СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете "Читательская грамотность на уроках"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете "Читательская грамотность на уроках"»

Формирование читательской

грамотности обучающихся на уроках литературы и во внеурочное время


Что такое читательская грамотность?

«Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».


Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественного произведения. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать его возможно при опоре на следующие виды деятельности:

- осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

- пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов;

- характеристика героя;

- написание отзыва;

- написание сочинения.

Обязательный элемент урока литературы – беседа, ответы на вопросы.

После ознакомления обучающихся с произведением задаю вопросы:

- Понравилось ли вам произведение?

- Как вы относитесь к героям?

- Каково отношение к ним автора?

- Какова главная мысль, идея произведения?

Отвечая на вопросы, дети уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты, с большей заинтересованностью относятся к прочитанному.

Но хочется отметить, что у современных детей интерес к чтению падает. А потому одной из главных задач учителя литературы является повышение у учащихся интереса к чтению.



Чтобы достичь желаемого результата, использую некоторые приёмы современных педагогических технологий.

Один из приёмов ТРКМ – чтение с остановками.

Его использование позволяет не только развивать мышление, но и раскрывать творческий потенциал обучающихся.

Например, в 5 классе при изучении рассказа И. С. Тургенева «Муму» специально не задаю на дом дочитать рассказ до конца. Читаем в классе.

1 фрагмент. Прочитав эпизод, когда Герасима вынуждают избавиться от Муму, останавливаемся; задаю ребятам вопрос:

Как поступит Герасим?

Высказав предположения, ребята читают текст дальше.

2 фрагмент. После чтения фрагмента о гибели собаки останавливаемся снова.

Зачем Герасим утопил Муму?

Какие чувства вызвал у вас этот эпизод?

Почему герой сначала накормил собаку?

Можно ли понять и оправдать поступок Герасима?

Что герой будет делать дальше?

3 фрагмент. Произведение дочитано.

Почему Герасим ушёл в деревню?

Знал ли герой, что уйдёт от барыни, до того, как избавился от Муму?

( - Нет.)

Что осознал Герасим?

( - Что он человек и имеет право жить так, как хочет, а не так, как ему велят).

Ребята рассуждают о произволе помещиков и бесправном положении крепостных. В результате приходят к выводу о том, что некоторые представители из народа начинают проявлять, пусть даже и в слабой форме, протест против своих хозяев.

Один из приёмов, который часто применяю на уроке или в качестве домашнего задания: придумать вопросы к произведению. Ребята учатся задавать не только простые, «тонкие» вопросы, но и проблемные, «толстые» вопросы.

Еще один из элементов ТРКМ – синквейн. Удобно использовать такой приём для обобщения не только материала одного урока или какой-то одной темы, но и для сравнения, например, героев разных произведений (Онегин А. С. Пушкина и Печорин М. Ю. Лермонтова).

Вот некоторые примеры:

Онегин,

Ветреный, праздный,

Влюбляет, бросает, разочаровывается,

Испугался серьёзного чувства Татьяны,

Эгоист.


Ленский,

Юный, восторженный.

Любит, ревнует, страдает,

Погиб из-за любви к Ольге

Романтик.


Важными составляющими современного урока являются

- презентации,

- музыкальные композиции,

- прослушивание художественных текстов в актёрском исполнении,

- заочные экскурсии по литературным местам.

Всё это находит применение на уроках литературы.

Для того чтобы повысить читательский интерес обучающихся, применяю также проектные технологии, которые очень тесно связаны с ИКТ. Многие проекты выходят за рамки урока и осуществляются во внеурочной деятельности. Например, обучающиеся 5 класса с большим интересом участвуют в проекте «Сказка – ложь, да в ней намёк!»

Краткая аннотация проекта: проект направлен на саморазвитие и самопознание.

Цель работы: совершенствование знаний о сказке как одном из факторов, играющих важную роль в формировании личности человека.

Проблемные вопросы:

1. Как народ выражает в сказках свои сокровенные желания?

2. Чему учат сказки?

3. Почему в сказках добро торжествует над злом?

4. Как вы понимаете слова А. С. Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк!»?

Основополагающий вопрос:

Нужна ли сказка человеку 21 века?

План работы учащихся:

1. Сбор информации о сказках и её изучение.

2. Сочинение собственной сказки.

3. Создание иллюстраций к сказкам.

4. Создание презентаций. Завершение работы над проектом.

Конечный результат:

1. Защита проектов.

Подведение итогов. Рефлексия.

Викторина по сказкам.

Вывод. Все учащиеся сошлись во мнении, что жизнь любого человека, какой бы то ни было эпохи, немыслима без сказки, так как она закладывает в людях основы добра и справедливости, формирует внутренний мир человека.


Несомненно, на уроке должно звучать эмоциональное, выразительное чтение учителем стихотворения, отрывка прозаического произведения, которое вдохновит ребят на такое же чтение, заинтересует их.


Способствует развитию интереса к чтению и так называемое «домашнее чтение». Учащиеся читают дома произведения по своему выбору, готовят их пересказ, вопросы к ним, создают иллюстрации. На уроке они пересказывают, задают вопросы, отвечают на них. Все задействованы, всем интересно. И, возможно, кому-то захочется прочитать ещё какие-либо произведения.

Развивают ребят, вызывают интерес к чтению письменные творческие задания: написание сочинений, сказок. Кроме того, иногда даю такое задание: придумать свою концовку произведения (не для того, чтобы поспорить с писателем, а для того, чтобы дать ребятам возможность пофантазировать). Например, в 6 классе после прочтения романа А. С. Пушкина «Дубровский» ребята, кроме того, что пишут программное сочинение, придумывают свою концовку романа (в таких работах обычно добро торжествует над злом, а главные герои обретают счастье).

Интересно для ребят и поэтическое творческое задание: написать стихотворение по заданным рифмам. Берём, например, за основу стихотворение А. К. Толстого:

……………………………..тает

…………………………...земли

………………………расцветает

………………………..журавли.

………………………….одетый

…………………………….ждёт

……………………….согретый

…………………………….поёт.

Получаются интересные стихи. Прочитав свои «произведения» и ознакомившись с творениями товарищей, ребята с интересом слушают стихотворение самого поэта.

Конечно, далеко не все ребята имеют творческие способности. Кроме того, есть такие, у кого ограничена память, не развито воображение. Дети много времени проводят в сети Интернет. У некоторых совершенно отсутствует интерес к чтению. Но задача учителя литературы – вызвать у всех учащихся интерес к художественному слову, к предмету «литература», формировать читательскую грамотность.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!