Муниципальное общеобразовательное учреждение
Курмышская средняя школа
Пильнинского муниципального района Нижегородской области
Областной конкурс проектов: «Экологическая мозаика»
Номинация: «Зелёная планета глазами детей»
Тема: «Вторая жизнь пластика»
kurm-shcola@yandex.ru телефон: 88319243229 | Авторы: Киселёв Анатолий Витальевич, ученица 9 класса 14 лет |
kurm-shcola@yandex.ru село Курмыш ул. Мартьянова дом 55 телефон: 8(831)9243229 Руководитель: индекс: 607467 | Руководитель: Гришина Ирина Валерьевна учитель биологии |
с. Курмыш
2019
Содержание
Краткая аннотация
Введение 3 стр.
Постановка проблемы, цель, задачи проекта 3-4 стр.
Этапы проекта, ожидаемые результаты 4-5 стр.
Схема расходов проекта 5 стр.
Реализация проекта 5 стр.
Экспериментальная часть 6 стр.
Заключение 6 стр.
Библиографический список 7 стр.
Приложения 8-23 стр.
«Я ввел вас в землю плодоносную,
чтобы вы питались плодами ее и добром ее,
а не вошли и осквернили землю мою
и достояние мое сделали мерзостью»
Пророк Иеремия
Краткая аннотация
В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок, а также различных пластиковых упаковок. И с каждым годом количество отходов растёт. Огромное количество пластикового мусора на улицах нашего города, отсюда стоит задуматься над вопросом: что несёт удобная пластиковая упаковка человеку – пользу или вред?
Можно назвать несколько причин увеличения количества бытового мусора:
рост производства товаров массового потребления, упакованных в пластик;
повышение уровня жизни, позволяющего пригодные к использованию вещи заменить новыми;
прочность и лёгкость пластикового упаковочного материала;
одноразовое их использование.
Целью этого проекта является изучение значение пластиковой бутылки в жизни человека, попробовать дать вторую жизнь упаковке своими руками, привлечь к этой работе своих сверстников и их родителей.
Цель достигнута: в процессе работы были найдены способы продления жизни различным упаковкам, привлечены родители к данной работе.
Введение
42 года назад человечество изобрело пластиковую бутылку. В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок. И с каждым годом отходы из пластиковых бутылок растут, за счёт того что появляется всё большее количество продуктов, которые в них упаковывают.
Огромное количество мусора на улицах города заставляют задуматься над вопросом: зачем нужна пластиковая бутылка? В настоящее время основным способом ликвидации этих твердых отходов являются: сжигание на свалках. Однако, при сжигании таких отходов, выделяется ядовитый дым, который наносят огромный вред нашему здоровью и отравляют природу.
Конец сентября 2019 года ознаменован рождением восьмимиллиардного жителя Земли, т.е. людей становится всё больше, и всем хочется жить хорошо. А где брать необходимое? Мы слышим: нефти осталось на столько-то лет, железа на столько-то и т.д. Не бесконечны наши ресурсы на Земле.
Ежегодно каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Это не только бытовые отходы, но и промышленные: строительный мусор, неиспользованное сырье, устаревшее оборудование. Их надо утилизировать: закапывать или сжигать. Каждый из этих методов имеет свои недостатки:
закапывание – уменьшение площади пахотных земель, загрязнение подземных вод и воздуха продуктами разложения;
сжигание – загрязнение атмосферного воздуха вредными газообразными продуктами горения, обладающие канцерогенными свойствами.
Хотим дальше пользоваться благами цивилизации - надо искать выход. А он есть - это вывоз и переработка вторичного сырья, что означает возможность использования сырья по второму и более разу.
Важным экологическим и жизнеобеспечивающим принципом является сохранение на Земле кислорода. Нефти замену найдём. Кислороду - нет, некому уже будет искать. Леса, почву, воздух обязательно надо сберечь!
Одним из твердых отходов является использованная пластиковая тара. Она составляет примерно 3/5 всех твёрдых отходов.
Наилучшим выходом из создавшейся ситуации является создание безотходных производств и вторичное переработка отходов.
Однако способы размещения и захоронения невостребованных отходов вызывают тревогу.
Утилизация отходов находится на низком уровне. Большую часть выброшенного бытового мусора можно использовать вторично, тем самым сэкономив деньги и ресурсы.
