СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводный урок литературы в 9 классе Литература как искусство слова и ее роль в жизни человека

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок литературы в 9 классе

Литература как искусство слова и ее роль в жизни человека

Просмотр содержимого документа
«Вводный урок литературы в 9 классе Литература как искусство слова и ее роль в жизни человека»

Вводный урок литературы в 9 классе

Литература как искусство слова и ее роль в жизни человека



Планируемый результат

Предметные умения

- расширение объема знаний по литературе,

- выявление заложенных в произведениях литературы вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- восприятие текста литературного произведения,

- владение элементарной литературоведческой терминологией;

- нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений,

- умение вести диалог;

-создавать устные монологические высказывания разного типа;

- формулирование собственного отношения к произведению,

- получение опыта метапредметной деятельности.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий





Урок - лекция

Ход урока

1. Что такое литература?

Литература –

1. Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.

2. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. Совокупность произведений такого вида искусства.

3. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой – либо отрасли знания, к какому – либо вопросу.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000

- Какое определение подходит нашему сегодняшнему разговору?

2. История возникновения термина «литература».

Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения). Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).

Источник: http://www.litdic.ru/literatura/ .

3. Эпиграф урока (записывается в тетрадь).

Литература – это исповедь,
Под видом исповеди – проповедь,
Для тех, кто ненавистен – отповедь,
Для всех, кого любишь, заповедь.

Л. Ошанин

Словарная работа:

Исповедь

  1. Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан).

  2. перен. Откровенное признание кому-л. в чем-либо.

Про́поведь

    1. Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.

    2. перен. разг. Наставление, нравоучение.

    3. Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией.

    4. перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей.

    5. Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы

Отповедь

  1. Строгое и неодобрительное возражение, выговор.

  2. устар. То же, что: ответ.

 За́поведь.

  1. Религиозно-нравственное предписание; изречение, содержащее такое предписание.

  2. перен. Непреложное предписание, повеление; строго обязательное правило поведения.

- Объясните смысл эпиграфа.

4. Цели изучения литературы в школе:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

5. Задание по группам. Каждой группе дается несколько высказываний, смысл которых после обсуждения они должны объяснить всем.

Задание для 1 группы

Общество находит в литературе свою действитель­ную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. В. Г. Белинский

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Франческо Петрарка

Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют.

Екатерина II


Задание для 2 группы

Литература  это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго

Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать. Бэкон Фрэнсис


Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела.  Джозеф Аддисон


Задание для 3 группы

Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же — и при десятом. Гораций

Язык есть исповедь народа,

Его душа и быт родной. П. А. Вяземский

Книга - такое же явление жизни, как человек, она - тоже факт живой, говорящий, и она менее "вещь", чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком.  Максим Горький

Задание для 4 группы

Литература, в которой не бьется тревога совести,— это уже ложь. Д. Лихачев

Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью. Д. Лихачев

Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом — стала щитом ее единства, щитом нравственным.  Д. С. Лихачев

6. Периодизация русской литературы

Устное народное творчество до XI века

Древнерусская литература XI – XVIII в

Литература XVIII века

Литература XIX века

Литература ХХ века

Новая русская литература

Курс «Родная (русская) литература» состоит из 8 разделов (модулей):

  1. Мир детства

  2. Нравственность

  3. Человек и семья

  4. Рождественские рассказы

  5. Человек и природа

  6. Мама

  7. Человек и искусство

  8. Человек и война



Домашнее задание:

Написать сочинение – рассуждение по одному из предложенных высказываний.

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Франческо Петрарка

Литература  это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго

Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела.

 Джозеф Аддисон






Родная (русская) литература. 9 класс.

Тема занятия (модуль «Мир детствая» (миниатюры Юрия Куранова).

Ознакомить учащихся с понятием «миниатюра»; познакомиться с новыми именами в литературе и их произведениями; научить их применять полученные знания в различных видах деятельности на уроках литературы.

Задачи :



Обучающие:

  • Научиться анализировать небольшие тексты(тематика; идея; делать выводы)

  • Сформировать навык нахождения проблемы в художественном тексте.

