СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык как развивающееся явление. Вводный урок в 7 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждое слово языка, каждая его форма есть результат

мысли и чувства человека, через которые отразилась

в слове природа страны и история народа (К. Ушинский).

Просмотр содержимого документа
«Русский язык как развивающееся явление. Вводный урок в 7 классе.»

Русский язык как развивающееся явление.

Вводный урок в 7 классе.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: лекция.

Цели:

1)Познакомить учеников со структурой учебника и рабочей программой.

2) Дать понятие о языковых семьях и о славянской группе языков.

3)Ввести понятие литературная норма, проследить изменение, развитие языка.

4)Развивать навыки монологической речи.

5) Воспитывать любовь к русскому языку, культуру речи.

Оборудование: компьютер, толковый словарь.

Учебник: Русский язык 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений»/ под ред. Баранова М.Т. – М.: Просвещение, 2008

Термины: эпиграф, литературная норма, архаизмы, заимствованные слова, неологизмы.

Каждое слово языка, каждая его форма есть результат

мысли и чувства человека, через которые отразилась

в слове природа страны и история народа (К. Ушинский).


Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь… Язык идет вместе с жизнью народа… (В.Белинский).



Ход урока

1. Знакомство с учебником

Слово учителя: Добрый день, ребята! Поздравляю вас с новым учебным годом, желаю успехов и новых побед!

Итак, в этом году мы с вами продолжим изучать морфологию и орфографию. Познакомимся с новыми для вас частями речи – причастием и деепричастием, категорией состояния.

Как видите, учебник под редакцией тех же авторов, так что его структура вам знакома.

Беседа:

1) Какие обозначения есть в учебнике?( с.2) Где мы найдем памятки разборов? (с.210).

2) Что такое орфограмма? Где мы можем посмотреть орфограммы, изученные в 5-6 кл? (форзац)

3)Где мы можем посмотреть написание неизвестного слова? А если мы не знаем его толкование? (орфографический словарь, толковый словарь).

4) Какие орфографические и толковые словари вы знаете? (демонстрация имеющихся словарей учителем).

5) Как вы найдете в учебнике нужную тему или нужный раздел? (с помощью содержания).

2. Изучение нового материала.

1. Знакомство с эпиграфом.

Ребята, прочитайте два высказывания Ушинского и Белинского.

1) О чем эти высказывания? (язык меняется постоянно, меняется вместе с народом, язык и народ неразрывно связаны между собой, нет языка – нет народа, нации).

2) Что вы знаете об авторах высказывания?

Ушинский Константин Дмитриевич (1823-1871) – русский педагог, основоположник научной педагогики в России.

Белинский Виссарион Григорьевич(1811-1848) – русский мыслитель, критик.

3) Эти высказывания – эпиграфы к нашему уроку. Что такое эпиграф?

Эпиграф - предпосланный произведению или его части текст, которым автор поясняет, выражает свой замысел, свою цель, ведущую идею. Помещается в верхнем правом углу. В кавычки эпиграф не заключают, так как он выделен самим положением. (Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник: [электронное издание]. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.).

2. Работа с учебником.

Слово учителя: В мире насчитывается примерно 3000 языков. Цифра неточная, так как не всегда ясно, что перед нами – два разных языка или наречия одного. Языки, произошедшие от общих предков, являются родственными. Выделяют несколько языковых семей, самая большая из них – индоевропейская. В эту семью входит славянская группа. До V-VI в. Нашей эры был один общеславянский язык, затем он распался на много разных языков, которые и образовали эту славянскую группу.

А) Читаем текст упражнения 1 и заполняем таблицу.

Славянская группа

Восточнославянские языки

Западнославянские языки

Южнославянские языки

Русский

Украинский

Белорусский

Польский

Чешский

Словацкий


Болгарский

Сербскохорвацкий

Словенский

Македонский




Б) Работаем с упражнением 2 по заданию.

- Почему славянские языки называют родственными?

(Родство языков проявляется в звучании, общности корней, суффиксов, приставок, грамматических значений и форм).

Русский язык

Украинский язык

Белорусский язык

ночь

нiч

ноч

голова

голова

галава

сон

сон

сон

день

день

дзень

3. Лекция с элементами беседы.

Итак, все в природе меняется, развивается. Меняется культура, появляется новая техника, меняется сам человек. Язык тоже меняется. Ведь это живое явление. Он живет, формируется и может даже умереть, как это случилось с латинским и древнегреческим языками. Их называют мертвыми. Но как ничто в природе не исчезает бесследно, так и языки древних языков сохраняются в языках существующих. Многие слова имеют латинские и древнегреческие корни.

Например, корен «гео» (греч. «земля»), лог (греч логос - «слово»).

-Вспомните слова с этими корнями? (география, геология, геометрия, филолог, логопед и т.п.).

-А такие слова как телевизор, мобильник, процессор, интернет. Этих слов совсем недавно в русском языке не было. Это заимствованные слова. Они появились совсем недавно вместе с новыми явлениями нашей жизни. Такие слова называются неологизмами.

Неологизм –( греч., от neos «новый», и logos «слово») новые слова, входящих во всеобщее употребление.

- Какие еще новые слова вам известны?(дискета, флешка и т.д.)

- Как вы думаете, почему появились неологизмы? (Образуются новые явления, появляется необходимость дать этим явлениям название).

Новые слова часто с трудом приживаются в русском языке. Например, когда –то слово «промышленность» и «общество» были неологизмами. Их ввел в язык Н.М. Карамзин. Еще раньше в русский язык вошли слова «компас», «гавань» и «матрос», они вошли в употребление при Петре I.

Иногда давно знакомые слова приобретают новое значение. Так произошло, например, со словом «спутник».

- Что значит слово спутник?

Изначально спутник – тот, кто совершает путь, едет или идет вместе с кем-либо. В XX веке у слова появилось новое значение – космический летательный аппарат. Это связано с освоение космоса. Именно в таком значении слово «спутник» и переняли другие языки мира.

Жизнь меняется, а значит и исчезают понятия, бытовавшие прежде. Кто знает, что такое конка, ям, ликбез? (Ответы дети смотрят в толковом словаре).

Конка - общественный транспорт в к. XIX – н. ХХ вв., представляющий собой специальный вагон, движущийся по рельсам, который тянут лошади.

Ям - почтовая станция.

Ликбез- 1. Ликвидация безграмотности 2.перен. Сообщение самых необходимых, начальных сведений о чём-н., обучение элементарным навыкам.

-Как называются слова, вышедшие из употребления, устаревшие? (Архаизмы – греч. archaismos, от archaios старый, древний).

Вывод: Развиваясь, язык постепенно меняется, и в этих изменения участвует каждый говорящий на русском языке. Поэтому от нас зависит, каким будет наш родной язык.

-Что необходимо для того, чтобы сберечь язык, сохранить его красоту и величие? (говорить правильно, соблюдать литературные нормы).

Литературная норма-норма, определяющая образцовое употребление языковых средств.

4. Подведение итогов. Домашнее задание.

1) Что нового узнали на уроке?

2) Что понравилось, было интересным, что нет?

Домашнее задание: упражнение 6, написать сочинение – рассуждение на тему русский язык «живой, как жизнь».






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!