СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Второстепенные члены предложения" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Второстепенные члены предложения" 5 класс»


Система уроков по русскому языку в аспекте требований ФГОС. Второстепенные члены предложения.

Технологические карты



Урок 48. «Второстепенные члены предложения. Дополнение»

5 класс

Составитель Е.Е.Горностаева , учитель русского языка и литературы МБОУ «Краснинская СОШ» Ленинск-Кузнецкого района.

Тип урока: комбинированный.

Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания о дополнении

Технологическая карта урока.


Тема

«Второстепенные члены предложения. Дополнение».


Планируемые результаты







Предметные : знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения, случаи возможного смешения подлежащего и дополнения, выраженного именем существительным в В.п. без предлога; уметь находить дополнения в предложении; разграничивать дополнение и подлежащее в В.п без предлога; верно обозначать дополнение как член предложения; распространять предложение дополнениями.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно члена общества.

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Основные

понятия

Второстепенные члены предложения, дополнение.

Межпредметные связи

Литература

Ресурсы:

основные

дополнительные

УМК: Учебник по русскому языку для 5 класса - Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. 2014; Рабочая тетрадь по русскому языку : 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс»/ Е. А. Ефремова, 2014; Тесты по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др.


Организация пространства

Наблюдение за языком; создание проблемных ситуаций; фронтальная работа, индивидуальная, групповая работа.



Ход урока.


Технология

проведения


Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания

для учащихся

Планируемые

результаты УУД

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, создание эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на работу.

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Обеспечение положительного психологического настроя. Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!


Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и слышать другого.

Личностные: осознавать свои эмоции.

2..Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. . (5мин)


Цели: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Письменно выполняют эту работу. Затем проверяют по экрану.


Ответы:

  1. Синтаксис

  2. Пунктуация.

  3. Словосочетанием.

  4. Подлежащего и сказуемого; однородные члены предложения.

  5. Не является.

  6. Именным, глагольным, наречным.


Осуществляют проверку по эталону слайда.































Ребята устно добавляют слова к этому предложению.

Ребята отвечают и записывают это предложение.





1. Формулирует задание, выявляет степень усвоения учащимися учебного материала.

-Ребята, что необходимо сделать, чтобы дальше изучать строение предложения и словосочетания? Правильно. Повторить те понятия, которые мы изучили раньше.

Поэтому мы сейчас напишем терминологический диктант. На экране записаны определения понятий, а вы должны будете догадаться, о чём идёт речь и записать эти слова.

- Вы помните, что при выполнении заданий, вы можете пользоваться сигнальными карточками, если вдруг вам понадобится помощь (см. Приложение1)


- Стоп! Ст Стоп! Караул!

Материал не понят.


Вперёд!

Нет проблем!

Я всё понял(а), могу идти дальше.

Внимание!


Испытываю затруднения!

Справился с помощью учителя.









2. – А сейчас мы с вами поиграем в игру «Дополни предложение». Условия игры следующие: 1 человек придумывает коротенькое предложение, а вы, добавляя по 1 слову, делаете его более распространённым. Итак, начали.

-Какое предложение вам больше понравилось? Запишите его, пожалуйста.



1.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение, называется…

2.Правила употребления знаков препинания изучает…

3.Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически, называется…

4.Словосочетаниями не являются: сочетание … и …; …

5 Грамматическая основа предложения словосочетанием …

6.Словосочетание с главным словом именем существительным или именем прилагательным является…, с главным словом глаголом…, с главным словом наречием… .


(Синтаксис, морфология, фонетика, пунктуация,, словосочетанием, предложение, глагольным, подлежащего, сказуемого, однородные члены предложения, не является, именным, наречным)


















Задания по группам:

1 ряд – найти орфограммы

2 ряд – выписать словосочетания и разобрать их

3 ряд – дать характеристику

данного предложения

Регулятивные: уметь работать по плану, находить и исправлять ошибки, используя ИКТ.


Личностные: самоопределение в рамках деятельности


































Коммуникативные: адекватное отношение к ответам товарищей.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: контроль и саморегуляция своих действий.

3.Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели: организовать формулирование темы урока и постановку целей урока учащимися.

