СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие педагога с родителями как фактор содействия становлению индивидуальности детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья – решающий фактор социализации и воспитания ребенка. Воспитание будет успешным, если социальное поле отношений в семье не противоречит школьной воспитательной среде.

Поэтому основное назначение работы с родителями в том, чтобы создать единую воспитательную среду, в которой бы наивысшие ценности являлись основой жизни, достойной Человека.

Объектом профессионального влияния педагога выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание.

Взаимодействие с родителями будет успешным при соблюдении условия, если просьбы и советы учителя будут восприниматься родителями как вытекающие из нужд и интересов детей, становления их характера, развития способностей.

Основные направления взаимодействия с родителями.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие педагога с родителями как фактор содействия становлению индивидуальности детей.»

Взаимодействие педагога с родителями как фактор содействия становлению индивидуальности детей.

Семья – решающий фактор социализации и воспитания ребенка. Воспитание будет успешным, если социальное поле отношений в семье не противоречит школьной воспитательной среде.

Поэтому основное назначение работы с родителями в том, чтобы создать единую воспитательную среду, в которой бы наивысшие ценности являлись основой жизни, достойной Человека.

Объектом профессионального влияния педагога выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание.

Взаимодействие с родителями будет успешным при соблюдении условия, если просьбы и советы учителя будут восприниматься родителями как вытекающие из нужд и интересов детей, становления их характера, развития способностей.

Основные направления взаимодействия с родителями.

I направление – педагогическое просвещение

Педагог рассказывает родителям о воспитательной концепции школы, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников, а также о ходе духовного развития ребенка, особенностях его учебной деятельности, взаимоотношениях в классе, выявляющихся способностях, текущих успехах в обучении.

II направление – педагогическое корректирование семейного воспитания

Корректирование диктуется профессиональной необходимостью. Все, что скажет педагог относительно необходимости изменений, должно проистекать из воспитательных целей, из блага ребенка как растущей и развивающейся личности. Назначение корректировки – изменить в благоприятную сторону атмосферу семейного окружения ребенка.

III направление – практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог

Если родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе, проживая вместе с детьми определенные ценностные отношения, создается единое воспитательное поле. Ребенок в этот момент как бы не видит границ между школой и семьей, а видит лишь некое единство мира, в котором наивысшие ценности носят общий характер.

Формы взаимодействия с родителями.

Формы педагогического просвещениячтение и обсуждение педагогических книг, статей, телепередач; лекции по психологии, этике, эстетике, физиологии; вечера вопросов и ответов; индивидуальные беседы с родителями; дни открытых дверей для родителей; открытые уроки; общественные смотры знаний; письменные записки-характеристики; пакеты родителям (опыт Амонашвили); тематические консультации и др.

Формы корректирования семейного воспитаниясообщение родителям об изучении учащихся; индивидуальные беседы; посещение семьи и ее изучение; конференции отцов; советы бабушек, дедушек; работа родительского комитета; индивидуальные задания детям, родителям; практикумы и педагогические тренинги; семинары по обмену опытом семейного воспитания.

Формы совместной деятельности детей и родителей: формы туристкой деятельности: походы, поездки, путешествия; посещение эстетических объектов; коллективные дискуссии, обсуждение общих проблем; выпуск газет, журналов, альманахов, летописи; совместные групповые дела (КТД, праздники, игры); совместные классные собрания.

Есть универсальная форма – родительское собрание, в нем присутствуют все направления.

Достичь гармоничных отношений с родителями, к сожалению, не всегда удается. Далеко не все образовательные учреждения выстраивают на должном уровне отношения с семьей. Из-за чего происходит отчуждение семьи от учреждений образования, педагогов от семьи, а семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка? Почему это важно? Потому что при объединении усилий педагогов и родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь дома.

Цели взаимодействия с родителями :

Просветительская - необходимо научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

Консультативная – совместный педагогический поиск методов эффективного воздействия на детей в процессе приобретения ими общественных и учебных навыков.

Коммуникативная - обогащение родительского коллектива эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия детей и родителей.

Задачи сотрудничества с родителями включают в себя:

Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.

Объединение усилий для полноценного развития и воспитания.

Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимо заинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Методы:

Открытые занятия, мастер - классы, выставки декоративно-прикладного творчества и изобразительной деятельности, праздники знаний и творчества, форумы знаний, турниры знатоков, выпуск газет, совместные олимпиады. Родители могут помочь в подготовке поощрительных призов, оценке результатов и непосредственно участвовать в мероприятии.

2) Формы трудовой деятельности:

Оформление кабинета, благоустройство и озеленение территории, создание тематической библиотеки в кабинете творческого объединения, ярмарка – распродажа семейных поделок и пр.

