Урок музыки в 5 классе.
Тема урока: "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет" Цель урока: Сформировать представление о значении жанрах музыкально-сценического искусства, в частности в балете.
Задачи урока.
повторение и закрепление признаков балетного жанра;
расширение кругозора учащихся через знакомство с новым репертуаром.
формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;
развитие вокально-хоровых навыков и творческого потенциала учащихся.
Конспект урока
I. Организационный момент
Звучит “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского. Дети входят в класс.
II. Актуализация знаний .
Учитель: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие, а куда догадайтесь сами, посмотрев на экран. (Слайд 1)
Ученики: в мир музыкального театра.
Учитель: Всё верно. А куда мы путешествовали на прошлом уроке? И с чем мы познакомились?
Ученики: В музыкальном театре мы познакомились с оперой.
Учитель: Какие оперы Вам запомнились больше всего?
Ученики: Опера “Садко”, которую написал Римский-Корсаков.
Учитель: Правильно, кто вспомнит ещё одну оперу Н.А.Римского-Корсакова на сказочный сюжет?
Ученики: Снегурочка, Садко, Иван Сусанин, Сказка о царе Салтане, Руслан и Людмила.
Учитель: Какие литературные жанры стали основой сюжета для этих оперных спектаклей?
Ученики: Былина, сказка.
2.1. Беседа по теме урока
Учитель: Оперный спектакль как вид жанра музыкального сценического искусства, является не единственным. Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом. А каким? Ответ на этот вопрос зашифрован в музыкальном кроссворде.
Учитель: Оперный спектакль как вид жанра музыкального сценического искусства, является не единственным. Сегодня мы вспомним еще один вид жанра. А какой? Ответ на этот вопрос зашифрован в музыкальном кроссворде.
2.2 Решение музыкального кроссворда
Презентация. Слайд №2
Учитель: В основу оперы, балета
Берётся книжечка…?
Презентация. Слайд №3
Ученики: Либретто.
Презентация. Слайд №4
Учитель: Бах, Чайковский, Моцарт, Глинка.
Арфа, флейта, рояль, скрипка.
Хор, солистов голоса, -
Всех подружила…?
Презентация. Слайд №5
Ученики: Музыка.
Презентация. Слайд №6
Учитель:
Бывает драматический, бывает музыкальный.
Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный!
Его придумал режиссёр, играют в нём артисты.
Идёт в театре и порой - на сцене всё, как в жизни.
Презентация. Слайд №7
Ученики: Спектакль.
Презентация. Слайд №8
Учитель:
Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные…?
Презентация. Слайд №9
Ученики: Декорации.
Презентация. Слайд №10
Учитель: Звучит полонез и танцует поляк,
А хота – конечно испанец,
Но если “Камаринская” зазвучит -
Исполнят для вас русский…?
Презентация. Слайд №11
Ученики: Танец.
2.3. Беседа по теме
Учитель: Молодцы! Вы успешно справились с этим творческим заданием. Кроссворд решён, и Вы без труда можете назвать тему урока.
Ученики: Я думаю, что речь пойдёт о балете.
Учитель: Совершенно верно. Но я бы хотела услышать от Вас, что же такое балет? Посмотрите внимательно на ответы в кроссворде и попытайтесь дать определение жанра балет по аналогии с уже известным по предыдущим урокам жанром опера.
Ученики дают разные интерпретации понятию «балет».
Презентация. Слайд №12 (Балет - определение)
Учитель: Балет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства. А сейчас я попрошу расшифровать мне ответ на первую загадку. Что же это за “волшебная книжечка”, которая является основой оперы и балета?
Ученики: Либретто - итальянское слово и переводится, как книжечка. По сути же это краткое изложение содержания оперы или балета.
Презентация. Слайд №13 (Либретто - определение)
Учитель: Совершенно верно! А как вы считаете, какие литературные жанры могут стать основой сюжета для балетного спектакля?
