СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Второе путешествие в музыкальный театр. Опера.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребятам предстоит интересное путешествие в мир оперы и  приобщение к духовной культуре  отечественной музыкальной классики.

Просмотр содержимого документа
«Второе путешествие в музыкальный театр. Опера.»

Урок музыки в 5 классе. Тема урока: "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Цель урока: Сформировать представление о значении жанрах музыкально-сценического искусства, в частности в балете.

Задачи урока.

  • повторение и закрепление признаков балетного жанра;

  • расширение кругозора учащихся через знакомство с новым репертуаром.

  • приобщение детей к духовной культуре отечественной музыкальной классики;

  • формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;

  • развитие вокально-хоровых навыков и творческого потенциала учащихся.

Конспект урока

I. Организационный момент

Звучит “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского. Дети входят в класс.

II. Актуализация знаний .

Учитель: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие, а куда догадайтесь сами, посмотрев на экран. (Слайд 1)

Ученики: в мир музыкального театра.

Учитель: Всё верно. А куда мы путешествовали на прошлом уроке? И с чем мы познакомились?

Ученики: В музыкальном театре мы познакомились с оперой.

Учитель: Какие оперы Вам запомнились больше всего?

Ученики: Опера “Садко”, которую написал Римский-Корсаков.

Учитель: Правильно, кто вспомнит ещё одну оперу Н.А.Римского-Корсакова на сказочный сюжет?

Ученики: Снегурочка, Садко, Иван Сусанин, Сказка о царе Салтане, Руслан и Людмила.

Учитель: Какие литературные жанры стали основой сюжета для этих оперных спектаклей?

Ученики: Былина, сказка.

2.1. Беседа по теме урока

Учитель: Оперный спектакль как вид жанра музыкального сценического искусства, является не единственным. Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом. А каким? Ответ на этот вопрос зашифрован в музыкальном кроссворде.

Учитель: Оперный спектакль как вид жанра музыкального сценического искусства, является не единственным. Сегодня мы вспомним еще один вид жанра. А какой? Ответ на этот вопрос зашифрован в музыкальном кроссворде.

2.2 Решение музыкального кроссворда

Презентация. Слайд №2

Учитель: В основу оперы, балета

Берётся книжечка…?

Презентация. Слайд №3

Ученики: Либретто.

Презентация. Слайд №4

Учитель: Бах, Чайковский, Моцарт, Глинка.

Арфа, флейта, рояль, скрипка.
Хор, солистов голоса, -
Всех подружила…?

Презентация. Слайд №5

Ученики: Музыка.

Презентация. Слайд №6

Учитель:

Бывает драматический, бывает музыкальный.
Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный!
Его придумал режиссёр, играют в нём артисты.
Идёт в театре и порой - на сцене всё, как в жизни.

Презентация. Слайд №7

Ученики: Спектакль.

Презентация. Слайд №8

Учитель:

Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные…?

Презентация. Слайд №9

Ученики: Декорации.

Презентация. Слайд №10

Учитель: Звучит полонез и танцует поляк,

А хота – конечно испанец,

Но если “Камаринская” зазвучит -

Исполнят для вас русский…?

Презентация. Слайд №11

Ученики: Танец.

2.3. Беседа по теме

Учитель: Молодцы! Вы успешно справились с этим творческим заданием. Кроссворд решён, и Вы без труда можете назвать тему урока.

Ученики: Я думаю, что речь пойдёт о балете.

Учитель: Совершенно верно. Но я бы хотела услышать от Вас, что же такое балет? Посмотрите внимательно на ответы в кроссворде и попытайтесь дать определение жанра балет по аналогии с уже известным по предыдущим урокам жанром опера.

Ученики дают разные интерпретации понятию «балет».

Презентация. Слайд №12 (Балет - определение)

Учитель: Балет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства. А сейчас я попрошу расшифровать мне ответ на первую загадку. Что же это за “волшебная книжечка”, которая является основой оперы и балета?

Ученики: Либретто - итальянское слово и переводится, как книжечка. По сути же это краткое изложение содержания оперы или балета.

