СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление «О применении интерактивных методов обучения на уроках истории»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В выступлении рассказывается об интерактивных методах обучения на уроках истории

Просмотр содержимого документа
«Выступление «О применении интерактивных методов обучения на уроках истории»»

Выступление на педсовете Панкратовой Ж.А.

«О применении интерактивных методов обучения

на уроках истории Смирновой Н.А.»


Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействие между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Для наглядности представим их нижеследующими схемами.




Из данных схем видно, что методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

1. Пассивные методы;

2. Активные методы;

3. Интерактивные методы.

Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.


Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.


Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.


Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.


В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ххв. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия ххв. Там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе.


Исследования проведенные в 80-х ггг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные позволяют резко увеличить % усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”. Из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.


Многие педагоги, в частности и российские, критически оценивают эту “Пирамиду”. Действительно, трудно точно измерить “усвоение материала”. К тому же мы знаем прекрасных преподавателей, чьи лекции, почти дословно запечатлелись в нашей памяти. Бывают также ученики, прекрасно усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно согласиться, сто в среднем закономерность, выраженную “пирамидой”, могут проследить практически все педагоги.


С другой стороны, несмотря на свою спорность, “Пирамида” дает богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает внимание на важность интерактивных методов. Тенденция отраженная в “Пирамиде” верно отражает высокий потенциал интерактивных методов, позволяющих вести обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения, “целостного человека”.


Место пассивных, активных и интерактивных методов также хорошо иллюстрирует так называемая “таксономия Блума” - таблица уровней и целей обучения и развития познавательных навыков, разработанная группой американских психологов и педагогов под руководством профессора Бенджамина Блума. Термин “таксономия” означает систематизацию объектов по определенным критериям с целью создания определенной последовательности (иерархии). Блум предложил иерархию учебных целей по их сложности. Таблица используется учителями практиками, и показывает, что уровень знаний (информации) является лишь начальным этапом в обучении (хотя и обязательным, базовым) Обучение должно продолжаться дальше, и педагог должен ставить перед собой и другие цели.


Проанализировав таблицу, становится ясным, что пассивные методы обучения ориентированы, как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же – задействуют все уровни обучения.


Но все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания. “Плюсы” и “минусы” применения пассивных и интерактивных методов мы также представили в виде таблицы. Эта таблица также поможет преподавателю выбрать методы обучения в зависимости от цели и условий работы.


Урок Смирновой Н.А. «Какое общество было построено в 30-е гг.?», проведенный в 11 Б классе, как сразу видно из названия носил проблемно - поисковый характер, прошёл в форме круглого стола.

Начался урок с постановки проблемы в нетрадиционной форме со стихотворений, в которых сами учащиеся и обозначили две совершенно противоположных точки зрения на развитие общества в 30-е гг.

Учителем урок был построен так, что в ходе урока прослеживалась связь с современным политическим развитием страны. Так в начале урока Н.А. обратила внимание учащихся на тот факт, что в проекте «Имя России» Сталин занял 3-е место, а по итогам исследовательского опроса, проведённого в мае 2008 г. на вопрос «Кто оставил наиболее заметный след в истории страны» имя Сталина было на 2-м месте. На основании этих данных учитель сделал вывод, что имя Сталина волнует нас до сих пор, и время, связанное с его именем, имеет неоднозначные оценки и вызывает до сих пор жаркие споры.

Далее учащиеся подготовили выступления, в соответствии со своими интересами сами выбрали темы своих творческих заданий, представленных в виде мини-проектов на такие темы как «Партия – ядро политической системы», «Влияние партии на развитие духовной культуры страны», «Репрессии как метод действия», «Развитие края в 30-е гг.», «Конституция – основной закон страны или фикция?». На основании самостоятельно изученных материалов учащиеся делали вывод и доказывали свою точку зрения. Также учащиеся подготовили презентации, которые иллюстрировали их выступления. Т. к. зачастую мнения учащихся были диаметрально противоположны, то на уроке возникла небольшая дискуссия по вопросу об итогах развития общества в 30-е гг. На уроке также был представлен материал по истории края.

В заключении урока на доске было предложено учащимся ещё одно творческое проблемное задание, в котором необходимо было выделить черты общества, свойственные в 30-е гг и в современной России, черты личности, свойственные восточному типу менталитета и западноевропейскому типу менталитета. После выполнения данного задания учащиеся наглядно могли убедиться и сделать выводы о том, что хотя общество в целом изменилось, изменился менталитет, но и в обществе и в чертах личности современного российского гражданина осталось немало тех черт, которые свойственны тем далёким временам.

Домашнее задание также носило творческий характер и было представлено на выбор учащимся.

В целом весь ход урока, его методическое построение было направлено на формирование ответственного отношения учащихся к выполнению заданий, создание ситуации взаимопомощи, проблемной ситуации, удовлетворения желания учащегося быть значимой личностью. Задания носили поисково-исследовательский творческий характер, побуждали к поиску альтернативных решений, были также с учётом познавательных интересов учащихся и с опорой на их жизненный опыт.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!