СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие элективного курса в 11 классе "Средства художественной выразительности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое занятие элективного курса "Средства художественной выразительности текста" было проведено с целью подготовки учащихся к выполнению экзаменационного задания 24 по анализу текста и определению изобразительно-выразительных средств языка. Задачи занятия: совершенствование навыка анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры, развитие речи учащихся, восприятия художественной образности текста. воспитание любви к родной речи на лучших образцах художественных произведений.  

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие элективного курса в 11 классе "Средства художественной выразительности"»

Тема: Средства художественной выразительности.

Цель: подготовка учащихся к выполнению экзаменационного задания 24 по комплексному анализу текста и определению изобразительно-выразительных средств языка.

Задачи:

совершенствование навыка анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры;

развитие речи учащихся, восприятия художественной образности текста;

воспитание любви к родной речи на лучших образцах художественных произведений.


Ход занятия


1.Повторение изученного материала.

1)Расставьте ударение в словах.

Позвоним, банты, завидно, звала, вручишь, краны, доверху, налила, включат, квартал, донизу, прогнала, баловать, торты, красивее, клала, оклеить, шарфы, досуха, лгала, кухонный, намерение, давнишний, создавший, каталог, начав, оптовый, эксперт, углубить, значимость.

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются нормы произношения слов и постановки ударения в них?

- Какое задание в тестах ЕГЭ проверяет знания по орфоэпии?

2. Постановка задачи урока, вступительная беседа

Вопросы учащимся:

- Какие стили речи вы знаете?

- Какой из стилей самый богатый? Почему?

Учащиеся называют особенности художественного стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств языка. Этот стиль позволяет испытывать эстетическое наслаждение, сопереживание.

Обобщая ответы, отметим, что художественный стиль является "ключом" к душе человека. "Ключ" этот можно подобрать при помощи изобразительно-выразительных средств языка. Сегодня на занятии мы продолжим работу над изобразительно-выразительными средствами языка и их ролью в тексте.

3. Работа по определению изобразительно-выразительных средств языка в тексте

Сначала повторим, что изобразительно-выразительные средства языка - это тропы и стилистические фигуры.

1)Работа с таблицей «Изобразительно-выразительные средства языка». Вспомним, что тропы - это обороты речи, в которых слово или сочетание слов употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности. Учащиеся называют известные им тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, гипербола, литота, аллегория, ирония.

Определение стилистической фигуры (синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания). Перечисление стилистических фигур (анафора, эпифора, антитеза, градация, инверсия, оксюморон, синтаксический параллелизм, эллипсис, многосоюзие, бессоюзие, риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос, умолчание, парцелляция). Запись названий стилистических фигур на доске и в тетрадях.

2)Работа с таблицами, в которых в первой колонке процитированы строчки художественных произведений. Учащиеся определяют тропы, называя их функциональную роль в тексте.

Тропы – обороты речи, в которых в которых слово или сочетание слов употреблено в переносном значении для усиления выразительности




Примеры



Тропы


Роль в тексте

«Чахлая рябина мокнет под дождём»


эпитет

Помогает зримо представить предмет

«Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела»


сравнение

Делает зримым

«В саду горит костёр рябины красной»


метафора

Образное выражение превращается в картину

«Заря алая улыбается»



олицетворение

Усиливает выразительность речи

«Съел три тарелки»

метонимия

Употребляет название предмета на основании внешней или внутренней связи

«И слышно было до рассвета,

как ликовал француз»


синекдоха

Для выразительности речи

«Люди в белых халатах нашу жизнь охраняют от бед»


перифраза

Заменяет название по существенному признаку, избегается повтор слова

«В сто сорок солнц закат пылал»


гипербола

Для преувеличения значения, чтобы обратить внимание

Осиная талия


литота

Для эмоциональной оценки

«За всё, за всё тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слёз, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За всё, чем я обманут в жизни был.

Устрой лишь так, чтобы отныне

Недолго я ещё благодарил»

ирония

Даёт отрицательную оценку предмета или явления



3) Работа с таблицей стилистических фигур

«Всё моё», - сказало злато;

«Всё куплю», - сказал булат;

«Всё возьму», – сказал булат.


анафора, эпифора

Для усиления предшествующего слова

«Ты и убогая, ты и обильная,

Ты и могучая, ты и бессильная,

Матушка Русь!»


антитеза

Для создания контраста

«Да, это была непогода! Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун обрушился на нас!»


градация

Производит впечатление нарастания или убывания

«Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле»


инверсия

Для усиления выразительности слова располагаются в определённом порядке

«Молодая старость. Не каждому отпущено такое счастье!»


