СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Белла Ахмадулина: Прекрасная дама поэзии.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

3 ВЕДУЩИЙ:   У нее была нормальная жизнь, состоящая из замужеств, разводов, дружб, потерь, поездок. В юности Белла Ахмадулина вышла замуж за поэта Евгения Евтушенко. Браки поэтов, увы, редко бывают прочными. Но история их отношений, сила их переживаний породила несколько прекрасных стихотворений. Влюбленные часами бродили по Москве, взявшись за руки. Читали друг другу стихи, легко ссорились, легко мирились. Евтушенко вспоминал, что то и дело забегал вперед, чтобы заглянуть в ее "бахчисарайские глаза". Однажды он написал ей стихи на тетрадном листе и повесил его на ветку дерева. Евгений Александрович совершенно забыл про это стихотворение и был несказанно удивлен, когда услышал песню на свои стихи в фильме Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или  С легким паром!".

                                                                                                                                                                                                            (Звучит песня на стихи Е.Евтушенко «Со мною вот что происходит»).

Белла посвятила мужу поэму "Сказка о дожде". Ахмадулина и Евтушенко были прекрасной парой – оба молодые, талантливые, оба любили красиво одеваться. Евтушенко первым в Москве начал носить модный нейлоновый костюм. Ахмадулина с юности одевалась нестандартно с точки зрения советских людей. Две яркие индивидуальности, Евтушенко и Ахмадулина, к сожалению, не смогли долго существовать вместе. Их брак продлился всего три года. Евгений будет винить себя за то, что, опасаясь за свою и ее творческую свободу, уговорил жену прервать беременность. И в наказание Бог послал потерю любви. Через два месяца тоски и отчаяния Евтушенко попытался повернуть время вспять и примчался к Белле ночью, захватив с собой шампанское и ананас. Но дверь Белла не открыла. Что переживала она в тот момент, остается лишь догадываться.

                                                                                                                                                                   (Стихотворение Б. Ахмадулиной “О, мой застенчивый герой”. Видеоролик).

Вторым мужем Беллы Ахмадулиной был писатель Юрий Нагибин. Мастер слова, успешный кинодраматург, он оставил немало строк об Ахмадулиной в своём невероятном “Дневнике”. В 1968 году, разводясь с Нагибиным, Ахмадулина взяла на воспитание приёмную дочь Анну, которая впоследствии закончила Полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. От сына балкарского классика Кайсына Кулиева — Эльдара Кулиева в 1973 году она родила дочку Елизавету, которая как и её мать закончила Литературный институт.                                                                               В 1974 году Белла Ахмадулина вышла замуж за известного театрального художника Бориса Мессерера, с которым они прожили вместе более тридцати лет. Борис Мессерер любил и боготворил свою жену. Он стал ее своеобразным ангелом-хранителем. «Я счастлива в браке, любовь мужа охраняет меня всю жизнь», — признавалась Белла Ахатовна. Супружеская пара была неразлучна вплоть до кончины Беллы Ахатовны.

 

4 ВЕДУЩИЙ:   Говорят, что поэту необходимы учителя. Белла Ахмадуллина признавала своими наставниками в поэзии Пастернака и Мандельштама, Ахматову, Блока, и конечно, - Пушкина.

Поэт Иосиф Бродский считал, что никто не позавидует женщине, пишущей стихи в России в этом столетии. Потому что есть две гигантские фигуры, являющиеся каждой, взявшей перо в руки – Анна Ахматова и Марина Цветаева. Ахмадулина открыто признается в почти парализующем для нее очаровании этих двоих и присягает им на верность.

 

 

…Не ладили две равных темноты:

 

 

Восхищаясь Ахматовой, Ахмадулина решительно зачисляет себя в прилежные ученицы Пушкина. Героиня Ахмадуллиной трепетно относится к дружбе, видя в ней одну из самых важных сторон человеческого общения. В стихотворении «По улице моей который год…», написанном в 1969 году, Ахмадуллина грустит о друзьях, которые покидают ее.

 

(Звучит романс «По улице моей который год…»).

 

2 ВЕДУЩИЙ:   В 1970-е Белла Ахатовна побывала в Грузии и навсегда полюбила эту страну и ее народ. Изучив грузинский язык, она писала переводы грузинских стихов, в числе переведенных ею авторов - Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе, С. Чиковани и другие. Журнал “Литературная Грузия” публиковал ее стихи в годы, когда это было невозможно в России.

(Звучит стихотворение «Я столько раз была мертва»).

Белла Ахмадулина  долго находилась под запретом за свою непреодолимую тягу к свободе. Союз писателей  СССР предлагал выгнать поэта Ахмадулину не только из своего союза, но и из Советского.

Эта хрупкая и нежная женщина никогда не шла на компромисс ради собственного профессионального успеха, всегда твердо отстаивала свои убеждения.  «Я никогда не боялась за себя, — говорила Ахмадулина, но мне знаком страх за товарищей». Она подписывала письма в защиту Синявского, Даниэля. Не боялась говорить о Бродском, когда того уже выдворили из страны. Из ее квартиры уезжали в эмиграцию Василий Аксенов и Владимир Войнович. Ей посвящали стихи Высоцкий и Окуджава.                                                     Евтушенко восторгался, что его любимая жена в измерении, где не было ни партии, ни КГБ, а были Пастернак, Ахматова, Цветаева и вся красота мира, включая ее собственную.                                                                                      Конечно, жизнь, которую не затрагивала ни партия, ни КГБ – поэтическое преувеличение. Так или иначе, система доставала всех. В 80-ом Ахмадулина написала письмо в защиту опального академика Андрея Дмитриевича Сахарова. Вот что в нем содержалось: "Когда человек заступается за человечество, это значит, что он ничего не боится. Он боится лишь за человечество. Но я человек, всего лишь. И я боюсь. Но что еще я могу сделать? И – если нет других академиков, чтобы заступиться за академика Сахарова, то вот я – Белла Ахмадулина, почетный член Американской академии искусств и письменности". Письмо Ахмадуллиной было опубликовано в газете "Нью – Йорк – Таймс". В своей позиции Белла не была одинока. В защиту Сахарова выступили ее друзья: художник Борис Мессерер, писатели Андрей Битов, Василий Аксенов, Фазиль Искандер, Владимир Высоцкий…

