СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводный урок «Физика – наука о природе»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление о физической науке, физических явлениях, методах физического познания – наблюдениях и опытах, о связях физики с техникой. Определение места физики, как науки. Умение различать физические явления и тела.  Значение познания мира через мышление.

Просмотр содержимого документа
«Вводный урок «Физика – наука о природе»»

Вводный урок «Физика – наука о природе»

Цель урока:

Дать учащимся представление о физической науке, физических явлениях, методах физического познания – наблюдениях и опытах, о связях физики с техникой. Определить место физики, как науки. Научить различать физические явления и тела. Показать значение познания мира через мышление. Развивать внимание и любознательность, представление о применении человеком физических знаний в быту и технике.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Демонстрации: примеры физических явлений (кипение воды, получение электрической искры с помощью электрофорной машины, скатывание шарика с наклонной плоскости, получение изображений с помощью линзы)

План изложения нового материала:

  1. Человек познает природу.

  2. Физика – наука о природе.

  3. Творцы физической науки.

  4. Связь физики с техникой.

  5. Физические явления. Примеры физических явлений.

  6. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный этап

Приветствие учащихся и учителя.

Прежде, чем окунуться в мир физики, давайте определимся с вами по соблюдению правил поведения в кабинете физики (вводный инструктаж по БЖ).

Рекомендации по принадлежностям при изучении предмета физика.

1. Учебники.

2. Тетради: 1) рабочая тетрадь по физике 1 шт.;

2) 2 тонкие тетради: для лабораторных работ и для контрольных работ.

2. Мотивационный этап

Начнём знакомство с миром физики с вопроса «Что изучает физика?»

Что изучает физика? - «Физика – это, прежде всего наука о природе, всё, что нас окружает!!!

Обернитесь вокруг и вы увидите обстановку кабинета: парты, столы, стулья, шкафы, окна, за окном шумит листва деревьев, синее небо, летают птицы, самолеты, дует ветер, идет дождь и т.д..… Это всё физика.

С детства мы с вами знаем что такое «горячо», что такое «холодно», что такое «мягкое» и что такое «жёсткое» или «твердое». Мы с Вами знаем, что чистое небо – синее, трава – зелёная, малина – красная, дыня - желтая и т. д. иными словами мы знаем много характеристик окружающего нас пространства, или окружающей нас природы. Ведь земля, вода, воздух, растения, животные, люди, и все предметы вокруг нас – это всё природа. И именно природу, её законы изучает физика.

Давайте просмотрим с вами видеофрагмент о природе (просмотр видео посредством проектора). Обсуждение видеофрагмента.

Физика является одной из древнейших наук. Древний человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела вся его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило засухи. Дожди поливали живительной влагой и вызывали наводнения; бедствия несли ураганы и землетрясения. Древние люди не знали причин их возникновения и приписывали разрушительные явления сверхъестественным силам. Постепенно люди начали понимать действительные причины природных явлений и их взаимосвязь. Так начали зарождаться науки о природе, одной из которых была физика.

В 4 веке д.н.э. древнегреческий учёный Аристотель ввёл понятие «физика». Слово «физика»в переводе с греческого означает «природа».

В русском языке это слово появилось в 18 веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову.

  1. Изучение нового материала

3.1.Взаимосвязь физики с другими науками

Не только физика является наукой, изучающей природу, но и география, биология, астрономия также изучают природу, однако они не дают какого – либо полного представления о структуре окружающего нас мира.

Так, география изучает климат, а физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д.

Биология изучает растения и животный мир, физика объясняет, к примеру, почему не болит голова у дятла, благодаря чему мы слышим…

Астрономия изучает звёзды, Солнце, планеты, а физика объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т.д.

Значит, из всего сказанного вытекает, что физика даёт полное представление о структуре окружающего мира. Физика позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, позволяет понять современную технику и развивать её дальше. Ведь не очень давно люди ездили на тарантасах, запряжённых лошадьми, жали рожь и пшеницу серпами, сидели при свете горящих лучин и только в сказках мечтали о различных волшебствах… И это волшебство случилось… и во сём этом мы должны быть благодарны физике!!!

Итак, что же такое физика? Запишем определение.

