________

«___» _________________20____г. (протокол № ______)

Председатель ЦМК __________________/_____________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!