Записывают предложение, составляют его схему, показывая, как слова в предложении связаны друг с другом по смыслу.












Ребята отвечают, что это дополнение, т.к. в начальной школе об этом уже говорили и формулируют тему урока.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий.

Сегодня мы продолжим работу по разделу «Синтаксис».

- Какие предложения называются распространёнными? Давайте запишем предложение и разберёмся в его строении.

- На вопросы каких падежей отвечают второстепенные члены данного предложения?

-Как называется такой член предложения?

-Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?


Составить схему данного предложения:


Письмо брату мальчик пишет карандашом.

Мальчик пишет

/ |

брату | карандашом

письмо














Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: осознают недостаточность своих

знаний, определяют цель и задачи учебной деятельности. Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.

Физкультминутка

Выполняют элементарные физические упражнения.


Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

4. Введение новых знаний(10 мин.)

Цели: организация совместного открытия нового знания


Наблюдают, делают выводы.


Организует совместное открытие нового материала. Формулирует задание, организует восприятие задания учащимися.

Организует работу по теоретическому материалу п. 37

- Давайте посмотрим, от какого слова зависят эти второстепенные члены?

- Чем выражены?

- Что обозначают?

Чтение определения в учебнике, стр 83.


Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: уметь находить нужную информацию в в тексте, в учебнике.

5. Первичная проверка понимания.(7 мин.)

Цели: построение алгоритма деятельности по новой форме.

Восстанавливают текст, используя новые знания. Работают по плану. Осуществляют самоконтроль, корректируют недочеты.










Ребята высказывают свои предположения ( подлежащее – это предмет, который совершает действие).

Выявляет степень понимания нового материала. Организует правильное выполнение задания к упр.180, организует работу в группах, осуществляет контроль, корректирует.





Проблемная ситуация.

-Давайте запишем ещё одно предложении.

- А где здесь дополнение?

- Как его найти?


Задание 1.Распространить предложения дополнениями. Подчеркнуть главные члены предложения и дополнения. Указать падеж имён существительных.








Село украшает сад.

- Найдите в данном предложении подлежащее и дополнение.

Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его.

Личностные: оценивают содержание с эстетической позиции, осознают целостность мира и разнообразие взглядов на него, вырабатывают уважительное отношение друг к другу.


Регулятивные: контролируют учебные действия, работают по плану.


Познавательные: осуществляют операции анализа, сравнения, классификации.

6. Первичное закрепление(13мин.)

Цели: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи.

Выполняют задания, составляют предложения. Решают логическую задачу, анализируют, отбирают, аргументируют свои действия.

Предлагает задания. Дает комментарий, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу. Организует проверку.

Задание к упр.181. Выполните задание.

Рассмотрите рисунок, Вставьте в предложения подлежащие и дополнения. Дополнения подчеркните.


Коммуникативные: создавать устные и письменные тексты с помощью и самостоятельно.

Личностные: осознавать свои эмоции, проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах.

Регулятивные: работать со схемами, сверяясь с целью урока, оценивать способы достижения цели.

Познавательные: представлять информацию в разных формах: текст, схема, таблица, устанавливать аналогии для понимания закономерностей., использовать их в решении задач.

7.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.(2 мин.)

Записывают домашнее задание, уточняют цели его выполнения.

Комментирует домашнее задание, создает положительную мотивацию на его выполнению.

Д/З

  1. Выполни упр. 183 по заданию учебника.

  2. Подготовиться к диктанту по упр. 185 (у)

  3. $ 36, 37

Коммуникативные: используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей, учебник.

Личностные: выбирают, как поступить, осознавая свой выбор.

Регулятивные: определяют цель деятельности.

8.Рефлексия (подведение итогов занятия). (3мин.)

Цели: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


















Подводят итоги. Заканчивая фразу, рефлексируют.

-Давайте подведём итог сегодняшнему занятию.

-Какое значение имеет в предложении дополнение?

-Какими частями речи выражается дополнение?

-Какие падежи называются косвенными?

-Как отличить подлежащее и дополнение в В.п., если слово в этом падеже совпадает с И.п.?






Предлагает выразить свои впечатления от урока одним предложением, оценить себя.


















