СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводный урок в 10 классе "История как наука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок в 10 классе важен, поскольку на этом уроке демонстрируется разница подходов основной и старшей школы.

Просмотр содержимого документа
«Вводный урок в 10 классе "История как наука"»

Урок 1. Введение. История как наука.

Цель занятия: Осознание школьниками значимости и важности изучения истории, повышение интереса к исторической науке, к дальнейшему самообразованию.

Задачи:

- доказать необходимость изучения истории;

- использовать знания учащихся по видам исторических источников и периодизации истории;

- получить информацию о методах и принципах периодизации;

- определить предмет, содержание, функции и место истории в системе других наук;

- сопоставить концепции исторического развития.

Планируемые результаты занятия

В результате проведения занятия обучающиеся смогут:

- понимать смысл и необходимость изучения истории;

- определять предмет и объект исторической науки;

- называть не менее 3-х классификаций истории;

- перечислять не менее 3-х вспомогательных исторических дисциплин;

- самостоятельно формулировать функции исторической науки;

- характеризовать концепции исторического развития;

- называть методы и принципы периодизации в истории;

- выдвигать аргументы и контраргументы при обсуждении проблемных вопросов истории, а также самостоятельно формулировать вопросы для обсуждения;

- самостоятельно сформировать словарь темы.

Основные понятия (словарь занятия): регионоведение, страноведение, этнология, археология, источниковедение, архивоведение, историография, прогностический, концепция, цивилизация, менталитет, компаративистский метод, концепция культурно-исторических типов, линейно-стадиальная концепция, концепция исторических модернизаций, эшелоны развития, хронология, периодизация.

Материалы:

раздаточный материал (Приложения):

высказывания известных людей о значимости истории (1);

индивидуальные распечатки схемы «История как наука» с лакунами (2) и таблиц (3) с набором пиктограмм (4) для групповой работы;

материалы об исторических концепциях (5).

Демонстрационные слайды (6), видеоурок по теме (7).

Компьютер, проектор.


II. Вводная часть

В начале занятия учитель предлагает учащимся в своих тетрадях сделать две линии – времени и идей. На первой они могут по ходу занятия отмечать ключевые даты и события, связанные с развитием истории как науки. На второй – формулировать собственные идеи и выводы по рассматриваемой теме.

Среди ключевых дат на линии времени могут быть отмечены следующие: 4-5 млн. лет назад (первобытность); конец 4 тыс. до н.э. (древний мир); конец V в. (средние века); cер. XVII в. (новое время); нач. XX в. (новейшее время); 1-я половина XIX в. (создание концепции Г.Гегеля); 2-я половина XIX в. (появление линейно-стадиальной марксистской теории и теории культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского); рубеж XIX-XX вв. («Протестантская этика» М.Вебера); 1-я половина XX в. (школа «Анналов» и концепция А.Тойнби - С.Хаттингтона); 2-я половина XX в. (модернизационная концепция, концепция пассионарности этносов Л.Н.Гумилева, концепция К.Ясперса).

Среди ключевых идей учащиеся могут назвать: сложность и комплексность истории, ее постоянное развитие, связь истории с другими науками, функции истории, объект и предмет истории, условность и многообразие периодизаций истории, исторический прогресс.

Мотивация.

Урок начинается с демонстрации слайда с определениями и предложения ответить, о какой науке идет речь и почему недостаточно одного определения.





















Предположения учащихся выводят на сложность, комплексность истории как науки, после чего окончательно общими усилиями формулируется тема урока и учитель объясняет специфику изучения истории в 10 классе.

Проблемный вопрос: Зачем нужно изучать историю?

Учащимся предлагается, ознакомившись с цитатами (Приложение 1), ответить на проблемный вопрос. В ходе эвристической беседы учащиеся демонстрируют имеющиеся знания и социальный опыт, приводят собственные аргументы. Определяется, что любое историческое событие или идею невозможно понять вне знания их эпохи, и что историческая память формирует и каждого отдельного человека, и общество в целом. Общим выводом может стать понимание того, что несмотря на субъективность, осознание и изучение прошлого делает историю наукой.

Учащиеся могут прийти к выводу, что историю необходимо изучать по целому комплексу причин.

Среди этих причин могут быть названы следующие:

- изучая прошлое, мы строим свое будущее;

- увлекательный способ познать прошлое;

- формирование общечеловеческих ценностей;

- формирование гражданственности и патриотизма;

- история помогает развивать логическое мышление;

- история развивает нравственность человека и народа в целом;

- история помогает не повторять ошибок прошлого;

- цикличность истории помогает понять ее законы;

- с помощью изучения истории можно предсказывать будущее;

- история субъективна, но это наука;

- без знания истории нельзя считать себя образованным и умным человеком.

Другими словами - история выполняет в обществе определенные функции.