оксюморон

Придаёт оригинальность

«О России петь – что стремиться в храм.

О России петь – что весну встречать»


параллелизм

Одинаковое построение предложений

«Зверю – берлога,

Страннику – дорога»


эллипсис

Придаёт речи живость

«Нет, я хотел… быть может, вы…»


умолчание

Сознательная недосказанность, чтобы читатель дорисовал картину

«Этим летом я видел море. Первый раз.»


парцелляция

Для того, чтобы сосредоточить внимание на важном

«Швед, русский колет, рубит, режет»


бессоюзие

Показывает динамику

«И пращ, и стрела, и лукавый кинжал»


многосоюзие

Подчёркивает однородность





4)Анализ изобразительно-выразительных средств стихотворения И.А.Бунина «Забытый фонтан»

Забытый фонтан

Рассыпался чертог из янтаря, -

Из края в край сквозит аллея к дому.

Холодное дыханье сентября

Разносит ветер по саду пустому.

Он заметает листьями фонтан,

Взвевает их, внезапно налетая,

И, точно птиц испуганная стая,

Кружат они среди сухих полян.

Порой к фонтану девушка приходит,

Влача по листьям спущенную шаль,

И подолгу очей с него не сводит...

В её лице - застывшая печаль,

По целым дням она, как призрак, бродит,

А дни бегут... Им никого не жаль.


Подготовленный ученик читает стихотворение выразительно. Учащиеся определяют тропы и стилистические фигуры в тексте.


5)Работа со стихотворением И.А.Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...»

Выразительное чтение и определение в нем стилистических фигур.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»


И забуду я всё – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав.


После подготовительной работы обращаемся к примерам экзаменационных заданий. Даётся фрагмент рецензии на текст, в котором необходимо определить языковые особенности текста.

6) Совместная работа класса с рецензией.

На столах перед учениками лежит текст. После выразительного прочтения выполняется задание 24.

(1)Александра Ивановна..(2) Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на неё повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?

(3) Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства - любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.

(4) Она нам почти каждый день что-нибудь читала из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.

(5) Осталось в памяти чтение "Капитанской дочки" Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. (6) Если в области духа есть чувство семейного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.

(7) Помню, Александра Ивановна заболела, и её три дня заменяла другая учительница. (8) На последнем уроке она пыталась продолжать чтение "Капитанской дочки", но как только мы услышали её голос, нас охватил ужас и отвращение.

(9) Это было совсем, совсем не то! (10) Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то искусственной злой дерзостью. (11) Она закрыла книгу и больше не пыталась нам её читать.

(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность её чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно её голос сказались. (14)Но было и ещё что-то. (15)Этим препятствием была сама временность пребывания этой учительницы с нами. (16)Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два её у нас не будет. (17)Но мы об этом не задумывались, это было слишком далеко.

(18)Недавно, читая записки Марины Цветаевой "Мой Пушкин", я вспомнил наши чтения "Капитанской дочки" и удивился несходству впечатлений. (19) Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачёв, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (20) Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (21) Не только меня, я уверен, и весь класс.


(22) В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог себе позволить в жизни. (23)Тут преданность выступает во всех обличиях. (24) Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (25)И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия. (26) Идея преданности самой идее, которая, по-видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чём мы не ведали), а иногда и уродливой (о чём мы тем более не ведали) силой.

(27) Может быть, именно поэтому чтение "Капитанской дочки" производило тогда такое сладостное, такое неизгладимое впечатление. (28) И именно поэтому мы толкнули (чуть-чуть уродство) попытку другой учительницы продолжать чтение Александры Ивановны.

Задание 24. Прочитайте фрагмент рецензии, где анализируются языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

"Когда автор вспоминает эпизоды из детства и говорит о любимых героях, его речь особенно эмоциональна, здесь и запоминающиеся ---- (предложение 5, 6, 27), и ---- (предложение 22), и --- (предложение 9).

:Осмысливая прошлое, Искандер будто размышляет вслух, поэтому используются такие синтаксические средства, как --- (предложение 5, 13), ---- (предложения 21, 24)"

Список терминов.

слова с уменьшительными суффиксами;

просторечные слова и формы слов;

эпитеты;

метафора;

сравнительные обороты;

риторическое обращение;

инверсия;

экспрессивный повтор;

ряды однородных членов;

парцелляция.

(Ответы: 3, 4. 8, 7, 10)

4. Обобщение, подведение итогов занятия.

Обязательно отметить активно работающих детей и еще раз подчеркнуть, насколько важно уметь анализировать текст с точки зрения его изобразительных средств для успешной сдачи экзамена.

5. Домашнее задание. В качестве домашнего задания учащиеся получают тест для самостоятельной подготовки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!