Презентация. Слайд №13 (Либретто - определение)

Учитель: Совершенно верно! А как вы считаете, какие литературные жанры могут стать основой сюжета для балетного спектакля?

Ученики: Сказки, легенды, драма и т.д.

Учитель: А сейчас самое время отправиться в театр.

Сегодня мы продолжаем знакомство с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Показывали фильм, мультфильм. Наверняка, Вы знаете название этого балета!

Ученики: Щелкунчик.

Презентация. Слайд №14

Учитель: Итак, перелистаем страницы музыкальной истории назад и отправимся в 1892 год.

https://www.youtube.com/watch?v=4Cjz4uIPgUA Просмотр видео.

Учитель: Кто принимает участие в создании балета?

Ученики: Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета. А также художники, создающие декорации и костюмы.

Учитель: С какими фрагментами из этого балета Вы уже знакомы?

Ученики: С фрагментом, который звучал в начале урока, когда мы входили в класс. Он называется “Марш”.

Учитель: Что же происходит в спектакле в рождественскую ночь?

Ученики: Маше, так зовут главную героиню, снится сон. Оживают её игрушки… Она и Щелкунчик вступают в борьбу с мышиным королём. В этой неравной борьбе они одерживают победу, а потом отправляются в сказочную страну сладостей и игрушек…

Учитель: Прекрасно. Именно с этой сцены, которая называется “Битва с мышами” мы и продолжим знакомство с балетом.

Учитель: Когда мы говорим с Вами о балете, мы представляем себе танец. Услышите ли в этом фрагменте характерные черты знакомых Вам танцев.

Презентация. Слайд №15

2.4. Слушание и обсуждение

Ученики: Музыку, которая сейчас прозвучала, трудно назвать танцем. Это скорее музыкальная зарисовка игрушечной войны.

Учитель: Это действительно “музыкальная зарисовка”. Что вы услышали в музыке П.И. Чайковского).

Ученики: ответы детей

Учитель: Молодцы! Мы еще раз с вами убедились, что музыка может быть не только выразительной, но и изобразительной.

Сейчас самое время проверить себя и соотнести свои представления с тем, что Вы увидите «на сцене».

2.5. Просмотр видеофрагмента “Битва с мышами” в исполнении артистов балета Большого театра.

Презентация. Слайд №16

2.6. Обсуждение видеоматериала

Учитель: Какие эмоции вызвал у вас данный сюжет?

Ученики: ответы детей

2.7. Музыкальный фрагмент «Вальс снежных хлопьев»

Презентация. Слайд №17

Учитель: Фрагмент, который сейчас демонстрировался, называется “Вальс снежных хлопьев”.

Презентация. Слайд №18

Как Вы думаете, какие чувства переживает героиня? Что необычного Вы услышали в средней части вальса?

Ученики: ответы детей

Презентация. Слайд №19 (Хор - определение)

Учитель: Совершенно верно и это не случайно. Для того, чтобы рассеять сумрак тревожной ночи, композитор вводит в партитуру чудесное светлое пение детских голосов, которые звучат за сценой. А как называется такое пение без слов?

Ученики: Вокализ.

Презентация. Слайд №20

Заключение

Учитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным балетом ещё не закончилось, я думаю, Вы без труда ответите на самый важный вопрос нашего урока: какова роль литературы в музыке.

Ученики: Не пришло бы вдохновение к композитору, если бы он не знал сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».Таким образом, жанр балета неразрывно связан с литературой.

IV. Домашнее задание

Учитель: Я надеюсь, что сегодняшний урок не прошел напрасно. И у вас возникнет желание посетить музыкальный театр со своими родителями.

(Домашнее задание. Театры Санкт-Петербурга,Москвы )

А к следующему уроку я попрошу Вас найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести 2-3 примера.

V. Работа над песней. Исполнение

Учитель: Сегодня мы продолжим работу над песней “Дорога добра”.

Учитель: Слова благодарности за работу на уроке. Оценки за урок.

Звучит «Па-де-де» из балета «Щелкунчик». Дети выходят из класса.





8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!