СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зачем людям государство.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Зачем людям государство.»

Поурочная разработка урока

в 7 классе

«ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ГОСУДАРСТВО»


Цели:


  • Способствовать формированию у учащихся представлений о роли и задачах государства в жизни общества.

Планируемые результаты:

  • Предметные: Дать учащимся представление о формах государственного устройствах; различиях понятий «поданные» и «граждане».

  • Метапредметные: Развитие умения выполнять познавательные и практические задания; умение сравнивать, анализировать и делать необходимые выводы.

  • Личностные: Понимание роли государства в жизни человека и общества.

  • Воспитание уважения к демократии как к политическому режиму.

Познавательные УУД-Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное формулирование целей.

Организацию самостоятельной исследовательской и аналитической деятельности.

Коммуникативные УУД- обеспечить умение работать в группах, умение слушать, высказывать свою точку зрения, вступать в диалог, участвовать в коллективной работе.

Регулятивные УУД-Обеспечить формирование умений ставить цели обучения, ставить задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.


Актуализация знаний.

Я предлагаю Вам попутешествовать. Представьте себе, мы с вами на острове. Жизнь наша на этом острове организована следующим образом. Каждый делает, что хочет. Хочешь – иди купайся. В школу можешь ходить, а можешь не пойти. Но у острова множество проблем – соседние островитяне претендуют на землю, так как тут лучше цветут розы. На улицу выйти сложно – здесь царствуют те, кому развлечение – это драка, демонстрация силы. И вообще пошли в кино, а сеанс уже прошел. Решил почитать книгу, а библиотека закрыта.

 Давайте дадим название такому острову.

Хотелось ли Вам пожить на таком острове? Как долго? (Цель учителя подвести учащихся к проблеме – безвластие порождает хаос и для того, чтобы преодолеть этот хаос, необходимо организовать жизнь на острове). Давайте подумаем, как можно исправить ситуацию на острове.


  1. На улице беспорядок.

Как сделать, чтобы люди чувствовали себя уверенно? (Закон)

  1. На острове среди людей царит хаос. Все делают, что хотят. Что бы вы сделали, чтобы упорядочить жизнь на острове? (Специальные органы)

  2. Те организации, которые существуют на острове, действуют разрозненно. Что бы вы предложили для упорядочения их работы?

  3. Люди, живущие на острове, хотят, чтобы их остров отличался от других островов. Что бы вы им предложили для этого? (Символы)

  4. На остров завозятся товары, некоторые товары производятся непосредственно на острове. Что бы вы предложили для организации обмена этих товаров? (Деньги).

  5. На острове есть группа людей, которая хотела бы на отдельной части острова организовать свою самостоятельную общину.

Возможно ли это?

Таким образом, мы с Вами установили государственную власть на острове.
Давайте выделим признаки государства


ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ:

  1. Государственный суверенитет.

  2. Единство территории.

  3. Аппарат публичной власти.

  4. Сбор налогов.

  5. Издание законов.

  6. Армия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ:

    1. Единство экономического пространства.

    2. Столица.

    3. Государственные символы.

    4. Государственный язык.

    5. Единая денежная система.

    6. Внешняя политика.

Мы говорим -наша страна Россия, а так же Российское государство.

В чем же отличие Государства от Страны. Предлагаю посмотреть ролик, который поможет нам понять в чем суть отличия этих понятий.

( Смотрят отрывок из видеоурока)

Вопросы к видео.

  1. В чем отличие понятий государство и страна?

  2. Какие теории происхождения государства существуют?

Постановка учебной задачи

В истории человечества территориальные границы государство всегда были важны для людей. Но в государстве существуют и правовые границы. Они определяют, какие права и какие обязанности есть у живущих на территории государства.

В истории есть немало примеров, когда правитель считал, что его слово – закон. Население таких государств называют «подданные». Они должны выполнять волю главы государства, который действует по своему произволу. Правитель может принимать правильные и мудрый решения, так и быть деспотом или тираном, в любом случае его действия существуют вне закона.

В отличие от «подданных», граждане имеют право участвовать в делах государства. Все граждане государства равны по отношению к закону. Они избирают органы государственной власти, влияют на принятие законов.