-Сегодня я узнал…

-Было интересно…

-Было трудно…

- Я выполнял задания…

-Я понял, …

-Теперь я могу…

- Мне понравилось…


Личностные: выбирают, как поступить, осознавая свой выбор.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.







Урок 49. « Определение» 5 класс


Составитель Е.Е.Горностаева , учитель русского языка и литературы МБОУ «Краснинская СОШ» Ленинск-Кузнецкого района.


Тип урока: комбинированный.

Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания об определении.

Технологическая карта урока.


Тема

«Определение»

Планируемые результаты







Предметные : знать определение второстепенного члена «определение», способы выражения , графическое его обозначение как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения дляболее выразительной передачи содержания высказывания.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Основные

понятия

Второстепенные члены предложения, определение, эпитет.

Межпредметные связи

Литература

Ресурсы:

основные

дополнительные

УМК: Учебник по русскому языку для 5 класса - Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. 2014; Рабочая тетрадь по русскому языку : 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс»/ Е. А. Ефремова, 2014; Тесты по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др.

Толковый словарь


Организация пространства

Наблюдение за языком; создание проблемных ситуаций; фронтальная работа, индивидуальная, групповая работа.



Ход урока.


Технология

проведения


Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания

для учащихся

Планируемые

результаты УУД

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, создание эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на работу.

.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Обеспечение положительного психологического настроя. Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.




Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и слышать другого.

Личностные: осознавать свои эмоции.

2..Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. . (5мин)


Цели: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Письменно выполняют эту работу. Затем проверяют по эталону слайда.


Самопроверка.















Ребята составляют предложение, чертят его схему.




1. Формулирует задание, выявляет степень усвоения учащимися учебного материала.

-Ребята, дома вы готовились к диктанту по упр.185. С какими орфограммами вам пришлось поработать?

- Давайте вспомним, как проверить безударную гласную в корне слова?

А непроизносимую согласную в корне?





2. - Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Рассыпанное предложение».

-Найдите дополнения в этом предложении. Дайте определение.

Проводится диктант по упр.185.


На экране восстановленный текст.














На экране вы видите набор слов. Ваша задача – составить предложение, записать его и составить схему по аналогии с прошлым уроком. Связать слова по смыслу с помощью вопросов.


Уходило, и, за, бросало, на, лучи, далёкое, земля, горизонт, последний, свой, солнце.


(Далёкое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи.)

Регулятивные: уметь работать по плану, находить и исправлять ошибки, используя ИКТ.


Личностные: самоопределение в рамках деятельности



Коммуникативные: адекватное отношение к ответам товарищей.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: контроль и саморегуляция своих действий.

3.Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели: организовать формулирование темы урока и постановку целей урока учащимися.








Находят значение этого слова в толковом словаре.

Реставрация (лат.) – восстановление


Ребята записывают текст с прилагательными.













Дети формулируют тему и цели урока.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий.

Сегодня мы продолжим работу по разделу «Синтаксис».

- Ребята, а вы знаете, кто такие реставраторы?

- Вот сейчас вам придётся поработать реставраторами.















- Чем мы сегодня займёмся на уроке?








Игра «Реставратор текста»


На экране текст без прилагательных:

Стоят дни осени. На небе вися облака. В воздухе плывут паутины. На ели уселась стайка дроздов.

- Чего не хватает в этом тексте?

( Стоят последние дни поздней осени. На синем небе висят белые облака. В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины. На высокой ели уселась стайка чёрных дроздов.)


- На какой вопрос отвечают эти второстепенные члены?

- Как они называются?




Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: осознают недостаточность своих

знаний, определяют цель и задачи учебной деятельности. Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.

Физкультминутка

Выполняют элементарные физические упражнения.


Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.



4. Введение новых знаний(10 мин.)

Цели: организация совместного открытия нового знания


Наблюдают, делают выводы.


Организует совместное открытие нового материала. Формулирует задание, организует восприятие задания учащимися.

Организует работу по теоретическому материалу п. 38

- Давайте посмотрим, от какого слова зависят эти второстепенные члены?

- Чем выражены?

- Что обозначают?

- А какой текст вам понравился больше? Почему?

