СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выразительные средства художественной речи: фигуры и тропы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

              На уроках  литературы при изучении лирических и прозаических произведений обучающиеся  получают первоначальные представления об изобразительно -  выразительных  возможностях  словесного  искусства: метафоре, сравнении, олицетворении. Изучение изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы  является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Данный элективный курс предназначен для учащихся 9, 11 классов. Количество часов – 17.

Просмотр содержимого документа
«Выразительные средства художественной речи: фигуры и тропы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « СОШ 6»







Рабочая программа элективного курса на тему :





«Выразительные средства художественной речи: фигуры и тропы»





(9-11 класс, 17 часов)











Составила: учитель высшей квалификационной



категории Петренко Л.А.











Югорск

2023

























































Югорск 2023



Пояснительная записка



На уроках литературы при изучении лирических и прозаических произведений обучающиеся получают первоначальные представления об изобразительно - выразительных возможностях словесного искусства: метафоре, сравнении, олицетворении. Изучение изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Данный элективный курс предназначен для учащихся 9, 11 классов. Количество часов – 17.

Программы по литературе практически не позволяют выделять целые уроки на изучение теории , те или иные языковые явления изучаются вскользь, по ходу изучения художественного произведения. Но в связи с тем, что итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах предполагает знание языковых средств выразительности , а олимпиадные задания включают в себя комплексный анализ текста, считаем необходимым уделить этому вопросу особое внимание.

В новых для России условиях рыночной экономики выпускнику российских образовательных учреждений необходимо быть коммуникабильным ,уметь представить тот или иной коммерческий проект , грамотно общаться , ясно выражать свои мысли . Такие качества становятся социально значимыми для успешной деятельности человека. Данный элективный курс может способствовать не только овладению предметными знаниями, но и развитию компетенций обучающихся.





Планируемые результаты освоения элективного курса

Личностные :

  • ценностное отношение к русскому языку как хранителю культуры;

  • приобщение к произведениям классической литературы;

  • ответственное отношение к учению;

  • способность к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • умение точно, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Метапредметные:

  • учащиеся научатся формулировать и удерживать учебную задачу;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  • осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

  • устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и выводы;

  • применять правила и пользоваться освоенными закономерностями;

  • видеть задачу;

  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

  • взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.



Предметные:

В результате изучения программы элективного курса обучающиеся должны знать:




  • определения понятий « изобразительно – выразительные средства русского языка», « тропы», « фигуры речи», определение каждого изобразительно –выразительного средства русского языка: анафора, эпифора, антитеза, гипербола, литота, градация, инверсия, ирония, эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, оксюморон, синтаксический параллелизм, парцелляция, эллипсис, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, перифраз, умолчание, фонетические и лексические средства выразительности.

В результате изучения программы элективного курса обучающиеся должны:

  • дать определение понятиям : троп, фигура речи, изобразительно – выразительные средства русского языка, антитеза, гипербола, литота, градация, инверсия, ирония, эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, оксюморон, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, аллитерация, ассонанс;

  • анализировать тексты;

  • находить в текстах изобразительно – выразительные средства языка, объяснять цель их употребления;

  • определять позицию автора путём анализа выразительно – изобразительных средств языка;

  • использовать изобразительно –выразительные средства языка ( тропы и стилистические фигуры) при создании собственных текстов.

















































Содержание элективного курса.



Урок №1. Выразительные средства фонетики. Ассонанс. Аллитерация. Звукоподражательные слова .

Практикум: работа с текстами А.Блока, А. Пушкина. Придумать предложения, с помощью повторения согласных попробовать передать шум метели, свист пуль, бег паровоза и т.д.



Урок №2. Поэтическая орфоэпия. Рифма.

Практикум: работа с текстами М.Цветаевой, И.Бунина, С.Есенина, А.Пушкина, М.Лермонтова. Найти и выделить рифмующиеся слова, поставить ударения, определить созвучия, создающие рифму. Выписать из текстов произведений примеры поэтической орфоэпии.





Урок №3. Выразительные средства словообразования. Паронимы, парономасы .

Практикум: Работа с текстами В. Маяковского, Н. Рыленкова, В Соловьева. Найти в текстах близкие или похожие по звучанию слова и определить, являются ли они однокоренными.

Привести примеры созвучных слов. Использовать их в небольшом тексте комического характера, объяснить, в чем состоит выразительность такого использования.



Урок №4. Выразительные средства лексики. Метафора.

Практикум: анализ стихов Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина, В.В.Маяковского, А. Фета, С Есенина, М.Лермонтова. Найти в тексте метафоры. Описать создаваемые ими образы.





Урок №5. Метонимия.

