СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие неаллельных генов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие неаллельных генов»

Взаимодействие неаллельных генов (комплементарность и кооперация).

Взаимодействие неаллельных генов (комплементарность и кооперация).

Взаимодействие генов Взаимодействие аллельных генов Взаимодействие неаллельных генов Неполное Полимерия Полное Эпистаз доминирование доминирование Комплементарность Кодоминирование Кооперация

Взаимодействие генов

Взаимодействие аллельных генов

Взаимодействие неаллельных генов

Неполное

Полимерия

Полное

Эпистаз

доминирование

доминирование

Комплементарность

Кодоминирование

Кооперация

  Когда признак появляется только при сочетании двух доминантных аллелей разных генов (например, А и В) их взаимодействие называют комплементарностью, а сами гены комплементарными (дополняющими друг друга). При этом каждый из взаимодействующих неаллельных генов в отсутствии другого не обеспечивает формирования признака.  Комплементарное взаимодействие двух генов можно обозначить в виде формулы:

Когда признак появляется только при сочетании двух доминантных аллелей разных генов (например, А и В) их взаимодействие называют комплементарностью, а сами гены комплементарными (дополняющими друг друга). При этом каждый из взаимодействующих неаллельных генов в отсутствии другого не обеспечивает формирования признака.

Комплементарное взаимодействие двух генов можно обозначить в виде формулы:

Расщепление 9 : 7  Известным примером комплементарного взаимодействия неаллельных генов является наследование окраски цветков душистого горошка (Lathyrus odoratus) при скрещивании двух родительских форм с белыми цветками ААвв и ааВВ. В потомстве F1 (АаВв), а также в F2 (фенотипический класс А-В-) будет появляться новая окраска – пурпурная (рис. 30). При этом в F2 соотношение классов с окрашенными цветками (А-В-) и классов с неокрашенными цветками (Аbb; ааВ- и ааbb) будет соответствовать формуле 9 : 7. Основными пигментами, определяющими окраску цветков душистого горошка, являются антоцианы.

Расщепление 9 : 7

Известным примером комплементарного взаимодействия неаллельных генов является наследование окраски цветков душистого горошка (Lathyrus odoratus) при скрещивании двух родительских форм с белыми цветками ААвв и ааВВ. В потомстве F1 (АаВв), а также в F2 (фенотипический класс А-В-) будет появляться новая окраска – пурпурная (рис. 30). При этом в F2 соотношение классов с окрашенными цветками (А-В-) и классов с неокрашенными цветками (Аbb; ааВ- и ааbb) будет соответствовать формуле 9 : 7. Основными пигментами, определяющими окраску цветков душистого горошка, являются антоцианы.

 Аналогичным примером является образование коричневого пигмента у шелкопрядов. Известно, что синтез пигмента ксантомматина (пигмент оммохромового ряда) осуществляется из триптофана

Аналогичным примером является образование коричневого пигмента у шелкопрядов. Известно, что синтез пигмента ксантомматина (пигмент оммохромового ряда) осуществляется из триптофана

Расщепление 9 : 6 : 1  При наследовании формы плода у тыквы (Cucurbita pepo). В связи с тем, что генотипы ААвв и ааВВ фенотипически не различимы, то они в сумме дают цифру 6. Дисковидная форма возникает в результате взаимодействия двух доминантных генов (А и В), а удлиненная форма плода – как следствие сочетания их рецессивных аллелей.

Расщепление 9 : 6 : 1

При наследовании формы плода у тыквы (Cucurbita pepo). В связи с тем, что генотипы ААвв и ааВВ фенотипически не различимы, то они в сумме дают цифру 6. Дисковидная форма возникает в результате взаимодействия двух доминантных генов (А и В), а удлиненная форма плода – как следствие сочетания их рецессивных аллелей.

Расщепление 9 : 3 : 4  В том случае, когда фенотип одного из родителей (например, имеющего генотип ааВ-) совпадает с фенотипом рецессивной гомозиготы (ааbb), расщепление в F2 будет 9 : 3 : 4

Расщепление 9 : 3 : 4

В том случае, когда фенотип одного из родителей (например, имеющего генотип ааВ-) совпадает с фенотипом рецессивной гомозиготы (ааbb), расщепление в F2 будет 9 : 3 : 4

Окраска шерсти у мышей типа агути доминирует одновременно над черной и белой. При скрещивании черных мышей с белыми все гибриды F1 оказываются агути, а в F2 наблюдается расщепление в отношении 9 агути : 3 черных : 4 белых

Окраска шерсти у мышей типа агути доминирует одновременно над черной и белой. При скрещивании черных мышей с белыми все гибриды F1 оказываются агути, а в F2 наблюдается расщепление в отношении 9 агути : 3 черных : 4 белых

Кооперация (новообразование) Явление кооперации рассматривается на примере наследования формы гребня у кур, где имеется 2 дискретных гена, контролирующих 2 различных признака. При совместном действии доминантных аллелей этих генов происходит их кооперирование и появляется новый третий признак (новообразование). Следует обратить внимание на принципиальное сходство кооперации и кодоминантности. Различие между ними состоит только в том, что при кооперации взаимодействуют аллели разных генов, а при кодоминантности – аллели одного и того же гена.