- Какую роль играют определения в тексте?

Чтение определения в учебнике, стр. 86.


Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: уметь находить нужную информацию в в тексте, в учебнике.

5. Первичная проверка понимания.(7 мин.)

Цели: построение алгоритма деятельности по новой форме.

Работают с упражнением.









Выявляет степень понимания нового материала. Организует правильное выполнение задания к упр.186, организует работу в группах, осуществляет контроль, корректирует.

1 вариант – I

2 вариант - II





Задание 1.

Найти грамматическую основу и определения.








Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его.

Личностные:

Проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: контролируют учебные действия, работают по плану.


Познавательные: осуществляют операции анализа, сравнения, классификации.

6. Первичное закрепление(13мин.)

Цели: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи.

Выполняют задания, составляют предложения.
















Ребята заменяют словосочетания.

Предлагает задания. Дает комментарий, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу. Организует проверку.

Задание : опишите, какой вы видите природу на картине И.Левитана «Золотая осень»

( см. Приложение 3)




Всегда ли определение может быть выражено прилагательным? Попробуйте заменить словосочетание пр.+сущ. словосочетанием сущ.+сущ.:

Кирпичный дом – дом из кирпича (задаём вопрос КАКОЙ?)

Произведите подобную замену:


Лесное безмолвие, берёзовые листья, горные вершины, дубовые заросли, осеннее золото.

Коммуникативные: создавать устные и письменные тексты с помощью и самостоятельно.

Личностные: осознавать свои эмоции, проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах.

Регулятивные:

планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Познавательные: умение создавать тексты – описание природы.


7.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.(2 мин.)

Записывают домашнее задание, уточняют цели его выполнения.

Комментирует домашнее задание, создает положительную мотивацию на его выполнению.

Д/З

  1. Выполни упр. 183 по заданию учебника.

  2. $ 38

Коммуникативные: используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей, учебник.

Личностные: выбирают, как поступить, осознавая свой выбор.

Регулятивные: определяют цель деятельности.

8.Рефлексия (подведение итогов занятия). (3мин.)

Цели: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Ребята отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность, дают оценку уроку.

















-Давайте подведём итог сегодняшнему занятию.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?




.


- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – Карточку с грустным лицом.










Личностные: выбирают, как поступить, осознавая свой выбор.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.


Урок 50. « Обстоятельство» 5 класс


Составитель Е.Е.Горностаева , учитель русского языка и литературы МБОУ «Краснинская СОШ» Ленинск-Кузнецкого района.


Тип урока: комбинированный.

Цель деятельности учителя: систематизировать ранее изученное об обстоятельстве.

Технологическая карта урока.


Тема

«Обстоятельство»

Планируемые результаты







Предметные : знать определение понятия «обстоятельство», способы выражения, графическое его обозначение как члена предложения; зависимость обстоятельства от глаголов-сказуемых; роль обстоятельств в более точной передаче содержания высказывания; уметь находить обстоятельства в предложениях; верно обозначать обстоятельства как член предложения; распространять предложения обстоятельствами; использовать обстоятельства для более точной передачи содержания высказывания, различать второстепенные члены предложения; составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назаначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типоа, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Основные

понятия

Обстоятельство

Межпредметные связи

Литература

Ресурсы:

основные

дополнительные

УМК: Учебник по русскому языку для 5 класса - Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. 2014; Рабочая тетрадь по русскому языку : 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс»/ Е. А. Ефремова, 2014; Тесты по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др.


Организация пространства

Наблюдение за языком; создание проблемных ситуаций; фронтальная работа, индивидуальная, групповая работа.



Ход урока.


Технология

проведения


Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания

для учащихся

Планируемые

результаты УУД

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, создание эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на работу.

.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Обеспечение положительного психологического настроя. Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.




Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и слышать другого.

Личностные: осознавать свои эмоции.

2..Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. . (5мин)


Цели: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Письменно выполняют эту работу. Самопроверка.








Ребята находят члены предложения и подчёркивают их.









1. Формулирует задание, выявляет степень усвоения учащимися учебного материала.


















Дети записывают предложение и подчёркивают грамматическую основу предложения.