  • Начать выработку умения подбирать ассоциации к именам существительным, отрабатывать умения и навыки частичного анализа небольшого произведения.



Развивающие:

  1. Формирование умения сравнивать тексты разных писателей.

  1. Формировать умение делать выводы о роли деталей в тексте, обобщать изучаемые литературные факты и понятия.

  2. Развивать монологическую речь уч-ся и навык выразительного чтения лирических текстов.

  3. Развивать познавательный интерес уч-ся к литературе и художественному творчеству.

  4. Развитие творческих способностей в соединении с техническими средствами.



Воспитательные:

  1. Осознанное прочтение русской и зарубежной литературы.

  2. Выявление проблематики в текстах известных писателей.

  3. Воспитывать любовь к чтению, учить уч-ся видеть красоту языка.



Оборудование:

1.Тексты с произведениями Юрия Куранова.

2.Принадлежности для рисования ( краски, кисти, бумага).

3.Рабочая тетрадь по литературе.

1 Блок. «Организация мастерской».

Деление учеников на 2 группы (по выбору зелёная карточка – Юрий Куранов, красная карточка – Пауло Куэльо).

1 гр. – ищет информацию на ноутбуке о писателе Юрии Куранове;

2 гр. – ищет информацию о писателе Пауло Куэльо.

  • - Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня? Какова цель нашей работы? Постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской?

  • - Почему наше занятие будет носить название мастерская? ( Мы будем чему-то учиться, а, может быть, что-то и сами смастерим, сделаем, создадим).

  • - Девиз нашего урока : «МЫ ТВОРЦЫ!». Итак, вперёд!



2.Блок «Изучение нового материала».

  • Ребята, сейчас мы прикоснёмся к творчеству писателей известных, знаменитых и неповторимых

  • Юрий  Куранов

Родился 5 февраля 1931 г. в Ленинграде в семье художников. Вместе с родными испытал все тяготы ГУЛАГа. Школу закончил в г. Норильске. В 1950-1953 гг. учился на историческом факультете Московского государственного университета, в 1954-1956 гг. - на сценарном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии. В эти годы Ю. Н. Куранов пишет стихи, рассказы, повести. Первые стихи были напечатаны в 1956 г. Тогда же он знакомится со своим любимым писателем К. Г. Паустовским, который определил его судьбу.

В 1957 г. переезжает в костромские края, где обретает свою литературную родину. Первые его рассказы опубликованы в 1959 г., а первая книга - в 1961 г.

С 1959 по 1981 г. постоянно живет в деревне, сначала в костромском селе Пыщуг, а с 1969 г. - в псковском селе Глубокое. Впечатления тех лет легли в основу его произведений и закрепили за ним репутацию мастера русской лирической прозы.

В 1982 г. первым в художественной литературе показал драму «неперспективных» деревень, написав документальный роман-исследование «Глубокое на Глубоком». Но эта книга вызвала гнев у руководства Псковской области, из-за чего Ю. Н. Куранов вынужден был переехать в Светлогорск Калининградской области, где продолжил свою литературную работу.

Руководил светлогорским поэтическим клубом «Голубой простор». Стоял у истоков областного журнала «Запад России», был его постоянным автором и членом редакционной коллегии.

В 1991 г. был среди создателей нового демократического Союза писателей России. Тогда же Ю. Н. Куранов стал лауреатом первой литературной премии демократической России.

В 2000 г. получил областную профессиональную премию «Признание» в области литературы.

Ю. Н. Куранов входил в десятку лучших писателей доперестроечной России. Имя писателя включено в российские литературные энциклопедии и словари.

Книги Ю.Н. Куранова издавались в Чехословакии, Болгарии, Польше, в США, в других странах. Его произведения неоднократно включались в антологии русской прозы, изданные за рубежом.

В последние годы свои духовные стихи Ю. Н. Куранов печатал под псевдонимом Георгий Гурей.

С 1962 г. - член Союза писателей СССР.

Скончался 11 июня 2001 г. в Светлогорске. На доме, где жил Ю. Н. Куранов, 5 февраля 2005 г. установлена памятная доска.

