Математика 3 класс к учебнику Моро
Тема: Вычитание вида 36 – 2, 36- 20
Цель: Познакомить с приёмом вычитания вида 36 -2, 36 -20.
Задачи:
Развивать познавательный интерес
Совершенствовать навыки устного быстрого счета
Прививать интерес к предмету
Ход урока
Организационный момент
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счету!
Вступительное слово учителя
Украли Ивана-Царевича из сказки «Царевна-лягушка»! Сказка осталась без главного героя. Нам надо вернуть Ивана-Царевича в сказку. Спросим у гусей-лебедей, где находится Иван-Царевич. Гуси-лебеди говорят: «Ответим, если вы умеете считать хорошо устно».
Устный счет
Учебник научит вас точному счёту. Скорей за работу, скорей за работу.
Продолжить ряд чисел (на доске): 12, 23, 34, 45…78,…
«Цепочка»: 6+15-7-16+9-15+6-0
Задания на карточках: 58-8, 47+30, 70-30, 65+2, 90-1, 7+21
Задачи: Чебурашка купил в магазине 70 гвоздей, а крокодил Гена – на 10 гвоздей меньше. Сколько гвоздей купил Гена?
В понедельник старуха Шапокляк сделала 60 гадостей, а во вторник – на 20 гадостей меньше. Сколько гадостей сделала старуха шапокляк во вторник?
- Гуси-лебеди: «Ивана-Царевича забрал Водяной». Обратимся к Водяному, но он сидит далеко в болоте, надо добираться трудным путем с препятствиями. А вот и наши трудности.
4. Проверка индивидуальной работы
Решите примеры
(70-1)-9 (32+40)-50 (15-8)+32
Назовите лишний пример.
По краткой записи решить задачи
Коля – 5 шариков
Оля - ?на 2 шарика больше
Коля – 5 шариков
Оля - ?на 2 шарика меньше
Почему ответы разные?
Чем похожи задачи?
Чем они отличаются?
Что значит на 2 больше?
Что значит на 2 меньше?
Решите задачи:
К станции подошел электропоезд из 12 вагонов. Дима вошел в 6 вагон, считая от «головы» (начала) поезда. В каком вагоне, считая от «хвоста» (конца) поезда он едет?
Дети рассказывают, как выполнили задачу.
Молодцы! Все препятствия преодолели и добрались до водяного.
Водяной: «Иван-Царевич всю работу в моем царстве выполнил и я великодушно отдал его в помощники к Бабе-Яге.
Баба-Яга: «Ишь, какие хитрые дети, чтобы я вам сказала, где Иван-Царевич. Скажите-ка, сколько достанется мне пирогов, если 2 пирога отдала, а испекла их 36. Ответьте на мои вопросы, узнаете, где Иван-Царевич».
Физминутка.
Солнце глянуло в кроватку… Все мы делаем зарядку,
Раз, два, три, четыре, пять. Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире И на месте поскакать.
Раз, два, три, четыре, пять. На носок, потом на пятку,
Наклониться – три, четыре, Все мы делаем зарядку.
Изучение нового материала
Мы с вами действительно хитрые, у нас есть подсказка в учебнике. Заглянем в него, рассмотрим решение и записи.
36-2=30+6-2 (Рассуждения)
Баба-Яга: «Ребята, мне непонятно, откуда вы взяли «+», если в примере 36-2 его нет?» (записали в виде разрядных слагаемых).
Баба-яга: «Хорошо. А сколько пирогов у меня останется, когда я съем 20?»
36-20
А) 36 – это 30+6
Б) Удобнее 20 вычесть из 30: 30-20=10
В) Осталось: 10+6=16 (пирогов)
Значит, 20 мы вычли из 30, десятки из десятков (чтение правила)
Баба-яга: «Молодцы! А можете вы решать такие примеры без палочек? (Выполните №1). В любой сказке нужно выполнить три задания. Это мое третье задание. (Выполняется задание №1 с устным объяснением)
Баба-яга: «Детки, зря старались, все равно я вас перехитрила. Нет у меня Ивана-Царевича, его забрал Кощей Бессмертный и посадил в замок. А чтобы открыть двери замка, надо снова выполнить три задания. Но я их не знаю. Спросите у Кощея»
Кощей: «Выполните №2 самостоятельно – это мое первое задание.
Молодцы! Справились с заданием. Второе задание - №4 – по вариантам (1 вариант – 1 строка, 2 вариант – 2 строка)
Назовите ответы. Молодцы! Третье задание. №5 Разложите числа на разрядные слагаемые.
Молодцы! Забирайте своего Ивана-Царевича»
Иван-Царевич: «Благодарю вас, ребята за спасение и дарю вам подарок, который рисовал, пока сидел в темнице».
7.Домашнее задание
№2 и №4 на странице 49
Итог урока
Чему мы учились на уроке? Какое новое правило узнали?