- А теперь отгадайте, о каком члене предложения идёт речь?

1. Зависит от сказуемого, обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на вопрос ЧТО?, выражен существительным в В.п. (дополнение ДУБОК)

2. Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос КАКОЙ?, выражен именем прилагательным (определение ЗУБАСТЫЙ)













Регулятивные: уметь работать по плану, находить и исправлять ошибки. Личностные: самоопределение в рамках деятельности



Коммуникативные: адекватное отношение к ответам товарищей.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: контроль и саморегуляция своих действий.

3.Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели: организовать формулирование темы урока и постановку целей урока учащимися.


Дети записывают текст и выполняют задание.



















Дети формулируют тему и цели урока.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий.

















- Чем мы сегодня займёмся на уроке?

Объяснительный диктант.

Найти и объяснить все изученные орфограммы. Подчеркнуть все знакомые члены предложения.


Кустик прекрасен. Два листа держатся почти у самой земли. Три стебля растут прямо вверх. Ещё один стебель держит два белых цветка. Всё вместе радует глаз стройностью.


- Найдите слова, которые отвечают на вопрос ГДЕ? КОГДА?

- Пользуясь таблицей второстепенных членов, докажите, что это обстоятельства.

(Памятки по второстепенным членам предложения – см. Приложение 2)








Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: осознают недостаточность своих

знаний, определяют цель и задачи учебной деятельности. Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.

Физкультминутка

Выполняют элементарные физические упражнения.


Приготовься, детвора!

На разминку нам пора!

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Раз-два, раз-два…

Выше, выше, голова!

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.



4. Введение новых знаний(10 мин.)

Цели: организация совместного открытия нового знания


Наблюдают, делают выводы.


Организует совместное открытие нового материала. Формулирует задание, организует восприятие задания учащимися.

Организует работу по теоретическому материалу п. 39


Чтение определения в учебнике, стр. 88.


Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: уметь находить нужную информацию в в тексте, в учебнике.

5. Первичная проверка понимания.(7 мин.)

Цели: построение алгоритма деятельности по новой форме.

Работают с упражнением.









Выявляет степень понимания нового материала. Организует правильное выполнение задания к упр.191




Задание 1.


Определить, каким членом предложения являются выделенные слова.






Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его.

Личностные:

Проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: контролируют учебные действия, работают по плану.


Познавательные: осуществляют операции анализа, сравнения, классификации.

6. Первичное закрепление(13мин.)

Цели: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи.



Дети выполняют задание.













Предлагает задания. Дает комментарий, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу. Организует проверку.

Выборочный диктант.


Три солдата возвращались из разведки. Вдруг старшой остановился и поднял руку. Через минуту он скрылся за кустом.

В окопе спал мальчик. Он лежал в грязной луже и тяжело бредил во сне. Лицо его было покрыто ссадинами и синяками. Вдруг мальчик проснулся, вскочил и быстро сел. Его глаза дико блеснули в темноте. В одно мгновение он выхватил из-под себя большой гвоздь. Ловким движением Егоров успел перехватить горячую руку мальчика. «Тише. Свои»,- сказал он шёпотом. Радостная улыбка бледно вспыхнула на лице мальчика.


- Выписать глаголы-сказуемые с зависимыми словами, которые отвечают на вопросы обстоятельства.


Осуществляется самопроверка на экране.


(Возвращались из разведки, скрылся за кустом, спал в окопе, лежал в луже, бредил тяжело, бредил во сне, быстро сел, дико блеснули, блеснули в темноте, выхватил в одно мгновение, выхватил из-под себя, сказал шёпотом, бледно вспыхнула, вспыхнула на лице)


Коммуникативные: создавать устные и письменные тексты с помощью и самостоятельно.

Личностные: осознавать свои эмоции, проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах.

Регулятивные:

планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Познавательные: умение осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

7.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.(2 мин.)

Записывают домашнее задание, уточняют цели его выполнения.

Комментирует домашнее задание, создает положительную мотивацию на его выполнению.

Д/З

  1. Выполни упр. 193 по заданию учебника.

  2. $ 39

Коммуникативные: используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей, учебник.

Личностные: выбирают, как поступить, осознавая свой выбор.