Характеристиками государства являются:

  1. Форма правления: характеристика, связанная с количеством лиц, находящихся у власти и способом формирования органов власти.

  2. Форма государственного устройства: характеристика, связанная с количеством субъектов, составляющих государство, с его территориальным делением.

  3. Политический режим: характеристика, связанная с характером осуществления власти в государстве.

Чтобы более подробно изучить что же такое государство и формы государственного устройства. Это поможет нам ответить на главный вопрос нашего урока- «Зачем людям государство?»

Для этого мы разделимся на группы, каждая получит свое задание. Так же у вас на столах лежат дополнительные материалы, которые помогут вам справиться с заданиями.


Задания для группы 1.

Пользуясь учебником и дополнительными материалами, выделите формы правления государства.

Раскройте их определение. Результат представьте в виде схемы, таблицы или плана.


ПО ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ:

  1. Монархия (власть передается по наследству): абсолютная, ограниченная – конституционная, парламентская.

  2. Республика (главу государства избирает народ): президентская, парламентская, смешанная.

Задания для группы 2

Пользуясь учебником и дополнительными материалами, выделите формы государственного устройства. Раскройте их определение. Результат представьте в виде схемы, таблицы или плана.


ПО ФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА:

  1. Унитарное государство - состоит из территориальных единиц, не имеющих своих законов, своей конституции.

  2. Федерация - состоит из территориальных единиц, обладающих своей конституцией и органами власти.

  3. Конфедерация.

  4. Содружество.



Задания для группы 3

Пользуясь учебником и дополнительными материалами, дайте определение понятию политический режим. Выделите виды режимов.

Раскройте их характерные черты . Результат представьте в виде таблицы .



ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ:

  1. Тоталитаризм - полный контроль государства над всеми сферами жизни общества; ликвидация прав и свобод; репрессии в отношении оппозиции.

  2. Авторитаризм – высокая степень ограничения политических свобод; концентрация власти в руках одного лица.

  3. Демократия – источником власти выступает народ; плюрализм, гласность, многопартийность.



Практическая работа в группах. Изучение нового материала



Выступление групп.

Как говорил Аристотель:

« Тот, кто, в силу своей природы живет вне государства, либо животное, либо божество».

Так удалось нам с вами ответить на наш главный вопрос- « Зачем людям государство?»

-высказывания учащихся.....

Закрепление изученного материала.

Давайте проверим себя. Предлагаю выполнить проверочный тест.



Вопрос 1

К признакам государства относятся:

  • законы

  • суд

  • армия

  • все выше перечисленное

Вопрос 2

Теория происхождения государства, в основе которой божественное влияние:

  • договорная

  • теория завоеваний

  • религиозная

  • классовая

Вопрос 3

К признакам государства не относится:

  • единый язык и религия

  • единая территория

  • свои законы и нормы

  • налоговая система

Вопрос 4

К внутренним функциям государства относятся:

  • развитие экономических отношений с другими государствами

  • охрану порядка в обществе

  • культурные связи с другими странами

  • развитие обороноспособности страны

Вопрос 5

К внешним функциям государства относятся:

  • укрепление обороны страны

  • развитие образования и медицины в стране

  • борьба с преступностью в стране

  • совершенствование налоговой системы

Вопрос 6

Форма правления, при которой во главе государства стоит один человек и его власть передается по наследству:

  • монархия

  • республика

  • федерация

  • конфедерация

Вопрос 7

 Форма правления, при которой важная роль отводится избираемым на определенный срок высшим органам власти:

  • монархия

  • республика

  • федерация

  • конфедерация

Вопрос 8

Форма территориального устройства, при которой государство делится на отдельные территории, обладающие значимой самостоятельностью:

  • монархия

  • республика

  • федерация

  • конфедерация

Вопрос 9

Российская Федерация по форме правления:

  • монархия

  • республика

  • федерация

  • конфедерация

Вопрос 10

Российская Федерация по форме территориального устройства:

  • монархия

  • республика

  • федерация

  • конфедерация

Домашнее задание .

Стр. 92. «В классе и дома» задания 1,2,3. устно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!