СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему "Функциональная грамотность на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "Функциональная грамотность на уроках географии"»


ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

- учитель географии МБОУ лицея №6

Козина Любовь Александровна – МО ноябрь 2022г.


В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего,предметных результатов через:работу с текстом,работу с географической картой, работу со статистическими данными.


Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:

                       - читательские способности

- математическое

- естественнонаучное.

Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех трех направлениях.

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:

- работу с текстом

- работу с географической картой

- работу со статистическими данными.


Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.

При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. Наиболее часто используемые:

- комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить

материал, выделить главное;

- составление развернутых планов и конспектов параграфов;

- составление простой таблицы на основе параграфа учебника;

- составление кроссвордов;

- создание схематичного рисунка по тексту;

- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста;

- нахождение географических ошибок в предложенном тексте;

- заполнение текста пропущенными словами;

- чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса.


Работа с географической картой. В географии главный метод исследования – картографический. Задания ЕГЭ, ОГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:

- умения читать карту

- владеть приемом наложения карт

- развитого пространственного представления картографической информации.

К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания:

- задания на определение географического объекта по его координатам и

наоборот - нахождение географических координат объекта

- задания, требующие развитого пространственного воображения и

знания карты.

- задание, требующее владения приемом наложения карт

Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:

1) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:

- Перу, Колумбия, Бразилия, Аргентина, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты

- Албания, Монголия, Сирия, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.

2) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представление и лучше запомнить карту. Например:

- укажите материки восточного и западного полушарий;

- расположи горы мира с севера на юг: Кордильеры, Альпы, Тибет, Кавказ, Анды, Тянь-Шань.

3) «Узнай объект по описанию»


Даю краткие характеристики географическим объектам, а дети их определяют. Например:

  1. Самый маленький  материк. (Евразия)

  2. Часть света, расположенная только в северном полушарии и пересекаемая нулевым меридианом. (Европа)

  3. Материк, пересекаемый и экватором и нулевым меридианом (Африка)

  4. Самый большой по площади океан. (Тихий)

4) Ассоциативные загадки – дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:

- акула – Сахалин

- нос носорога – полуостров Сомали (Африка)

- лежащий тигр – Скандинавский полуостров

- сапожок – Апеннинский полуостров и т.п.

5) Немая карта – учащимся раздаются пустые контурные карты, на которых они должны:

- написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.

- отметить на карте цифрами соответствующие географические объекты (учитель указывает на доске цифру – географический объект)

Данные задания выполняются без использования атласов. Рекомендуется применять с 7 класса.

Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим схемы, графики, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.

К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие:

- работа с климатограммами;

- выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы;

- определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы (уклон, падение и сток реки; абсолютные высоты; и т.д.

Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:

- преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему;

-преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача – преобразование таблицы в набор диаграмм;

- решение различных географических задач;

Применение данного комплекса приемов повышения функциональной грамотности на уроках географии в последние 2 года уже дает, пусть пока небольшие, но положительные результаты. Это позволит большинству учащихся в дальнейшем самостоятельно успешно подготовиться к экзамену по географии в 9-11 классах и написанию ВПР.

Чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами».

 «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» Леонтьев А.А.

Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности, а это позволит применять работы с текстами в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!