СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выделительная система и ее функции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

по окружающему миру

по программе «Перспективная начальная школа»

на тему: «Выделительная система и ее функции»

Просмотр содержимого документа
«Выделительная система и ее функции»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Брянска















Конспект урока

по окружающему миру

по программе «Перспективная начальная школа»

на тему: «Выделительная система и ее функции»











Подготовила и провела:
Зубарева Ангелина Александровна,
учитель начальных классов













Брянск 2018

Класс: 4 класс.

УМК: Перспективная начальная школа

Тема урока: Выделительная система и ее функции

Цель: формировать у учащихся представления о понятии выделения, функции органов выделения;

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- Учить оценивать свою деятельность на уроке;

- Формировать умение формулировать тему и цель урока, извлекать информацию из текстов и схем;

- Развивать умение работать с дополнительным материалом;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- Развиваем умение слушать и понимать других;

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- Закрепить органы пищеварительной системы;

- Познакомить с органами выделения и их значением;

- Провести опыт фильтрации воды, как процесс работы почек;
































Ход урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1. Организационный

момент

- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
- Здравствуйте, ребята! Проверьте всё ли у вас на местах.

- Итак, начнем наш урок.

Приветствуют учителя. Проверяют, всё ли у них лежит на партах. Садятся. Настраиваются на урок.

2. Актуализация опорных знаний

-Ребята, вспомните тему прошлого урока. Как она звучала?
- Давайте вспомним как путешествует бутерброд.
Обратите внимание на экран. Там написаны названия органов пищеварения. Вам надо восстановить последовательность.
Работаем по цепочке.

Толстая кишка

Глотка
Ротовая полость
Желудок
Тонкая кишка
Пищевод

- Давайте проверим вашу работу, посмотрите на слайд.

-Ребята, какие знакомые вам органы выделяют из организма углекислый газ?
- Непереваренные остатки пищи?
- Воду?
Какой орган вы не смогли назвать?
- Предположите такой орган один или несколько?
- Ребята, если мы поставили вопрос об органах, которые выделяют какие-либо вещества, значит, как называются такие органы?
- Верно, тема нашего урока: Выделительная система и ее функции.

-Путешествие бутерброда












- Ротовая полость,
Глотка

Пищевод
Желудок
Тонкая кишка
Толстая кишка


Учащиеся проверяют свою работу по слайду


- Легкие


- Прямая кишка



- Который выделяет воду.
Ответы учащихся

- Органы выделения


3. Изучение нового материала

- Откройте учебники на стр. 26.
- Прочитайте диалог Лены и Миши.
- О какой системе органов говорит Миша?
- Какие вещества поступают в организм и какие выделяются из него в процессе обмена веществ?







- Давайте прочитаем о выделительной системе на с.26.
– Через какие органы выделяется наибольшее количество разнообразных веществ? Используя рисунок на с. 27, определите, какие органы образуют выделительную систему.

Определяют органы выделительной системы:


- Назовите органы выделения.

- У меня есть смесь различных веществ. Предложите способ их разделения.

На столе стакан с водой, речной песок, фильтровальная бумага, воронка.

Выполняется опыт по разделению веществ.

– Кровь также несёт различные вещества – и питательные, и уже ненужные, переработанные. Может ли в нашем организме идти аналогичный процесс (процесс фильтрации в почках)?

– Проверьте ваше предположение по учебнику.


– При нарушении работы обеих почек происходит сильное отравление всего организма, и человек погибает уже через 5 дней.
Какими веществами отравляется человек с повреждёнными почками, если никакие яды в его организм из внешней среды не поступали?

– Какую роль в организме играют почки?

Высказывают гипотезы.

– Попробуйте разделить органы выделительной системы на две группы: а) органы, которые действуют самостоятельно; б) органы, работой которых можно управлять по желанию (работа на доске).

– Если в организме происходит обмен веществ, будет ли он происходить в каждой его клетке?

– Да, организм состоит из клеток, которые обмениваются друг с другом веществами, ведь разным клеткам необходимы различные вещества. Клетки организма живые, и в них происходит обмен веществ такой же, как в живом организме.





- о выделительной системе

- Из окружающей среды человек получает питательные 
вещества, воду, минеральные соли и витамины. В 
окружающую среду он выделяет углекислый газ, некоторое 
количество влаги, минеральных солей, органических веществ.














- почки, мочеточники, мочевой пузырь.

- Высказывают гипотезы














- Да




- Органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды.

- Выделительная система очищает кровь от отходов жизнедеятельности клеток; если не работают почки, то эти вещества остаются в крови и вызывают отравление







а) почки, мочеточники;
б) мочевой пузырь.






- Да.

4. Закрепление изученного материала

- Какие органы участвуют в выделении ненужных веществ?


- Почему почки – главный орган выделения?




- Почему питательные вещества не попадают в мочу?



- Рассмотрите рисунки в задании №4. Объясните, какие органы будут выделять лишнюю воду в каждом из случаев?

- Вы знаете, сколько воды должен выпивать человек в день?
- За день взрослый человек должен выпивать 2-3 литра воды.
- Скажите, а что будет с организмом, если человек не будет пить воду или пить мало воды в сутки?
- Без пищи человек может прожить больше месяца, а вот без воды всего лишь 3-4 дня. Снижение уровня жидкости в организме крайне опасно для всех систем организма.
- У меня есть смесь воды и соли.
Проводится опыт: на столе стакан с водой, соль, фильтровальная бумага, воронка.

Выполняется опыт по разделению веществ.

- Скажите, а что может произойти с человеком, если он употребляет много соли?
- Если человек употребляет в пищу много соли, то у него начинают плохо работать почки, может начаться мочекаменная болезнь или в суставах могут откладываться соли.
- Откройте рабочие тетради на стр. 10. Задание 1.
Какие органы устраняют различные отходы? Заполните таблицу.



Задание №2. Подчеркните органы пищеварения зеленым цветом, выделения – черным, дыхания – голубым.




- почки, мочеточники, мочевой пузырь, кишечник, а также кровеносные сосуды и кожа.
- Почки фильтруют кровь, в результате чего организм постоянно получает чистую кровь, а вредные вещества выводятся с мочой.
- Потому что все питательные вещества усваиваются организмом.
- на первом рисунке – кожа и почки, на втором только почки.






- 8 стаканов воды.







- Может произойти обезвоживание.

















Ответы учащихся










- Легкие – углекислый газ,
Потовые железы кожи – вода, лишние соли,
пищеварительная система – непереваренные остатки еды,
органы выделения – вредные и ядовитые вещества.

Зеленым: глотка, желудок, пищевод, печень, тонкая кишка, язык, зубы.
Черным: почки, мочеточник, мочевой пузырь.
Голубым:
легкие

5. Подведение итогов

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?


Учащиеся отвечают на вопросы.

6. Сообщение домашнего задания

Рабочая тетрадь с. 10, задание № 3

Записывают домашнее задание в дневники.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!