СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выполнение практических заданий по темам учебного предмета «География»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполнение практических заданий по темам учебного предмета «География»Выполнение практических заданий по темам учебного предмета «География»Выполнение практических заданий по темам учебного предмета «География»Выполнение практических заданий по темам учебного предмета «География»Выполнение практических заданий по темам учебного предмета «География»Выполнение практических заданий по темам учебного предмета «География»Выполнение практических заданий по темам учебного предмета «География»Выполнение практических заданий по темам учебного предмета «География»Выполнение практических заданий по темам учебного предмета «География»Выполнение практических заданий по темам учебного предмета «География»Выполнение практических заданий по темам учебного предмета «География»Выполнение практических заданий по темам учебного предмета «География»Выполнение практических заданий по темам учебного предмета «География»

Просмотр содержимого документа
«Выполнение практических заданий по темам учебного предмета «География»»

Урок № 20 Дата _________________

Тема: Выполнение практических заданий по темам учебного предмета «География»

Цели урока:

  • формирование умений составлять линейные программы с использованием растровых изображений по темам учебного предмета «География»;

• развитие логического и алгоритмического мышления.
Тип урока: комбинированный.

Учащиеся должны уметь применять знания при составлении линейные программы с использованием графических примитивов.

Программное и методическое обеспечение урока: систе­ма программирования PascalABC; учебное пособие «Информа­тика, 11», § 8.2 (примеры 1 – 3) .

Ход урока

1. Актуализация знаний предыдущего урока (репро­дуктивный метод обучения в форме фронтального опроса). Предложите учащимся ответить на следующие вопросы:

- Какие модули необходимо подключить, чтобы работать с текстом и графикой в одном окне?

Совмещать работу с текстом и графикой в одном окне можно, подключив модули crt и GraphABC одновременно.

- Изображение каких форматов можно загружать в среде РаscalABC?

Загружать можно рисунки в форматах ВМР, JPG, GIF, PNG.

  • С помощью какой процедуры выводятся растровые изображения?

Процедура DrawPicture(mn, x, y) выводит рисунок с описателем nm в позицию (x,y) графического окна.

- С помощью какой процедуры можно масштабируется изображения?

Процедура DrawPicture(mn, x, y, w, h) масштабирует изображения, устанавливая ширину w и высоту h.

  • С помощью какой функции загружается рисунок из файла в оперативную память?

Функция LoadPicture(fname) загружает рисунок из файла с именем fname в оперативную память.

Осуществите актуализацию знаний и мотивацию учащихся их практическое использование учебного материала с опорой их знания и умения, полученные на предыдущем уроке.

2. Составление линейных программ (частично-поисковый
метод обучения, фронтальная форма работы). Разберите вме­сте с учащимися алгоритмы решения задач примеров 1 и 3 § 8.2. В ходе фронтальной беседы обсудите особенности при­менения команд.

Пример 1. Составить программу, обозначающую на карте Беларуси города кругами, площадь которых пропорциональна количеству жителей ( Минск – 1700 тыс. чел., Гомель – 500 тыс. чел, Могилев – 330 тыс. чел., Витебск – 340 тыс. чел., Гродно – 320 тыс.чел., Брест – 300 тыс. чел).

Перед тем как рассмотреть алгоритм учитель предлагает ученикам самостоятельно прочитать программу.

Program Geograf1;

usesGraphABC; // подключениемоделей

varkarta, R, A: integer; // описание переменных

begin

SetWindowSize(520,480); // размеры окна (устанавливает ширину и высо ту графического окна

karta:=LoadPicture('belarus.gif'); // загрузка изображения из файла

DrawPicture(karta,10,10); // вывод изображения в позицию (10,10)

setBrushColor(clRed); // цвет пера

A:=1700; R:=round(sqrt(A/pi)); circle(250, 225, R); // А – количество человек

A:=500; R:=round(sqrt(A/pi)); circle(405, 345, R); // R – радиускруга

A:=330; R:=round(sqrt(A/pi)); circle(375, 215, R); // circle – рисует окружность с центром в точке (250,225) и радиусом R

A:=340; R:=round(sqrt(A/pi)); circle(360, 105, R);

A:=320; R:=round(sqrt(A/pi)); circle(55, 235, R);

A:=300; R:=round(sqrt(A/pi)); circle(40, 385, R);

end.