Итогом обсуждения может служить следующая схема:

Функции истории

Познавательная

Практическая

Прогностическая

Воспитательная






(2, 5, 9) (1, 10, 11) (3, 7, 12) (4, 6, 8)

(Схема дается на доске с пустыми прямоугольниками, здесь помеченными желтым цветом. Учитель сам группирует цитаты и предлагает учащимся найти обобщающее название функции.)


III. Основная часть.

Информационный блок.

Учащиеся смотрят видеоурок по теме и выполняют задания по плану урока.

1. История как наука

В ходе демонстрации первого фрагмента видеоурока учащиеся должны заполнить пустые места в схеме (отмечены желтым цветом). Задание заполнить лакуны дается 4-м группам (Приложение 2). Распечатки с лакунами входят в раздаточный материал урока. После окончания демонстрации ролика схема транслируется на экран (или рисуется на доске), ребята после обсуждения заполняют лакуны.

Исторические источники

Система наук

Гуманитарные

Естественные

Точные










- социология - экономика - матлингвистика

I

- философия - биохимия - матстатистика

- искусствоведение - антропология - информатика

- филология - анатомия - радиология




ИСТОРИЯ

комплекс

Основные:

по территориальному признаку

- регионоведение

- страноведение

по сферам общественной жизни

- история политики

- история экономики и т.п.

по типам ист. событий

- история войн

- история революций и т.п.

по историческим эпохам

- история первобытного общества

- история средних веков и т.п.

Вспомогательные

общие:

- историография

- источниковедение

- архивоведение

специальные:

- сфрагистика

- геральдика

- нумизматика

- дипломатика

- хронология

- …

-

ПРЕДМЕТ:

Закономерности развития общества, прошлого и их фрагментов



Археология

Этнология


ОБЪЕКТ:

Прошлое

человечества


II






IV

III



















2. Хронология

Учитель обращает внимание на последнюю запись в классификации вспомогательных исторических наук (хронология), и в ее рамках вводит понятие периодизации (деление процессов развития общества или природы на отличающиеся друг от друга периоды на основе определенных признаков или принципов), подчеркивает ее условность. В ходе демонстрации следующего фрагмента видеоурока учащиеся узнают о принципах современной хронологии и различных методах периодизации истории.

На линии времени учащиеся отмечают все основные периоды истории и их хронологические границы, учитель делает это на доске.

44-5 млн. 4 тыс. V XVII XX


Первобытность Древний мир Средние века Новое время Новейшее время


Учитель отмечает, что не только вся история делится на периоды, но и исторические события тоже имеют свою периодизацию, и просит ребят привести примеры. (Например, Вторая мировая война, Гражданская война и т.п.). Затем учитель показывает на схеме хронологические рамки курса истории в 10 классе.

3. Концепции исторического развития.

Учитель упоминает о многообразии подходов к периодизации и предлагает учащимся предположить, с чем это может быть связано.

Учащиеся могут прийти к выводу, что история как наука, с ее понятиями, характеристиками, отдельными законами сформировалась не сразу. Она формировалась и развивалась вместе с человечеством.

Учитель формулирует понятие исторической концепции и основных концептуальных направлений, дает задание учащимся по группам составить таблицу по каждому направлению и времени, используя при этом информацию из видеоматериала и из Приложения 5 (примерные ответы выделены курсивом), после чего демонстрирует оставшуюся часть видеоурока. Кроме того, в ходе работы ребятам предлагается отмечать время возникновения концепций на линии времени в тетрадях. Учащиеся могут также в ходе урока самостоятельно продолжить составлять словарь, занося туда основные понятия. В качестве задания каждая группа учащихся получают раздаточный материал: текст, пустая таблица и набор пиктограмм, обозначающих концепции (их потом надо будет прикрепить к линии времени на доске). Общая таблица «собирается» с помощью использования модели «Зигзаг».

Всемирно-историческое направление

Век

Культурно-историческое направление

Представители, название теории

Основные идеи

XIX- нач.XX

Представители, название теории

Основные идеи

Г.Гегель, теория исторической динамики

Развитие общества идёт по восходящей, от «несвободы» к свободе.

Н.Я.Данилевскийтеория культурно-исторических типов

II

За 1500 лет каждый из 13 «культурно-исторических типов» проходит стадии: этнографическую, создания государства, творческую - и приходит к естественному концу.

К.Маркс и Ф.Энгельс, теория ОЭФ (линейно-стад.)

Противоречие в развитии ПС и ПО приводит к смене ОЭФ

М.Вебер, «Протестант-ская этика»

I

На смену традиционному приходит харизматическое, а затем рациональное общество, построенное по требованиям разума.

М.Блок, Л.Февр, школа «Анналов»

III

Культура является самостоятельным фактором, развивается по собственным законам и во многом определяет развитие общества. Ввели понятие «менталитет».