3 ВЕДУЩИЙ:   Многие помнят, как воспринимались тогда публикации в зарубежных изданиях. Санкции против нее были "тихими": перестали печатать и запретили ее выступления. Так начался тот горький год. И продолжился – разлукой с друзьями: уехали Войнович, Аксенов, умер Высоцкий…  Умерла и Надежда Мандельштам, последние годы которой были связаны с дружеским участием Беллы. Тогда казалось, что все кончено. И не было сил встречать Новый год. Судьба предложила Тарусу. Жилье она сняла на улице, где прежде находилось кладбище, на котором хотела быть похоронена Цветаева. Это повлияло спасительно. Именно в Тарусе, под сильнейшим ощущением как бы присутствия Марины Ивановны, у Ахмадуллиной возникает поэтический образ сада: символ цветения, чистоты и, наконец, награды. Январским утром 90-ого года Ахмадулину пригласили в Кремль для вручения Государственной премии СССР за книгу стихов "Сад".

 

Февраль – любовь и гнев погоды.

 

От стихов Беллы Ахмадулиной остается впечатление, что они сами выпархивают из ее уст, как только она их приоткрывает. На ее стихи написано много песен Одна из них - романс из кинофильма "Жестокий романс" : "А на последок я скажу". Музыку к этому фильму написал композитор Андрей Петров. Кинорежиссер Эльдар Рязанов вспоминает: "…Тогда я принялся за штудирование русской женской поэзии, надеясь оттуда извлечь стихи для романсов Ларисы. Однако ни у одной из талантливых поэтесс 19 столетия я не смог отыскать того, что хотел. И тогда я прибег к помощи моей любимой Беллы Ахмадулиной. У нее я нашел то, что мне было нужно".

                                                                                                                                                   (Прослушивание романса «А напоследок я скажу»).

                                                                                                                                              4 ВЕДУЩИЙ:   Поэзия для Ахмадулиной - это самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых  и традиционных  предметов. Для её поэзии всё — даже любая мелочь — может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; всё может стать одухотворённым, символичным, как любое явление природы. Ошибаются те, кто принимают узоры ее речи и стильную хрупкость облика за отражение характера. Ахмадулина гораздо тверже и решительнее, чем видится на первый взгляд. Ее муж Борис Мессерер говорит: «Характер у нее трудный, я, можно сказать, всю жизнь живу под татарским игом. Но, тем не менее, мы ладим уже в течение долгого периода. Я больше всего люблю образ Беллы теперешней, потому что сейчас она значительна своей теперешней красотой. Её стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы, явственно отмечен напряжённым женским вниманием к деталям, которое можно назвать любовью».

(Звучит стихотворение «Она цеплялась за любовь»).

Творчество для Ахмадулиной — “казнь”, “пытка”, и единственное спасение, исход “земной муки”, вера в слово и верность ему, в нерасторжимость “словесности и совести” у Ахмадулиной столь сильна, что настигающая немота равносильна для нее небытию, утрате высокой оправданности собственного существования. Она готова расплачиваться за поэтическое избранничество “мукой превосходства”, страдание вообще видится ей искуплением душевного несовершенства. Казалось бы неразделенная любовь - традиционная тема женской поэзии. Но, если другие поэтессы, обращаясь к ней сознательно или подсознательно рассчитывают на читательское сострадание, то лирическая героиня Беллы Ахмадулиной остаётся в своём страдании, одинокой, но твёрдой и благородной. У неё хватает сил не осуждать возлюбленного, она даже предлагает ему свою помощь. Подлинное горе, как правило, настолько велико, что само отрезает все пути к утешению. И задача у лирической героини одна – испытывая боль, сохранять человеческое достоинство.

(Звучит романс «Не уделяй мне много времени»).                                                                                                                                      

Как сказал поэт Александр Кушнер, сверстник Беллы Ахмадулиной: «Она была эпохой в нашей поэзии». Ахмадулина и сама осознавала свою высокую причастность к русской классической поэзии, свою включённость в тот трагический ряд подвижников и мучеников, каким была в последние три века наша литература. Ахмадулина готова была разделить судьбу своих предшественниц, перед памятью которых благоговела: Ахматовой и Цветаевой. Соглашалась на печальную участь нищенки с церковной паперти, безымянного иконописца -«богомаза» и обычного русского пьяницы, лишь бы служить поэзии и сохраниться в памяти потомков своими стихами. Ахмадулина ещё при жизни заботливо призывала всех нас не плакать о ней.

(Звучит романс «Не плачьте обо мне - я проживу»).                                                                                                                        

1 ВЕДУЩИЙ:   В своих стихах она хвалит и боготворит атмосферу 19 века, где с восторгом рассказывает о рыцарстве, благородстве, аристократизме, которые за все это время человечество успело потерять и потеряться. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация “старинного” слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой.

(Звучит стих «Есть в сумерках…»).