Мы познакомились с краткими данными прекрасных писателей, один из которых Юрий Куранов является нашим земляком. Давайте прочитаем небольшие рассказы Ю.Куранова и П.Куэльо.(Прочтение рассказов)

Юрий Куранов.

Мастерская слова: значение слова «Чудо».

 ср.

  1. Явление, противоречащее законам природы и не объяснимое ими, но возможное – по суеверным представлениям – вследствие вмешательства потусторонней силы.

  2. Нечто небывалое, сверхъестественное, фантастическое.

 предикатив

  1. Оценка кого-л., чего-л. как чудесного, прекрасного, удивительного, замечательного; соответствует по значению сл.: поразительно, на удивление хорош.



                1. Подберите 5-6 ассоциаций к слову «чудо».

Ученики, подбирая слова-ассоциации, рисуют .

  1. Подберите 5-6 определений к слову «чудо».

Ученики продолжают строчку (стихотворно): «Когда ко мне приходит чудо…»

3. Подберите 5-6 глаголов к слову «чудо».



Миниатюры Юрия Куранова.

Обратимся к тексту миниатюры «Весенний звездопад» Юрия Куранова.

Весенний звездопад.

Почки уже готовы, но листвы еще нет.

И с вечера пойдет ровный легкий апрельский дождь. Он повесит на каждой почке по серебряной прозрачной серьге. Серьги будут покачиваться от ветра и от собственной тяжести, и свет переливаться будет в них полновесно и прозрачно. Так серьги превратятся в звезды.

Ночью при тучном и властном сиянии луны звезды будут капать с той молоденькой березки в темную, в бездонную воду озера. И будут медленно тонуть там во мраке, кружась, вращаясь, но не растрачивая света.

Так под березой к утру светиться будет уже глубокое таинственное облако звезд, такое светящееся и вытянутое конусом.

До рассвета, пока не встанет солнце.



Вопросы (по тексту).

-О каком явлении идёт речь в миниатюре?

- А почему автор называет его «Весенний звездопад»?

-Как происходит превращение? (Капли – серьги – звёзды).

- Что здесь необычного, чудесного? (Ничего).

- Почему тогда так завораживает картина? (Всё дело в том, КАК автор описывает это явление).

- Какие из известных вам тропов вы выписали?

Метафоры: серьга, звёзды, облако, мрак.

Олицетворения: дождь повесил серьги, встанет солнце.

Эпитеты: переливается полновесно и прозрачно, тучное и властное сияние, молоденькая берёзка, медленно тонуть, глубокое и таинственное облако, светящееся.

- На какую особенность сразу обращаешь внимание? (Эпитеты появляются, когда речь идёт о звёздах).

- Почему автор обращается к тропам, чтобы рассказать о хорошо знакомом явлении? (Чтобы сделать картину более зримой).

Однако, кроме тропов, которые делают картину зримой, автор использует ещё одно средство. Какое?



Чтение миниатюры «Царевна» Юрия Куранова.

Царевна.

Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась лягушка. Она целыми днями сидела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое ведро.

Однажды Митек направился к колодцу за водой и заметил, что кто-то прыгнул к ведру. Митек сначала испугался, но потом взял кирпич и стал подкрадываться к ведру. Он подкрался, опрокинул ведро ногой и увидел на земле лягушку. Бежать лягушке было некуда, она припала к земле и, не мигая, уставилась на Митька большими печальными глазами.

Митек опустил руку с кирпичом. Ему вдруг вспомнилась одна сказка. В сказке говорилось о том, как Иван-царевич спас молодую царевну, которую злой Кащей превратил в лягушку. Митек потоптался на месте и тихо сказал:

-- Не бойся.

Постоял немного и спросил:

-- Ты царевна?

Лягушка все так же смотрела на него черными круглыми глазами и быстро задвигала белесоватым мешочком ниже подбородка, словно силилась что-то сказать.

-- А ты когда расколдуешься? — спросил Митек.

Лягушка опять задвигала белесоватым мешочком.