Практикум: работа над стихами А.А.Фета, А. Пушкина, М.Лермонтова (найти примеры метонимии, объяснить, почему возможен такой перенос).



Урок № 6.Синекдоха.

Практикум: чтение и анализ стихов А. Фета, А. Вознесенского, А. Пушкина, М. Лермонтова. Чтение и анализ рассказов А.Чехова. Найти в тексте примеры синекдохи. Объяснить значение слов, используя толковый словарь



Урок №7.Эпитет.

Практикум: чтение и анализ стихов К.Бальмонта, И.Тургенева, И.Бунина, А.Блока, С.Есенина, А.Майкова, А.Фета, Н.Некрасова. Найти эпитеты, определить их роль. Найти определения, которые называют не только признак предмета, но и обладают художественной выразительностью.



Урок №8.Сравнение.

Практикум: выразительное чтение и анализ стихов А.Фета, Н.Рубцова, М.Лермонтова, Н.Некрасова. Найти в текстах сравнения и объяснить их выразительную роль.



Урок №9.Олицетворение.

Практикум: выразительное чтение и анализ стихов А.Фета, Н.Некрасова, А Пушкина, С.Есенина. Найти примеры олицетворений. Выразительное чтение и анализ произведений А.Чехова, И.Шмелева. Найти примеры олицетворений, объяснить их употребление и выразительную роль.



Урок №10.Гипербола.

Практикум: выразительное чтение и анализ произведений А.Чехова, М.Лермонтова, Н.Гоголя. Найти преувеличения и объяснить их художественную выразительность.



Урок №11.Литота.

Практикум: выразительное чтение и анализ стихов Н. Некрасова. Найти в тексте примеры преуменьшения и объяснить их выразительную роль. Привести примеры литоты из разговорной речи, из художественной речи.



Урок №12. Юмор. Ирония.

Практикум: выразительное чтение и анализ текстов Н.Гоголя, А.Чехова. Каков прямой смысл сказанного? О чем в действительности говорит автор?



Урок №13.Сарказм. Гротеск.

Практикум: Выразительное чтение и анализ текстов Н.Гоголя, А.Чехова, сказки М.Салтыкова – Щедрина.

Что общего между сарказмом, иронией и юмором, гротеском? В чем их различие?



Урок №14 . Выразительные средства синтаксиса. Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Риторическое обращение

Практикум: выразительное чтение и анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Найти в тексте обращения, прочитать их с нужной интонаций, определить особенность и причину такого обращения. Найти риторические вопросы, которые содержат отрицание. Определить, с какой целью их употребляет автор.



Урок №15. Инверсия. Градация. Антитеза. Оксюморон

Практикум: выразительное чтение и анализ произведений А.Пушкина, Н.Гоголя, С.Есенина, Н.Некрасова, И Бунина, И.Крылова, И.Шмелева. Найти инверсию, определить прямой и обратный порядок слов. Найти однородные выразительные средства, которые располагаются в порядке усиления или ослабления признака. Найти в текстах примеры противопоставления, определить, как они влияют на выразительность текста. Объяснить значение и выразительную роль оксюморона в тексте.



Уроки №16-17. Выразительные средства морфологии .

Практикум: подготовить устное сообщение (на примере текста художественной литературы показать, как отдельные части речи способны участвовать в создании художественного образа).Рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро» ( Найти противопоставления (антитезы), выраженные именами существительными. Найти сравнения и метафоры, выраженные существительными).

Д.Самойлов «Сороковые». Найти в тексте контекстуальные антонимы, выраженные прилагательными.























Тематическое планирование элективного курса на тему:

«Выразительные средства художественной речи: фигуры и тропы»



Темы

Цели и задачи

Кол. часов

Формы и методы

Контроль











1

Выразительные средства фонетики. Ассонанс. Аллитерация. Звукоподражательные слова

Дать понятие о звукописи: ассонансе, аллитерации, звукоподражании.

Развивать умение устного описания звуковых образов на основе текста художественной литературы

1

Парная работа. Составление предложений по заданию

Выразительное чтение текста.

Развернутые ответы на поставленные вопросы

2

Поэтическая орфоэпия. Рифма

Дать понятие о поэтической орфоэпии. Расширить понятие о рифме

1

Групповая работа

Составление в группах буриме «Кто интереснее и быстрее»

3.

Выразительные средства словообразования. Паронимы, парономасы

Дать понятие о паронимах и парономасах.

Развивать умение находить созвучные слова и составлять с ними небольшие тексты, определять выразительность такого использования в речи


1

Групповая работа

Составление небольших текстов комического характера

4.

Выразительные средства лексики. Метафора

Расширить сведения обучающихся о метафоре (развернутая, простая, скрытая).

