СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии.Выполнение практической работы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Выполнение практических заданий по темам учебного предмета «География»

Цели урока:

  • формирование умений составлять линейные программы с использованием растровых изображений по темам учебного предмета «География»

Просмотр содержимого документа
«Урок географии.Выполнение практической работы.»

Урок № 20 Дата _________________

Тема: Выполнение практических заданий по темам учебного предмета «География»

Цели урока:

  • формирование умений составлять линейные программы с использованием растровых изображений по темам учебного предмета «География»;

• развитие логического и алгоритмического мышления.
Тип урока: комбинированный.

Учащиеся должны уметь применять знания при составлении линейные программы с использованием графических примитивов.

Программное и методическое обеспечение урока: систе­ма программирования PascalABC; учебное пособие «Информа­тика, 11», § 8.2 (примеры 1 – 3) .

Ход урока

1. Актуализация знаний предыдущего урока (репро­дуктивный метод обучения в форме фронтального опроса). Предложите учащимся ответить на следующие вопросы:

- Какие модули необходимо подключить, чтобы работать с текстом и графикой в одном окне?

Совмещать работу с текстом и графикой в одном окне можно, подключив модули crt и GraphABC одновременно.

- Изображение каких форматов можно загружать в среде РаscalABC?

Загружать можно рисунки в форматах ВМР, JPG, GIF, PNG.

  • С помощью какой процедуры выводятся растровые изображения?

Процедура DrawPicture(mn, x, y) выводит рисунок с описателем nm в позицию (x,y) графического окна.

- С помощью какой процедуры можно масштабируется изображения?

Процедура DrawPicture(mn, x, y, w, h) масштабирует изображения, устанавливая ширину w и высоту h.

  • С помощью какой функции загружается рисунок из файла в оперативную память?

Функция LoadPicture(fname) загружает рисунок из файла с именем fname в оперативную память.

Осуществите актуализацию знаний и мотивацию учащихся их практическое использование учебного материала с опорой их знания и умения, полученные на предыдущем уроке.

2. Составление линейных программ (частично-поисковый
метод обучения, фронтальная форма работы). Разберите вме­сте с учащимися алгоритмы решения задач примеров 1 и 3 § 8.2. В ходе фронтальной беседы обсудите особенности при­менения команд.

Пример 1. Составить программу, обозначающую на карте Беларуси города кругами, площадь которых пропорциональна количеству жителей ( Минск – 1700 тыс. чел., Гомель – 500 тыс. чел, Могилев – 330 тыс. чел., Витебск – 340 тыс. чел., Гродно – 320 тыс.чел., Брест – 300 тыс. чел).

Перед тем как рассмотреть алгоритм учитель предлагает ученикам самостоятельно прочитать программу.

Program Geograf1;

usesGraphABC; // подключениемоделей

varkarta, R, A: integer; // описание переменных

begin

SetWindowSize(520,480); // размеры окна (устанавливает ширину и высо ту графического окна

karta:=LoadPicture('belarus.gif'); // загрузка изображения из файла

DrawPicture(karta,10,10); // вывод изображения в позицию (10,10)

setBrushColor(clRed); // цвет пера

A:=1700; R:=round(sqrt(A/pi)); circle(250, 225, R); // А – количество человек

A:=500; R:=round(sqrt(A/pi)); circle(405, 345, R); // R – радиускруга

A:=330; R:=round(sqrt(A/pi)); circle(375, 215, R); // circle – рисует окружность с центром в точке (250,225) и радиусом R

A:=340; R:=round(sqrt(A/pi)); circle(360, 105, R);

A:=320; R:=round(sqrt(A/pi)); circle(55, 235, R);

A:=300; R:=round(sqrt(A/pi)); circle(40, 385, R);

end.


Пример 3. Составить программу, которая вычисляет и показывает на карте среднюю плотность населения областей Беларуси.