Кооперация (новообразование)

Явление кооперации рассматривается на примере наследования формы гребня у кур, где имеется 2 дискретных гена, контролирующих 2 различных признака. При совместном действии доминантных аллелей этих генов происходит их кооперирование и появляется новый третий признак (новообразование). Следует обратить внимание на принципиальное сходство кооперации и кодоминантности. Различие между ними состоит только в том, что при кооперации взаимодействуют аллели разных генов, а при кодоминантности – аллели одного и того же гена.

Кооперация, или новообразование – это такой тип взаимодействия двух или нескольких генов, при котором их доминантные аллели, имеющие собственное фенотипическое проявление, при совместном действии обусловливают появление нового третьего признака. Расщепление во втором поколении – 9 : 3 : 3 : 1

Кооперация, или новообразование – это такой тип взаимодействия двух или нескольких генов, при котором их доминантные аллели, имеющие собственное фенотипическое проявление, при совместном действии обусловливают появление нового третьего признака. Расщепление во втором поколении – 9 : 3 : 3 : 1

Задачи 1) При скрещивании белых морских свинок с черными потомство получается  серое, а во втором поколении наблюдается расщепление 9 (серые)  :  3 (черные) :  4 (белые). Какой характер наследования окраски шерсти у морских свинок? Какое потомство можно ожидать от скрещивания   дигетерозиготного самца и гомозиготной по первому рецессивному и гетерозиготной по второму признаку самки?

Задачи

1) При скрещивании белых морских свинок с черными потомство получается  серое, а во втором поколении наблюдается расщепление 9 (серые)  :  3 (черные) :  4 (белые).

  • Какой характер наследования окраски шерсти у морских свинок?
  • Какое потомство можно ожидать от скрещивания   дигетерозиготного самца и гомозиготной по первому рецессивному и гетерозиготной по второму признаку самки?
Какое потомство и в каком соотношении появится от скрещиваний двух нижеуказанных белоцветковых форм душистого горошка: 1) Аа bb × аа Вb; 2) АА bb × аа Вb.

Какое потомство и в каком соотношении появится от скрещиваний двух нижеуказанных белоцветковых форм душистого горошка: 1) Аа bb × аа Вb; 2) АА bb × аа Вb.

 В результате скрещивания пурпурноцветкового растения с белоцветковым в потомстве было получено ⅜ пурпурно- и ⅝ белоцветковых форм. Каковы генотипы родительских форм и потомков?

В результате скрещивания пурпурноцветкового растения с белоцветковым в потомстве было получено ⅜ пурпурно- и ⅝ белоцветковых форм. Каковы генотипы родительских форм и потомков?

 При скрещивании кур с гороховидным гребнем и петухов с ореховидным гребнем в потомстве получилось ⅜ цыплят с ореховидными, ⅜ с гороховидными, ⅛ с розовидными и ⅛ с простыми листовидными гребнями. Определите генотипы родителей и потомков.

При скрещивании кур с гороховидным гребнем и петухов с ореховидным гребнем в потомстве получилось ⅜ цыплят с ореховидными, ⅜ с гороховидными, ⅛ с розовидными и ⅛ с простыми листовидными гребнями. Определите генотипы родителей и потомков.

При скрещивании двух растений тыквы со сферической формой плодов получено потомство, имеющее только дисковидные плоды. При скрещивании этих гибридов между собой были получены растения с тремя типами плодов:  • 9 частей – с дисковидными плодами,  • 6 частей – со сферической формой плодов,  • 1 часть – с удлиненными плодами.  Какая закономерность наблюдается в данном случае? Каковы генотипы родителей и потомства?

При скрещивании двух растений тыквы со сферической формой плодов получено потомство, имеющее только дисковидные плоды. При скрещивании этих гибридов между собой были получены растения с тремя типами плодов: • 9 частей – с дисковидными плодами, • 6 частей – со сферической формой плодов, • 1 часть – с удлиненными плодами. Какая закономерность наблюдается в данном случае? Каковы генотипы родителей и потомства?

 У кукурузы нормальный рост определяется двумя доминантными неаллельными генами. Гомозиготность по рецессивным аллелям даже одной пары генов приводит к возникновению карликовых форм. При скрещивании двух карликовых растений кукурузы выросли гибриды нормальной высоты, а при скрещивании этих гибридов в их потомстве было получено 812 нормальных и 640 карликовых растений. Определить генотипы родителей и потомков.

У кукурузы нормальный рост определяется двумя доминантными неаллельными генами. Гомозиготность по рецессивным аллелям даже одной пары генов приводит к возникновению карликовых форм. При скрещивании двух карликовых растений кукурузы выросли гибриды нормальной высоты, а при скрещивании этих гибридов в их потомстве было получено 812 нормальных и 640 карликовых растений. Определить генотипы родителей и потомков.

 Собаки породы кокер-спаниель при генотипе  A_В_  имеют черную масть, при генотипе  A_b – рыжую,   при генотипе  ааВ_  - коричневую, а при генотипе  ааbb –  светло-желтую. В результате скрещивания черного кокер-спаниеля со светло-желтым родился светло-желтый щенок. Какими могут быть щенки от скрещивания того же черного спаниеля с собакой одинакового с ним генотипа?

Собаки породы кокер-спаниель при генотипе  A_В_  имеют черную масть, при генотипе  A_b – рыжую,   при генотипе  ааВ_  - коричневую, а при генотипе  ааbb –  светло-желтую. В результате скрещивания черного кокер-спаниеля со светло-желтым родился светло-желтый щенок. Какими могут быть щенки от скрещивания того же черного спаниеля с собакой одинакового с ним генотипа?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!