СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание 7 класс Тема Зачем людям государство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработку по обществознанию 7 класс входит конспккт урока "Зачем людям государство", презентация, рабочий лист, кроссворд

Просмотр содержимого документа
«Обществознание 7 класс Тема Зачем людям государство»

7 класс Дата __________________

Урок 4

Тема «Зачем людям государство

Цель урока: способствовать формированию у учащихся начальных представлений о сущности и признаках государства, его роли в жизни общества.

2. Задачи урока

Образовательные – соответствуют формированию основ ключевых компетенций, составляющих гражданскую компетентность личности

- Коммуникативная компетенция, выражающаяся в умении самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника, поддерживать контакт в общении, слушать собеседника, проявлять уважение и терпимость к чужому мнению и т.д

- Компетенция по решению проблем, выражающая в умении самостоятельно выявлять проблему, формулировать цель на ряд последовательных задач.

- Компетенция по работе в сотрудничестве, выражающаяся в умении самостоятельно находить партнеров для сотрудничества, осуществлять коллективное целеполагание.

Воспитательные – формирование активной жизненной позиции через формирование собственной точки зрения и ее обоснование; формирование потребности и способности к деятельности.

Развивающие – продуктивность и результативность через перенос знаний умений в новую учебную ситуацию.

Тип урока: комбинированный.

Формы деятельности: коллективная, парная, индивидуальная.

Методы обучения – проблемный, частично – поисковый, проектный.

Виды работы: практическая, самостоятельная.

Межпредметные связи – история, право, краеведение.

Основные термины и понятия – государство, страна, конституция.

Техническое оснащение: компьютер; мультимедийный проектор.

План урока:

1. Что такое государство, признаки.

2.Государство и страна.

3.Почему возникло государство.

4. Функции государства.

5.Граждане и подданные

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Повторение: мини-самостоятельная, проверка.

Мотивационный момент.

Работа с рубрикой «Обсудим вместе», стр.85.

Пункт 1

Сегодня мы с вами будем путешествовать. Представьте себе, мы с вами на острове (на доске рисуем остров и мелом подписываем ответы учащихся). На работу выделяется 10 минут.

Давайте, прежде всего, назовем наш остров (Баламутия, население баламуты). А жизнь наша на этом острове организована следующим образом. Каждый делает, что хочет. Хочешь – иди купайся. В школу можешь ходить, а можешь не пойти. Вам бы хотелось пожить на таком острове? Как долго? Продолжите рассказ о жизни на острове. А у острова множество проблем – соседние островитяне претендуют на землю, так как тут лучше цветут ирисы. На улицу выйти сложно – здесь царствуют те, кому развлечение – это драка, демонстрация силы. И вообще пошли в кино, а сеанс уже прошел. Решил почитать книгу, а библиотека закрыта и т.д.

Цель учителя подвести учащихся к проблеме – безвластие порождает хаос и для того, чтобы преодолеть этот хаос, необходимо организовать жизнь на острове. Что значит организовать? Давайте с вами подумаем, как это все исправить:

Вопросы:

1.На улице беспорядок. Как сделать, чтобы люди чувствовали себя уверенно? (закон)

2.На острове среди людей царит хаос. Все делают, что хотят. Что бы вы сделали, чтобы упорядочить жизнь на острове? (специальные органы)

3.Те организации, которые существуют на острове, действуют разрозненно. Что бы вы предложили для упорядочения их работы? (глава государства)

4.Люди, живущие на острове, хотят, чтобы их остров отличался от других островов. Что бы вы им предложили для этого? (символы)

5.На остров завозятся товары, некоторые товары производятся непосредственно на острове. Что бы вы предложили для организации обмена этих товаров? (деньги)

Вопрос: как мы одним словом назовем все перечисленные слова?

- ГОСУДАРСТВО. Учитель подводит ребят к пониманию, что представленные организации образуют ГОСУДАРСТВО (слайд 1)









Государственный язык





ГОСУДАРСТВО

Формулируют тему: «Зачем людям государство»

Итак, давайте попытаемся дать определение государства. Давайте запишем данное определение. Государство – это организация власти в стране.

Для чего необходимо изучение данной темы? (Заслушиваются ответы учащихся и учащиеся сами формулируют цель урока ) Сегодня мы в вами лишь начнем разговор о том, что такое государство?

Ребята, обратите внимание! На мой взгляд, в определении, которое мы записали, есть ошибка. Государство – страна? Не одно ли это и тоже?

Пункт 2

Составляют таблицу:

Страна

Государство

«Широка страна моя родная, много в ней полей лесов и рек» - ТЕРРИТОРИЯ

«Государство должно защищать права и свободы граждан»

-народ

-общество

-система органов власти на определенной территории

Самое большое по площади государство-наша страна Россия. А самое маленькое государство-небольшой особняк на улице Кондотти в Риме, являющиеся территорией суверенного духовно-рыцарского Мальтийского ордена, этот орден был основан со времен Крестового походов.

Практикум:Перед вами игровое поле. Вам необходимо поставить + в клетке, содержащей характеристику государства, и знак – характеристику страны: ( 3-4 минуты)

Полиция

Конституция

Федеральная служба безопасности

Река Волга

Урал

Тюрьма

Промышленность

Следователь

Солдат

Закон о пенсиях

Правительство

Тайга

Инспектор ГАИ

Патриарх всея Руси

Урожай

Министерство

Ответы:

+

+

+

-

-

+

-

+

+

+

+

-

+

-

-

+

Итак, подведем итог, в чем разница между понятиями страна и государство. В результате должны прийти к выводу: страна – это географическое понятие, характеризующее природные условия данной местности, государство – это система органов власти.