Лирическую фабулу многих ее стихов составляет не лишенное магического оттенка общение с “душой” предмета или пейзажа, призванное дать им имя, пробудить их, вывести из небытия. Ахмадулина таким образом дает свое зрение окружающему миру.                                                                                    В 2007 году Белла Ахмадулина празднует свой юбилей. Ей исполняется… Хотя, какая разница, сколько лет человеку, живущему вне времени? Показатель ее вневременности – мудрость и красота, показатель ее вневременности как поэта – книги. Сама поэтесса говорит о себе так: «Хочу ли я, чтобы люди меня читали? Я хочу, чтобы люди жили хорошо, а читать меня необязательно…»                                                                                         Мы благодарны Белле Ахмадулиной за ее стихи, за ее верность ремеслу, за способность сопереживать, за то, что умела помедлить, когда все торопились, говорить, когда многие молчали, быть искренней, когда удобнее было притворяться.                                                                                                        Сегодня изданы десятки ее сборников: поэзия, переводы, эссе... Стихи Беллы Ахмадулиной переведены более чем на 20 языков мира. Однажды у неё поинтересовались, счастливо ли сложилась её судьба. «Мне другой не надо», - сказала, как отрезала. В другом интервью мягче: «Никто не бывает так счастлив на белом свете, как поэт. Только он один, сколько бы ему ни выпало жить, может поражаться сочетанию цвета и света, капли и солнечного луча, осознать блаженство бытия, всегда думая о небытии больше, чем другие... Я уверена, судьба поэта предопределена». Белла считала, что поэт никогда не уйдёт раньше своего срока. И это знание вызывало у неё скорее горечь.

«Не знаю вечность или миг Мне предстоит бродить по свету, За этот миг иль вечность эту Равно благодарю я мир. Чтоб ни случилось не кляну, А лишь благословляю лёгкость, Моей кончины тишину, Твоей печали мимолётность».

В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь. Борис Асафович, её муж, стал глазами Беллы. Они ходили, взявшись за руки – крепкий, основательный Мессерер и хрупкая, изящная Ахмадулина. Казалось,  так будет всегда. Но судьба распорядилась иначе... 29 ноября 2010 года Белла Ахмадулина умерла на своей даче в Переделкино, не выпуская руки любимого мужа…

 

(Просмотр видеоролика «Не исчезай»).

 

Просмотр содержимого документа
«Белла Ахмадулина: Прекрасная дама поэзии.»

Белла Ахмадулина: Прекрасная дама поэзии.

Основная цель - развивать творческие способности обучающихся, формировать активную жизненную позицию, умение самостоятельно работать с информацией, используя современные информационные технологии, навыки аналитической работы. 
Задачи:  ● изучить творчество Беллы Ахмадулиной, учить анализировать и отбирать материал в соответствии с поставленной задачей; 
● развивать творческие способности, формировать читательский вкус и яркую, выразительную речь, обогащать словарный запас обучающихся, развивать коммуникативные компетенции; 
● в теплой задушевной обстановке поговорить с обучающимися о ценности настоящей дружбы; обратить внимание ребят на быстротечность жизни и необходимости беречь своих друзей, послушать замечательные стихи Беллы Ахмадулиной и песни на ее стихи. 
Оборудование: мультимедиасистема. 



1 ВЕДУЩИЙ:  Лучшее, чем обладает каждая нация, это её язык. Лучшее в каждом языке, конечно же, созданная на нём литература. И лучшее в любой литературе – поэзия. Так что поэт является сокровищем нации, тем более, если такой поэт женщина. Здравствуйте! Сегодня наша встреча посвящена памяти замечательной поэтессе, юбилейная дата которой отмечается в наступившем году: Белле Ахмадулиной. Мы вместе вспомним эпоху 60-х, услышим песни на стихи Беллы Ахатовны, воспоминания современников, узнаем некоторые факты биографии и, конечно, на протяжении всего мероприятия будут звучать ее стихи. Но начать я хочу со стихотворения Булата Окуджавы «Посвящение женщине»: Тьмою здесь все занавешено И тишина, как на дне… Ваше величество женщина, Да неужели – ко мне? Тусклое здесь электричество, С крыши сочится вода. Женщина, ваше величество, Как вы решились сюда?



О, ваш приход – как пожарище.

Дымно, и трудно дышать…

Ну, заходите, пожалуйста,

Что ж на пороге стоять?

Кто вы такая? Откуда вы?

Ах, я смешной человек…

Просто вы дверь перепутали,

Улицу, город и век.



Кто она, эта странная женщина из стихотворения Булата Окуджавы? Беспомощная и могущественная одновременно, не имеющая ни адреса, ни имени, ни времени? Но в то же время все века и все люди ей близки и подвластны. Хочется приоткрыть завесу, придать женщине реальные черты. Она обретает голос – голос поэта. А зовут ее Изабелла Ахатовна Ахмадулина. Раскрепощённость, дерзость, безотчетность порыва, свобода… были атрибутами 60-х годов прошлого века, когда в поэзию нашу не просто вошла, а буквально ворвалась молодая и необыкновенно талантливая Белла Ахмадулина. Автор с обаятельно женственной, колдовской, обволакивающей интонацией. У неё был поставленный от природы лирический голос, волшебный голос. Всё это завораживало многочисленных поклонников её таланта и красоты. Её поэтический дар вызывал восхищение. Она была высочайшим мастером, писала настолько тонкие стихи, что они словно таяли, будто иней на ладошке. Ахмадулина была не только поэтом, но и дивой, райской птицей той эпохи.   Тонкая, хрупкая, словно неземная, она обладала твёрдым характером, никогда не предавала близких, родных. У многих вызывало восхищение, что женщина может быть такой. Ей было, что сказать миру, поэтому она писала, читала, завораживала. Белла Ахмадулина – это образ прекрасной дамы, которая жила в ногу со временем и вопреки ему. Как многие по-настоящему творческие люди, Белла Ахатовна не ценила свои произведения: дарила их, могла забыть, потерять, записать на салфетке. Это происходило потому, что облекание мыслей и чувств в стихотворную форму было для поэта естественным процессом.

