Родительский лекторий (10 класс)
Профессиональная направленность и профессиональные интересы ребенка
Виктор Гюго писал: «Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне». Эти слова французского писателя актуальны и сейчас. Наши дети стоят на пороге окончания школы и перед ними стоит нелёгкий выбор: кем быть? От правильного выбора профессии будет зависеть их дальнейшая судьба. Задача родителей и учителей на данном этапе сводится к активной помощи в этом учащимся.
Хорошо, когда ребёнок с детства мечтает об определённой профессии – стать учителем или водителем, юристом или экономистом – и не сомневается, что осуществит эту мечту. Конечно, у него не возникнут проблемы с выбором своего жизненного пути. Но, как правило, у детей возникают трудности профессионального самоопределения. Одни не нашли в жизни пока ещё ничего интересного. У них нет никаких увлечений и из того, что их окружает в мире, их ничего не привлекает. Другие ребята, наоборот, интересуются всем: они одновременно занимаются в спортивных секциях, посещают несколько кружков и факультативов. Им не хватает свободного времени. Они очень активны и в учёбе, и в общественной деятельности. И, как ни странно, у них везде получается! Но, к сожалению и такие дети не могут определиться с тем, что им нравится больше, с чем связать свою дальнейшую жизнь.
Для того, чтобы ребёнок сделал правильный выбор, надо помочь ему. И в этом его помощниками в первую очередь должны стать родители. Именно вы, уважаемые родители, должны помочь ребёнку разобраться в своих способностях, психологических особенностях и характеристиках профессий.
Что следует учитывать при выборе профессии? Благодаря чему человек может достигнуть успехов профессиональной деятельности, делая без особых усилий и напряжения, и к тому же получая от этого удовольствие?
Какие требования Вы предьявляете к будущей профессии своего ребенка?
Профессия должна быть:
1. Престижной;
2.Хорошо оплачиваемой;
3.Интересной;
4.С хорошими условиями труда;
5.Её легко было приобрести;
6.Соответствовать желанию родителей;
7. Востребованной на рынке труда.
Какую профессию вы бы хотели, чтобы выбрал ваш ребенок и почему?
К какой профессии или роду деятельности есть задатки (способности) у вашего ребенка?
Что нужно сделать, чтобы ребенок реализовал себя?
Итак, вам вместе с детьми предстоит сделать выбор: из десятков тысяч профессий и специальностей выделить одну – свою, которая,
во-первых может приносить удовлетворение, радость;
во-вторых, доступна и посильна;
в-третьих, нужна людям и обществу.
Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе . В результате неправильного выбора профессии подросток не может найти свое место в жизни, не может высоко подняться по карьерной лестнице, что ведет к нервным срывам и психическим расстройствам, а общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых …
Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.
• «Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
• «Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
• «Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй .
Нужно отметить, что уже в школе ведется определенная работа по профессиональной направленности учащихся. Уже в 9 классе предполагается предпрофильное обучение. Ребята посещают такие курсы, как математика, русский (обязательно), по выбору: география, обществознание. То есть идет подготовка уже к профильному обучению в 10, 11 классах.
В этом году по результатам анкетирования учащихся и родителей в 10 классе, как вы знаете, определены два профиля:
1) социально-гуманитарный (литература, история)
2) физико-математический (физика, математика, информатика)
В 11классе – 3 профиля:
социально-гуманитарный
физико-химический (физика, химия, биология)
социально-экономический (общество, экономика).
Естественно, что профили в зависимости от потребностей каждый год разные. Мы надеемся, что такое обучение поможет ребятам в выявлении профессиональных интересов .
Во внеурочное время классными руководителями, психологом школы проводятся различные мероприятия, также способствующие правильному выбору профессии. Это и экскурсии, и мастер-классы, и различные встречи. В прошлом учебном году учащиеся 8 класса на профориентационной экскурсии встретились судьей Торбеевского района Жиличкиной Натальей Геннадиевной, которая рассказала о своей работе, ответила на вопросы ребят. В апреле Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности открыл свои двери для выпускников. Студенты колледжа представили свою будущую профессию в виде агидбригад. Также было проведено много мастер - классов преподавателями колледжа вместе со своими студентами в нашей школе. Ежегодно приезжают к нам из педагогического института имени Евсевьева, из университета имени Н П Огарева. Преподаватели рассказывают о факультетах учебных заведений, условиях обучения. Эти мероприятия проводятся потому, что все-таки значительная часть подростков (возраст 14-16 лет) испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе детям предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе.
