«Всё, чем я живу»
Прошло лето. Сентябрь… Вот уже 15-й раз встречаю я своих учеников. И каждый раз замирает сердце от ожидания встречи с ними. Как изменились, как повзрослели мои вчерашние первоклассники!
-- Здравствуйте, Наталия Владимировна!- звучит радостный хор.
-- Привет!
--Здорово! – приветствуют друг друга.
-- А я летом на море отдыхал! – делится радость Игорёк.
-- И я тоже! – вторит ему Настя. – Я Вам сувенир из ракушек привезла.
-- А у меня летом Сонька родилась! – это Дима вступает в разговор.
-- А мой братик Ромка ходить научился! – гордится Юля.
Полина хвалится:
-- Я за лето 10 книг прочитала!..
Так, переполненные радостью встречи, обмениваются новостями мои малыши. Ещё бы, целое лето не виделись! Гляжу на них, таких разных, и замечаю, что за год они стали друзьями, единой семьёй. Что ждёт нас в этом году? Конечно, радость открытий, горечь неудач, совместные прогулки, экскурсии, ссоры и примирения. Каждый день что-то новое и неповторимое… Что я могу им дать, чему и как научить? Чему научить – это понятно. Как научить? Как сделать так, чтобы детям было интересно в школе, чтобы бежали сюда с радостью?..
Утро нового дня. 24 пары глаз с любопытством глядят на меня: что скажете, Наталия Владимировна, что интересного приготовили?
И мы открываем «Маленькую дверь в большой мир» (так называется наш учебник чтения
Р.Н. Бунеева). И это действительно так. Сказки, которые любят все дети, - это дверь в большой, окружающий нас мир. Из сказок они узнают о жизни народов мира, их прошлом; учатся добру и дружбе.
Герой сегодняшнего урока – всеми любимый Буратино. Разве может быть скучным такой урок?! Читают все с большим желанием. А кому не захочется самому стать хоть на время непослушным Буратино или выступить в роли Мальвины? Класс на время превращается в театр. Зрители смотрят, открыв рты, на актёров-одноклассников. Потом спорим, какой Буратино герой положительный или отрицательный.
-- Всё ли вам нравится в Буратино?
-- А хотелось бы иметь такого друга?
Учимся находить скрытый смысл, спрятанный автором между строк.
-- Какой совет даёт Толстой? Что он ценит, а чего не терпит?
Высказаться хотят все:
-- Добро всегда победит.
-- Не обращать внимания на проказы, а ценить дружбу и верность.
Я рада. Урок добра и дружбы усвоен.
Перемена. Дружно и с аппетитом завтракаем. С огромной радостью вижу, что некоторые ребята помчались в библиотеку, чтобы взять книгу о Буратино и прочитать её полностью.
Второй урок. Самый трудный, на мой взгляд, - математика. А мои дети просто обожают этот предмет. Захватывающий, увлекательный учебник Л.Г.Петерсон – мой друг и помощник. Увидев его впервые, испугалась – не усвоят, не поймут, не смогу научить таким премудростям! Но страхи оказались напрасны. Да, трудно, но чрезвычайно интересно. Многому училась сама вместе с детьми.
… Открываем нужную страницу, решаем примеры и расшифровываем слово. И вот Буратино опять с нами. Этот человечек поможет нам сегодня научиться складывать трёхзначные числа с переходом через разряд. Не я, а они, мои малыши, сами научатся это делать. Я им только помогу! Берём графические модели, выполняем нужные действия, формулируем правило. Здорово! Радость, восторг в глазах – открытие свершилось! Задачу решим про Пилюлькина – героя другой сказочной повести из нашего учебника чтения.
-- Я уже знаю, как решать! – кричит с места Никита.—Мне помощь не нужна!
Скоро и другие догадываются. А вот Дания растерялась – страх в глазах. И Антон не уверен.Помогу им немного.
-- Что делать дальше? Спрашивает всё тот же неугомонный Никита, справившись с задачей.
-- Решай задание под звёздочкой. Но оно сложное, не спеши.
Взгляд стал серьёзным, задумчивым. А мы тем временем решили задачу, проверяем.
-- Игорь, прочитай ответ. (239)
-- двадцать тридцать девять…
Никак не даются ему эти трудные числительные! Смех. Он растерян.
-- Я лучше после уроков. Можно?
Теперь отдохнём. Физминутка. А в конце урока групповая работа. Решаем задания разного уровня сложности. Всё предусмотрел автор. Спасибо.