2 ВЕДУЩИЙ:  Родилась Белла Ахмадулина 10 апреля 1937 в Москве. Год ее рождения принято считать наиболее кровопролитным, хотя годы–соседи, предшествующие и последующие, тоже не похвалишь. Её родители были, что называется, “не из простых”: отец, татарин по национальности, занимал пост замминистра, а мать, русская итальянского происхождения, работала переводчицей в КГБ. Девочка долго не говорила, словно ни с кем не хотела разговаривать. А потом расцвели тюльпаны, и она сказала первую внятную фразу: "Я такого не видела никогда". В этих словах было и удивление, и восхищение одновременно. Божественный дар, данный Белле Ахатовне от Бога, разглядела бабушка, которая читала ей Пушкина и Гоголя, приобщая тем самым к красивому русскому слову, развивая вкус и душу. В детстве всем детям задают вопрос: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» Обычно девочки отвечают: актрисой, певицей, артисткой, врачом, учительницей. Маленькая Белла мрачно, насупившись, сказала: «Литератором». И как видим - не ошиблась, будто напророчила. Крепкая, по-восточному пухлолицая девочка с длинной косой – старшеклассница 50-х годов. Прилежная посетительница литературной студии и драмкружка в Доме пионеров. Она начала писать стихи еще в школе, как старшеклассницы пишут дневники. Начало литературного пути Беллы Ахмадулиной пришлось на время, когда были живы и активно работали Б. Пастернак, А. Ахматова и В. Набоков. В эти же годы внимание общества было приковано к трагической судьбе и творческому наследию Осипа Мандельштама и Марины Цветаевой. Именно Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников.

(Просмотр видеоролика «Мир состоит из гор»).

3 ВЕДУЩИЙ:   По окончании школы она поступила в Литературный институт им. А. М. Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки И.Сельвинского:  «поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства».  Во время учебы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в литературных журналах и в рукописном журнале «Синтаксис». В 1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее стихотворение «Родина». Занималась журналистикой, писала очерки («На сибирских дорогах» и др.). В 1957 писала в «Комсомольской правде»: искусство «призвано не веселить людей, а приносить имстрадания». Из воспоминаний Беллы Ахмадулиной: " Я всегда с радостью повторяю слова Пушкина: "Поэзия должна быть глуповата". Источник поэзии не есть мысль, не есть соображения, не есть нравоучения. Это что-то другое. Я была довольно забавный "типчик" в условиях моего времени и моего общества". С самого начала стихи Беллы Ахмадулиной были энергичны и сверкали, как фехтовальная рапира. Ее чарующая манера чтения делала их непобедимо – обаятельными. Она любила придать стихам томность и говорить с акцентом, как будто унаследованным от пушкинской эпохи. Это особенно впечатляло в авторском исполнении, когда слышались не столько слова, сколько музыка стиха. Вот как об этом говорил А. Вознесенский: «Белла, читая, так закидывает подбородок, что не видно ни губ, ни лица, всё лицо оказывается в тени, видна только беззащитно открытая шея с пульсирующим неземным знобящим звуком судорожного дыхания». Прелестная юная особа почти мгновенно вызывала у окружающих влюбленность – в стихи, в себя, в само это мгновение.

(Стихотворение «Дуэль». Видеоролик).

4 ВЕДУЩИЙ:   Белла Ахмадулина никогда никому не навязывала своих стихов, не заботилась о том, чтобы их пристроить, не старалась любой ценой «пробиться» к читателю, не хлопотала об издании своих книг. Она никогда не переступала порога редакции, считая, что «вести» ее стихи должна сама судьба. Быть может, именно поэтому многие известные поэты: Евгений Винокуров, Степан Щипачев, Илья Сельвинский, Ярослав Смеляков – очень помогали ей, старались поддержать её талант.

(На фоне музыки Моцарта"Фантазия ре минор" звучит стихотворение).

Цветы росли в оранжерее.
Их охраняли потолки.
Их корни сытые жирели
и были лепестки тонки.

Им подсыпали горький калий
и множество других солей,
чтоб глаз анютин желто-карий
смотрел круглей и веселей.

Цветы росли в оранжерее.
Им дали света и земли
не потому, что их жалели
или надолго берегли.

Их дарят празднично на память,
но мне — мне страшно их судьбы,
ведь никогда им так не пахнуть,
как это делают сады.

Им на губах не оставаться,
им не раскачивать шмеля,
им никогда не догадаться,
что значит мокрая земля.

5 ВЕДУЩИЙ:   Пастернака Ахмадулиной посчастливилось увидеть дважды; первый раз - зимой 1954 года, когда тот выступал на поэтическом вечере в клубе МГУ. «Зал был пуст, - вспоминает поэтесса, – занято было три ряда…, на сцене стоял Пастернак, застенчиво кланялся и словами просил за что-то прощения. Ничего подобного я не видела и не увижу, и никто не увидит». Вторая встреча состоялась осенью 1959 года в Переделкине. Ахмадулина вспоминала: «Он неожиданно вышел из убогой чащи переделкинских дерев, поздно вечером… От нежности к нему, от гордости к себе я почти не видела его лица». Позже она напишет в стихотворении, посвященном памяти Пастернака: Сурово избегая встречи с ним, Я шла в деревья, в неизбежность встречи…

23 октября 1958 года было объявлено о присуждении Борису Пастернаку Нобелевской премии за опубликованный на западе роман «Доктор Живаго». Это было сигналом к началу травли поэта. Студенты литературного института были обязаны присоединиться к «всенародному осуждению». Но как могла Белла предать обожаемого поэта? За отказ отречься от Пастернака Ахмадулину в апреле 1959 года исключили из института, над ней глумились, угрожали арестом. В октябре она вернулась в институт и 14 апреля 1960 года на «отлично» защитила дипломную работу «Стихи и переводы».