Кто-то из них считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей, а кто-то пытается определиться сам. Но…. Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Эту мысль должны донести до ребят не только учителя, но и родители. Уважаемые родители, в этом вопросе очень многое зависит от вас.
Главное - отдавать себе отчет в том, что вы лишь помогаете ребенку определиться , а вовсе не выбираете вместо него.
Как лучше поступить в этом вопросе?
Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность . Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. Важно учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:
• знаниях о мире профессий;
• знаниях о выбираемой конкретной профессии;
• изучении своих интересов;
• изучении своих способностей;
• знании своих сильных и слабых качеств;
• состоянии своего здоровья;
• учёте материальных условий семьи;
• учёте ситуации на рынке труда.
Необходимо:
• Решить какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище и т.д В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
• социальный заказ, положение на рынке труда;
• уровень материального обеспЕчения семьи;
• возможности получения помощи в обучении;
• условия оплаты труда в данной сфере;
• местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).
• Выбирая ту профессию , которую хочет ребенок, следует изучить требования, которые она предъявляет к человеку.
• Нужно учесть возможности ребенка:
• интересы, склонности;
• успехи в учёбе и потенциальные способности;
• свои сильные и слабые стороны;
• состояние здоровья.
При выборе будущей профессии нужно:
• Учесть какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.
• Учесть особенности ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.
• Подробно изучить эту профессию , выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку
• Выбрав будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.
Бывают и ошибки при выборе профессии:
• увлечение внешней или частной стороной профессии;
• незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
• неумение разбираться в своих способностях
Какие рекомендации родителям дают психологи в помощи выбора профессии подростком:
Осознайте ценность выбора вашего ребенка ПОМОГИТЕ ЕМУ:
• Изучить профессию и всё, что с ней связано, ведь выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни . Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа .
- Составьте максимально подробный список таких требований: уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство.
Предложите ребенку поразмышлять над тем, каким он видит свое будущее.
- Активно (вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях . В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
- Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. Можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваш ребенок подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности
Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть. Нужно действовать по принципу: « От слов - к делу!» Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Предложите ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
У нас в районе ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ , часто приглашает учеников на летних каникулах поработать. Но как показывает практика, к нашему глубокому сожалению, на приглашении все и заканчивается. Мы, учителя, собираем списки, говорим с родителями, а дети ждут… И, не дождавшись обещанной работы, очень разочарованы… Конечно, так поступать с детьми нельзя, потому что многие ребята хотели немного подзаработать, у них были свои планы. Хорошо, хотя бы то, что некоторые родители помогли как-то трудоустроиться своим детям, но это единицы.
- Продолжая разговор по этой теме, отмечаю, что очень часто в вузах будущих выпускников приглашают на «день открытых дверей». Нужно воспользоваться случаем и посетить учебное заведение. Но не нужно придавать таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш ребенок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей : посмотреть, пообщаться, прочувствовать: «мое - не мое».
- Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления . Карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности
• Не нужно бояться поиска, риска, а нужно смело исправлять ошибки, если они появятся, возвращаться с неправильно избранного пути и найти в случае необходимости резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Обсуждайте альтернативы! Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».
Нужно настроить ребенка, что будут трудности на пути к намеченной цели, а также нужно наметить или спланировать пути и средства преодоления трудностей.
Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни подростка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.
Познать себя,
Понять на что способен,
Что интересно
И к чему лежит душа
Так нелегко.
Но было бы желанье
Идти к заветной цели до конца.
Не ждать, что счастье
Упадет вдруг с неба,
А добиваться собственным трудом.
Вот только так
Достигнем мы успеха.
На жизненном пути своем.