СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Второе склонение имен существительных

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для внеаудиторной работы студентов.

Просмотр содержимого документа
«Второе склонение имен существительных»

Тема: Второе склонение имен существительных

51 Тема занятия «Существительные II склонения»

Значение темы

Основная функция термина заключается в том, чтобы однозначно, точно называть узаконенные научные понятия. Термином может быть, как отдельное слово, так и словосочетание. Совокупность наименований, слов, словосочетаний, которые используются для однозначного определения соответствующих понятий в той или иной области знаний, называется терминологией.

Большое значение в формировании научной терминологии играет латинское имя существительное. Оно образует основу многих медицинских терминов. Имя существительное является основной частью лексических единиц, входящих в состав всех трех подсистем медицинской терминологии.

Краткое содержание темы:

Ко второму склонению относятся имена мужского и среднего рода. Существительные мужского рода в именительном падеже единственного числа оканчиваются на – us, – er (radius, i m лучевая кость). Если перед окончанием – er в именительном падеже единственного числа находится согласная, то в некоторых падежах последняя гласная основы – e перед окончаниями выпадает. Например, ager - agrī.

Существительные среднего рода в именительном падеже единственного числа оканчиваются на – um (cranium, i n - череп).

Таблица 27


ВТОРОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ


NB! Исключения - слова женского рода:

bolus, i, f – глина

crystallus, i, f - кристалл

Alnus, i, f – ольха

Eucalyptus, i, f – эвкалипт

Juniperus, i, f – можжевельник


Таблица 28


ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

2 СКЛОНЕНИЯ


Casus

Singularis

Pluralis

m

n

m

n

Nom.

-us, -er

-um

-i

-a

Gen.

-i

-i

-orum

-orum

Dat.

-o

-o

-is

-is

Acc.

-um

-um

-os

-os

Abl.

-o

-o

-is

-is


Таблица 29


ОБРАЗЕЦ СКЛОНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

2 СКЛОНЕНИЯ МУЖСКОГО РОДА


globulus, i, m – шарик; magister, tri, m – учитель


Casus

Singularis

Pluralis

Nom.

globulus

magister

globuli

magistri

Gen.

globuli

magistri

globulorum

magistrorum

Dat.

globulo

magistro

globulis

magistris

Acc.

globulum

magistrum

globulos

magistros

Abl.

globulo

magistro

globulis

magistris


NВ! Особенности сушествительных мужского рода с окончанием -er в Nom.Sing.:

a) У большинства имен существительных на -еr гласная "е" сохраняется только в именительном падеже единственного числа, а в остальных падежах выпадает (склонение существительного "magister").

б) У некоторых имен существительных на -er гласная "е" принадлежит основе и поэтому сохраняется при склонении, т.е. падежные окончания присоединяются к форме именительного падежа (склонение существительного "рuer").

Таблица 30


ОБРАЗЕЦ СКЛОНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

2 СКЛОНЕНИЯ СРЕДНЕГО РОДА


Decoctum, i, n - отвар


Casus

Singularis

Pluralis

Nom.

Gen.

Dat.

Acc.

Abl.

decoctum

decocti

decocto

decoctum

decocto

decocta

decoctorum

decoctis

decoctos

decoctis


NB! Особенностью существительных среднего рода всех склонений (правило среднего рода) яляется:

    1. Окончание Nom.Sing. совпадает с окончанием Acc.Sing.;

    2. Окончание Nom.Plur. совпадает с окончанием Acc.Plur.

(окончание а).


Вопросы для самоконтроля


1. Какие существительные относятся ко 2 склонению?

2. Какие исключения второго склонения?

3. Какие падежные окончания второго склонения?

4. Какие особенности склонения среднего рода?

5. Какие особенности склонения существительных на «er»?


Упражнения


1. Просклоняйте существительные 2 склонения:

numĕrus, globŭlus, decoctum, folium.


Casus

Singularis

Pluralis

Nom.



Gen.



Dat.



Acc.



Abl.




2. Переведите на латинский язык:


1. анисовое масло - _____________________________________________

2. касторовое масло (=клещевинное) - _____________________________

3. подсолнечное масло - _________________________________________

4. сахарный сироп - ____________________________________________

5. алтейный сироп - ____________________________________________

6. терпентинное масло (скипидар) - _______________________________

7. листья шалфея - ______________________________________________


3. Переведите на русский язык устно:


1. Recĭpe: Emulsi olei Ricĭni 180 ml

Sirŭpi Sacchări ad 200 ml

Misce. Da. Signa.

2. Recĭpe: Foliōrum Farfărae 50,0

Da. Signa

4. Переведите на латинский язык.


1. В свечах и шариках применяется масло какао. 2. Добавь в микстуру сахарный сироп. 3. Экстракт листьев шалфея.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Переведите на латинский язык рецепты:


1. Возьми: Настойки строфанта 5 мл _____________________________

Настойки ландыша 1 мл _____________________________

Валериановой настойки 10 мл _____________________________

Смешай. Выдай. _____________________________

Обозначь. _____________________________

2. Возьми: Настоя листьев сены из 10,0 – 150 мл________________________

Настойки мяты 1 мл ____________________________

Валериановой настойки по 10 мл ___________________________

Смешай. Выдай. ___________________________

3. Возьми: Настоя травы пустырника из 15,0 – 200 мл____________________

Выдай. Обозначь. ___________________________


6. Переведите на латинский язык:


1. пшеничный крахмал - _______________________________________

2. рисовый крахмал - __________________________________________

3. настой травы зверобоя - ______________________________________

4. отвар листьев толокнянки - ___________________________________

5. облепиховое масло - _________________________________________

6. ягоды клюквы - ______________________________________________

7. свечи с экстрактом красавки - __________________________________

8. листья и ягоды черники - ______________________________________

9. листья эвкалипта - __________________________________________

10. ягоды можжевельника - ______________________________________

11. отвар сосновых почек - ______________________________________

12. эвкалиптовое масло - ________________________________________


7. Переведите на латинский язык:


1. Возьми: Талька ______________________________

Пшеничного крахмала по 15,0____________________________

Смешай. Выдай. ______________________________

Обозначь. ______________________________

2. Возьми: Свечи «Новурит» числом 6. ____________________________

Выдай. Обозначь. _____________________________

3. Возьми: Таблетки раунатина 0,002 числом 50 ______________________

Выдай. Обозначь. _____________________________

4. Возьми: Драже «Ундевит» числом 50 _____________________________

Выдай. Обозначь. _____________________________

5. Возьми: Свечи с димедролом числом 10 ___________________________

Выдай. Обозначь. ______________________________

6. Возьми: Анальгина 0,3 ______________________________

Выдай в таблетках числом 10. ____________________________

Обозначь. _______________________________

7. Возьми: Аэрозоль «Пропосол» ________________________________

Выдай. Обозначь. ________________________________

8. Возьми: Эвкалиптового масла 2,0 ________________________________

Скипидара 8,0 ________________________________

Смешай. Выдай. ________________________________

Обозначь. _________________________________

9. Возьми: Настойки боярышника 20 мл ____________________________

Выдай. Обозначь. _________________________________

10. Возьми: Норсульфазола 0,5 ___________________________________

Выдай в таблетках. ___________________________________

Обозначь. ___________________________________

11. Возьми: Отвара сосновых почек из 10,0 – 200 мл __________________

Выдай. Обозначь. ___________________________________

12. Возьми: Ментола 2,0 ___________________________________

Подсолнечного масла 20,0 _____________________________

Смешай. Выдай. ___________________________________

Обозначь. ___________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!