2 ВЕДУЩИЙ:   Уже в ранних стихах Беллы Ахмадулиной обнаружилось ее стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию. Лирическая героиня Ахмадулиной обживает и наделяет только ей присущими смыслами окружающее пространство, будь то ночная комната или заснеженный арбатский двор. Эти стихи обращены к внутреннему миру лирической героини, к вечным темам: любви и смерти, природе и творчеству…

В тот месяц май, в тот месяц мой

во мне была такая легкость

и, расстилаясь над землей,

влекла меня погоды летность.


Я так щедра была, щедра

в счастливом предвкушенье пенья,

и с легкомыслием щегла

я окунала в воздух перья.


Но, слава Богу, стал мой взор

и проницательней, и строже,

и каждый вздох и каждый взлет

обходится мне все дороже.

В 1962 году, в основном благодаря усилиям П.Г. Антокольского, вышел в свет долго пролежавший под сукном ее первый поэтический сборник «Струна». В этом же году Ахмадулину приняли в Союз писателей. «Струна» вызвала множество откликов и рецензий. В частности, Михаил Светлов написал об этой книге поэтическое эссе. Критикам и читателям стало ясно, что о поэтессе следует говорить как о самостоятельном литературном явлении. Казалось бы, было положено начало успешной поэтической карьеры. Но Белла повела себя крайне неосмотрительно: ее следующий сборник «Озноб» вышел в 1968 году в самом что ни есть «логове махровой антисоветчины» - во франкфуртском издательстве «Посев». В 1969 году «Озноб» в переводе на английский вышел в Нью-Йорке, а в 1970г. – в Лондоне. Последующие сборники, вышедшие в СССР – «Уроки музыки»(1969), «Стихи»(1975), «Свеча»(1977), «Метель»(1977), по-варварски урезались из идеологических соображений. А во времена гласности были опубликованы такие сборники стихов, как: «Сад»(1957), «Гряда камней»(1995), «Звук указующий»(1955), «Самые мои стихи»(1995), «Друзей мои прекрасные черты» (2000).

3 ВЕДУЩИЙ:   Поэзию Беллы Ахмадулиной в литературоведении справедливо характеризуют как интеллектуальную поэзию. Она вбирает в себя время, пространство, историю, судьбы. Прошлое, настоящее, грядущее в ее поэзии тесно переплетены, рождают единое человеческое время, и человек причастен ко всему, он – звено в бесконечной цепи культуры. Отличительной особенностью поэтического языка Беллы Ахмадулиной являются изящество, музыкальность, изысканность, выразительность. Её поэзия исповедальна, это лирический дневник. Многие ее стихотворения – это маленькие поэмы, со своим сюжетом.

(Песня «Любовь - волшебная страна»)

В своих стихах Белла Ахмадулина широко раздвигает горизонты понятия «Любовь», вмещающего в ее системе нравственных координат и добро, и женскую участливость, и бескорыстие, и вольную отвагу, и дерзость ума, и дар понимания, и чувство прекрасной сообразности.

(Чтение стихотворения «С любимыми не расставайтесь». Видеоролик).


4 ВЕДУЩИЙ:   Наверное, она могла бы стать неплохой актрисой, хотя даже Шукшин не сразу понял ее. "Дочь и внучка московских дворов", Ахмадулина сыграла роль журналистки в фильме "Живет такой парень". Но не только Шукшину, многим казалось, что она манерничает. Наверное, это обижало Беллу, и, обижая, вынуждало оправдываться. Она повторяла, что она – такая, как все…



Это я - в два часа пополудни

Повитухой добытый трофей.

Надо мною играют на лютне.

Мне щекотно от палочек фей.



Лишь расплыв золотистого цвета

понимает душа - это я

в знойный день довоенного лета

озираю красу бытия.



"Буря мглою...", и баюшки-баю,

я повадилась жить, но, увы,-

это я от войны погибаю

под угрюмым присмотром Уфы.



Как белеют зима и больница!

Замечаю, что не умерла.

В облаках неразборчивы лица

тех, кто умерли вместо меня.



С непригожим голубеньким ликом,

еле выпростав тело из мук,

это я в предвкушенье великом

слышу нечто, что меньше, чем звук.



Лишь потом оценю я привычку

слушать вечную, точно прибой,

безымянных вещей перекличку

с именующей вещи душой.



Это я - мой наряд фиолетов,

я надменна, юна и толста,

но к предсмертной улыбке поэтов

я уже приучила уста.



Словно дрожь между сердцем и сердцем,

есть меж словом и словом игра.

Дело лишь за бесхитростным средством

обвести ее вязью пера.



- Быть словам женихом и невестой!-

это я говорю и смеюсь.

Как священник в глуши деревенской,

я венчаю их тайный союз.



Вот зачем мимолетные феи

осыпали свой шепот и смех.

Лбом и певческим выгибом шеи,

о, как я не похожа на всех.



Я люблю эту мету несходства,

и, за дальней добычей спеша,

юной гончей мой почерк несется,

вот настиг - и озябла душа.



Это я проклинаю и плачу.

Пусть бумага пребудет бела.

Мне с небес диктовали задачу -

я ее разрешить не смогла.



Я измучила упряжью шею.

Как другие плетут письмена -

я не знаю, нет сил, не умею,

не могу, отпустите меня.



Это я - человек-невеличка,

всем, кто есть, прихожусь близнецом,

сплю, покуда идет электричка,

пав на сумку невзрачным лицом.



Мне не выпало лишней удачи,

слава богу, не выпало мне

быть заслуженней или богаче

всех соседей моих по земле.



Плоть от плоти сограждан усталых,

хорошо, что в их длинном строю

в магазинах, в кино, на вокзалах

я последнею в кассу стою -



позади паренька удалого

и старухи в пуховом платке,

слившись с ними, как слово и слово

на моем и на их языке.



Уже тогда, в начале 60-х, самое первое и самое сильное впечатление о ней, что она – уже такая взрослая! У неё была своя квартира, она водила автомобиль и гуляла с породистой собакой. И от ее стихов исходило ощущение сложившейся взрослости.


