СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Педагогический проект «Учимся учиться: Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории посредством применения интерактивных методов обучения»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Педагогический проект «Учимся учиться: Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории посредством применения интерактивных методов обучения»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Педагогический проект «Учимся учиться: Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории посредством применения интерактивных методов обучения»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 р.п. Мулловка МО «Мелекесский район» Ульяновской области»


Симунина Татьяна Ивановна,

учитель


Выступление на конференции «Педагогический проект «Учимся учиться: Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории посредством применения интерактивных методов обучения»


Как-то Альберт Эйнштейн сказал: «Самая серьезная ошибка – полагать, что радость узнавания и познания может стимулироваться принуждением и чувством долга». Хочу согласиться с выдающимся ученым, поскольку в центре учебного процесса в первую очередь должна находиться личность ученика, не стоит забывать, что новые знания становятся личными знаниями только при прямом творческом участии ребенка, а не под силовым воздействием.

Не секрет, что в настоящее время у большинства детей, особенно не выпускных классов отсутствует желание и интерес учиться, хотя у них есть способности к обучению, поэтому активизация мыслительной деятельности на уроках – главное условие повышения интереса к предмету и работоспособности на уроках. Сегодня перед школой стоит цель – создать благоприятные условия для организации учебной деятельности так, чтобы обеспечить личностно-ориентированное обучение при наибольшей мотивации учения и максимальном сохранении здоровья каждого ребёнка. Задачи учителя в этой ситуации: учить тех – кто хочет учиться, вдохновить тех – кто не хочет учиться, но можно, создавать ситуации успеха для тех – кто хочет учиться, но не может.

Одним из вариантов решения данной проблемы являются широкое внедрение в образовательный процесс интерактивных методов обучения.

В основе интерактивные методы обучения лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интеракции (в переводе с английского означает «взаимодействие, воздействие»). Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия учителя и обучающихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение.

Преимуществом интерактивных методов обучения является:

  • качественное восприятие и усвоение учебного материала;

  • межличностное познавательное общение и взаимодействие всех субъектов;

  • главной действующей фигурой на уроке становится  обучающийся;

  • успешное формирование и развитие у школьников способностей и умений, позволяющих достигать результаты в личной и профессиональной жизни в условиях современного информационного общества.

Интерактивные методы обучения создают дидактические условия для переживания обучающимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности. Они реализуют творческий потенциал, активизируют их мыслительную деятельность.

Практическое использование интерактивных методов обучения на уроках истории

Интерактивное обучение определяет способы продуктивного, критического осмысления информации. В первую очередь, оно даёт простор для использования различных моделей, знаковых систем, помогающих определённым образом структурировать большой поток информации, выделяя необходимое для активного пользования. Содержание учебного материала по истории включает множество различных видов знаний, что во многом определяет сложность и противоречивость его понимания и усвоения школьниками на разных этапах обучения. Уже по этой причине — это прекрасная основа для творческого использования интерактивных методов обучения, определяющих успех и развитие мотивации у школьников. Важно, что интерактивные формы занятий основаны на самостоятельной работе с различными видами исторической информации, на разнообразных приёмах сбора, обработки и презентации результатов своей творческой поисковой деятельности, на вариативности способов коммуникации в учебных группах. К интерактивным формам и методам относят:

  • мозговой штурм;

  • игры (имитационные, ролевые, деловые, занимательные, комплексные и др.);

  • анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций;

  • исследовательскую деятельность;

  • проектную технологию, кейс-технологию, технологию развития критического мышления; технологию мультимедиа, технологию «Аквариум», «Дебаты», технологию дискуссии и др.

  При использовании интерактивных методов обучения отношения между учителем и обучающимися должны основываться на принципах доверия, доброжелательности, партнерства, взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки, терпимости, учета и уважения интересов, возможностей друг друга. Основой деятельности учителя в условиях интерактивного обучения является личностно-ориентированный подход, который требует соблюдения гуманной педагогической позиции, ценностного отношения к обучающемуся, его творчеству, создания культурно-информационной и предметно-развивающей среды, владения методикой и основами образовательной технологии. В процессе организации, управления и контроля за развитием интерактивного общения между школьниками учитель преимущественно использует косвенные приемы педагогической деятельности, предоставляя обучающимся самостоятельность в выборе средств достижения цели, адекватных учебных действий, партнеров. Он лишь организует учебную деятельность, управляет ею, корректирует по необходимости и оценивает (часто с помощью самих обучающихся).

Наиболее эффективным способом организации занятий с применением интерактивных форм и методов обучения является коллективный способ организации занятий, который в большей степени отвечает задачам интерактивной деятельности обучаемых. Групповая работа позволяет:

  • за короткий срок изучить и обсудить объемный и, порой противоречивый для осмысления и понимания блок материала;

  • решать задачи дифференцированного и разноуровневого обучения в рамках урока;

  • продуктивно формировать общеучебные умения и учебную деятельность, которую они реализуют;

  • оптимизировать и активизировать процессы социализации школьников.

