Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет
Математика
Класс 2, «Школа России»
Тип урока : урок открытия нового знания
Тема урока
«Вычитание вида: 50 - 24»
Цели:
Планируемые результаты:
познакомить с приёмом вычитания 50 - 24;
формировать умение выполнять вычисления вида 50-24;
развивать вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи.
Предметные:
- познакомить с новым приёмом вычитания;
- формировать умение самостоятельно применять полученные знания;
Личностные:
- способствовать развитию интереса к математике, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- расширение кругозора учащихся.
- способствовать формированию умения работать в паре, в группе.
Этап урока.
Методы и
приемы
Содержание урока
Формируемые
УУД
Деятельность учителя
Деятельность ученик
I. Этап самоопределения к деятельности
самоопределен
ия к
деятельнос
самоопределен
ия к
деятел
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Начинаем наш урок. Я прошу вас, ребята, быть внимательными и
активными.
Актуализация
знаний и
мотивация
II. Актуализация знаний и мотивация
Устный счет
- Математика нас ждёт, начинаем устный счёт. Ребята предлагаю вам сыграть в игру «День – ночь».
23 + 14 = 37 13 + 26 =39 38 – 12 =26 28 + 7 =35
80 – 15 =65 64 + 8 =72 74 - 14 = 60 37 – 10 = 27
Работа в парах.
- Работаем в парах. У вас на парте лежат листочки с заданием.
Соедините карандашом каждый пример со своим ответом. Соединяйте
пример с ответом по линейке, чтобы было аккуратно.
- Приступайте к выполнению задания.
64 + 11 50 – 2 20 – 8 38 + 7 24 + 26 72 – 20
12 52 75 45 48 50
- Кто готов, покажите готовность пары, подняв руки вместе.
- Проверяем работу по образцу.
Внимание на экран доски.
- Кто не допустил ни одной ошибки – поднимите руку.
Работа над задачами
- Слушаем внимательно, работаем старательно.
- Устное решение задач.
1) В коробке было 20 шариков трёх цветов. Красных было 7, синих 9,
остальные зелёные. Сколько было зелёных шаров? 4
2) В гараже было 19 машин. Когда несколько уехало, в гараже
осталось 8 машин. Сколько машин уехало? 11
3) Купили 6 кг риса и 7 кг гречки, а манки – столько, сколько гречки и
риса вместе. Сколько манки купили? 13
4) В куске ткани было 42 м. Утром продали 12 м, а вечером – 10 м.
Сколько метров осталось? 20
- Молодцы! Устно вы поработали хорошо! Но и письменно вы
должны тоже работать быстро, правильно и аккуратно.
II. Постановка учебной задачи. Формулирование темы и
целей урока.
эПостановка
учебной
задачи.
Формулирова
ние темы и
целей урока.
- Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».
- С какими числами мы работаем на наших уроках математики? (1-
100)
- Что вы умеете делать с числами в пределах 100? (умеем сравнивать,
вычитать, складывать устно и столбиком, делать проверку).
- Давайте проверим наши умения. Прежде чем найти значения
выражений, записанных на доске, составьте алгоритм вычитания.
Карточки алгоритма рассыпались на доске.
Составление алгоритма вычитания.
Ученик составляет алгоритм вычитания на доске, остальные –
проверяют.
(пишу; вычитаю единицы; вычитаю десятки; читаю ответ).
- Проверяем составленный алгоритм.
- Предлагаю найти значения выражений, записанных на доске.
Выполняют заданные действия.
76-12 88-67 50-24
- Как будем вычислять? (в столбик)
- Что нам помогает при вычислении чисел в столбик? (алгоритм)
- Приступаем к вычислению выражений, используя алгоритм
письменного вычитания в пределах 100.
- Решили первые два примера. Что заметили? (третий пример
50-24, мы таких не решали).
- У нас возникла проблема!
- Кто уже догадался над чем будем работать на уроке? (будем учиться
вычитать из круглых чисел двузначное число)
- Сформулируйте тему урока. (Вычитание из круглого числа
двузначных чисел)
- Какие цели поставим на уроке? Чему будем учиться?
1 Учиться вычитать из круглого числа двузначное число.
2 Совершенствовать вычислительный навык.
3 Решать задачи.
IV. Открытие нового знания
нового знания
- Вернёмся к нашему выражению 50 - 24. Предлагаю вычислить
данный пример устно.
На слайде запись: 50-2 4
(50-20)-4=26
Ученик устно объясняет устный способ вычисления.
- Запишите пример столбиком.