2 ВЕДУЩИЙ:   Белла признается: «Сама по себе я немного стою. Я – старый глагол в современной обложке». Она предпочитает говорить не "лоб", а "чело", не"лодка", а "челн", не "восемнадцать", а "осьмнадцать", не"друзья", а "други"… На столе ее, конечно же, не банальная электрическая лампа, но старомодная восковая свеча. Здесь звонят к обедне, читают старые книги, с изысканной вежливостью ухаживают за дамами.

(Прослушивание романса «Свеча»).

На протяжении более чем 40-летнего творческого пути Белла Ахмадулина много сделала для сближения литератур разных народов. Ее переводы классических и современных поэтов народов бывшего Советского Союза (с грузинского, армянского, абхазского, кабардино-балкарского и других языков), а также европейских и американских поэтов (с английского, французского, итальянского, польского, чешского, сербскохорватского языков) получили заслуженно высокую оценку. К стихам Беллы Ахмадулиной обращались многие певцы и певицы, не исключение и Алла Борисовна Пугачева, которая спела песню на стихи Ахмадулиной в фильме «Пришла и говорю», песня называется «Взойти на сцену», посмотрим фрагмент фильма.


(Просмотр клипа песни «Пришла и говорю»).

3 ВЕДУЩИЙ:   У нее была нормальная жизнь, состоящая из замужеств, разводов, дружб, потерь, поездок. В юности Белла Ахмадулина вышла замуж за поэта Евгения Евтушенко. Браки поэтов, увы, редко бывают прочными. Но история их отношений, сила их переживаний породила несколько прекрасных стихотворений. Влюбленные часами бродили по Москве, взявшись за руки. Читали друг другу стихи, легко ссорились, легко мирились. Евтушенко вспоминал, что то и дело забегал вперед, чтобы заглянуть в ее "бахчисарайские глаза". Однажды он написал ей стихи на тетрадном листе и повесил его на ветку дерева. Евгений Александрович совершенно забыл про это стихотворение и был несказанно удивлен, когда услышал песню на свои стихи в фильме Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!".

(Звучит песня на стихи Е.Евтушенко «Со мною вот что происходит»).

Белла посвятила мужу поэму "Сказка о дожде". Ахмадулина и Евтушенко были прекрасной парой – оба молодые, талантливые, оба любили красиво одеваться. Евтушенко первым в Москве начал носить модный нейлоновый костюм. Ахмадулина с юности одевалась нестандартно с точки зрения советских людей. Две яркие индивидуальности, Евтушенко и Ахмадулина, к сожалению, не смогли долго существовать вместе. Их брак продлился всего три года. Евгений будет винить себя за то, что, опасаясь за свою и ее творческую свободу, уговорил жену прервать беременность. И в наказание Бог послал потерю любви. Через два месяца тоски и отчаяния Евтушенко попытался повернуть время вспять и примчался к Белле ночью, захватив с собой шампанское и ананас. Но дверь Белла не открыла. Что переживала она в тот момент, остается лишь догадываться.

(Стихотворение Б. Ахмадулиной “О, мой застенчивый герой”. Видеоролик).

Вторым мужем Беллы Ахмадулиной был писатель Юрий Нагибин. Мастер слова, успешный кинодраматург, он оставил немало строк об Ахмадулиной в своём невероятном “Дневнике”. В 1968 году, разводясь с Нагибиным, Ахмадулина взяла на воспитание приёмную дочь Анну, которая впоследствии закончила Полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. От сына балкарского классика Кайсына Кулиева — Эльдара Кулиева в 1973 году она родила дочку Елизавету, которая как и её мать закончила Литературный институт. В 1974 году Белла Ахмадулина вышла замуж за известного театрального художника Бориса Мессерера, с которым они прожили вместе более тридцати лет. Борис Мессерер любил и боготворил свою жену. Он стал ее своеобразным ангелом-хранителем. «Я счастлива в браке, любовь мужа охраняет меня всю жизнь», — признавалась Белла Ахатовна. Супружеская пара была неразлучна вплоть до кончины Беллы Ахатовны.


4 ВЕДУЩИЙ:   Говорят, что поэту необходимы учителя. Белла Ахмадуллина признавала своими наставниками в поэзии Пастернака и Мандельштама, Ахматову, Блока, и конечно, - Пушкина.

Поэт Иосиф Бродский считал, что никто не позавидует женщине, пишущей стихи в России в этом столетии. Потому что есть две гигантские фигуры, являющиеся каждой, взявшей перо в руки – Анна Ахматова и Марина Цветаева. Ахмадулина открыто признается в почти парализующем для нее очаровании этих двоих и присягает им на верность.




Не ладили две равных темноты:

Рояль и ты – два совершенных круга,

В тоске взаимной глухонемоты

Терпя иноязычие друг друга.


Два мрачных исподлобья сведены

В неразрешимой и враждебной встрече:

Рояль и ты – две сильных тишины,

Два слабых горла музыки и речи.


Но твоего сиротства перевес

Решает дело. Что рояль? Он узник

Безгласности, покуда в до-диез

Мизинец свой не окунет союзник.


А ты одна. Тебе – подмоги нет.

И музыке трудна твоя наука –

Не утруждая ранящий предмет,

Открыть в себе кровотеченье звука.


Марина, это все – для красоты

Придумано, в расчете на удачу

Раз накричаться: я – как ты, как ты!

И с радостью бы крикнула, да – плачу.


Восхищаясь Ахматовой, Ахмадулина решительно зачисляет себя в прилежные ученицы Пушкина. Героиня Ахмадуллиной трепетно относится к дружбе, видя в ней одну из самых важных сторон человеческого общения. В стихотворении «По улице моей который год…», написанном в 1969 году, Ахмадуллина грустит о друзьях, которые покидают ее.