Продолжить развивать умения описывать образы, создаваемые метафорой

1

Парная работа

Нахождение метафор в текстах. Составление устных текстов . Конкурс «Чей образ интересней?»

5.

Метонимия.


Познакомить с понятием метонимии.

Уметь рассуждать, доказывать, объяснять по заданию

1

Работа в мини - группах

Конкурс – путешествие в прошлое

6.

Синекдоха.

Познакомить с понятием синекдохи.

Продолжить развивать умения работы с толковым словарем


1

Работа в мини - группах

Найти в тексте синекдоху и объяснить ее употребление. Объяснить значение слов, используя толковый словарь

7.

Эпитет

Познакомить с разновидностями эпитетов (постоянными, точными, метафорическими, метонимическими и т.д)

Уметь находить в текстах эпитеты и определять их роль

1

Индивидуальная работа

Составление предложений с определениями, которые называют и признак предмета и обладают художественной выразительностью

8.

Сравнение

Расширить у обучающихся знание о сравнении.

Уметь составлять предложения со сравнениями

1

Игровая форма

Словами, жестами и мимикой прочитать предложения со сравнениями.

9.

Олицетворение

Расширить у обучающихся знание об олицетворении.

Продолжить развивать умения выразительного чтения текста

1

Индивидуальная работа

Конкурс – чтение художественной литературы,




10

Гипербола.

Дать понятие о гиперболе.

Развивать умения составлять тексты разных типов

1



Парная работа

Составить сказку для конкурса

11.

Литота

Дать понятие о литоте.

Уметь работать с текстом

1

Дифференцированная форма работы

Выразительное чтение текстов по ролям, составление рисунков к произведению, письмо герою рассказа

12

Юмор. Ирония.

Дать определение понятиям: юмор, ирония.

Продолжить развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы

1

Групповая работа

Инсценирование



13

Сарказм. Гротеск

Расширить знания обучающихся о сарказме и гротеске.

Развивать умения составлять разные виды пересказа: стильный, детальный, отдельную часть, выборочно, по плану, по рисунку.


1

Дифференцированная форма работы

Составить разного вида пересказы к конкурсу

14.

Выразительные средства синтаксиса. Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Риторическое обращение

Дать определение данным понятиям.

Развивать умения отвечать на поставленный порос, используя ключевые слова и словосочетания и примерный план ответа

1

Индивидуальная форма работы

Подготовить ответ на вопрос, используя примерный план ответа

15

Инверсия. Градация. Антитеза. Оксюморон

Дать определение данным понятиям.

Продолжить формировать умения анализировать текст художественной литературы и создавать собственный






1

Индивидуальная форма работы

Написать рассказ, воспевающий самое замечательное место родного края

16-17

Выразительные средства морфологии

Дать понятие о морфологических средствах выразительности.

Уметь найти морфологические средства выразительности и объяснить выразительную роль частей речи на основе текста художественной литературы



1-2

Индивидуальная форма работы

Сообщения обучающихся по заданию









Приложение.

Краткий словарь терминов.



1.Аллегория-троп, вид иносказания; отвлеченная идея или понятие, воплощенные в конкретном образе: крест в христианстве обозначает страдание, ягненок- беззащитность,

Голубь - невинность. В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора , из

сказок о животных : волк-жадность, лиса-хитрость. Аллегория часто используется в баснях. Например, в басне И.А.Крылова» Стрекоза и муравей».Стрекоза- аллегория легкомыслия, а Муравей - трудолюбия и предусмотрительности.



2.Аллитерация-прием звукозаписи, основанный на повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например:

« Пора ,пора! Рога трубят» ( А.С.Пушкин).

Аллитерация выделяет отдельные слова и строки, которые становятся особенно выразительными:

Грохочет эхо по горам,

Как гром, гремящий по громам .( Г.Р.Державин).



3.Аллюзия-художественный прием, который заключается в использовании намека на какой - нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта. Например, у В.В.Маяковского в стихотворении « Юбилейное «

есть вопрос , обращенный к Дантесу : « Чем Вы занимались до семнадцатого года? «-наз

ванная дата подразумевает революцию.



4.Антропоморфизм-вид олицетворения , когда изображаемый предмет

уподобляется человеку, либо наделен некоторыми человеческими качествами.

« Все мое»,- сказало злато;

« Все возьму «,- сказал булат ( А.С.Пушкин. « Злато и серебро»).

На антропоморфизме иногда строится целое произведение ( « Необычайное приключение….» В.В.Маяковского).