Физика – наука о природе и о физических явлениях, которые в ней происходят.

А физические явления – это изменения, происходящие в природе.


3.2. Изучение физических явлений

В природе происходят многие явления. Давайте попробуем с вами предсказать чем закончатся следующие события:

а) Если выпустить из рук тяжёлый предмет, то…

б) Если цветок не поливать, то …

в) Если сверкнула молния, то…

Явлений в природе огромное количество. Поэтому для того, что бы удобнее было их изучать, в физике используют определённую классификацию.

Делаем подзаголовок.


Классификация физических явлений:

1. К одним относят явления, связанные с движением либо взаимодействием тел. ( механическими явлениями).

Примеры: движение машин, течение воды в реках, движение воздушных масс (ветер) и т.д.


2. Ко вторым относят явления, связанные с электрическим током. (электрическими явлениями).

Примеры: потребление электроэнергии электроприборами, молния и т.д.


3. К третьим относят явления, связанные с магнитными свойствами тел. (магнитными явлениям)

Примеры: взаимодействие магнитов, магнитные бури и т.д.


4. К четвёртым относят явления, связанные со светом. (оптическими, или световыми явлениями)

Примеры: радуга, закат, цвет и т.д.


5. К пятым относят явления, которые связаны с теплом. (тепловыми явлениями)

Примеры: тепло от Солнца, узоры на окне в мороз и т.д.


6. К шестым относят явления, которые связаны со звуком. (акустическими явлениями)

Примеры: эхо, голос, тембр голоса, звуки природы, гром и т.д.


Основной задачей физики является изучение физических явлений, описание их особенностей и вывод общих законов.

Закон в физике – это доказанное утверждение, которое выявляет общие закономерности протекания физического явления в природе.

Так на примере взаимодействия тел можно установить законы реактивного движения. (сегнерово колесо, движение ракеты). А затем использовать эти законы: в сельском хозяйстве, в военном деле.


3.3. Физические термины

Любая наука использует свои специальные слова – научные термины. Так, физик, говоря о движении тел (машин, самолётов, мяча, планеты), обычно не считается с тем, что именно движется, т.к. для изучения механического движения это не существенно во многих задачах. Поэтому в этих случаях говорят о физическом теле, понимая под этим любой предмет.

Физическое тело – это каждое из окружающих нас тел.(мяч стол, ракета, карандаш, Земля, и т.д.)

Все объекты и физические тела являются материей. Всё что нас окружает материально. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Материя – всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.

(это объективная реальность, данная нам в ощущениях, которая фотографируется, копируется и отображается нашими органами чувств и существует независимо от нас)

Вещество – это материал, из которого состоят физические тела.

Другой вид материи – поле – существует не зависимо от нас(демонстрация магнитного поля с помощью постоянного магнита, электрического поля с помощью электрофорной машины – которые не возможно обнаружить при помощи органов чувств).


3.4. Методы исследования физического явления

Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого, собственно, и начинается физика. Философы и учёные Древней Греции (Архимед, Фалес Милецкий, Диоген, Пифагор и т.д.) в основном вели наблюдения.

Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку (Легенда об Архимеде).

Галилей, Ньютон, Торричелли, Паскаль, Цельсий, Ломоносов, Кельвин, Рихман, Попов, Капица, Циолковский, Жуковский, Курчатов, Королев, Келдыш и другие ставили опыты для постижения истины.

Чтобы проникнуть в суть вещей необходимы эксперименты (опыты).

Опыты проводятся учёными с определённой целью.

Во время опытов проводятся измерения с помощью специальных приборов физических величин. Примерами физических величин являются: расстояние, объём, скорость, температура.

По прошествую эксперимента выводят физический закон.

3.5. Связь науки и техники.

На конкретных примерах показано роль физики в жизни человека, науки и техники. Большой вклад в развитие физики внесли и ученые России.


  1. Закрепление изученного материала

1. Приведите примеры нескольких явлений природы?

2. Каких ученых-физиков вы знаете?

3. Что такое материя?

4. Приведите примеры связи физики с техникой?

5. Где применяются достижения физики?

  1. Домашнее задание

Подготовьте краткий рассказ об ученом-физике о физическом открытии.






5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!