(Звучит романс «По улице моей который год…»).



2 ВЕДУЩИЙ:   В 1970-е Белла Ахатовна побывала в Грузии и навсегда полюбила эту страну и ее народ. Изучив грузинский язык, она писала переводы грузинских стихов, в числе переведенных ею авторов - Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе, С. Чиковани и другие. Журнал “Литературная Грузия” публиковал ее стихи в годы, когда это было невозможно в России.

(Звучит стихотворение «Я столько раз была мертва»).

Белла Ахмадулина  долго находилась под запретом за свою непреодолимую тягу к свободе. Союз писателей  СССР предлагал выгнать поэта Ахмадулину не только из своего союза, но и из Советского.

Эта хрупкая и нежная женщина никогда не шла на компромисс ради собственного профессионального успеха, всегда твердо отстаивала свои убеждения.  «Я никогда не боялась за себя, — говорила Ахмадулина, но мне знаком страх за товарищей». Она подписывала письма в защиту Синявского, Даниэля. Не боялась говорить о Бродском, когда того уже выдворили из страны. Из ее квартиры уезжали в эмиграцию Василий Аксенов и Владимир Войнович. Ей посвящали стихи Высоцкий и Окуджава. Евтушенко восторгался, что его любимая жена в измерении, где не было ни партии, ни КГБ, а были Пастернак, Ахматова, Цветаева и вся красота мира, включая ее собственную. Конечно, жизнь, которую не затрагивала ни партия, ни КГБ – поэтическое преувеличение. Так или иначе, система доставала всех. В 80-ом Ахмадулина написала письмо в защиту опального академика Андрея Дмитриевича Сахарова. Вот что в нем содержалось: "Когда человек заступается за человечество, это значит, что он ничего не боится. Он боится лишь за человечество. Но я человек, всего лишь. И я боюсь. Но что еще я могу сделать? И – если нет других академиков, чтобы заступиться за академика Сахарова, то вот я – Белла Ахмадулина, почетный член Американской академии искусств и письменности". Письмо Ахмадуллиной было опубликовано в газете "Нью – Йорк – Таймс". В своей позиции Белла не была одинока. В защиту Сахарова выступили ее друзья: художник Борис Мессерер, писатели Андрей Битов, Василий Аксенов, Фазиль Искандер, Владимир Высоцкий…

3 ВЕДУЩИЙ:   Многие помнят, как воспринимались тогда публикации в зарубежных изданиях. Санкции против нее были "тихими": перестали печатать и запретили ее выступления. Так начался тот горький год. И продолжился – разлукой с друзьями: уехали Войнович, Аксенов, умер Высоцкий… Умерла и Надежда Мандельштам, последние годы которой были связаны с дружеским участием Беллы. Тогда казалось, что все кончено. И не было сил встречать Новый год. Судьба предложила Тарусу. Жилье она сняла на улице, где прежде находилось кладбище, на котором хотела быть похоронена Цветаева. Это повлияло спасительно. Именно в Тарусе, под сильнейшим ощущением как бы присутствия Марины Ивановны, у Ахмадуллиной возникает поэтический образ сада: символ цветения, чистоты и, наконец, награды. Январским утром 90-ого года Ахмадулину пригласили в Кремль для вручения Государственной премии СССР за книгу стихов "Сад".



Февраль – любовь и гнев погоды.

И, странно воссияв окрест,

Великим севером природы

Очнулась скудность дачных мест.

И улица в четыре дома,

Открыв длину и ширину,

Берет себе непринужденно

Весь снег вселенной, всю луну.


Как сильно вьюжит! Не иначе –

Метель посвящена тому,

Кто эти дерева и дачи

Так близко принимал к уму.

Ручья невзрачное теченье,

Сосну, понурившую ствол,

В иное он вовлек значенье

И в драгоценность произвел.


От стихов Беллы Ахмадулиной остается впечатление, что они сами выпархивают из ее уст, как только она их приоткрывает. На ее стихи написано много песен Одна из них - романс из кинофильма "Жестокий романс" : "А на последок я скажу". Музыку к этому фильму написал композитор Андрей Петров. Кинорежиссер Эльдар Рязанов вспоминает: "…Тогда я принялся за штудирование русской женской поэзии, надеясь оттуда извлечь стихи для романсов Ларисы. Однако ни у одной из талантливых поэтесс 19 столетия я не смог отыскать того, что хотел. И тогда я прибег к помощи моей любимой Беллы Ахмадулиной. У нее я нашел то, что мне было нужно".

(Прослушивание романса «А напоследок я скажу»).

4 ВЕДУЩИЙ:   Поэзия для Ахмадулиной - это самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых и традиционных предметов. Для её поэзии всё — даже любая мелочь — может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; всё может стать одухотворённым, символичным, как любое явление природы. Ошибаются те, кто принимают узоры ее речи и стильную хрупкость облика за отражение характера. Ахмадулина гораздо тверже и решительнее, чем видится на первый взгляд. Ее муж Борис Мессерер говорит: «Характер у нее трудный, я, можно сказать, всю жизнь живу под татарским игом. Но, тем не менее, мы ладим уже в течение долгого периода. Я больше всего люблю образ Беллы теперешней, потому что сейчас она значительна своей теперешней красотой. Её стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы, явственно отмечен напряжённым женским вниманием к деталям, которое можно назвать любовью».

(Звучит стихотворение «Она цеплялась за любовь»).