Проект призван привлечь внимание учащихся школы и жителей села Курмыш к данной проблеме и потому вопрос переработки пластиковых отходов является актуальным.
2. Основная часть
Пластиковая бутылка. Общие сведения.
Бутылка – емкость для долговременного хранения жидкостей, высокий сосуд преимущественно цилиндрической формы и узким горлом, удобным для закупоривания пробкой.
История появления пластиковой бутылки Оказывается, пластиковых бутылок раньше не существовало, а молоко, лимонад и вода были в бумажных пакетах или стеклянных бутылках. Стеклянную тару сдавали и получали за это деньги. Сегодня в каждом магазине продаются напитки в пластиковых бутылках, которые люди выкидывают на улицах и в местах отдыха. У этих полезных материалов оказался большой «недостаток»: они довольно прочны и долговечны. Отслужив свою короткую службу и оказавшись в придорожной канаве, реке или на свалке, упаковка остается там на десятилетия.
В России есть завод по производству пластмасс в городе Орехово-Зуеве. Этот завод действует и поныне.
Мы размышляли над вопросом «Зачем нужна бутылка?». После долгих размышлений мы пришли к выводу о том, что многие жидкости удобно хранить в пластиковых упаковках, так как они не бьются, не протекают и удобны в использовании.
Экологическая проблема, связанная с пластиковыми бутылками
Оказывается, что кроме пользы для человека бутылка несет «экологическую проблему». Куда же девать такое большое количество бутылок, которые мы используем?
В океанах пластиковые бутылки скопились на многих берегах. Горы пластмассы под действием морской воды превращаются в разноцветные камушки. С одной стороны это красиво, а с другой стороны, этот мусор представляет большую угрозу для живых организмов. Многие птицы погибают, так как с рыбой поедают эту пластмассу. Она не перерабатывается, и птицы погибают от голода.
Уже зафиксировано много случаев, когда части тела животных попадают в пластиковые бутылки и животные от этого страдают.
«Как быть?»
Люди уже устали от пластикового мусора, который они сами же и создают. Мусор, который оставляли наши деды. Уже давно превратился в пыль, а наши пластиковые бутылки увидят даже наши внуки и правнуки, потому что они «вечны».
Захоронение: бумага разлагается в земле 1 месяц, а пластиковая бутылка- 500 лет. Если столько лет пластиковая бутылка будет находиться в земле, то скоро трава на улице расти не будет.
Сжигание: при сжигании выделяется ядовитый дым, который, загрязняет атмосферу.
Сортировка и переработка: это самый отличный вариант, но требует больших финансовых затрат.
Анализ социологического опроса
Мы решили провести опрос детей нашей школы Отвечая на вопрос «Покупает ли ваша семья продукты в пластиковой упаковке? Какие?», мы увидели, что действительно покупают. Вот что у нас получилось.
Варианты ответов | Количество |
Минеральная вода | 3 |
Растительное масло | 3 |
Кетчуп | 2 |
Газированная вода | 9 |
Соки | 9 |
Питьевой йогурт | 4 |
Также интересно, куда деваются пластиковые бутылки после использования? Вот что выяснили.
Варианты ответов | Количество |
Выбрасывали | 22 |
Играли | 8 |
Можно сделать вывод о том, что родители нашего города покупают продукты в пластиковых бутылках для своих детей и в большинстве случаев выбрасывают, не беспокоясь о чистоте улиц, потому так много пластикового мусора.
Проблема:
-сохранение природных ресурсов – лесов, почвы, воды;
-низкий уровень экологической культуры населения.
Ведущая идея:
решение экологических проблем путем переработки вторичного пластика и формирования бережного отношения к природе.
Экологический лозунг:
«Мысли глобально, действуй локально»
Цель проекта:
обратить внимание администрации села на недостаточный уровень утилизации пластиковых отходов и полное отсутствие их переработки , предложить помощь в сборе пластика и пропаганде экологических знаний среди населения;
формировать экологическую культуру обучающихся МОУ Курмышской СШ.
Задачи:
Изучить литературу по проблеме переработки пластиковывх отходов;
Исследовать и оценить пластиковые отходы, накопленные в школе;
Научиться перерабатывать и применять вторичное сырьё;
Сформировать детское сообщество экологов, объединенное деятельностью по просвещению, пропаганде экологических знаний среди детей.