— Ладно, молчи, — сказал Митек. — Вот я подрасту, тогда мне все и расскажешь. А сейчас пока живи у колодца или вон под крыльцом.

Митек бросил кирпич, накачал из колодца воды, обернулся, чтобы идти домой, и замер. На том самом месте, где сидела лягушка, стояла перед ним девочка. Она была чуть пониже Митька, беленькая, остроносая, в коротеньком красном платье и с ведерком в руке. Митек быстро оглядел вокруг девочки землю — лягушки не было.

-- Ты что, уже расколдовалась? — спросил Митек.

-- Когда? — удивилась девочка.

-- Когда? Сейчас.

-- Нет, я только переоделась с дороги.

-- Ничего себе — переоделась, -- протянул Митек. -- Чего же нам теперь делать?

-- Ничего, дай мне воды набрать, — ответила девочка.

Митек отошел в сторону и спросил:

-- А какая ты царевна?

-- Не знаю, — ответила девочка.

Она набрала воды и пошла к воротам.

-- Ты куда же? — крикнул Митек.

-- Домой, — ответила девочка. — Мы теперь здесь живем, рядом. Сегодня переехали. Да вот пол надо вымыть.

Она медленно ушла за калитку, неосторожно поплескивая на ходу воду из ведра.



Вопросы (по тексту миниатюры).

- О чём произведение? Почему Куранов назвал её «Царевна»?

- В чём её отличие от других миниатюр Куранова? (Здесь есть сюжет).

- Что важно для сюжета? (Участники, время, пространство, события).

- Участники: кто главный герой, другие действующие лица? (Записать).

- Время: когда происходят события?

- Пространство: выпишите слова, которые заполняют пространство миниатюры.

- Что в них необычного?

- А в чём чудо? (В событии).

- Что произошло на самом деле? А для кого это чудо произошло?









Ю. Куранов



ЦАРЕВНА

Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась лягушка. Она целыми днями сидела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое ведро.

Однажды Митек направился к колодцу за водой и заметил, что кто-то прыгнул к ведру. Митек сначала испугался, но потом взял кирпич и стал подкрадываться к ведру. Он подкрался, опрокинул ведро ногой и увидел на земле лягушку. Бежать лягушке было некуда, она припала к земле и, не мигая, уставилась на Митька большими печальными глазами.

Митек опустил руку с кирпичом. Ему вдруг вспомнилась одна сказка. В сказке говорилось о том, как Иван-царевич спас молодую царевну, которую злой Кащей превратил в лягушку. Митек потоптался на месте и тихо сказал:

- Не бойся.

Постоял немного и спросил:

- Ты царевна?

Лягушка все так же смотрела на него черными круглыми глазами и быстро задвигала белесоватым мешочком ниже подбородка, словно силилась что-то сказать.

- А ты когда расколдуешься? - спросил Митек.

Лягушка опять задвигала белесоватым мешочком.

- Ладно, молчи, - сказал Митек. - Вот я подрасту, тогда мне все и расскажешь. А сейчас пока живи у колодца или вон под крыльцом.

Митек бросил кирпич, накачал из колодца воды, обернулся, чтобы идти домой, и замер. На том самом месте, где сидела лягушка, стояла перед ним девочка. Она была чуть пониже Митька, беленькая, остроносая, в коротеньком красном платье и с ведерком в руке. Митек быстро оглядел вокруг девочки землю - лягушки не было.

- Ты что, уже расколдовалась? - спросил Митек.

- Когда? - удивилась девочка.

- Когда? Сейчас.

- Нет, я только переоделась с дороги.

- Ничего себе - переоделась, - протянул Митек. - Чего же нам теперь делать?

- Ничего, дай мне воды набрать, - ответила девочка.

Митек отошел в сторону и спросил:

- А какая ты царевна?

- Не знаю, - ответила девочка.

Она набрала воды и пошла к воротам.

- Ты куда же? - крикнул Митек.

- Домой, - ответила девочка. - Мы теперь здесь живем, рядом. Сегодня переехали. Да вот пол надо вымыть.

Она медленно ушла за калитку, неосторожно поплескивая на ходу воду из ведра.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!