СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводный урок русского языка в 7 классе "Русский язык как развивающееся явление"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок по русскому языку "Язык как развивающееся явление" поможет настроить ребят на изучение курса русского языка 7 класса. Файл содержит презентацию, на уроке использую задание заполнить клоуз-тест по стихоттворению А. П. Сумарокова о русском языке, притчу об Эзопе

Просмотр содержимого документа
«Вводный урок русского языка в 7 классе "Русский язык как развивающееся явление"»

Язык —  развивающееся  явление С началом нового учебного года!

Язык — развивающееся явление

С началом нового учебного года!

Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь…  Язык идет вместе с жизнью народа…  В. Г. Белинский

Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь… Язык идет вместе с жизнью народа…

В. Г. Белинский

В Древней Руси…

В Древней Руси…

Периоды развития русского языка Выделение восточнославянского (древнерусского) языка из общеславянской общности и дробление на три отдельных языка (белорусский, русский, украинский) (VI—VII — XIV вв.). XV—XVII века. Распад единого восточнославянского языка. С XVIII века говор Москвы лёг в основу начавшего формироваться в XVII в. русского национального языка.

Периоды развития русского языка

  • Выделение восточнославянского (древнерусского) языка из общеславянской общности и дробление на три отдельных языка (белорусский, русский, украинский) (VI—VII — XIV вв.).
  • XV—XVII века. Распад единого восточнославянского языка.
  • С XVIII века говор Москвы лёг в основу начавшего формироваться в XVII в. русского национального языка.
В Древней Руси… Литературные (нецерковные) сочинения, которые использовали письменность Кирилла и Мефодия, стали появляться к концу XI века. « Слово о законе и благодати » (1051), « Поучение Владимира Мономаха » (1096) « Повесть временных лет » (1113), « Сказание о Борисе и Глебе », «Житие Феодосия Печорского», и « Слово о полку Игореве » (1185—1188), причём уже последнее написано с яркими признаками черниговского-курского диалекта, который лёг в основу современного русского языка. 

В Древней Руси…

Литературные (нецерковные) сочинения, которые использовали письменность Кирилла и Мефодия, стали появляться к концу XI века.

  • « Слово о законе и благодати » (1051),
  • « Поучение Владимира Мономаха » (1096)
  • « Повесть временных лет » (1113),
  • « Сказание о Борисе и Глебе »,
  • «Житие Феодосия Печорского», и
  • « Слово о полку Игореве » (1185—1188),

причём уже последнее написано с яркими признаками черниговского-курского диалекта, который лёг в основу современного русского языка. 

Московский письменный язык Лаврентий Иванович   Зизаний  (Тустановский)   (начало 17 в.) Мелетий  Смотрицкий    (середина 17 в.) Максим Грек    (Середина 17 в.) Василий Кириллович Тредиаковский    (начало 18 в.) Василий Евдокимович  Адодуров    (конец 18 в.) Московский приказный язык, почти свободный от  церковнославянизмов ,  к началу XVII века достиг большого развития.

Московский письменный язык

  • Лаврентий Иванович   Зизаний (Тустановский)  (начало 17 в.)
  • Мелетий Смотрицкий   (середина 17 в.)
  • Максим Грек   (Середина 17 в.)
  • Василий Кириллович Тредиаковский   (начало 18 в.)
  • Василий Евдокимович Адодуров   (конец 18 в.)

Московский приказный язык, почти свободный от  церковнославянизмов , к началу XVII века достиг большого развития.

При Петре Первом…

При Петре Первом…

Реформы М.В.Ломоносова В  1739  г. написал «Письмо о правилах российского стихотворства».  разработал стилистическую систему русского языка  —  теорию трёх стилей  (книга «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке»). 

Реформы М.В.Ломоносова

  • В  1739  г. написал «Письмо о правилах российского стихотворства». 
  • разработал стилистическую систему русского языка  —  теорию трёх стилей  (книга «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке»). 

Реформы М.В.Ломоносова «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда ещё не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть»

Реформы М.В.Ломоносова

«Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда ещё не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть»

XIX век  Николай Михайлович Карамзин Александр Сергеевич Пушкин Александр Христофорович Востоков

XIX век

  • Николай Михайлович Карамзин
  • Александр Сергеевич Пушкин
  • Александр Христофорович Востоков

Александр Сергеевич Пушкин  Первое напечатанное стихотворение А. С. Пушкина (журнал    Вестник Европы , 1814, № 13)

Александр Сергеевич Пушкин

Первое напечатанное стихотворение А. С. Пушкина (журнал   Вестник Европы , 1814, № 13)

XX век: реформы русского языка Орфографические реформы 1917—1918 - успешна 1930  1956 - успешна 1964  Первоначально поддерживаемая большевиками идея перевода русского языка на латинский алфавит не оказывается реализована из-за личного вмешательства И. В. Сталина.

XX век: реформы русского языка

Орфографические реформы

  • 1917—1918 - успешна
  • 1930 
  • 1956 - успешна
  • 1964
  • Первоначально поддерживаемая большевиками идея перевода русского языка на латинский алфавит не оказывается реализована из-за личного вмешательства И. В. Сталина.
Перед вами стихотворение  русского поэта XVIII века   А лександра П етровича Сумарокова . Язык … сладок, чист, и пышен, и …; Но скупо вносим … в него … склад; Так, чтоб … его нам не бесславить, Нам должно весь свой склад хоть несколько … . Не нужно, чтобы … над рифмами потеть, А … писать потребно всем … .  

Перед вами стихотворение русского поэта XVIII века А лександра П етровича Сумарокова .

Язык … сладок, чист, и пышен, и …;

Но скупо вносим … в него … склад;

Так, чтоб … его нам не бесславить,

Нам должно весь свой склад хоть несколько … .

Не нужно, чтобы … над рифмами потеть,

А … писать потребно всем … .

 

А лександр П етрович Сумароков Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат ; Но скупо вносим мы в него хороший склад; Так, чтоб незнанием его нам не бесславить, Нам должно весь свой склад хоть несколько   поправить . Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть, А правильно писать потребно всем уметь .  

А лександр П етрович Сумароков

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат ;

Но скупо вносим мы в него хороший склад;

Так, чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам должно весь свой склад хоть несколько поправить .

Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,

А правильно писать потребно всем уметь .

 

Иван Алексеевич  Бунин (1870-1953)  Русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года.   (Из Википедии)

Иван Алексеевич Бунин

  • (1870-1953) 
  • Русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года.

(Из Википедии)

слово Молчат гробницы, мумии и кости, —  Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте,  Звучат лишь письмена. И нет у нас иного достоянья!  Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,  Наш дар бессмертный — речь.  И. А. Бунин

слово

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

И. А. Бунин

ЯЗЫК и его единица – СЛОВО – величайший дар, которым владеет человек. Это главное достояние народа, благодаря которому люди общаются, получают информацию о прошлом и настоящем, создают культуру.

ЯЗЫК и его единица – СЛОВО – величайший дар, которым владеет человек. Это главное достояние народа, благодаря которому люди общаются, получают информацию о прошлом и настоящем, создают культуру.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!