  Основным признаком групповых форм занятий является общность учебной ситуации, когда все обучающиеся класса выполняют одно и то же задание за определенный промежуток времени, одним и тем же способом и одинаковыми средствами. Второй признак групповых занятий — одинаковый маршрут освоения учебной программы, подразумевающий единство последовательности изучения разделов, тем учебного материала.

В процессе интерактивного общения в парах, группах, между группами у обучающихся формируются:

  • знания, в том числе и собственное мнение по тому или иному событию, явлению;

  • активная жизненная позиция;

  • творческие способности;

  • развивается речь;

  • чувство ответственности за общее дело;

  • систематизируются, анализируются и корректируются представления и т.п.

Вопросы и задания, которые предлагаются для изучения, обсуждения обучающимся, непременно должны быть проблемного, исследовательского, развивающего и творческого характера, разного уровня трудности и сложности. Репродуктивные вопросы в этом случае неэффективны.

Примерные этапы интерактивной работы: - этап подготовки учителя и учащихся к интерактивному обучению; - этап комплектования групп; - этап учебной деятельности обучающихся в группе; - этап презентации группового решения; - этап экспертизы (на усмотрение учителя); - этап рефлексии прошедшего занятия.

Технология использования интерактивных методов на уроках истории

Я использую интерактивные методы на уроках истории в виде: 

  1. Уроки с применением кейс-технологии. Преимущество данной технологии состоит в том, что обучающимся предоставляется возможность погрузиться в конкретную ситуацию, осознать себя участником каких-либо исторических событий, встать на чью-либо позицию. Наиболее эффективно данная технология применяется на уроках, где необходимо рассмотреть конкретные события, взгляды, мнения (при изучение таких тем: «Движение декабристов», «Феодальная раздробленность», «Смутное время», «Общественное движение 30-50-х годов XIX в. в России» и др.).

В учебниках по ФГОС, особенно издательства «Баласс» в каждом параграфе есть вопросы, при ответе на которые можно использовать кейс – технологии, несмотря на то, что учебники не используются, я беру некоторые задания и использую их на уроках применяя технологию 6 шляп - этот способ решения проблемы основывается на цветовой характеристике:

  • Белая шляпа – это факты.

  • Красная – эмоции.

  • Чёрная - разумная критика.

  • Жёлтая – оптимизм, преимущества.

  • Зелёная – творчество, фантазия.

  • Синяя – обобщения, выводы.

Например: «Представьте, что на дружеском пиру заспорили два боярина: московский оправдывал действия Ивана III, а новгородский боярин – осуждал. Попробуйте проанализировать этот спор».

Путешествие в другое время

Представьте, что у вас есть возможность отправиться на машине времени в любую страну и в любое время. Составьте программу полета: Укажите век (год), в который вам хотелось бы перенестись. Назовите страну, которую вы хотели бы посетить. Выберите, в какой роли вам хотелось бы находиться во время путешествия: современного ученого-историка, писателя, искусствоведа, учащегося; средневекового крестьянина, владельца замка, мануфактуры, ученого, живописца, искусствоведа, рыцаря. Обоснуйте ваш выбор века (года), страны и роли. Определите цель вашего путешествия. По окончании путешествия составьте план-отчет. В зависимости от цели путешествия включите в него описание внешнего вида людей, орудий труда, оружия, а также архитектурных памятников, произведений искусства; характеристику выдающихся исторических личностей; беседы с людьми этой эпохи. Как правило, учащиеся с интересом воспринимают подобные задания. Описание типичных эпизодов или введение в рассказ диалогов не вызывают у них затруднений.

Урок-путешествие «Россия после восстания декабристов»

Учебная группа делится на микрогруппы, выбираются лидеры.

Внутри микрогруппы распределяются роли: картограф готовит геополитическую характеристику России в начале XIX в., во время выступления использует карту; историк составляет краткую историческую справку о стране до начала XIX в.; экономист дает краткую характеристику состояния экономики, торговли, средств коммуникации; демограф анализирует демографическую ситуацию в России (численность, плотность населения, распределение по регионам, соотношение городских и сельских жителей, национальный и конфессиональный состав); социолог даёт характеристику сословно-классовому составу российского общества к началу XIX в., даёт оценку государственно-чиновничьему аппарату.  Каждому из участников предоставляется письменное задание. Это экономит время, позволяет преподавателю работать с микрогруппами, с отдельными учащимися.

2.Уроков с применением технологии «Аквариум». Данная технология
очень эффективна при изучении спорных вопросов истории, поскольку она позволяет создать ситуацию дебатов, когда обучающиеся не только занимают определенную позицию по спорному вопросу, но и отстаивают ее друг перед другом, убеждают в своей правоте.

Спорные вопросы:

  • оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III;

  • роль Ивана IV Грозного в российской истории;

  • образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;

  • причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;

  3.      Уроков с применением игровой технологии.

В этом случае обучающиеся также могут поставить себя на место определенных исторических личностей, «прожить» какую-либо историческую ситуацию.

Данная технология эффективна, когда необходимо воссоздать какую-либо деятельность, поступки конкретной исторической личности, воспроизвести типичные социальные и политические ситуации в концентрированном виде. В ходе игровой деятельности даже ученики в большинстве случаев не принимающие активного участия  в ходе урока, но желающие получить знания в готовом виде, с удовольствием включаются в процесс поиска информации и ответов.