Необходимые данные будут храниться в массивах:

А[i] – название областей;

N[i] – численность населения;

S[i] – площадь;

x[i], y[i] – координаты символов.


program Geograf3;

usescrt, GraphABC;

constA : array [1..6] ofstring = ('Брестская ', 'Витебская ', 'Гомельская ', 'Гродненская ', 'Минская ', 'Могилевская '); // название областей (символьный массив)

N: array[1..6] ofinteger = ( 1440, 1300, 1500, 1100, 1500, 1200); // численность населения

S: array[1..6] of real = (32.8, 40.1, 40.4, 25.1, 40.8, 29.1); // площадь

x: array[1..6] of integer = (140, 315, 365, 65, 200, 380);

y: array[1..6] of integer = (320, 80, 290, 230, 180, 175); // координатысимволов

var

karta, ris, k, i: integer;

p: real;

begin

setWindowSize(520,480); // размерыокна(количество пикселей)

karta:= LoadPicture ('belarus.gif'); // загрузкаизображенияизфайла

DrawPicture(karta, 10, 30); // вывод изображения в позицию (10,30)

ris:= LoadPicture('man.gif');// загрузкаизображенияизфайла

SetPictureTransparent(ris, true); // прозрачный фон для изображения человечка

Writeln('Плотностьнаселения, тыс. человекнакв. км ');

For i:=1 to 6 do begin //выполнениецикла

p:=N[i]/S[i]; // позволяет вычислить плотность населения

k:=round(p); // расчет масштаба символа

Writeln(A[i]:11, p:5:1); // вывод название области, для этого отводиться 11 позиций и плотности населения, для этого отводиться 5 позиций до запятой и одна после

DrawPicture(ris, x[i], y[i], k, 2*k); // вывод изображения c координатами (х,у) и применением ширины равной – k, а высоты – 2*k.

end;

end.


3. Самостоятельная работа. Предложите учащимся само­стоятельно или под руководством учителя загрузить и выпол­нить программу примера 1 и3 из § 8.2. Картинки берутся из папки на диске Е:/ Файлы … / 11 класс /основы алгоритмизации и програмирования/ работа 06.



Дополнительно любознательным уча­щимся можно предложить выполнить на стр. 94 упражнения(а). Заготовка для упражнение берется в той же папке и там же есть файл географ4, где написана шапка и заданы координаты.

Задача. Составьте программу, которая выводит карту Беларуси и обозначает национальные парки квадратами, размеры которых пропорциональны площади парка: Беловежкая пуща – 87,5 тыс. га, Березинский – 85,2 тыс. га, Полесский – 216,1 тыс. га, Припятский – 85,8 тыс. га, Нарочанский – 94 тыс. га.


program Geograf4;

Usescrt, GraphAbc;

Const S: array[1..5] of real = (87.3, 85.2, 216.1, 85.8, 94); // площадипарка

A: array[1..5] ofstring = ('Беловежская пуща', 'Березинский ',

'Полесский ', 'Припятский ', 'Нарочанский '); // название парков

x: array[1..5] of integer = (75, 345, 395, 310, 255);

y: array[1..5] of integer = (295, 210, 370, 350, 135); // координаты

Var

pic, d, i: integer;

Begin

setWindowSize(600,480); // размеры окна (количество пикселей)

pic:=LoadPicture ('belfiz.gif'); // загрузка изображения из файла

DrawPicture(pic,10,10); // вывод изображения в позицию (10, 10)

setBrushColor(clRed);

Writeln('Площадь заповедников, тыс. га ');

For i:=1 to 5 do begin

d:= round(sqrt(2*sqr(sqrt(S[i])))); // диаметрквадрата

Writeln(A[i]:20, S[i]:5:1);

Rectangle (x[i], y[i], x[i] + d, y[i] + d ); // квадрат

end;

еnd.

4. Домашнее задание. §8.2 (расс. пример 2, упр. а стр. 94)

4. Подведение итогов урока. Подведем итоги самостоятельной работы, даем оценку успешности достижения цели.




Скачать

© 2016, 645 18

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!