Регулятивные: определяют цель деятельности.

8.Рефлексия (подведение итогов занятия). (3мин.)

Цели: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Ребята отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность, дают оценку уроку.

















Организует рефлексию.





Организует самооценку учебной деятельности.



- Какую цель ставили? Достигли ли её?




- Расскажите о своих достижениях ( Я знаю, запомнил, смог) на уроке.

- Оцените свою деятельность.














Личностные: выбирают, как поступить, осознавая свой выбор.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.



Урок 51. « Закрепление темы «Второстепенный члены предложения»» 5 класс


Составитель Е.Е.Горностаева , учитель русского языка и литературы МБОУ «Краснинская СОШ» Ленинск-Кузнецкого района.


Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Цель деятельности учителя: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы.

Технологическая карта урока.


Тема

Закрепление темы «Второстепенные члены предложения»

Планируемые результаты







Предметные : знать определение понятий второстепенных членов предложения, способы их выражения, графическое обозначение как членов предложения; роль второстепенных членов при передаче содержания высказывания; уметь находить второстепенные члены в предложениях; верно обозначать их как члены предложения; распространять предложения второстепенными членами; использовать второстепенные члены для более точной передачи содержания высказывания, различать второстепенные члены предложения; составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, применение полученных знаний и навыков на практике, развитие монологической речи, формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Основные

понятия

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Межпредметные связи

Литература

Ресурсы:

основные

дополнительные

УМК: Учебник по русскому языку для 5 класса - Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. 2014; Рабочая тетрадь по русскому языку : 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс»/ Е. А. Ефремова, 2014; Тесты по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др.


Организация пространства

Наблюдение за языком, групповая работа.



Ход урока.


Технология

проведения


Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания

для учащихся

Планируемые

результаты УУД

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, создание эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на работу.

.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Обеспечение положительного психологического настроя. Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.




Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и слышать другого.

Личностные: осознавать свои эмоции.

2..Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. . (5мин)


Цели: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.







Ребята отвечают.



Дети устанавливают соответствие.


1. Формулирует задание, выявляет степень усвоения учащимися учебного материала.


- Итак, ребята, мы изучили с вами второстепенные члены предложения. Чтобы нам было легче дальше работать с этим материалом, что необходимо сделать?


















Для начала давайте немного поиграем, посмотрим, кто же лучше усвоил тот материал, с которым мы работали на предыдущих уроках.

Игра «Установи соответствие».


Члены предложения:

1.Подлежащее. 2. Сказуемое.3. Дополнение. 4. Определение. 5. Обстоятельство.

Вопросы:

Который? Где? Куда? Откуда? Как? Почему? Зачем? Отчего? С какой целью? Кто? Что? Что делает? Что сделал? Кого? Чего? О ком? О чём? Какой? Чей?

Ответы:

  1. Кто? Что? 2 Что делает? Что сделал? 3. Кого? Чего? О ком? О чём? 4. Какой? Чей? Который?

5. Где? Куда? Откуда? Как? Почему? Зачем? Отчего? С какой целью?












Регулятивные: уметь работать по плану, находить и исправлять ошибки. Личностные: самоопределение в рамках деятельности



Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: контроль и саморегуляция своих действий.

3.Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели: организовать формулирование темы урока и постановку целей урока учащимися.






Дети формулируют тему и цели урока.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий.


- Чем мы сегодня займёмся на уроке?

- Ваша задача сегодня на уроке показать всё, что вы усвоили при изучении данного материала. Работать вы будете группами. Но здесь вы можете выбрать задание сами, в соответствии с той оценкой, которую вы хотите получить.

«5» - заполнить ромашку, выполнить тест, сделать синтаксический разбор предложений.

«4» - заполнить ромашку, выполнить тест.

«3» - выполнить тест.





Коммуникативные: умеют работать в группе, формулируют, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные:

определяют цель и задачи учебной деятельности, планируют свою работу. Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний. Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий , поступков.

Физкультминутка

Выполняют элементарные физические упражнения.


Приготовься, детвора!

На разминку нам пора!

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Раз-два, раз-два…

Выше, выше, голова!