Творчество для Ахмадулиной — “казнь”, “пытка”, и единственное спасение, исход “земной муки”, вера в слово и верность ему, в нерасторжимость “словесности и совести” у Ахмадулиной столь сильна, что настигающая немота равносильна для нее небытию, утрате высокой оправданности собственного существования. Она готова расплачиваться за поэтическое избранничество “мукой превосходства”, страдание вообще видится ей искуплением душевного несовершенства. Казалось бы неразделенная любовь - традиционная тема женской поэзии. Но, если другие поэтессы, обращаясь к ней сознательно или подсознательно рассчитывают на читательское сострадание, то лирическая героиня Беллы Ахмадулиной остаётся в своём страдании, одинокой, но твёрдой и благородной. У неё хватает сил не осуждать возлюбленного, она даже предлагает ему свою помощь. Подлинное горе, как правило, настолько велико, что само отрезает все пути к утешению. И задача у лирической героини одна – испытывая боль, сохранять человеческое достоинство.

(Звучит романс «Не уделяй мне много времени»).

Как сказал поэт Александр Кушнер, сверстник Беллы Ахмадулиной: «Она была эпохой в нашей поэзии». Ахмадулина и сама осознавала свою высокую причастность к русской классической поэзии, свою включённость в тот трагический ряд подвижников и мучеников, каким была в последние три века наша литература. Ахмадулина готова была разделить судьбу своих предшественниц, перед памятью которых благоговела: Ахматовой и Цветаевой. Соглашалась на печальную участь нищенки с церковной паперти, безымянного иконописца -«богомаза» и обычного русского пьяницы, лишь бы служить поэзии и сохраниться в памяти потомков своими стихами. Ахмадулина ещё при жизни заботливо призывала всех нас не плакать о ней.

(Звучит романс «Не плачьте обо мне - я проживу»).

1 ВЕДУЩИЙ:   В своих стихах она хвалит и боготворит атмосферу 19 века, где с восторгом рассказывает о рыцарстве, благородстве, аристократизме, которые за все это время человечество успело потерять и потеряться. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация “старинного” слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой.

(Звучит стих «Есть в сумерках…»).

Лирическую фабулу многих ее стихов составляет не лишенное магического оттенка общение с “душой” предмета или пейзажа, призванное дать им имя, пробудить их, вывести из небытия. Ахмадулина таким образом дает свое зрение окружающему миру. В 2007 году Белла Ахмадулина празднует свой юбилей. Ей исполняется… Хотя, какая разница, сколько лет человеку, живущему вне времени? Показатель ее вневременности – мудрость и красота, показатель ее вневременности как поэта – книги. Сама поэтесса говорит о себе так: «Хочу ли я, чтобы люди меня читали? Я хочу, чтобы люди жили хорошо, а читать меня необязательно…» Мы благодарны Белле Ахмадулиной за ее стихи, за ее верность ремеслу, за способность сопереживать, за то, что умела помедлить, когда все торопились, говорить, когда многие молчали, быть искренней, когда удобнее было притворяться. Сегодня изданы десятки ее сборников: поэзия, переводы, эссе... Стихи Беллы Ахмадулиной переведены более чем на 20 языков мира. Однажды у неё поинтересовались, счастливо ли сложилась её судьба. «Мне другой не надо», - сказала, как отрезала. В другом интервью мягче: «Никто не бывает так счастлив на белом свете, как поэт. Только он один, сколько бы ему ни выпало жить, может поражаться сочетанию цвета и света, капли и солнечного луча, осознать блаженство бытия, всегда думая о небытии больше, чем другие... Я уверена, судьба поэта предопределена». Белла считала, что поэт никогда не уйдёт раньше своего срока. И это знание вызывало у неё скорее горечь.

«Не знаю вечность или миг
Мне предстоит бродить по свету,
За этот миг иль вечность эту
Равно благодарю я мир.
Чтоб ни случилось не кляну,
А лишь благословляю лёгкость,
Моей кончины тишину,
Твоей печали мимолётность».

В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь. Борис Асафович, её муж, стал глазами Беллы. Они ходили, взявшись за руки – крепкий, основательный Мессерер и хрупкая, изящная Ахмадулина. Казалось, так будет всегда. Но судьба распорядилась иначе... 29 ноября 2010 года Белла Ахмадулина умерла на своей даче в Переделкино, не выпуская руки любимого мужа…

Ахмадулина была и останется самым нежным и мужественным поэтом плеяды шестидесятников, и не только – она останется одним из лучших лириков ХХ века. Запомнится такой, как в знаменитом фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича», -- юной. Необыкновенно красивой, вдохновенной. Трудно пока осознавать, что с уходом из жизни замечательной русской поэтессы ушла целая Эпоха. Но ее стихи и поступки останутся в памяти современников и последующих поколений. А все потому, что современность прекрасно сочетается в ней с классической женственностью: грациозной, нежной и лукавой. Белла Ахмадулина была самым красивым поэтом своего времени. Самым беспомощным и самым победительным. Для тех, кто ее любил и не любил, она была одинаково значима и дорога. Теперь таких не делают. Художественное творчество Беллы Ахмадулиной было по достоинству оценено в России и за рубежом: в 1989 году ей была присуждена Государственная премия СССР, в 1992-м – Международная поэтическая премия «Носсаде-92», в 1993-м – Пушкинская премия фонда Тенфера (Западная Германия) и независимая премия «Триумф», в 1997 году вручен орден «За заслуги перед Отечеством».

(Просмотр видеоролика «Не исчезай»).

Ну вот и ты... Ты за друзьями вслед
Печально улыбнувшись, вдруг шагнула
В ноябрьский, осенний мокрый снег,
В безмолвие и строгость караула. В том карауле все твои друзья,
Они при деле, и при строгой стати 
Стоят они, расправив для тебя
Забытое голубенькое платье.

Они не спят, не пьют и не поют,
Их тени здесь давно расположились,
И те, кто предал, так же предают,
И искренние тоже здесь прижились

А позади осталось меньшинство,
С характером крутым тоска и холод,
Логичный ход часов и естество,
Твое окно, и голос твой и город.

Осталась мудрость, слезы и печаль,
На книжных полках страсти силуэты
Так ветер нежность с горечью венчал
Так уходили в караул поэты.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!