Целевая группа:
Школьники в возрасте от 8 до 15 лет.
Разработчик проекта: Киселёв А.
Эксперты-консультанты проекта:
Гришина И.В, учитель биологии.
Участники:
субъекты образовательного процесса.
География проекта
Село Курмыш.
Партнёры:
Условия реализации:
принятие важности идей исполнителями;
выполнение всех основных мероприятий по проекту;
финансирование по бизнес-плану;
реклама (пиар-кампания);
компетентность ключевых исполнителей;
заинтересованность партнеров и исполнителей.
Прогноз возможных негативных последствий:
недостаточная мотивация к формированию экологического сознания со стороны субъектов образовательного процесса;
консерватизм взглядов части субъектов образовательного процесса.
Этапы реализации проекта:
Данный проект будет реализовываться в 4 этапа:
1 этап: (2019 г. январь-май) – изучение литературы, связанной с переработкой вторичного сырья, проведение просветительских мероприятий для формирования позитивного отношения к утилизации пластиковых отходов;
2 этап (2019 г. август-сентябрь) – исследование и оценка пластиковых отходов школы, подготовка тьюторов для проведения экологической и просветительской работы;
3 этап (2020г октябрь-ноябрь) – формирования экологического сознания и поведения обучающихся МОУ Курмышской СШ;
4 этап (декабрь 2020) - обобщение опыта, обращение к муниципальным органам власти о предложение помощи в сборе пластика, пропаганде экологических знаний среди населения.
Результатом проектной инициативы должно стать:
детское сообщество экологов, объединенное деятельностью по просвещению, пропаганде экологических знаний среди детей;
передвижная выставка поделок из пластиковых отходов «Пластиковое чудо», которую можно использовать как мобильный информационный ресурс для просвещения и обучения в сфере экологических знаний по всей территории села Курмыш;
брошюра-справочник для детей «Азбука экологии: вопросы и ответы», буклеты по экологии;
обращение к муниципальным органам власти о пропаганде экологических знаний среди населения.
Смета расходов
№ | Расходы | Кол-во шт., ед. | Внебюджетные средства | Бюджет | Спонсоры |
| Разработка проекта: | | | | |
1 | Издание брошюры «Азбука экологии: вопросы и ответы», рекламных буклетов | 10 шт. | | | 200 руб. |
2 | Канц товары для проведения мероприятий | 3шт | 100 руб | | |
3 | Пиар-кампания | | 100 руб | | |
| Итого: 400 руб |
О реализации проекта
Во время реализации первого этапа проекта были проведены социологические опросы для выявления уровня экологической культуры школьников.
Предложены следующие вопросы:
Известно ли вам для производства чего используют пластик? Если «да», то поясните.
Считаете ли вы необходимым участие в сборе вторичного пластика?
Как известно, запасов отходов пластика с каждым годом становиться все больше, и потребность в нем возрастает. Какое решение данной проблемы вы можете предложить?
В результате соцопроса выяснилось, что учащиеся имеют недостаточно информации по рассматриваемой проблеме. (Приложение №1)
По завершению проекта планируется повторно провести опрос, чтобы увидеть результаты пропаганды экологических знаний среди учеников.
На втором этапе проекта, в результате исследования было определено, что в день в нашей школе выбрасывается более 3, 5 кг пластика , а за год -734кг!
Количество пластиковых отходов в год на 1 учащегося, составляет около 600 граммов.
Если бы школа каждый год сдавала ненужный пластик, то мы бы за учебный год сэкономили 14688 литров воды и 734,4 квт/ч электроэнергии! И это без учета домашнего пластика!
Во время реализации третьего этапа проекта создана рекламная продукция для расширения экологического кругозора учащихся младших классов, а также проведена апробация технологий переработки вторичного пластика.
На четвёртом этапе необходимо обратиться с предложением к муниципальным властям: организовать сбор пластика для переработки и пропаганду экологических знаний среди населения.
Экспериментальная часть проекта
Вторая жизнь пластиковой бутылки
Проблему загрязнения окружающей среды можно решить путем вторичного использования пластиковых бутылок. Немного фантазии, терпения, свободного времени – и в нашу жизнь войдут красивые и полезные для повседневности вещи.