XX

А.Тойнби, концепция круговорота цивилизаций

IV

Каждая цивилизация имеет свой жизненный цикл, проходит в своем развитии фазы - возникновения, роста, надлома и распада. Причина генезиса цив-ции - ответ на вызов, поставлен-ный перед обществом.

Концепция модернизации,

теория «эшелонов»

Развитие общества определяется уровнем развития науки и техники.

Л.Н.Гумилев, пассионарная теория этногенеза

История человечества - история развития и взаимодействия этносов.

Аналитический (практический) блок.

а) Учащимся предъявляется на доске (или на экране) пустая Итоговая таблица, после чего дается задание обсудить в новых группах, а затем заполнить ее, а также прикрепить в нужном месте пиктограммы на линии времени.

б) Представление работы групп: заполненная таблица и расстановка пиктограмм на линии времени на доске.

Выполненное задание может выглядеть следующим образом:

Всемирно-историческое направление

Культурно-историческое направление

Различия

История всего человечества - это единый процесс поступательного развития от низшего к высшему. Все народы, одни раньше, другие позже, неизбежно проходят через одни и те же ступени развития.

История человечества представляет собой не однонаправленный линейный процесс, а историю отдельных цивилизаций. История не есть развитие единого человечества, а развитие сосуществующих или сменяющих друг друга культур.

История подчиняется определенным законам, и законы эти, как и законы природы, в принципе познаваемы.

Каждая цивилизация имеет завершающийся цикл развития: она рождается, достигает расцвета и гибнет.

Общее

Каждая цивилизация проходит свой цикл развития, на ее место приходит новая, впитавшая в себя достижения предшествующих культур, а все вместе они составляют линию развития единой человеческой цивилизации.




XIX XX




Работа с понятийным аппаратом (задание для учащихся по итогам рассмотрения темы): разделите перечисленные понятия на два столбца – что относится к основным, а что – к вспомогательным историческим дисциплинам. Можно дополнить список терминов в одном и другом столбце таблицы, основываясь на имеющихся исторических знаниях.

Регионоведение, архивоведение, хронология, страноведение, новейшая история, история дипломатии, сфрагистика, история политических учений, историография, дипломатика.

Основные

Вспомогательные

Регионоведение, страноведение, новейшая история, история дипломатии, история политических учений

архивоведение, хронология, сфрагистика, историография, дипломатика

Дискуссия на тему «Почему единой исторической концепции до сих пор не существует?»

Почему создаются исторические концепции? Как это связано с функциями истории, с моральными ценностями? Как с течением времени меняется количество исторических концепций? Какие факторы влияют на создание новых исторических концепций? Какое направление стало развиваться раньше? Почему цивилизационный подход получил свое развитие только в XIX веке? Какие сильные и слабые стороны вы видите в концепциях поступательного развития? В цивилизационных концепциях? Возможно ли создать единую концепцию? Может ли история считаться наукой? Существует ли исторический прогресс человечества?





IV. Заключительная часть.

Подведение итогов (обобщение):

История – сложная, разветвленная, комплексная наука, тесно связанная с науками всех циклов, использующая их достижения. Собственно история как наука включает в себя основные, подразделяющиеся на группы в зависимости от способа классификации, и вспомогательные исторические дисциплины, включающие общие и специальные. Поскольку объектом истории является прошлое человечества, а предметом - закономерности развития общества, прошлого и их фрагментов, которые изучаются также людьми, история как наука неизбежно субъективна.


Необходимость изучения истории напрямую связана с ее функциями в обществе. Изучение истории способствует формированию как отдельной личности, так и общества в целом, а также нравственному прогрессу человечества. Знание истории расширяет кругозор, развивает интеллект, помогает правителям избегать прошлых ошибок и прогнозировать будущее.


Для удобства изучения историки делят прошлое на определенные периоды, опираясь на общепринятую в научном мире хронологию, однако исследования в этой области не закончены, и существует многообразие мнений.


В связи с общим научно-техническим прогрессом в XIX веке появилась тенденция научно осмыслить и историю, что породило множество исторических концепций, относящихся к двум основным направлениям: всемирно-историческому и культурно-историческому. Противоречия между ними не так уж велики и связаны с различием в объектах исследования. Если человечество в целом развивается по восходящей линии от низшего к высшему, то каждая цивилизация проходит свой цикл развития. Применительно к современному миру, всё человечество переходит от традиционного общества к индустриальному и постиндустриальному, но каждая цивилизация осуществляет этот переход по-разному, в зависимости от особенностей своего развития.


Учащимся в конце занятия дается возможность сделать собственные выводы по рассмотренной теме. Они могут поместить их на Линии идей. В конце урока оценивается работа групп и участие в дискуссии, кроме того, учащиеся сдают на проверку заполненные схемы.


Рефлексия

- Что вас больше всего удивило на уроке?

- Какая информация была для вас наиболее полезной? Поясните свою точку зрения.

- Чему вы научились на занятии?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!