Пункт3

Вспоминают, когда и где возникли первые государства. А с чем связано возникновение древнейших государств?

Вспоминают такие общественные формы объединения людей, как племена, союзы племен, которые постепенно становились государствами, во главе которых стояли цари, фараоны, государи.

1.Государство – это божественное творение.

2.Продолжение отцовской власти.

3.В результате завоевания слабых сильными.

4.В результате соглашения между народом и властью.

5.Продукт социально-экономического развития.

Пункт 4

Как вы понимаете слово «функции»? – задачи

Заполняют таблицу

Функция

Пример

1.Поддержание порядка

Парламент (Государственная Дума) – издает законы

Правоохранительные органы (суд, полиция, прокуратура) – контролируют исполнение законов

2.Охрана границ

Армия (оснащена современной техникой)

3.Социальная

Развитие образования, здравоохранения, науки, общественного транспорта. Помощь социально-незащищенным гражданам. Программа «Здоровье»

Пункт 5

В истории немало примеров, когда правитель считал, что его слово – закон. Население таких государств называют словом «подданные».

граждане

подданные

Связаны с государством через взаимные права и обязанности

Связаны с правителями через ответственность перед правителем

Пример: Людовик XIV. Вопрос: докажи, что французы в XVII веке были подданными.

Закрепление:

1.Что такое государство?

2.Какие признаки государства отражены в Конституции РФ:

Статья 4

1.Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

3.Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

2.Peспублика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.

Статья 80

1.Президент Российской Федерации является главой государства.

Статья 94

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 110

1.Исполнительную власть Российской Федерации осу¬ществляет Правительство Российской Федерации.

Статья 70

1.Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 75

1.Денежной единицей в Российской Федерации является рубль.


Рефлексия

Что вы узнали нового? Что вызвало затруднение? В чем польза урока?

? Государственная символика - государственный гимн ,герб и флаг

Словарь:

Суверенитет-право самостоятельно проводить свою внутреннюю и внешнюю политику .

Государство – это организация власти в стране.

Функции государства – основные задачи государства.

Домашнее задание: записи в тетради, параграф 9. Разгадайте кроссворд «Что такое государство».





































1



2












3






4


5
















6











7


8


9

10

















12




11






























































































































По горизонтали:

Если все слова по вертикали отгаданы правильно, вы можете прочитать слово, обозначающее организацию, осуществляющую власть в стране.

  1. Свод законов государства. 2. Процедура, в результате которой определяются члены органов власти демократического государства. 3. Деньги страны. 4. Символ страны, ее «визитная карточка». 5. Основной закон страны. 6. Государство, в состав которого входят несколько самостоятельных государств. 7.Единоличный правитель страны. 8. Орган власти в Российской Федерации. 9. Правило, обязательное для исполнения всеми гражданами. 10. Глава государства. 12. Демократическое право гражданина, при осуществлении которого он заполняет бюллетень и опускает его в специальную урну.

Приложение

1.Рабочий лист

Рабочий лист

I. Таблица сравнения

Страна

Государство

«Широка страна моя родная, много в ней полей лесов и рек»

«Государство должно защищать права и свободы граждан»

Вывод:

Вывод

II. Практикум

1.Полиция 2.Конституция 3.ФСБ 4.Река Волга 5.Урал

6.Тюрьма 7.Промышленность 8.Следователь 9.Солдат 10.Закон о пенсиях

11.Правительство 12.Тайга 13.Инспектор ГАИ 14.Патриарх всея Руси

15.Урожай 16.Министерство

III. Функции государства

Функция

Пример

1.Поддержание порядка

2.Охрана границ

3.Социальная


Словарь:

Суверенитет - право самостоятельно проводить свою внутреннюю и внешнюю политику .

Государство – это организация власти в стране.

Функции государства – основные задачи государства.



2.Тест

Тест по теме «Зачем людям государство»

1.К признакам государства относятся: а)законы б)суд в)армия г)все выше перечисленное

2.Теория происхождения государства, в основе которой божественное влияние: а)договорная б)теория завоеваний

в)религиозная г)классовая

3.К признакам государства не относится: а)единый язык и религия б)единая территория в)свои законы и нормы

г)налоговая система

4.К внутренним функциям государства относятся: а)развитие экономических отношений с другими государствами

б)охрану порядка в обществе в)культурные связи с другими странами г)развитие обороноспособности страны

5.К внешним функциям государства относятся: а)укрепление обороны страны б)развитие образования и медицины в стране в))борьба с преступностью в стране г)совершенствование налоговой системы

6.Форма правления, при которой во главе государства стоит один человек и его власть передается по наследству:

а)монархия б)республика в)федерация г)конфедерация

7. Форма правления, при которой важная роль отводится избираемым на определенный срок высшим органам власти:

а)монархия б)республика в)федерация г)конфедерация

8.Форма территориального устройства, при которой государство делится на отдельные территории, обладающие значимой самостоятельностью: а)монархия б)республика в)федерация г)конфедерация

9.Российская Федерация по форме правления: а)монархия б)республика в)федерация г)конфедерация

10.Российская Федерация по форме территориального устройства: а)монархия б)республика в)федерация

г)конфедерация



Ответы:

1 – г

2 – в

3 – в

4 – б

5 – а

6 –а

7 –б

8 –в

9 –б

10 – в

9-10 бал – «5»

6-7 бал – «4»

3-5 бал – «3»

2 и менее – «2»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!