Русский язык. «Связь слов названий и слов-признаков». Трудно, не спорю. А вот и Буратино! Какой он?
-- Кто больше подберёт признаков, характеризующих мальчишку?
Предложение составим о Мальвине. Книгу читали, мультфильм смотрели. Что ж тут трудного?
И вывод сделаем сами. Теперь потрудимся самостоятельно.
-- Подберите слова-признаки к слову книга.
Книга (какая?)…
-- Увлекательная, интересная, поучительная, красочная,..
Чтобы отдохнуть, отгадаем загадки. Что помогло их отгадать? Конечно, слова-признаки. Весь урок наблюдала за детьми. Нет скучных и равнодушных глаз!
Закончились уроки. Брошены в ранцы учебники и тетради. Спешат ребята по своим делам. Полина – в танцевальный кружок, Настя и Соня – в кружок мягкой игрушки. Димка побежал борьбой заниматься, Игорь – на футбол. Олег, Надя и Лена – в музыкальную школу, Юля – в художественную… Как много у них интересов и забот помимо школы. Пусть радуются жизни, которая «открывается перед ними в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творчестве и красоте»…
Тихо в школе. Я проверяю тетради. Рядом Вадим.
--- Можно, я посмотрю?
Его бабушка работает в нашей школе, но у неё ещё дела. Надо подождать. Вместе проверяем, находим ошибки. Вот и проверили самостоятельную работу по математике. Ура! Ни одной двойки. Зато пятёрок целых десять! Не зря, видно, прошёл день.
Открывается дверь.
-- Здравствуйте, Наталия Владимировна!
Это мои бывшие Ученики. Теперь они в шестом. Полина скромно говорит:
-- Почитайте, мои стихи в газете напечатали. У девчонки неплохо получается, она начала писать ещё в начальной школе, подражая известным поэтам.
Настя хвалится работой по информатике, она почти на «ты» с компьютером. Вита рассказывает о новостях в классе. Они всё так же мои дети и мне интересно, что с ними происходит. А они видят во мне чуткого собеседника. Об этом можно только мечтать!
Вечер. Чай. Телевизор. Планы. Тетради… Люблю в тишине поразмышлять над творческими стараниями моих нынешних учеников, сравнить с работами бывших. Спасибо авторам учебников чтения и русского языка Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой за удачно подобранные произведения и ненавязчивые творческие задания. Если хочешь – попробуй! Конечно, попробовать хотят многие. Чем я хуже? Сначала робкие неуверенные попытки сочинить загадку:
Растёт в лесу на белой ножке
В тонкой юбке кружевной,
Шапка красная в горошек,
Только не съедобен он.
(Рейхерт Н.)
На дороге стоит ножка,
В ней три окошка.
Одно остановит,
Другое приготовит,
Третье разрешит.
(Рейхерт Н.)
Шёл один мальчик домой,
За ним такой же другой.
Кто это такой?
(Дьякина Н.)
А вот и первые стихи. Некоторые очень неумелые, наивные, смешные. Есть стихи глубокие, наполненные мыслями и чувствами, непохожие друг на друга.
Течёт река родная,
Течёт издалека,
Куда свой путь ты держишь,
Не знаю я пока.
Осень наступила,
Стало холодать.
Вышли мы на улицу погулять.
В игры разные поиграть.
Неожиданно ветер захлестал,
Вдруг дождь! Да какой!
Стала просека рекой,
Побежали мы домой!
(Рейхерт Н.)
Осень – красавица, как наряжается!
В золото, бархат, шелка и янтарь.
Щедрой хозяйке мы все удивляемся –
Сколько даров преподносит нам – глянь!
Скатерть узорную ласково стелет,
Тихою грустью душу согреет.
(Портянко П.)
После работы над стихотворением Г.Сапгира «Четыре конверта» у Мызникова Сергея родились строчки:
И лисица написала:
- За зайцем бегать я устала!
Заяц хитрый, прыг в снежок.
- Пробеги ещё кружок!
Лось рогатый в лесу рыщет
И кричит он: - Не могу,
Дайте чуточку мне мху!
А сочинения-миниатюры, сочинения-описания?! Удивляюсь, как тонко умеют эти малыши чувствовать мир, понимать его неповторимость и красоту. Как могут передать свои чувства! Пусть пока это подражание известным авторам, но ведь большое начинается с малого. Главное, не спугнуть, не обидеть критикой, дать раскрыться таланту. Вот строчки о летних впечатлениях.
Я запомнил лето таким: прохладное утро, синь пруда. Деревья и коряги, торчащие из воды. Они похожи на диковинных зверей. Рыба плещется от маленькой до большой. Как хорошо на рыбалке с папой! (Дружинин В.)