Ученики: Сказки, легенды, драма и т.д.
Учитель: А сейчас самое время отправиться в театр.
Сегодня мы продолжаем знакомство с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Показывали фильм, мультфильм. Наверняка, Вы знаете название этого балета!
Ученики: Щелкунчик.
Презентация. Слайд №14
Учитель: Итак, перелистаем страницы музыкальной истории назад и отправимся в 1892 год.
https://www.youtube.com/watch?v=4Cjz4uIPgUA Просмотр видео.
Учитель: Кто принимает участие в создании балета?
Ученики: Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета. А также художники, создающие декорации и костюмы.
Учитель: С какими фрагментами из этого балета Вы уже знакомы?
Ученики: С фрагментом, который звучал в начале урока, когда мы входили в класс. Он называется “Марш”.
Учитель: Что же происходит в спектакле в рождественскую ночь?
Ученики: Маше, так зовут главную героиню, снится сон. Оживают её игрушки… Она и Щелкунчик вступают в борьбу с мышиным королём. В этой неравной борьбе они одерживают победу, а потом отправляются в сказочную страну сладостей и игрушек…
Учитель: Прекрасно. Именно с этой сцены, которая называется “Битва с мышами” мы и продолжим знакомство с балетом.
Учитель: Когда мы говорим с Вами о балете, мы представляем себе танец. Услышите ли в этом фрагменте характерные черты знакомых Вам танцев.
Презентация. Слайд №15
2.4. Слушание и обсуждение
Ученики: Музыку, которая сейчас прозвучала, трудно назвать танцем. Это скорее музыкальная зарисовка игрушечной войны.
Учитель: Это действительно “музыкальная зарисовка”. Что вы услышали в музыке П.И. Чайковского).
Ученики: ответы детей
Учитель: Молодцы! Мы еще раз с вами убедились, что музыка может быть не только выразительной, но и изобразительной.
Сейчас самое время проверить себя и соотнести свои представления с тем, что Вы увидите «на сцене».
2.5. Просмотр видеофрагмента “Битва с мышами” в исполнении артистов балета Большого театра.
Презентация. Слайд №16
2.6. Обсуждение видеоматериала
Учитель: Какие эмоции вызвал у вас данный сюжет?
Ученики: ответы детей
2.7. Музыкальный фрагмент «Вальс снежных хлопьев»
Презентация. Слайд №17
Учитель: Фрагмент, который сейчас демонстрировался, называется “Вальс снежных хлопьев”.
Презентация. Слайд №18
Как Вы думаете, какие чувства переживает героиня? Что необычного Вы услышали в средней части вальса?
Ученики: ответы детей
Презентация. Слайд №19 (Хор - определение)
Учитель: Совершенно верно и это не случайно. Для того, чтобы рассеять сумрак тревожной ночи, композитор вводит в партитуру чудесное светлое пение детских голосов, которые звучат за сценой. А как называется такое пение без слов?
Ученики: Вокализ.
Презентация. Слайд №20
Заключение
Учитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным балетом ещё не закончилось, я думаю, Вы без труда ответите на самый важный вопрос нашего урока: какова роль литературы в музыке.
Ученики: Не пришло бы вдохновение к композитору, если бы он не знал сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».Таким образом, жанр балета неразрывно связан с литературой.
IV. Домашнее задание
Учитель: Я надеюсь, что сегодняшний урок не прошел напрасно. И у вас возникнет желание посетить музыкальный театр со своими родителями.
(Домашнее задание. Театры Санкт-Петербурга,Москвы )
А к следующему уроку я попрошу Вас найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести 2-3 примера.
V. Работа над песней. Исполнение
Учитель: Сегодня мы продолжим работу над песней “Дорога добра”.
Учитель: Слова благодарности за работу на уроке. Оценки за урок.
Звучит «Па-де-де» из балета «Щелкунчик». Дети выходят из класса.
8