3) Формы досуга:

Праздники, концерты, соревнования, КВНы, туристические походы и слёты, спектакли, просмотр кинофильмов с последующим обсуждением, экскурсионные поездки, различные конкурсы, семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День пожилого человека, Праздник детства и семьи, Круг семейного чтения, игровые семейные конкурсы «Спортивная семья», «Музыкальная семья» и др., совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности и т. д.

4) Наглядная информация

Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, поэтому важны форма и способ подачи информации, а также её содержание.

Газета – новая форма наглядно-текстовой информации. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления, благодарности, юмор и многое другое.

Журнал – это новый способ установления диалога с семьёй на начальном этапе установления сотрудничества.

Индивидуальная консультация - эта форма самая распространённая и эффективная. На индивидуальных консультациях родители всё более охотно и откровенно рассказывают о тех проблемах, которые их тревожат.

Использование перечисленных форм работы с семьёй позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями.

Отсутствие участия родителя в воспитании своего ребенка может в конечном итоге привести к утрате эмоционального контакта с ним. При этом нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Более того, инертность родителей в вопросах воспитания и взаимодействия со школой может быть воспринята как норма поведения, что приведет впоследствии к развитию пассивной социальной модели поведения на уровне комплекса у ребенка в будущем. Как показывают многие исследования, семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток на формирование нравственных качеств личности. Семья является первичным коллективом, где ребенок приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к бытующим в обществе нормам морали.

Есть еще одно обстоятельство, которое не может не учитываться при изучении нравственных отношений семьи и школы: школа или развивает нравственные качества ребенка, заложенные в семье, или вынуждена перевоспитывать его. И в том и в другом случае учителю необходимо знать конкретную нравственную ситуацию в семье, а родителям следует знать педагогические и нравственные требования учителя. Без этой взаимоознакомленности невозможно осуществлять педагогическое управление нравственным развитием детей, успешно претворять один из принципов педагогики: принцип единства требований семьи и школы. Этот принцип основывается на глубоком взаимопонимании и ответственности за судьбу детей.

В отношениях с родителями учеников учителю отводится ведущая роль. Но, к сожалению, педагогу не всегда удается осуществлять эту роль в сотрудничестве с родителями учащихся. Так как учитель не располагает никакой властью помимо своего морального авторитета, а также потому, что ему приходится налаживать  контакты с разными родителями.

Я считаю, что добиться положительных результатов в развитии детей родители и педагоги могут только на основе тесного воспитательного взаимодействия, единства и думаю, что все родители должны знать, где и чем занимаются их дети и поддерживать то, чему их учат в школе и учреждениях дополнительного образования. Важно, чтобы радость и успех ребёнка были замечены не только педагогом, но и родителями. И вне зависимости от выбранных педагогом содержания и организационной формы работы с родителями, главным является достижение взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательно-воспитательной деятельности.

Роль семьи в воспитании подрастающих поколений определяется независимостью её воздействий на развитие детей, их интимностью, индивидуальностью, неповторимостью, глубоким учетом особенностей ребёнка, которого родители знают значительно лучше других.

Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, её свойств и качеств в соответствии с идеалами общества. Воспитание всегда предполагает наличие цели и ожидаемого результата со стороны тех, кто осуществляет воспитание. Воспитание определяют иногда как способ передачи подрастающему поколению накопленных знаний и опыта.

Следует помнить, что переход на новое содержание образования привёл к тому, что родители не могут контролировать качество выполнения многих заданий, а их учебные рекомендации нередко противоречат требованиям школы. Подобные явления надо предупредить путём регулярных контактов родителей и учителей. Своевременная информация от родителей поможет учителю улучшить индивидуальный подход к ученику на уроках, найти формы необходимой ему помощи.

И сегодня учитель должен служить идеалом для учеников. Поэтому дети любят собирать в одно все понятия о совершенстве, какие им удалось получить в недолгой своей жизни, и переносят их на какую-нибудь определённую личность, в которой видят осуществление своих идеалов. Всего чаще идеалом их становится учитель.

И в заключении хотелось бы ещё раз акцентировать внимание на том, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всём соблюдать педагогические нормы, этику, такт, следовать тому единственному приоритетному направлению в воспитании, которое позволит взрастить гармонично развитую личность, востребованную сегодняшним современным обществом. Надеюсь, если мы все будем придерживаться выше изложенных норм, то проблема взаимодействия педагогов и родителей исчезнет бесследно. И мы сразу заметим тесную связь: ребёнок – родители – педагог – учреждение – как залог успешного развития личности ребёнка.

Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!