Летом я была в Москве. Первый раз! В зоопарке видела животных разных-разных. Запомнился Кремль, Воробьёвы Горы, необыкновенные фонтаны… Очень понравилось метро. Там я увидела негра. Какой он чёрный! Огромные магазины, высоченные здания, свадебный лимузин, салют в честь молодожёнов. Москва – самый удивительный город! (Кошелева Н.)
Однажды жарким днём мы с ребятами гуляли на улице. И вдруг начался дождь – мелкий и тёплый. Откуда он мог идти? Ведь на небе ни тучки, ни облачка! Друзья уже хотели бежать прятаться от дождя, но я сказал, что он скоро кончится, ведь это грибной дождик. Всё ожило: и деревья, и цветы. А мы могли бегать по тёплым лужам босиком. А что там в небе? Да это же радуга! (Мызников С.)
-- Опиши осень по своим наблюдениям,- просят авторы. Пожалуйста!
Я люблю осень. Когда деревья в разноцветных узорах, они похожи на девушек, принарядившихся на праздник. Водят хоровод и песни поют под музыку ветра. (Васильева Н.)
Осень бывает разная. И жёлтая, и красная. У Осени три сына- Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. Сентябрь- самый молоденький и весёлый. Балует нас тёплыми деньками и солнышком. Пришёл Октябрь и спорит с младшим братом – грозит ему дождём и ветром. Ноябрь суров и холоден, сыплет мокрым снегом. Спорят братья – то солнце, то дождь, то снег. Вот придёт Зима и наведёт порядок в этой семейке! (Портянко П.)
Прочитали раздел «Уроки и переменки» и рассуждаем на тему: «На каких уроках мне не бывает скучно». Многим нравится история (учебник Д.Д.Данилова). И Олег, и Настя, и Ирина называют историю любимым предметом. Олег пишет: «… Особенно мне нравится изучать войны. Я узнал, что в 19 веке на Русь напал Наполеон. За Родину сражались не только солдата, но и всё население, в тылу врага были партизанские отряды. Это была Отечественная война 1812года. А в 20 веке всё повторилось. Теперь наш народ воевал с фашистами. Мы опять победили! Важно знать неправильные поступки предков, чтобы не повторить их ошибки».
Рогова Влада говорит: «Я люблю историю. Теперь мног знаю о том, что испытал наш народ. Горжусь своей страной, её мужественным народом».
Многие любят математику (Л.Г.Птерсон) . Дания любит её зато, что «задачи трудные и над ними надо размышлять». Антон любит решать составные уравнения, находить площадь и объём. Саше математика нужна, чтобы, работая в ГИБДД, «находить скорость машины, сбившей пешехода». Элла говорит, что благодаря математике, научилась «считать в уме, и теперь в магазине её не обманут».
Соня, юля, Илья не скучают на уроках окружающего мира (А.А.Вахрушев). Им интересно было узнать о материках, океанах, странах. Помнят, как во 2 классе путешествовали вместе с тучкой и знакомились с историей, культурой, достижениями народов разных стран. «Теперь я знаю, почему рыбы не тонут, птицы летают, зачем змея сбрасывает кожу и почему её называют хладнокровной».- пишет Юля.
Любят они и русский язык, потому что «стыдно жить в России и быть безграмотным, писать с ошибками».
И музыка, и рисование – всё им интересно! Хочется сказать огромное спасибо авторам учебников ОС «Школда2100» за нелёгкий труд. Вы – команда единомышленников, связавшая все предметы в единое целое, Вы учите мыслить и творить не только детей, но и учителей, родителей.
-- Добрый вечер, Наталия Владимировна! Простите за беспокойство. Затрудняемся с домашним заданием. Помогите с фонетическим разбором. Это мама Игоря, очень волнуется, переживает за сына.
-- Алло! Извините, Наталия Владимировна, я забыла записать домашнее задание, а мама ругается,- всхлипывает в трубку Вероника.
-- Привет, мамочка, Как прошёл день? – это сын – студент.
-- Спасибо, сынок, как у тебя дела?
-- Здравствуй, малыш! Я скучаю,- слышу в трубке родной голос. Муж далеко, в командировке.
Прошёл ещё один день обычного учителя. Прожит он не зря. Моя семья, мои ученики, их родители нуждаются во мне. А я не мыслю жизни без них. Кто я без них?.. С ними я – мама, жена, учитель, друг. Впереди новый день. И целая жизнь…