Пример 3. Составить программу, которая вычисляет и показывает на карте среднюю плотность населения областей Беларуси.

Необходимые данные будут храниться в массивах:

А[i] – название областей;

N[i] – численность населения;

S[i] – площадь;

x[i], y[i] – координаты символов.


program Geograf3;

usescrt, GraphABC;

constA : array [1..6] ofstring = ('Брестская ', 'Витебская ', 'Гомельская ', 'Гродненская ', 'Минская ', 'Могилевская '); // название областей (символьный массив)

N: array[1..6] ofinteger = ( 1440, 1300, 1500, 1100, 1500, 1200); // численность населения

S: array[1..6] of real = (32.8, 40.1, 40.4, 25.1, 40.8, 29.1); // площадь

x: array[1..6] of integer = (140, 315, 365, 65, 200, 380);

y: array[1..6] of integer = (320, 80, 290, 230, 180, 175); // координатысимволов

var

karta, ris, k, i: integer;

p: real;

begin

setWindowSize(520,480); // размерыокна(количество пикселей)

karta:= LoadPicture ('belarus.gif'); // загрузкаизображенияизфайла

DrawPicture(karta, 10, 30); // вывод изображения в позицию (10,30)

ris:= LoadPicture('man.gif');// загрузкаизображенияизфайла

SetPictureTransparent(ris, true); // прозрачный фон для изображения человечка

Writeln('Плотностьнаселения, тыс. человекнакв. км ');

For i:=1 to 6 do begin //выполнениецикла

p:=N[i]/S[i]; // позволяет вычислить плотность населения

k:=round(p); // расчет масштаба символа

Writeln(A[i]:11, p:5:1); // вывод название области, для этого отводиться 11 позиций и плотности населения, для этого отводиться 5 позиций до запятой и одна после

DrawPicture(ris, x[i], y[i], k, 2*k); // вывод изображения c координатами (х,у) и применением ширины равной – k, а высоты – 2*k.

end;

end.


3. Самостоятельная работа. Предложите учащимся само­стоятельно или под руководством учителя загрузить и выпол­нить программу примера 1 и3 из § 8.2. Картинки берутся из папки на диске Е:/ Файлы … / 11 класс /основы алгоритмизации и програмирования/ работа 06.



Дополнительно любознательным уча­щимся можно предложить выполнить на стр. 94 упражнения(а). Заготовка для упражнение берется в той же папке и там же есть файл географ4, где написана шапка и заданы координаты.

Задача. Составьте программу, которая выводит карту Беларуси и обозначает национальные парки квадратами, размеры которых пропорциональны площади парка: Беловежкая пуща – 87,5 тыс. га, Березинский – 85,2 тыс. га, Полесский – 216,1 тыс. га, Припятский – 85,8 тыс. га, Нарочанский – 94 тыс. га.


program Geograf4;

Usescrt, GraphAbc;

Const S: array[1..5] of real = (87.3, 85.2, 216.1, 85.8, 94); // площадипарка

A: array[1..5] ofstring = ('Беловежская пуща', 'Березинский ',

'Полесский ', 'Припятский ', 'Нарочанский '); // название парков

x: array[1..5] of integer = (75, 345, 395, 310, 255);

y: array[1..5] of integer = (295, 210, 370, 350, 135); // координаты

Var

pic, d, i: integer;

Begin

setWindowSize(600,480); // размеры окна (количество пикселей)

pic:=LoadPicture ('belfiz.gif'); // загрузка изображения из файла

DrawPicture(pic,10,10); // вывод изображения в позицию (10, 10)

setBrushColor(clRed);

Writeln('Площадь заповедников, тыс. га ');

For i:=1 to 5 do begin

d:= round(sqrt(2*sqr(sqrt(S[i])))); // диаметрквадрата

Writeln(A[i]:20, S[i]:5:1);

Rectangle (x[i], y[i], x[i] + d, y[i] + d ); // квадрат

end;

еnd.

4. Домашнее задание. §8.2 (расс. пример 2, упр. а стр. 94)

4. Подведение итогов урока. Подведем итоги самостоятельной работы, даем оценку успешности достижения цели.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!