5.Гротеск-художественный прием; нарушение пропорций изображаемого мира, соедине

ние фантастического с реальным , обыкновенным и даже приземленно –бытовым. Напри

мер, в сказке М.Е.Салтыкова –Щедрина « Медведь на воеводстве» медведь собирается ра

зорять « типографии и университеты» ; в романе М.А.Булгакова « Мастер и Маргарита» впечатление гротеска создается причудливым сочетанием бытового фона Москвы с

фантастическими образами Воланда и его свиты.



6.Оксюморон- художественный прием; сочетание противоположных , противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе. Например: « горячий

снег» , « скупой рыцарь», « пышное природы увяданье».



7.Парцелляция –художественный прием , расчленение фразы на отрезки ,порции. Фразы получаются рубленные.Например: « У него горе. Большое».



8.Гипербола – литературный прием, основанный на художественном преувеличении тех или иных свойств изображаемого .Используется для усиления эмоционального воздействия на читателя, а также для того ,чтобы ярче выделить в изображаемом явле

нии те или иные стороны. Например:

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.( «Бородино») М.Ю.Лермонтов



9.Ассонанс-повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи. Например:

Взложу на тетиву тугую,

Послушный лук согну в дугу,

А там пошлю наудалую,

И горе нашему врагу.( А.С.Пушкин).

Повтор звуков усиливает выразительность поэтической речи. Ассонанс также называют неточную рифму, в которой созвучны лишь некоторые, главным образом гласные звуки, стоящие под ударением: « красивая –неугасимая», « музыкой – мускульной», « жажда- жалко» и др.



10.Градация – художественный прием, заключающийся в постепенном, последовательном усилении или ослаблении образов, сравнений, эпитетов и других средств художественной выразительности. Например: « Муха! Меньше мухи! Уничтожился в песчинку!»

( Н.В.Гоголь). Изображение взрыва в стихотворении Н.Заболоцкого « Творцы дорог»:

Завыл, запел ,взлетел под небо камень,

И заволокся дымом весь карьер.



11.Инверсия-художественный прием, нарочитое изменение порядка слов в предложении для достижения определенной художественной цели. Например:

Для берегов отчизны дальной

Ты покидала край чужой.( А.С.Пушкин).

Здесь постановка прилагательного после существительного усиливает эмоциональное восприятие эпитета « дальной» к слову « отчизны» и « чужой» к слову « край». Или и Ф.И.Тютчева в стихотворении » Весенняя гроза» : «Гремят раскаты молодые» », Повисли перлы дождевые» , « С горы бежит поток проворный» , «И гам лесной и шум нагорный..».



12.Литота- вид тропа, противоположный гиперболе, заключающийся в намеренно неправдоподобном художественном преуменьшении изображаемого. Например: Мальчик с пальчик, Мужичок с ноготок.

13. Метонимия- троп, заключающийся в замене одного слова или понятия другим , имеющим с первым причинную или иную связь. Например, « читать Пушкина» (т.е. чи

тать произведения Пушкина), или у Н.А. Некрасова : « Придет ли времечко…когда мужик

Белинского и Гоголя с базара понесет», - имеются в виду книги, написанные В. Г. Белин

ским и Н.В.Гоголем.



14.Олицетворение- разновидность метафоры, при которой явления природы, неодушев

ленные предметы наделяются свойствами живых существ; например:

Вот сдавили за шею деревню

Каменные руки шоссе. ( С.А.Есенин)



15.Плеоназм –повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот

или иной стилистический эффект. Например:» Друг мой , друг мой, Я очень и очень

болен .Сам не знаю откуда взялась эта боль..» ( С.А.Есенин).У А.А.Блока в стихотворении

« Сольвейг! О,Сольвейг! О, солнечный путь!» есть скрытый плеоназм: имя « Сольвейг

взято из драмы Х.Ибсена «Пер Гюнт», и по-норвежски оно значит именно « солнечный путь», « солнечный след».







Литература

1.Г.С.Меркин, Т.М.Зыбина, Н.А.Максимчук, О.С.Рябикова. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М.: ООО “ТИД “Русское слово - РС”, 2012. – 208 с.

2.Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5 – 9 классы: тренинговые задания на уроках / сост. М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 78 с.

3. А.Г. Нарушевич. Русский язык. 9-11 классы. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ.- «Легион», 2019.-112 с.

4. И. Мизинина. Изобразительно – выразительные средства языка.Тропы, лексические и синтаксические средства. Словарь – справочник.- Санкт – Петербург: Н-ПРО, 2016.- 676 с.



5.Л.В.Рыжкова – Гришина, Е.Н.Гришина. Художественные средства. Изобразительно – выразительные стилистические фигуры речи. Словарь.- М.: ФЛИНТА,2020.-337 с.



6. А.Г. Нарушевич. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ 10 -11 классы.- М.: «Просвещение»,2011.-223 с.

7. Тексты художественной литературы.






























Скачать

© 2023 103 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!