Игра-путешествие

4. Уроков с применением проектной технологии.   

Преимущество этой технологии состоит в том, что обучающиеся не только самостоятельны в выборе тем, исторического материала, форм представления, но и в том, что в этом случае та или иная историческая тема изучается более углубленно. Кроме того данную технологию можно использовать практически на всех уроках, нужно лишь правильно подобрать темы проектов, (мои обучающиеся готовили проекты по следующим темам: «Екатерина II и Петр I: продолжение традиций и новаторство», «Анна Иоановна и Елизавета Петровна – сравнительный анализ», «Положительные и отрицательные стороны реформ Петра I», «Культура России в XVII веке». Если рассматривать проектную технологию, то можно обучающимся давать как долгосрочные проекты, так и краткосрочные, но с дополнительной подготовкой. Проекты краткосрочные хотя и очень затратные, но мне кажутся наиболее выгодными, т. к. я вижу создание самих проектов, могу помочь, а еще в проект вовлекаются все дети в группе. Проект «Культура России в XVII веке» создавался в рамках недели истории. Хотелось создать материал, который позволил бы повторить пройденное, не в виде контрольной или теста, а в виде работы, где дети могли бы проявить не только знания, но и творческий подход, а также показать на неделе что-то необычное. В течение нескольких месяцев я пробовала осуществлять такие проекты, чаще всего работы отправлялись в мусорное ведро, но потом, мы с моим классом решили попробовать осуществить такой проект на открытом уроке и я считаю, что у нас это получилось. Цель проектной задачи, опираясь на ранее изученный материал и дополнительные сведения систематизировать и углубить знания по теме: Культура России в XVII веке.

Ожидаемый результат:

  1. Создание проекта на основе знания пройденного на уроке и дополнительного материала;

  2. Умение эффективно работать в команде;

  3. Умение планировать свою деятельность для достижения результата;

  4. Умение оценить работу партнера и одноклассника по критериям;

  5. Умение доказывать свою точку зрения;

  6. Строить эффективное взаимодействие с членами своей группы и учителем.

Данную работу можно использовать как для проверки знаний полученных на уроке истории, так и для изучения нового материала. Кроме того, ее можно использовать как шаблон и создать аналогичною работу, но по другой теме.

Во время проведения данного урока я столкнулась с определенными трудностями:

  1. Дети не всегда внимательно читают задания и\или выполняют их, как придется, лишь бы сделать;

  2. Когда я давала эту работу детям в первый раз все иллюстрации были отпечатаны в черно-белом варианте, дети не всегда понимали изображения;

  3. Мой первоначальный вариант предполагал условное создание журнала, т.е. создавать реальный журнал было не нужно, оценивались только на листы ответов, детям было не интересно, ведь, по сути, эта работа ничем не отличалась от обычной контрольной;

Больше всего во время срезовых и контрольных работ западает материал по культуре. В результате проведенной работы я могу сказать, что контрольная работа показала снижение количества ошибок в вопросах по культуре на 53 %. Согласитесь, есть чему порадоваться.

Я буду продолжать работу по созданию проектных задач в рамках межпредметных связей и в качестве обобщающих уроков по разделам истории и обществознания.

5.Уроков с применением технологии развития критического мышления.

Данная технология позволяет глубоко осмыслить историческую информацию, «пропустить через себя», выработать определенное отношение к ней, поэтому ее уместно применят на уроках при изучении политики государственных деятелей, реформ, культурного развития стран.

6.Уроков с применением ИКТ.

Поле деятельности с применением данной технологии обширно, поэтому ее можно применять буквально на всех уроках. Это уроки с использованием мультимедиа презентаций (при изучении нового материала, защита проектов обучающихся), уроки компьютерной поддержкой (проектная деятельность учащихся, проверка знаний.

Применение интерактивных и активных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности обучающихся и эффективности урока.

Использование активных и интерактивных методов обучения помогает выполнить заказ общества, воспитать и обучить информированного, думающего, умеющего и желающего действовать гражданина.

Пришло время, когда обучающемуся не только необходимо, но и интересно использовать интерактивные технологии в процессе образования, и это обстоятельство должен использовать педагог для достижения наиболее высоких результатов. В современном обществе, где одним из важных этапов социализации являются не только знания, а еще и умение их применять в практической деятельности, школа должна учитывать все возможности и достоинства интерактивных методов обучения, а значит идти в ногу со временем.

В школе начинают формироваться и развиваться такие ключевые компетентности, как информационная, коммуникативная, проблемная, кооперативная, а помогают в этом процессе интерактивные методы обучения. Это приводит к высоким образовательным результатам, удовлетворенности своей деятельностью, как учителя, так и учеников, повышению социального статуса обучающихся и росту их коммуникативных способностей. И если ученик легко выполняет свою работу, проявляет заинтересованность, удовлетворен ее результатами, то и мотивация к изучению такого предмета у него значительно вырастает. Поэтому одним из передовых способов повышения мотивации к изучению истории является применение интерактивных методов обучения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!