- Чем этот пример не похож на те, которые мы решали? (в разряде
единиц нули, из нуля вычесть нельзя)
- Какой возникает вопрос? (как вычесть двузначное число из
круглого?)
-Я вам покажу, как выполняется решение таких выражений письменно
столбиком.
- Работаем вместе со мной «шаг в шаг». Используем алгоритм.
- Как будем считать? С какого разряда начнем? (С единиц)
- Сколько единиц? (0)
- Что будем делать? (Возьмем один десяток)
- Что нужно сделать, чтобы не забыть, что мы взяли
десяток? (Поставить над десятками точку)
- Сколько теперь у нас единиц? (10)
- Теперь сможем вычесть? (Да, 10 – 4 = 6)
- Где запишем цифру 6? (Под единицами)
- Что можете сказать о десятках? (Их было 5, но 1 десяток взяли,
осталось 4)
- Значит, из какого числа вычтем 2 десятка? (Из 4 десятков)
- Какой получили ответ? (26)
- Посмотрите на ответы, полученные при вычислениях разными
способами. Что вы можете сказать? (Ответы одинаковые)
- Какой способ удобнее? (Второй)
Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр.19.
- Сравните наши рассуждения с алгоритмом на с. 19 учебника.
Устное объяснение.
Ученик читает алгоритм. (Мы рассуждали так же)
- В чем особенность вычитания из круглых чисел?
Учебник, с. 19 № 1. ( у доски работают дети)
- Работаем по учебнику. Первые два выражения выполняем
коллективно с объяснением и записью на доске, остальные
комментируются с мест по цепочке.
Физминутка
- Молодцы! Отдохнули, теперь продолжаем работать.
V. Первичное закрепление во внешней речи
закрепление
во внешней
речи
- Чтобы не забыть, чему мы учились, нам нужно что сделать?
(закрепить свои знания и умения)
- Сейчас вы поработаете самостоятельно. Решите примеры,
внимание на экран.
Примеры записаны на слайде.
_30 _60 _80 _ 40
12 37 59 16
- Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями.
По образцу проверьте работу. Если ваш сосед не допустил ни одной ошибки, то поставьте ему 5
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Самостоятель
ная работа с
самопроверко
й
- Кто понял, почему в таких примерах ставится над десятками точка?
Работа по учебнику. Решение задачи. № 2, с. 19
Работа по учебнику. Решение задачи. № 2, с. 19
- Прочитайте задачу.
- О чем говорится в задаче? (О платьях, костюмах, брюках)
- Что сказано о платьях? (их 26)
- Что сказано о костюмах? (на 4 больше, чем платьев)
- Что сказано о брюках? (на 10 меньше, чем костюмов)
- Прочитайте главный вопрос задачи.
- Составим краткую запись в тетради.
Записываю краткую запись у доски.
- Проверяем. Всё верно.
Ребенок записывает решение.
№3 Решение уравнения
1 вариант первое уравнение , 2 вариант второе уравнение
VII. Включение в систему знаний. Групповая работа
Включение в
систему
знаний.
Групповая
Работа в группах.
- Поработаем в группах. Вспомните правила работы в группе. (слайд)
- Объединитесь в группы. Внимательно прочитайте задание в
конверте и приступайте к его выполнению.
работ
Задание для
капитан
Расшифруй пословицу.»
ЗАДАНИЕ ДЛЯ КАЖДОЙ ГРУППЫ.
8 + 9 = __ У 62 + 8 = __ В
16 – 9 = __ Д 6 + 6 = __ Ё
28 – 8 = __ Р 17 – 8 = __ П
6 + 7 = __ С 9 + 6 = __ Б
13 - 5 = __ О 50 + 4 = __ Ж
34 – 20 = __ Е 80 – 30 = __ Т
15 – 5 = __ А
50 | 20 | 17 | 7 | 70 | 13 | 12 | 9 | 8 | 15 | 14 | 54 | 7 | 10 | 14 | 50 |
| | | | | | | | | | | | | | | |
- Группы покажите свою готовность. ( поднять руку)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
VIII. Этап рефлексия деятельности
Рефлексия
деятельности
(по продукту)
- Чему научились?
- На слайде закончите предложения:
Урок помог мне…
На этом уроке я похвалил бы себя за….
Мне понравилось ….
Для меня было сложным …
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
- С помощью пальчика покажите с каким настроением вы
заканчиваете урок математики.
Домашнее задание.
РТ стр. 19
- Ребята, спасибо вам за работу на уроке, вы замечательно
потрудились.