1. Организационный момент | - Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. - Здравствуйте, ребята! Проверьте всё ли у вас на местах. - Итак, начнем наш урок. | Приветствуют учителя. Проверяют, всё ли у них лежит на партах. Садятся. Настраиваются на урок. |
2. Актуализация опорных знаний | -Ребята, вспомните тему прошлого урока. Как она звучала? - Давайте вспомним как путешествует бутерброд. Обратите внимание на экран. Там написаны названия органов пищеварения. Вам надо восстановить последовательность. Работаем по цепочке. Толстая кишка Глотка Ротовая полость Желудок Тонкая кишка Пищевод - Давайте проверим вашу работу, посмотрите на слайд. -Ребята, какие знакомые вам органы выделяют из организма углекислый газ? - Непереваренные остатки пищи? - Воду? Какой орган вы не смогли назвать? - Предположите такой орган один или несколько? - Ребята, если мы поставили вопрос об органах, которые выделяют какие-либо вещества, значит, как называются такие органы? - Верно, тема нашего урока: Выделительная система и ее функции. | -Путешествие бутерброда - Ротовая полость, Глотка Пищевод Желудок Тонкая кишка Толстая кишка Учащиеся проверяют свою работу по слайду - Легкие - Прямая кишка - Который выделяет воду. Ответы учащихся - Органы выделения |
3. Изучение нового материала | - Откройте учебники на стр. 26. - Прочитайте диалог Лены и Миши. - О какой системе органов говорит Миша? - Какие вещества поступают в организм и какие выделяются из него в процессе обмена веществ? - Давайте прочитаем о выделительной системе на с.26. – Через какие органы выделяется наибольшее количество разнообразных веществ? Используя рисунок на с. 27, определите, какие органы образуют выделительную систему. Определяют органы выделительной системы: - Назовите органы выделения. - У меня есть смесь различных веществ. Предложите способ их разделения. На столе стакан с водой, речной песок, фильтровальная бумага, воронка. Выполняется опыт по разделению веществ. – Кровь также несёт различные вещества – и питательные, и уже ненужные, переработанные. Может ли в нашем организме идти аналогичный процесс (процесс фильтрации в почках)? – Проверьте ваше предположение по учебнику. – При нарушении работы обеих почек происходит сильное отравление всего организма, и человек погибает уже через 5 дней. Какими веществами отравляется человек с повреждёнными почками, если никакие яды в его организм из внешней среды не поступали? – Какую роль в организме играют почки? Высказывают гипотезы. – Попробуйте разделить органы выделительной системы на две группы: а) органы, которые действуют самостоятельно; б) органы, работой которых можно управлять по желанию (работа на доске). – Если в организме происходит обмен веществ, будет ли он происходить в каждой его клетке? – Да, организм состоит из клеток, которые обмениваются друг с другом веществами, ведь разным клеткам необходимы различные вещества. Клетки организма живые, и в них происходит обмен веществ такой же, как в живом организме. | - о выделительной системе - Из окружающей среды человек получает питательные вещества, воду, минеральные соли и витамины. В окружающую среду он выделяет углекислый газ, некоторое количество влаги, минеральных солей, органических веществ. - почки, мочеточники, мочевой пузырь. - Высказывают гипотезы - Да - Органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды. - Выделительная система очищает кровь от отходов жизнедеятельности клеток; если не работают почки, то эти вещества остаются в крови и вызывают отравление а) почки, мочеточники; б) мочевой пузырь. - Да. |
4. Закрепление изученного материала | - Какие органы участвуют в выделении ненужных веществ? - Почему почки – главный орган выделения? - Почему питательные вещества не попадают в мочу? - Рассмотрите рисунки в задании №4. Объясните, какие органы будут выделять лишнюю воду в каждом из случаев? - Вы знаете, сколько воды должен выпивать человек в день? - За день взрослый человек должен выпивать 2-3 литра воды. - Скажите, а что будет с организмом, если человек не будет пить воду или пить мало воды в сутки? - Без пищи человек может прожить больше месяца, а вот без воды всего лишь 3-4 дня. Снижение уровня жидкости в организме крайне опасно для всех систем организма. - У меня есть смесь воды и соли. Проводится опыт: на столе стакан с водой, соль, фильтровальная бумага, воронка. Выполняется опыт по разделению веществ. - Скажите, а что может произойти с человеком, если он употребляет много соли? - Если человек употребляет в пищу много соли, то у него начинают плохо работать почки, может начаться мочекаменная болезнь или в суставах могут откладываться соли. - Откройте рабочие тетради на стр. 10. Задание 1. Какие органы устраняют различные отходы? Заполните таблицу. Задание №2. Подчеркните органы пищеварения зеленым цветом, выделения – черным, дыхания – голубым. | - почки, мочеточники, мочевой пузырь, кишечник, а также кровеносные сосуды и кожа. - Почки фильтруют кровь, в результате чего организм постоянно получает чистую кровь, а вредные вещества выводятся с мочой. - Потому что все питательные вещества усваиваются организмом. - на первом рисунке – кожа и почки, на втором только почки. - 8 стаканов воды. - Может произойти обезвоживание. Ответы учащихся - Легкие – углекислый газ, Потовые железы кожи – вода, лишние соли, пищеварительная система – непереваренные остатки еды, органы выделения – вредные и ядовитые вещества. Зеленым: глотка, желудок, пищевод, печень, тонкая кишка, язык, зубы. Черным: почки, мочеточник, мочевой пузырь. Голубым: легкие |