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Личностные: осознают необходимость заботиться о здоровье.


4.Закрепление полученных знаний.

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы

Дети выбирают задания по своим силам и возможностям.

Заполняют кластер, выполняют тест, делают синтаксический разбор предложений.

Формулирует задание, организует восприятие задания учащимися.

Организует работу по выполнению теста.

- Вы должны будете нарисовать ромашку (кластер), каждый лепесток которой будет представлять член предложения.

В этом лепесточке вы укажите всё, что знаете об этом члене предложения. Перед вами лежит бумага, маркеры. Пожалуйста, начинаем.


Тест 9, КИМы.


Предложения для синтаксического разбора:

  1. Тигр – животное необычайно красивое.

  2. Тополь рукой мохнатой в наше стучит окно.

  3. А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли.

Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: уметь применить полученные знания на практике.

5.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.(2 мин.)

Записывают домашнее задание, уточняют цели его выполнения.

Комментирует домашнее задание, создает положительную мотивацию на его выполнению.

Д/З

  1. Рабочая тетрадь, задание 40, стр. 21-22

Коммуникативные: используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей, учебник.

Личностные: выбирают, как поступить, осознавая свой выбор.

Регулятивные: определяют цель деятельности.

8.Рефлексия (подведение итогов занятия). (3мин.)

Цели: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Ребята отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность с помощью оценочного листа ( см. приложение 1), дают оценку уроку.

















Организует рефлексию.





Организует самооценку учебной деятельности.



- Какую цель ставили? Достигли ли её?




- Расскажите о своих достижениях ( Я знаю, запомнил, смог) на уроке.

- Оцените свою деятельность и наш урок с помощью карточек.














Личностные: выбирают, как поступить, осознавая свой выбор.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.



Заключение

Современный урок – это организованная учителем активная познавательная деятельность обучающихся. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный образовательный процесс, обеспечивая реализацию предметных, метапредметных и личностных умений. Технологическая карта помогает учителю увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения и осуществить интерактивный контроль результатов учебной деятельности.

Современные требования к образованию ориентируют учителя на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Поэтому, составляя технологические карты, я постаралась соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к современному уроку.



Список литературы


  1. Русский язык. 5 класс: Технологические карты уроков по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой. I часть [Текст] / авт.- сост. Г. В. Цветкова.- Волгоград: Учитель, 2014. – 315 с.

  2. .Ефремова, Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. [Текст] / Е. А. Ефремова – М.: Просвещение, 2014. – 80с.

  3. .Русский язык. 5 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./ Т.А.Ладыженская [и др.]; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2014. – 1ч. - 191 с.

  4. Черногрудова, Т. А. Тесты по русскому языку. К учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» [Текст] / Т. А. Черногрудова – М.: Экзамен , 2014. - 142с.

  5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. [Текст]/ Н.В.Егорова – М.: Вако, 2013. – 413 с.

  6. Повторение и контроль знаний. Русский язык. 5 класс. /авт.-сост. И.П.Белоконева [и др.]. – М.: Планета, 2010. – 188 с.

  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение,2011. – 159 с.

  8. Развитие речи. Инновационная технология обучения. [Текст] / авт.-сост. О.А.Дюжева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 167 с.


Приложение 1



Оценивание на уроке производится с помощь сигнальных карточек:

Красный цвет: СТОП! КАРАУЛ! Материал не понят!

Зеленый цвет: ВПЕРЕД! Нет проблем! Я все понял(а), могу идти дальше!

Желтый цвет: ВНИМАНИЕ! Испытываю затруднения! Справился с помощью учителя.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ:

Оценочный лист:

№ задания

Планируемые результаты

Самооценка

Оценка учителя

1

Умение определять тему, цель урока



2

Умение выбирать и планировать действия



3

Умение находить главные члены предложения



4

Умение находить второстепенные члены предложения



5

Умение составлять схемы предложения



6

Умение сравнивать с образцом, эталоном



7

Умение определять границу «знаю», «не знаю»



8

Умение работать в паре



9

Умение работать по алгоритму



Не выполнил Выполнил правильно Выполнил с помощью учителя























Приложение 2












Приложение 3


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!