Переработка с целью получения различных изделий
Для работы необходимы пластиковые бутылки, клей, краски, картон.
Для работы можно использовать самый различный пластик: пакеты, пластиковые бутылки разных форм и окрасок, контейнеры из-под пищи и т.д.
На изготовление 1 изделия требуется приблизительно 3 - 4 кг пластика.
Технология изготовления:
Чистые и сухие пластиковые бутылки и контейнеры покрываем белой водомульсионной краской и даём высохнуть.
Заготовки раскрашиваем по своему усмотрению и творчеству, соответственно, заявленной теме.
Изготовление «Чудо-города». Покраска и покрытие лаком. (Приложение№2)
Заключение:
В результате проделанной работы мы выяснили историю возникновения пластиковой бутылки. Она удобна в применении, благодаря таким свойствам как легкость, упругость, прочность, но пластиковая бутылка действительно засоряет землю и наносит вред природе.
Наши наблюдения и проведенная работа показали, что если подходить к этой проблеме творчески и по-хозяйски, то можно найти много способов применения пластиковой упаковки, и мы сделаем наш мир чуть-чуть чище!!!
В конце работы мы хотим сказать, что в каждой семье обязательно что-то скапливается, а то и выбрасывается. Мы нашли много применений бытовым отходам из пластикового материала. Давая «вторую жизнь» этим предметам обхода мы не только экономим деньги, но и сохраняем природу! Различные поделки можно сделать своими и руками и порадовать ими своих друзей и родных.
Пластиковые изделия – наилучший путь утилизации ненужной пластиковой массы. Процесс производства и применение не загрязняет отходами окружающую среду и не требует никаких не возобновляемых природных ресурсов. Энергозатраты этого производства малы, т.к. процесс не содержит никаких энергоемких стадий.
Таким образом, с помощью простейшего оборудования пластик переработан в изделия, не уступающие изделиям, произведённым в промышленном производстве.
Все доступно! Экономически выгодно! Экологически возможно и, самое главное, необходимо!
Библиографический список
Бобович Б.Б. и Девяткин В.В., Переработка отходов производства и потребления. М: 2000г.
Гаврилюк А. Ямальцам, сортирующим бытовой мусор, понизят квартплату http://www.yamal.org/jkh/45659-2013-03-20-05-33-11.html
Демешкан, Е. Ю. Эколого-экономические аспекты использования макулатуры в целлюлозно-бумажной промышленности / Е. Ю. Демешкан // Лесной экономический вестник. - 2009. - № 1. - С. 30-36.
Евгений Рихванов. Экологический журнал "Волна" №18(1), 1999. Твердые бытовые отходы. http://www.recyclers.ru/modules/section/item.php?itemid=189
Иванова, М. Отходы - богатейший сырьевой ресурс / М. Иванова // Жилищное и коммунальное хозяйство. - 2008. - № 5. - С. 19-20.
Колесов, А. С. Макулатура - сырье для производства упаковки / А. С. Колесов // Твердые бытовые отходы. - 2009. - № 5 (35). - С. 58-61.
Коробкин В. И., Передельский Л. В. ЭКОЛОГИЯ. Конспект лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Петелин, Г. Дюма - теперь тоже макулатура / Герман Петелин // Огонек. - 2008. - № 18/19. - С. 52-53.
Утилизация отходов. http://pererabotka-musora.ru/.shtml
Цыганкова А.П. Утилизация твердых отходов – М.: Стройиздат, 1982г.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Переработка_отходов
http://web-magnitogorsk.ru/v-magnitogorske-nachnut-po-novomu-sobirat-musor/
http://www.namusoril.ru/
Приложение №1.
Социологический опрос
«Что вы знаете о вторичной переработки пластикового сырья».
Известно ли вам для производства чего используют пластик? Если «да», то поясните.
Считаете ли вы необходимым участие в сборе пластика?
3. Как известно, запасов отходов пластика с каждым годом становиться все больше, и потребность в нем возрастает. Какое решение данной проблемы вы можете предложить
Р езультаты исследования
Приложение №2
Переработка пластика и макулатуры с целью получения изделий
в домашних условиях. Постройка «Чудо-града»
Приложение