Районный семинар по русскому языку
«Приёмы работы с текстом
на уроках русского языка»
Подготовила выступление
учитель русского языка
и литературы
Ивахно И.А.
Донецк, 2023
Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения предусматривает изменения в структуре и содержании образовательного процесса, а также изменение требований, предъявляемых к деятельности самого учителя. Предпочтение отдается методам и приёмам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности: познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные.
Необходимо создать условия для развития мышления, творческого воображения, интуиции, речи, умений объяснять и рассуждать. Все эти условия может обеспечить работа с текстом на уроках русского языка и литературы. Конечно, разнообразные приемы работы с текстом педагоги применяли всегда. С начальной школы детей учили составлять план текста, пересказывать его в соответствии с планом, находить ключевые слова и т.п. Перед учащимися средних и старших классов очень остро, особенно в последнее время, стоит задача приобретения знаний и умений, необходимых для восприятия, понимания и интерпретации текстов различных стилей и жанров. Поэтому учитель часто задумывается над тем, как сделать урок интереснее, побудить к чтению, вызвать школьников на разговор, обсуждение, помочь ребятам раскрыться.
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Ивахно Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, хочу познакомить вас с некоторыми приемами работы с текстом на уроках русского языка.
Слайд 2.
Нельзя не согласиться с высказыванием — русского философа, культуролога, литературоведа, теоретика европейской культуры и искусства Михаила Михайловича Бахтина: «Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления».
Ведь текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Через текст ребята приобщаются к духовному богатству и красоте русского языка, воспитывают в себе чувство бережного и вдумчивого отношения к слову. Текст способствует интенсивному речевому и интеллектуальному развитию школьников.
Слайд 3.
Но для того, чтобы работа с текстом была продуктивной, необходимо реализовать следующие условия: подход в работе с текстом должен быть творческим, а отбор текста целенаправленным. Каждый урок включен в систему работы, характер работы – исследовательский. И, как мне кажется, продуманная система заданий.
Слайд 4.
Существуют различные типы заданий к текстам:
1. Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста:
- по заголовку попробовать догадаться о чем идет речь в тексте;
- прочитать начало текста и придумать его продолжение.
Слайд 5.
2. Задания, направленные на умение выделять в тексте главное.
1. Найти предложения, в которых заключена главная мысль текста или найти главное событие; расположить эти события по степени важности и вынести самую важную информацию на первое место.
3. Задания, направленные на интерпретацию текста.
Учащиеся должны объяснить , как они понимают утверждение автора и как они относятся к его мысли о том, что…, высказать свое мнение о прочитанном.
Слайд 6.
На мой взгляд, очень интересные задания, направленные на творческую переработку текста.
Предлагается порассуждать о поступках героя.
Дополнить текст похожими примерами. Изложить содержание текста в другом жанре (стиле).
Слайд 7.
Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, которые Вы будете реализовывать, работая в группах.
1.Группы работают 7-10 минут.
2.Учитель оказывает помощь участникам групп.
3.С наработанными материалами выступает 1 представитель группы.
Одним из продуктивных приемов работы с текстом является прием «Письмо с дырками (пробелами)».
Этот прием рекомендуется для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста. Его можно использовать для работы с параграфом при изучении нового материала и при проверке ранее усвоенных знаний.
Слайд 8.
Прием «Восстановление деформированного текста» помогает формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте, работать над осознанием связи между предложениями в тексте, устранять однообразие синтаксических конструкций и речевых повторов.
Слайд 9.
Игра «Переводчик» не только прививает интерес к урокам русского языка, но и обогащает словарный запас детей.
Слайд 10.
Один из основных приемов работы с информацией до чтения прием «Ассоциативный куст». Он позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Слайд 11.
Люблю такой прием, как…
Творческий пересказ
Пересказ, предполагающий передачу содержания услышанного, увиденного или прочитанного с какими-либо изменениями:
- добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
- придумать, как могли разворачиваться события дальше;
- изменить рассказчика (повествование ведется от 3-го лица — пересказ будет строиться от 1-го лица; повествование строится с точки зрения рассказчика, а пересказ — от лица главного героя или другого персонажа);
- изменить время глаголов (обратив внимание детей на то, как меняется изображение событий).
Цель творческого пересказа – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении.
Такая работа приучает детей тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления.
Приемы работы с текстом , которые я использовала на уроках русского языка , помогли повысить умение учащихся понимать прочитанный текст и создавать собственный.
Слайд 12.
Хочу закончить свое выступление словами основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского: «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».
Слайд 13.